С ростом популярности в 1997 году технологий Flash и CSS возникло три философии веб-дизайна. Дэвид Сигел продвигал «хаки», Джейкоб Нильсен стремился к простоте, а Джеффри Зельдман комбинировал элегантность с удобством пользования.

Как и многие из первой волны веб-дизайнеров, Джеффри Зельдман, которому в начале 1997 года исполнилось 42 года, начинал свою карьеру в совершенно другой профессии. Изначально он был автором художественных книг, недолго поработал журналистом, пробовал себя в качестве разъездного музыканта, а потом десять лет посвятил рекламному бизнесу. «Сочинение текстов билбордов с цепляющей графикой — хорошая практика для веба, потому что в нём нужно доносить информацию мгновенно», — рассказывал он позже в интервью.
Творческих людей наподобие Зельдмана привлекло в веб развитие мультимедиа; сам он создал свой первый веб-сайт в 1995 году. «Благодаря гипертексту появился веб, благодаря графике он стал игровой площадкой для потребителей», — писал он на своём личном веб-сайте в конце 1996 года.

Но несмотря на то, что веб стал «игровой площадкой для потребителей», он всё равно во многом был ограничен. Зельдман советовал своим коллегам-дизайнерам: «Обычно стоит стараться использовать как можно меньше изображений и делать их как можно более маленькими (по размеру файла, но необязательно по высоте и ширине)».
При создании своих веб-страниц Зельдман писал HTML в обычном текстовом редакторе на Macintosh, а графику рисовал в Photoshop. Он мотивировал других придерживаться фундамента HTML, но в то же время был прагматичным — советовал копировать других дизайнеров, чтобы учиться, и выбирать «File: View Source», чтобы смотреть, как создавались страницы в вебе.

Три мушкетёра
В начале его работы веб-дизайнером на Зельдмана сильно повлиял Дэвид Сигел, опубликовавший в 1996 году книгу «Creating Killer Web Sites: The Art of Third-Generation Site Design». Это случилось ещё до появления CSS (Cascading Style Sheets) и Flash, поэтому в книге автор продвигал идею «хаков» HTML, позволявших повысить визуальную привлекательность веб-сайтов. Основными хаками были невидимые таблицы и однопиксельные GIF для управления структурой страницы. В книге была глава под названием «A PDF Primer» («Основы PDF»), но без упоминания CSS (окончательную спецификацию тогда ещё не выпустили). Во втором издании книги, опубликованном в 1997 году, основы PDF заменили на новую главу: «Основы CSS». Это свидетельство того, насколько быстро менялся веб-дизайн в то время.

В начале 1997 года Сигелу было около 37 лет, но, в отличие от Зельдмана, у него был предыдущий опыт работы в цифровом дизайне. Его карьера началась в цифровой типографии, а затем он перешёл в веб; его цели были исключительно эстетическими. «Я любыми необходимыми средствами буду достигать качественной типографики и чёткого донесения информации», — писал он на своём веб-сайте. Одним из способов решения этой задачи стало для него сосредоточение на усилий на Netscape Navigator. «Я не буду создавать страницы, оптимизированные для ВСЕХ браузеров», — писал он.
Это стало началом оптимизации браузеров в вебе, заставившей пользователей веба просматривать разные веб-сайты в разных браузерах. Сигел позиционировал себя, как «HTML-террориста», поэтому он был готов был бороться, чтобы реализовать в вебе идеальную типографику.

Если Сигел провозгласил себя террористом веб-дизайна, то 39-летний Джейкоб Нильсен позиционировал себя, как веб-шерифа. Он писал, что его цель — «избавиться от поверхностной крутости и превратить веб-сайты в инструменты серьёзного бизнеса». Он не учился дизайну (вместо этого называя себя «гуру юзабилити»), но активно продвигал идею дизайнов, доступных через все основные браузеры. Поэтому он призывал дизайнеров пользоваться «семантическим кодированием», чтобы разделять контент и его представление.
Поначалу Нильсен проповедовал необходимость соответствия структуре, определённой в спецификации HTML, например, использованию H1 и H2 для заголовков вместо кодирования чего-то вроде «полужирный Garamond высотой 18 пикселей». По сути, он утверждал, что каждый браузер должен сам определять, как следует отображать заголовки его пользователям. Но вскоре Джейкоб начал продвигать новый веб-стандарт — CSS. «Таблицы стилей — новая технология веба, используемая пока не так широко, но это единственное решение, позволяющее обеспечить правильное отображение в постоянно растущем списке браузеров и устройств с дисплеями», — писал Нильсен в конце 1996 года.

Проблема заключалась в том, что поддержка CSS в двух основных на начало 1997 года браузерах можно в лучшем случае назвать фрагментарной. Internet Explorer 3.0 ближе всего придерживался поддержки стандарта W3C CSS, но она была забагованной и нецелостной. Что касается Netscape, то его браузер версии 3.0 имел плохую поддержку CSS. На самом деле, компания даже пыталась создать альтернативу CSS на основе механизма стилизации с JavaScript под названием JavaScript-Based Style Sheets (JSSS). К счастью, JSSS зашёл в тупик, но он внёс свой вклад в отставание Netscape при освоении зарождающегося веб-стандарта таблиц стилей.
В течение 1997 года раскол между эстетическим (который олицетворял Сигел) и семантическим (Нильсен) подходом к веб-дизайну становился всё более явным. Джеффри Зельдман оказался посередине. Он продвигал CSS, но в то же время не против был использовать новые инструменты, игнорирующие семантическое кодирование, например, Shockwave и Flash. В последующие годы Зельдман продолжал настаивать, что веб-дизайн может быть одновременно и эстетичным, и соответствующим стандартам. «Изображения, табличные структуры, таблицы стилей, JavaScript, серверные технологии наподобие PHP и встроенные технологии наподобие Flash и Quicktime — все они совместимы со строгими требованиями дизайна удобных в пользовании сайтов», — писал он уже в июле 2002 года.
Flash
В конечном итоге, Зельдман отказался от Flash, который из всех инструментов для веб-дизайна 90-х был, вероятно, наименее семантическим. Но когда он только начинал набирать популярность в 1997 году, его рассматривали, как инструмент анимирования, способный поднять мультимедиа в вебе на новый уровень.

Привлекательности Flash способствовало несколько факторов. Во-первых, этому инструменту было легко обучиться (в отличие от CSS). Во-вторых, в то время визуально он был способен на гораздо большее, нежели CSS. Благодаря использованию Flash можно было реализовать практически что угодно, единственным ограничением был трафик. В-третьих и в самых важных, Flash не зависел от того, как его реализуют ведущие разработчики браузеров. Flash-плеер был браузерным плагином, поэтому для его работы было достаточно, чтобы пользователи скачали и установили плагин. И они массово шли на это.
Сигел сразу же одобрил Flash. Во втором издании «Creating Killer Websites», опубликованном в сентябре 1997 года, он написал: «Flash — лучший способ популяризации векторной графики в вебе». Ради справедливости нужно сказать, что он посвятил и целую новую главу технологии CSS. Однако было очевидно, что его не впечатлили возможности CSS на тот момент. «В определённой степени, эта глава будет тщетной тратой сил — она демонстрирует ту ужасную степень поддержки таблиц стилей браузерами на август 1997 года». В аннотации он выразил надежду на будущее CSS, но предупредил: «Я продолжу заниматься HTML-терроризмом, чтобы реализовывать свои дизайнерские цели в современных браузерах».

Так же быстро, как Сигел и Зельдман прониклись Flash, Нильсен его отверг; в основном это было вызвано тем, что представление и контент были слиты в один файл, поэтому в создаваемом коде не было ничего семантического. Несколько лет спустя он написал, что Flash «был плох на 99%», и что он стал «болезнью юзабилити».
Даже Сигела беспокоило то, что Flash был проприетарным инструментом, которым владела и управляла компания Macromedia (купившая эту технологию у компании FutureWave в конце 1996 года). Flash и CSS были полными противоположностями — неопенсорсное ПО, проприетарный формат файлов (.fla), несоответствие веб-стандартам.

Несмотря на все свои различия, CSS и Flash преследовали схожие цели: обе технологии стремились вывести веб-дизайн на новый уровень. Только одна из них стала причиной взрыва визуального творчества в вебе конца 1990-х… и, к сожалению, это не был открытый веб-стандарт. Если веб-дизайнер собирался создать в 1997 году потрясающий веб-сайт, то чаще всего обращался к Flash.
Что было дальше…
Что касается Зельдмана, Сигела и Нильсена, то несмотря на все их различия, эти три мушкетёра веб-дизайна стремились к развитию своей недавно зародившейся профессии. Так как в 1997 году веб-платформа находилась в постоянном движении, вызванном появлением двух диаметрально противоположных технологий, веб-дизайн в этом году, разумеется, обязан был становиться экспериментальным.
Только изучив карьерный путь этих трёх людей в последующие десятилетия, можно получить представление о том, какая из философий веб-дизайна в конечном итоге «победила».
После 90-х Джейкоб Нильсен продолжил развитие своего «голого» веб-сайта, отрицавшего всяческие дизайнерские украшательства. Как и ещё один знаменитый своим минимализмом веб-сайт, Craigslist, проект Useit долгие годы не менял своего дизайна. К наступлению эпохи Web 2.0 большинство профессиональных веб-дизайнеров считало его безнадёжно устаревшим. Сайт прожил ещё много лет, и только в конце 2012 года Нильсен объявил о том, что Useit будет объединён с его основным корпоративным веб-сайтом NNGroup.
Возможно, вас не удивит, что в 2025 году Джейкоб Нильсен пишет об ИИ на Substack.

Карьера Дэвида Сигела оказалась на удивление разнообразной. Он был самым квалифицированным дизайнером из троицы, получив в 1985 году степень магистра по цифровой типографии в Стэнфордском университете, а после работал в Pixar. Но после двух изданий его оказавшей огромное влияние книги «Killer Web Sites», выпущенных в 1996-97 годах, в конце 90-х он решил изменить свой маршрут и занялся веб-бизнесом. Я немного общался с ним в 2010 году, когда он рекламировал свою четвёртую книгу «Pull: The Power of the Semantic Web to Transform Your Business».
Позже Сигел заинтересовался в технологии блокчейна и несколько лет занимался ею. По его нынешнему веб-сайту cuttingthroughthenoise.net становится понятно, что у него широкий спектр деловых и личных интересов.

Джеффри Зельдман по-прежнему продолжает работать веб-дизайнером. С 2019 года он был исполнительным креативным директором компании Automattic, разрабатывающей платформу для блоггинга WordPress, Tumblr и другие веб-продукты. Джеффри продолжает регулярно писать посты о веб-дизайне на своём веб-сайте zeldman.com, хотя сегодня дизайн его сайта — одна из стандартных тем WordPress.
Мне стало любопытно, почему это не что-то индивидуальное, поэтому перед публикацией статьи я связался с ним в Bluesky. Он ответил: «Я как раз работаю над редизайном, скоро мы его запустим». Он добавил, что стандартная тема WordPress, на которую он перешёл в феврале 2019 года, «не так уж отличается от того, что бы я сам задизайнил в то время. Тем не менее, прожив с этой темой шесть лет, я готов двигаться дальше».

Должен сказать, что меня взволновала новость о редизайне. Я считаю, что его прагматичный подход к веб-дизайну — комбинирование веб-стандартов с элегантностью — и победил в этой конкуренции между тремя гуру в 90-х и начале 2000-х. Веб-сайт Зельдмана того времени определённо выглядит самым интересным и экзотическим, поэтому мне не терпится увидеть возвращение этой философии дизайна на zeldman.com; и будем надеяться, что он снова распространится на остальную инди-разработку.

Applezone
Какие знакомые фамилии! такая ностальгия по прекрасному ламповому прошлому :) эти, плюс Кирсанов и Лебедев... Всё было зачитано до дыр. Ну и "психбольница в руках пациентов" Купера, конечно же. Спасибо за статью.