Когда речь заходит о болгарском графическом дизайне, то у многих людей возникает непроизвольная улыбка на лице. Тем не менее он был и есть. И центральная фигура в его становлении и развитии — Стефан Канчев, создавший тысячи логотипов для компаний и организаций по всему миру. У него были выставки в Берлине, Москве, Варшаве и Нью-Йорке. О жизни и работах этого дизайнера мы и поговорим в сегодняшнем материале. 

В начале творческого пути

Стефан Канчев (бол. Стефан Кънчев, также по-русски встречается написание Кынчев) родился в 1915 году в семье иконописца. Его отец занимался росписями церквей в городе Ботев, Святой Богородицы в Старой Загоре и многих других. Конечно, Стефан привлекался к этой работе: он помогал своему отцу, смотрел и учился. Позже вспоминал, что ему повезло: двоюродный брат, тоже, видимо, вращавшийся в этой сфере, — познакомил как-то с известными художниками. И еще до поступления в вуз — Стефан занимался прикладной графикой, был подмастерьем.

Статья о Канчеве в одной из газет с примерами его работ
Статья о Канчеве в одной из газет с примерами его работ

С 1940 по 1945 год — изучал настенную живопись в Национальной художественной академии. Уже тогда он обратил на себя внимание знатоков. Вот что писал Иван Ненов, известный болгарский живописец: «Несколько лет назад на выставке в Академии художеств некоторые студенческие произведения меня впечатлили. Идеи были оригинальными, концепции — удачными, а работы — хорошо построенными. В целом уровень [проектов]… был выше того, что типично для Академии художеств в тот период. Имя молодого художника — Стефан Канчев. Он покинул Академию, не закончив весь курс. Уже тогда качество его [произведений] показало, что Канчев — один из самых талантливых…».

Несомненно, что после такой характеристики — карьерные возможности инноватора-дизайнера были самыми широким. Он постепенно укрепляет свои позиции как художник не только в Болгарии, но и в других странах (его работы были представлены на выставках в Берлине, Москве, Варшаве, Нью-Йорке).

Канчев создает прикладную графику в восточноевропейском стиле, а также многочисленные товарные знаки для различных компаний и организаций.

Примеры его графических работ

У каждого из брендов Канчева — вполне понятная художественная форма и типографская природа. Подобное соединение предполагает оригинальность (нестандартность) графического дизайна: «… изображение представляет собой всего лишь одну букву или комбинацию букв, иногда это форма чего-либо или просто символ, иногда это комбинация формы и шрифта. Все это созрело в глубокой художественной обработке, они были изменены, уточнены, и в конце художник представил работу в упрощенном, ясном и уникальном виде».

Всего таких проектов у Канчева было более 1600. 23 созданных им обозначения были представлены на международной выставке, организованной Американским институтом графических искусств.

В 1994 году — Стефан Канчев вошел в рейтинг ТОП-10 дизайнеров товарных знаков в мире, составленный профильным бельгийским Международным центром.

Канчев прожил долгую и плодотворную жизнь, он скончался в 2001 году в возрасте 86 лет.

В чем секрет Канчева?

Как и остальные великие дизайнеры, он, создавая свои произведения, ориентировался на несколько важных деталей:

Первое — простота и выразительность. Ниже вы можете увидеть, например, его персональную монограмму — в ней переплетаются инициалы автора (С и К), вписанные в открытый глаз, что иллюстрирует взаимосвязь автора с творческой сферой.

Персональная монограмма дизайнера
Персональная монограмма дизайнера

Второе — общая элегантность и запоминаемость объекта.

Третье — историчность, преемственность. «Мы не должны думать, что эпоха начинается с нас. Я хотел бы, чтобы мы были более бдительными, когда разрушаем то, что унаследовали. Мы теряем много прекрасных зерен, мы теряем традиции, которые мы не ценим, которые унаследовали. Сохраненный знак — это именно традиция», — подчеркивал дизайнер.

Четвертое — продолжительность действия созданного и внедренного товарного знака. Бренд не должен меняться с каждым новым директором: «…традиция дает уверенность, которая помогает оставаться на плаву перед лицом конкуренции».

Придумывая и внедряя обозначения, Канчев трудился без передышки: он работал днями и ночами, иногда по 40 часов подряд. Пожалуй, вспоминают современники, самой лучшей фразой, характеризующей Канчева, была такая: «я отдыхаю тогда, когда работаю». При этом — дизайнер оставался всегда веселым и позитивным: «По случаю его 80-летия в Софии была организована персональная выставка. [Профессор местного вуза Варджиев] спросил его, как он себя чувствует. Как два раза по сорок — с присущим ему чувством юмора, сказал он».

Это качество Канчев соединял и со склонностью к тайне. Например, когда даже приходили его друзья, то он не позволял смотреть, что удалось придумать и сделать: «… он меня приветствовал, но... закрывал то, что в данный момент рисовал, листом бумаги. Он не любил, чтобы за ним наблюдали, и напоминал мне, что когда выйдет издание, тогда и посмотрим, в чем была его идея и как она была реализована». 

О сервисе Онлайн патент:

Онлайн Патент — цифровая система №1 в рейтинге Роспатента. С 2013 года мы создаем уникальные LegalTech-решения для защиты и управления интеллектуальной собственностью. Зарегистрируйтесь в сервисе Онлайн-Патент и получите доступ к следующим услугам: 

Комментарии (4)


  1. OlegZH
    19.07.2025 06:04

    А теперь это всё ИИ будет делать...


    1. VictorDmitriev
      19.07.2025 06:04

      Не совсем "делать": компилировать.
      Но ведь и человек компилирует. Сейчас грань заметна многим.
      А потом?
      P.S. Занимался изготовлением лого на заказ. На локальном уровне. Однажды побывал в Българии в музее юмора и сатиры (Габрово). Ностальжи...


      1. OlegZH
        19.07.2025 06:04

        о_О Габрово?!! Помнится, один товарищ из анекдота давал кровь, так тот попросил у того, кому переливали кровь деньги вперёд, а на немой вопрос врачей ответил "Я — габровец.". Как-то так. ;-)


  1. programania
    19.07.2025 06:04

    Конечно значки экономят место и по мнению автора украшают программу,
    но большинство выглядят загадочно и без hint никогда
    не догадаться что они означают, например, как значки в этой статье.
    Кроме этого автор часто рисует красивый значок в большом размере,
    а о мелком не заботится и там вообще не пойми что.
    Например, favicon этого сайта на панели вкладок выглядит
    как мутное пятно на грязно-голубом фоне - хуже всех.

    Может лучше вместо кучи цветастых загадочных значков делать
    2-3 самые частые кнопки с текстом в одно слово и кнопку "Ещё"
    и там в меню текстом все нормально описать.