В середине июля я сдала computer-based IELTS Academic на band 8 (C1). В этой статье расскажу о неожиданных сложностях подготовки к IELTS, знание которых помогло бы мне в начале подготовки, с акцентом на написание эссе и говорение.

На написание этой статьи меня вдохновила статья Гайд по сдаче IELTS: с band 6 до band 7.5 за два месяца. Кроме того, в процессе подготовки ни в русскоязычных, ни в англоязычных статьях я не увидела проблемы расширения кругозора для экзамена.
Исходные данные
У меня средне-специальное и высшее техническое образование, работаю в сфере около IT на технической должности. В школе у нас был очень сильный английский, нас фактически довели до уровня B2, с тех пор уровень падал. При этом по работе я потребляла большое количество технического контента на английском - как тексты, так и аудио (видео на YouTube). Подготовка заняла к экзамену заняла 8 месяцев, репетитора Елену нашла на Авито и занималась с ней до самого экзамена. Занятия проходили 1-2 раза в неделю с двумя большими перерывами почти в месяц в феврале и июне. С апреля абсолютно всё свободное время уходило на подготовку.
Экзамен можно сдать на площадках двух провайдеров - одна организация считается нежелательной с июня 2025 года, а вторая - IDP, и на момент написания статьи легальна. Я сдавала на площадке IDP. С точки зрения кондидата мне не известно о каких-либо отличиях между процессом сдачи там и там.
Кратко о Listening и Reading
Как и у автора предыдущей статьи, у меня практически не было проблем с Listening и Reading. Аудио для Listening проигрывается один раз. Для подготовки я на протяжении четырёх месяцев слушала тестовые варианты заданий из интернета. Очень часто неофициальные тестовые варианты сложнее экзаменационных - быстрее темп речи, нестандартные форматы вопросов. Как и ожидалось, на экзамене попался простой вариант с словами, знакомыми по тестовым вариантам (одно слово совсем не разобрала). В Reading наибольшую сложность вызывали задания на распределение заголовков и на отличие False от Not given в заданиях True/False/Not given. Общая рекомендация для Listening и Reading – найти свои слабые типы заданий и прорешивать конкретно их.
Кругозор и словарный запас
Во время подготовки в статьях на русском и английском не видела упоминаний этой проблемы, поэтому решила написать отдельно.
Самой большой проблемой при подготовке стала ограниченная эрудированность. По жизни у меня крайне ограниченное число интересов. Кроме того, я не большой фанат научпопа в сфере психологии и социологии (в третьей части говорения и в одном эссе вопросы часто связаны с социологией), поэтому, когда репетитор отправлял мне списки вопросов для Speaking и Writing, зачастую в моей голове вместо конструктивных мыслей появлялась обезьянка с тарелками, и требовалось очень много времени для ответа (много - это от получаса).
Пример вопроса:
In many countries nowadays, consumers can go to a supermarket and buy food produced all over the world. Do you think this is a positive or negative development?

Некоторые формулировки, как пример выше, требуют личного мнения, которое мне сложно сообщать даже в обычной жизни. Для преодоления ступора я в течение нескольких месяцев почти каждый день читала статьи и смотрела хоть сколько-то релевантные разговорные видео на ютубе, не только на темы IELTS. Примерно за месяц появилась идея пройтись по списку популярных тем и уделить один-два вечера каждой теме, но я оказалась недостаточно самодисциплинирована для такого плана. Формат TED Talks отлично подходит для знакомства с темой, но лично мне темы видео не понравились, и я ни одно не досмотрела до конца. Понравился канал WIRED – разные темы и достаточно короткие видео. Относительно некоторых тем, например, экологии, я чувствовала недостаток специфической лексики, поэтому смотрела entry-level видео с набором нужных выражений и выписывала их в тетрадь. В интернете есть учебники с лексикой под разные темы, но ими я так и не воспользовалась.
Повторюсь, подготовка заняла 8 месяцев, и в этот период я активно расширяла словарный запас – отовсюду выписывала незнакомые слова, кроме совсем узкоспециализированных и редких. В плане запоминания у меня быстрее всего получалось учить слова, выписанные от руки в тетрадь – так подключаются моторная и зрительная память. Лексику выписывала с транскрипцией, а на соседней странице несистемно писала примеры употребления. Благодаря зрительной памяти и памяти контекста (в каком материале первые встретилось слово) запоминать слова выходило проще. Не записала в тетрадь – забыла. И, конечно, после фиксации повторяла новую лексику на протяжении нескольких дней, пока не отложится. Никакими языковыми приложениями я не пользовалась.
Идиомы также важны для демонстрации С1, но намеренно выучить их, по-моему, невозможно. Несколько штук подсказал репетитор, но в целом я даже не смотрела в эту сторону. Мне повезло – примерно за месяц до экзамена я нашла носителя с уровнем С2 (этот человек родился в России и уже давно живёт в англоязычной среде). Во время наших разговоров он предлагал идиомы, которые можно было бы использовать вместо сказанного мной. Это случай, когда прежде чем искать, надо знать, что такая вещь в принципе существует, поэтому самостоятельно эти идиомы я бы не нашла и не представляю, как их учить нормально. В конце концов, мне повезло ещё раз – на экзамене получилось употребить известную идиому (to leave a little room for something – оставлять мало места для чего-то, сознательно уделять мало внимания).
Грамматика
Автор предыдущей статьи об IELTS написал, что грамматикой не занимался вообще. Я пошла другим путём и потратила на неё время.
У меня было много ошибок, связанных с фразовыми глаголами и типичными предлогами для глаголов в целом, я уделила этому отдельное внимание, но без фанатизма, потому что все сочетания всё равно не запомнишь.
Что касается грамматики, репетитор предложила разобрать advanced-правила, которые я, как оказалось, не изучала в школе/вузе или знала, но забыла:
условные предложения
условно-сослагательное наклонение
причастные и деепричастные обороты
Условные предложения и условное наклонение критичны для вопросов, где надо рассуждать о событиях в прошлом и потенциальных последствиях, а причастные и деепричастные обороты – для сложных предложений уровня С1, особенно в эссе.
Writing
В Ielts Academic письменная часть состоит из описания графических данных (график, таблица, карта, диаграмма) и эссе на “философскую” тему. На первую часть дается 20 минут, на вторую – 40 минут. В процессе подготовки мне было сложно уложиться в лимит второго эссе из-за долгой формулировки главных идей и примеров, потому что я просто не знала, что сказать.
За Writing я получила самый низкий балл 6.5. Разбалловку по критериям организаторы не показывают, но, возможно, более сложные предложения позволили перекрыть просадку по остальным критериям (количество ошибок). Сами критерии Writing, одинаковые по весу в итоговой оценке:
Task Achievement - насколько релевантны ответы и примеры
Coherence and Cohesion - связность предложений и абзацев
Lexical Resource - словарный запас, использование синонимов
Grammatical Range and Accuracy - сложные грамматические конструкции, отсутствие грамматических ошибок
В процессе подготовки я получала в среднем 7, при этом в последний месяц к эссе я не готовилась, посвятив всё время говорению. Все методики и советы по структуре эссе и лексике были известны, я их просто не тренировала в достаточном объёме.
Полезно ознакомиться с сэмплами на band 8-9. Там есть грамматические конструкции и обороты, которых я ранее нигде не видела и самостоятельно бы не додумалась. Некоторые эссе перед отправкой репетитору я проверяла бесплатным ChatGPT. Из его комментариев полезными были исправления грамматических ошибок по невнимательности, ошибок в предлогах, запятых при вводных словах.
За все восемь месяцев подготовки я только два раза прошла mock-тест. Это значит, я самостоятельно прорешивала тройки Listening + Reading + Writing, отправляла репетитору на проверку, а в тот же день вечером мы практиковали Speaking. В остальные дни тройки я не делала, потому что было сложно выделить 2.5 часа без перерыва. На мой взгляд, более критично было писать больше эссе по часу.
Особенности подготовки к Speaking
Структура говорения следующая:
Простые бытовые вопросы (4-6). Ответ около 45 секунд. Говорить нужно прямо, без сомнений и подводок, нужно приводить примеры. Обычно задают личные вопросы (хобби, привычки).
Монолог – даётся cue card и одна минута на подготовку. Требуется рассказать на заданную тему в течение минимум двух минут. По истечении времени экзаменатор остановит кандидата. В карточке задана общая тема, связанная с личным опытом, и четыре опорных вопроса.
Философские вопросы (3-5). Ответ около минуты. Вопросы могут быть разной сложности из незнакомых сфер.
Философские вопросы подразумевают субъективное мнение, и с этим связана следующая особенность: на экзамене оценивается не качество идей, а умение говорить на английском языке. Во-первых, ваше настоящее мнение экзаменатору не интересно, баллов за него не добавят. В общем случае целесообразно ратовать за всё хорошее и против всего плохого. А во-вторых, времени на подумать нет или очень мало, пара секунд, поэтому стоит говорить наиболее очевидные популярные вещи.
Для того, чтобы выиграть время, совершенно нормально использовать “заглушки” ровно так же, как мы это делаем в родном языке. Например:
This is the interestring question, I have never thought about this before…
Well, let me think a bit…
The first thing that comes to my mind is…
Для подготовки к спикингу помог канал IELTS Advantage. Часть советов в этой статье узнала из видео автора.
Карточка из второй части содержит главную тему и вопросы, которые можно затронуть в речи. На некоторые вопросы можно ответить несколькими словами – меньше десяти секунд. Поэтому можно и нужно добавлять свои релевантные вопросы, чтобы говорить о том, о чём вам комфортно и в целом есть что сказать. Главное – не замолкать. Также важно раскрыть несколько подтем, не останавливаясь на одном вопросе. В идеале стоит закончить последней, четвёртой темой из карточки и добавить какое-то заключение, буквально одно предложение (That’s why I remembered this/this thing means so much for me etc). Во время подготовки я столкнулась с тем, что не могу контролировать время на каждый вопрос и в целом не чувствую времени. Поэтому практически все мои ответы были неоконченными, и я договаривала предложение одновременно с экзаменатором без заключения. Это нормально, потому что показывает, что вы можете спокойно говорить и дольше требуемого без самоповторов. Если идеи кончились, а экзаменатор ещё слушает, можно перефразировать предыдущие идеи или добавить деталей, дополнительно мнение, описать впечатления ещё раз. Можно и нужно начать ответ с linking words и не забывать использовать их в середине ответов – они делают речь более связной и естественной, а это экзаменационный критерий.
Практика Speaking
Speaking – часть, за которую я переживала больше всего, потому что мне сложно разговаривать на отвлеченные темы даже на русском. В начале репетитор помог преодолеть страх разговаривать на английском и познакомил с требованиями экзамена. Целесообразно тренироваться в формате экзамена с репетитором, который знаком с критериями и может дать персонализированную обратную связь, но только на репетиторов у меня не хватило бы денег (этот фактор влиял на подготовку в течение всего времени). Поэтому я подключила своих знакомых и попробовала найти случайных собеседников в интернете, чтобы поговорить бесплатно. Всего за период подготовки, помимо основного репетитора, я организовала следующую практику:
урок с репетитором, специализирующимся на IELTS.
урок с нейтивом с Авито. 1000 рублей, ничего полезного не узнала, плюс были большие проблемы со связью на стороне преподавателя. Нейтив оказался самый настоящий, не владеющий русским языком.
переключение одного чата в мессенджере на английский с сохранением тех же тем. Перейти на английский предложил мой собеседник. Помимо чата, мы также нерегулярно созванивались на английском.
созвоны на темы IELTS с подругой в свободном формате. Она переводчик с английского по образованию и текущей работе.
созвоны со спикером уровня С2, проживающим за рубежом. Очень полезно, узнала много словосочетаний и идиом.
созвоны с знакомым на бытовые темы. У него нет подтверждённого уровня, просто жил один год в Германии и ездил за границу как турист.
созвон с случайными спикерами, которых нашла одним днём в интернете. Просто написала, что ищу практику, откликнулся один человек и предложил поговорить в дискорде с ним и его друзьями (оказалось, они из Казахстана).
Итого в последний месяц я тратила на созвоны по английскому 1-3 часа каждый день, благодаря чему подняла оценку с 6 до 7.5.
Заключение
Повторю тезисы, из-за которых я решила написать эту статью.
Для IELTS Academic критичен широкий кругозор. Если вы не уверены, нужно с самого начала подготовки смотреть и читать контент на темы, типичные для экзамена.
Грамматика важна. С помощью сложных конструкций можно компенсировать недостаток по остальным критериям эссе и говорения. В этой статье я добавила замечания, которые могут помочь сэкономить вам время при подготовке и улучшить результат.
По всем вопросам можно связаться со мной в телеграме.
Комментарии (3)
poxvuibr
19.08.2025 15:06Важный момент ещё. В РФ British Council включен в список нежелательных организаций, за финансирование которых могут последовать санкции. Поэтому возможно имеет смысл сдавать экзамен в какой-то другой организации
vedenin1980
Для IELTS критичен широкий кругозор
Мне кажется, тут вы немного путаете читателей, вы сдавали IELTS Academic, а утверждаете, что для любого IELTS это справедливо.
А это не совсем так. IELTS Academic это для тех кто собирается учится в англоязычном Вузе, а там умение писать ессе на любую тему это один из базовых навыков вообще для учебы. Кстати, была реальная причина почему вы выбрали IELTS Academic?
В "обычном" IELTS все с кругозором сильно попроще и нужно уметь писать правильные письма друзьям или лендлорду, рассуждать на тему "хотел бы поехать в отпуск в мобильном доме" и т.п. Причем в целом от вас никто там не требует кругозора, если вы на хорошем английском скажете "никогда мобильным домом не интересовалась, но очень люблю путешествовать на велосипеде с палаткой" вам никто минус не поставит, а скорее предложат поговорить о плюсах и минусах путешествия на велосипедах.
Но, конечно, в любом случае темы нужно учить и готовится именно к самому экзамену даже если идеально говорите на английском.
lunseg Автор
Формат и темы Speaking одинаковые что в General Training, что в Academic, поэтому вывод обоснован.