Авиакомпания «Трансаэро» была учреждена в сентябре 1990 года. Ее создателями стали: Александр Плешаков (сын министра радиопромышленности СССР, генерал-полковника Петра Плешакова) и его мать — Татьяна Анодина (она занимала должность председателя Межгосударственного авиационного комитета). Портал «КО» в список учредителей также вносит еще и Григория Гуртового (его отец всю жизнь проработал в Опытно-конструкторском бюро им. А.С. Яковлева), но в других источниках подобной информации обнаружено не было.

Первое время учрежденная компания осуществляла чартерные перевозки на самолетах Аэрофлота. А 5 ноября 1991 года (этот день считался официальным днем рождения корпорации) Трансаэро совершила первый чартерный полет по маршруту Москва–Тель-Авив–Москва с собственным кодом UN на арендованном воздушном судне.

Уже в 1992 корпорация приобрела свой первый самолет. Им стал Ил-86. Он начал летать по маршруту Москва–Норильск. Основатель Плешаков позже вспоминал в интервью Forbes: запущенная авиакомпания демонстрировала уникальный уровень сервиса. В газетах после первых полетов Ил-86 даже появлялись статьи с названиями «Лосьон никто не выпил и не украл» — дело в том, что Трансаэро одной из первых предусмотрела указанное средство гигиены в туалете. Пассажиры, кстати, удивлялись не только такому сервису, но и, например, выдаваемым бесплатно пледам. Когда бортпроводники предлагали воспользоваться подобными теплыми вещами, то чаще всего слышали отказ: граждане боялись дополнительных услуг, так как считали, что за каждое действие надо будет платить.

В 1993 году — Трансаэро первой в российской гражданской авиации стала эксплуатировать лайнеры Boeing. В этом же году организованы первые регулярные международные рейсы в столицы некоторых стран СНГ, а также в Израиль.

В 1994 году — создали собственный Авиационный учебный центр. Через год — запустили программу поощрений для часто летающих пассажиров.

В 1996 фирма получила право летать в Лос-Анджелес. На борту клиентам предлагали мороженое, суп и суши.

Кризис 1998 больно ударил по Трансаэро. У компании на тот момент было 17 старых Boeing 737 (их возраст в среднем составлял более 20 лет). Чтобы продолжить работу, топ-менеджеры корпорации были вынуждены продать девять самолетов, закрыть практически все дальние и российские маршруты, а также реструктуризировать кредиторскую задолженность.

Фирма справилась с проблемами. Хотя отголоски этой ситуации преследовали Трансаэро долго: в 2009 году стало известно, что у фирмы минимум с 2006 был зафиксирован отрицательный капитал в 927 млн рублей. Причина — убытки от курсовой разницы. Попытки максимальной оптимизации расходов, предпринятые руководством, были «закрыты» новым кризисом 2008 года.

Эти финансовые трудности не повлияли на стратегию максимального расширения компании. В 2009 году — руководство фирмы запустило рейсы на самолетах Boeing 747-400. В 2010 году — фирма открыла более 20 направлений для регулярных полетов (в том числе Москва–Пекин, Москва–Майами, Москва–Нью-Йорк). В 2011 году — создатели корпорации приобрели новые самолеты Airbus и начинали программу постепенной модернизации флота. Такое поступательное развитие привлекло новых клиентов: число перевезенных пассажиров в 2012 году оценивалось в 10,3 млн человек.

В 2013 году — флот авиакомпании составлял 100 самолетов.

Ничто не предвещало грозы.

Она разразилась внезапно в 2014-2015 годах.

В декабре Трансаэро смогло получить государственные гарантии по кредиту ВТБ на 9 млрд рублей. Фирма отказалась от дополнительных выплат топ-менеджерам, но запланировала корректировку фирменного стиля, на который хотела потратить до 10 млн долларов.

Весной 2015 (когда казалось, что ситуация разрешается в позитивную сторону) — компания объявила о пересмотре своей отчетности в сторону финансового ухудшения.

В августе того же года корпорация обратилась в Минтранс, попросив продлить ковенантные каникулы по кредитным соглашениям с банками, которые отказали в реструктуризации долгов. Руководство Сбербанка удлинило сроки таких каникул до 1 октября.

Дальше события развивались стремительно.

Стало известно о планах приобретения Трансаэро со стороны Аэрофлота. Предполагалось, что госкомпания купит 75% плюс одна акция Трансаэро за один рубль, но указанный пакет ценных бумаг так и не был приготовлен к сроку. Аэрофлот от сделки отказался.

Появились сообщения о потенциальном банкротстве компании.

Совладелец S7 Владислав Филев заявил о готовности выкупить контрольный пакет акций Трансаэро, но контракт также не был подписан: владельцы фирмы не смогли высвободить требуемое из-под объявленных залогов.

5 октября 2015 году Трансаэро отказалась от полетов за границу.

Примерно в этот же период Росавиация закончила проверку внутри фирмы. Ведомство заявило, что дальнейшая деятельность компании невозможна: у нее официально были долги в размере 250 млрд рублей.

26 октября 2015 года сертификат эксплуатанта Трансаэро был аннулирован.

В сентябре 2017 года компанию признали банкротом. В отношении нее была введена процедура конкурсного производства.

Почему произошло крушение одной из крупнейших авиакомпаний России? Фирма гналась за лидерством: она стремилась получить не менее 25% рынка к 2012 году.

Эта политика обходилась компании очень дорого. В конце 2009 года чистый долг Трансаэро превышал EBITDA в 5 раз.

В 2012-2013 гг. — на волне модернизации флота фирма заключила ряд сделок на поставку Boeing 747-8, Boeing 737-800 и A320 neo через лизинг. Сумма сделок с корпорациями подобного профиля оценивалась в 5 млрд долларов.

Сейчас сайт компании выглядит так
Сейчас сайт компании выглядит так

Ситуация постепенно ухудшалась по нескольким причинам:

  • Во-первых, была произведена реформа рынка международных перевозок: Трансаэро стала вторым назначенным перевозчиком вместе с Аэрофлотом на многих направлениях;

  • Во-вторых, в 2013 году начался туристический кризис, что привело к снижению количества перевезенных клиентов;

  • В-третьих, в 2014 году резко скорректировалась стоимость национальной валюты.
    Трансаэро сделала ставку на очень быстрый рост, привлекла очень много финансовых ресурсов, а рынок, росший в предыдущие годы на 15–20%, не оправдал надежд», — говорил позже «КО» эксперт комитета по транспорту Госдумы РФ Роман Гусаров.

Что стало с маршрутами и материальной собственностью фирмы?

Международные перелеты, которые обслуживала Трансаэро, поделили между собой конкуренты. Самолеты — продали. Причем некоторые из них — с существенным демпингом. Например, планер и двигатель дальнемагистрального Boeing-767-200, брошенные на территории аэропорта «Внуково», были реализованы на торгах в 20 раз дешевле изначальной цены. Планеры двух самолетов Boeing-737 в это же время ушли с торгов в среднем за 5 млн рублей.

А интеллектуальная собственность?

К моменту банкротства — фирма владела, судя по отчетности, одним из самых дорогих брендов в истории России. Указывалось, что стоимость товарного знака составляла в 2015 году 61,2 млрд рублей (для сравнения: капитализация компании по акциям на Московской бирже была в тот момент менее 9 млрд рублей).

Кстати, за фирмами, относимыми к Трансаэро, числилось всего 8 товарных знаков, 4 промышленных образца, включавших, например, внешний вид одежды бортпроводниц, летний ансамбль одежды, мужскую одежду и так далее.

Товарный знак был признан общеизвестным. Но это не спасло фирму от банкротства
Товарный знак был признан общеизвестным. Но это не спасло фирму от банкротства

Товарные знаки (кроме одного, он был признан общеизвестным по номером 104) компании прекратили свое действие, как и промышленные образцы. Свидетельств на программы и базы данных у фирмы-банкрота не осталось.

О сервисе Онлайн патент:

Онлайн Патент — цифровая система №1 в рейтинге Роспатента. С 2013 года мы создаем уникальные LegalTech-решения для защиты и управления интеллектуальной собственностью. Зарегистрируйтесь в сервисе Онлайн-Патент и получите доступ к следующим услугам: 

Комментарии (15)


  1. asderru
    26.07.2025 13:01

    Хорошая компания была. В 2000-е практически каждый четверг появлялись билеты в Лондон туда в пятницу и обратно в воскресенье за 100 долларов. Даже с учетом стоимости билета уикенд оказывался дешевле, чем в Москве. Я на этих билетах накатал столько миль, что потом обслуживался как бизнес-класс.


    1. unreal_undead2
      26.07.2025 13:01

      Последний раз вылетали ими 4 октября 2015го из Италии - уже началось веселье, онлайн регистрация прошла только по какой то ссылке с форумов, но таки улетели нормально.


  1. mSnus
    26.07.2025 13:01

    в 2014 году резко скорректировалась стоимость национальной валюты

    А что же такое случилось в 2014?


    1. leslie500
      26.07.2025 13:01

      Крым!


    1. gotch
      26.07.2025 13:01

      ЦБ устал кидать доллары в топку "валютного правила" с сомнительными перспективами.

      По сравнению с 2022, в 2014 почти ничего и не случилось.

      Боюсь, что однажды мы так скажем и про 2022.


  1. ssj100
    26.07.2025 13:01

    сын министра радиопромышленности СССР, генерал-полковника Петра Плешакова) и его мать — Татьяна Анодина (она занимала должность председателя Межгосударственного авиационного комитета

    короче компания основанная на связях


    1. Femistoklov
      26.07.2025 13:01

      Бывают другие?


    1. gotch
      26.07.2025 13:01

      Ждали историю успеха двух талантливых дворников?


      1. ssj100
        26.07.2025 13:01

        Ну может и быть не дворников, но никак не сынков  "председателя Межгосударственного авиационного комитета" и "министра радиопромышленности СССР," Просто для таких все двери открыты и решались они на дачах под водочку и после охоты подсовывание/переложением гос активов в карман своему сыночку.


        1. gotch
          26.07.2025 13:01

          Березовский, Абрамович, Гусинский, Ходорковский, это достойные для подражания примеры?


  1. andy_p
    26.07.2025 13:01

    Разрабатывал ПО для них.


  1. Scott_Leopold
    26.07.2025 13:01

    В итоге: получилась типовая финансово-прлдуктовая пирамида, где старые проблемы закрывались привлечением нового финансирования на новые наполеоновские планы. Такая схема встречается довольно часто там, где владельцы и топ-менеджеры не обладают достаточной квалификацией. Итчаще всего злой умысел отсутствует: это не тру-мошенники, а просто люди, которые верят, что вот-вот, ещё один кредит, и тогда уж точно... Рано или поздно этот штопор всегда заканчивается.

    Можно отметить и ещё один момент: покровительство в высоких кругах (в данном случае все двери были открыты благодаря Анодиной) не улучшает, а ухудшает ситуацию.

    Вместо маленького "бум" в итоге получается гигантский "ба-бах"


    1. Mishootk
      26.07.2025 13:01

      Про людей у которых вот-вот, но не получилось с бизнесом на шаверме пишет Рюмин.

      Ждем в стиле "Мы летали на чужих самолетах, а потом как все завертелось, и теперь от нас только скриншоты. Да, мы еще должны..."


  1. AstorS1
    26.07.2025 13:01

    Товарный знак был переоценен.


  1. vadim_bv
    26.07.2025 13:01

    Ничего не понятно:
    1) Что такое портал "КО"?
    2) Как тот факт, что "Трансаэро стала вторым назначенным перевозчиком вместе с Аэрофлотом на многих направлениях " повлиял на ухудшение ситуации? Их заставили "держать цены" или что?
    3) "в 2014 году резко скорректировалась стоимость национальной валюты" - у нас и на эту тему теперь принято использовать эвфемизмы?
    4) "Хотя отголоски этой ситуации преследовали Трансаэро долго: в 2009 году стало известно, что у фирмы минимум с 2006 был зафиксирован отрицательный капитал в 927 млн рублей. Причина — убытки от курсовой разницы." Так какой ситуации? Дефолта 1998-го года? Курсовой разницы в какие годы?