SpaceX снова в центре внимания. После двух подряд неудачных запусков в 2025 году, включая аварию из-за проблем с системой дозирования топлива и взрыв во время статического теста, инженеры SpaceX разобрались в причинах сбоев. И получили разрешение от Федерального управления гражданской авиации (FAA) на новый старт.

Десятый испытательный полет, запланированный на 24 августа 2025 года, станет проверкой доработок: улучшенной теплоизоляции, усиленной защиты баков и впервые вывода имитаторов спутников Starlink. Этот запуск может стать поворотным моментом на пути к повторяемым полетам и, возможно, межпланетным миссиям. Давайте разберемся, что пошло не так, как SpaceX исправила ошибки и почему этот полет так важен.

Starship: успехи, неудачи и уроки 2025 года

Starship состоит из двух частей: гигантского ускорителя Super Heavy с 33 метановыми двигателями Raptor и верхней ступени, которую тоже называют Starship. Вместе они образуют 123-метровую махину, способную вывести до 150 тонн груза на низкую околоземную орбиту в многоразовом режиме или до 250 тонн в одноразовом. Для сравнения: легендарный Saturn V, доставивший людей на Луну, мог нести «всего» 140 тонн. Главная особенность Starship — полная многоразовость: Super Heavy возвращается на стартовую площадку, где его ловят механические «руки» башни, а верхняя ступень может садиться на Землю или в будущем на Марс.

Тест двигателей, проведенный 1 августа. Источник
Тест двигателей, проведенный 1 августа. Источник

Цели проекта грандиозны. Илон Маск мечтает о марсианских колониях, NASA рассчитывает на Starship как на лунный посадочный модуль для программы «Артемида», а SpaceX видит в ракете инструмент для дешевого вывода спутников, включая следующее поколение Starlink. Но 2025 год стал для программы испытанием. Из трех запусков в январе, марте и мае ни один не завершился полностью успешно, а в июне еще одна система взорвалась прямо на стенде.

Первый полет 2025 года в январе провалился из-за проблем с двигателями Raptor. Верхняя ступень не завершила маневр, потеряла контроль и разрушилась над Багамами, разбросав обломки на 1 500 миль от стартовой площадки в Техасе. В марте ситуация повторилась: ракета снова не справилась с управлением. Самый неприятный для компании сбой случился в мае, когда Starship все же завершила основной двигательный маневр, но начала терять топливо из-за неисправного диффузора в линии наддува метанового бака. Давление упало, из носового конуса пошла утечка, и система ориентации не справилась. В итоге корабль автоматически инициировал сброс топлива и отключение оборудования. Он не смог выполнить управляемый вход в атмосферу и разрушился над Индийским океаном. Грузовой отсек так и не открылся, восемь моделей спутников Starlink не были выпущены.

Июньская авария добавила проблем. Во время статического огневого теста, когда Ship 36 заполняли криогенным топливом для проверки двигателей, произошел взрыв. Причиной стало повреждение резервуара высокого давления (COPV) с азотом в отсеке полезной нагрузки. Разрыв спровоцировал детонацию метана и жидкого кислорода, уничтожив аппарат и повредив испытательный стенд. Это не только задержало программу на два месяца, но и заставило SpaceX переоборудовать единственную активную стартовую площадку для тестирования нового корабля — Ship 37.

Неудачи стали серьезным вызовом. FAA инициировала расследование майской аварии, а июньский взрыв потребовал дополнительных проверок. Но SpaceX не сдается: каждая неудача — это данные для улучшений. К августу инженеры разобрались в причинах, внесли изменения и получили от FAA зеленый свет для Flight 10.

Доработки и подготовка: как SpaceX устранила проблемы

К десятому полету SpaceX подошла с целым арсеналом доработок, направленных на устранение слабых мест. Первая и главная проблема — топливная часть. В мае сбой вызвал неисправный диффузор в линии наддува метанового бака, отвечающей за подачу сжатого газа для поддержания давления. Узел не выдержал нагрузки, что привело к утечке топлива и потере управления. На земле инженеры смоделировали аварию, переработали конструкцию для более равномерного распределения газа и снижения напряжений. Дополнительно топливопроводы оснастили улучшенной вакуумной изоляцией, а блок управления клапанами модернизировали. Эти меры должны исключить повторение майского сценария.

Вторая проблема — баллоны высокого давления. Июньский взрыв показал уязвимость одного из композитных COPV в отсеке полезной нагрузки. После этого SpaceX снизила рабочее давление, ввела дополнительные проверки на повреждения, ужесточила критерии приемки и изменила конструкцию, чтобы исключить разрывы. Это важно, поскольку именно в COPV хранится азот, необходимый для работы бортовых систем, и их разрушение может спровоцировать цепную реакцию.

Тепловая защита — еще один ключевой фокус. Верхняя ступень Starship покрыта тысячами керамических плиток, которые оберегают корпус от нагрева при входе в атмосферу. В 2024 году система показала себя неплохо: корабль смог выполнить управляемый спуск. Но уже в 2025-м появились слабые места — плитки начали отваливаться, а датчики зафиксировали локальный перегрев стального корпуса. Чтобы исключить повторение проблем, для Flight 10 инженеры SpaceX установили несколько вариантов плиток из разных материалов и с новыми креплениями. Их расположение переработано так, чтобы надежнее защищать наиболее уязвимые зоны — топливные баки и двигательную секцию. Это особенно важно, поскольку при возвращении Starship входит в атмосферу «боком», и вся тепловая нагрузка ложится на плитки с одной стороны корпуса.

А еще новые датчики и алгоритмы должны обеспечить точную ориентацию при входе в атмосферу, чтобы избежать неконтролируемого вращения, как в мае. Кроме того, SpaceX доработала внутреннюю топливную магистраль Super Heavy, которая в мае не выдержала высокого угла атаки при спуске. Теперь он будет ниже, чтобы снизить нагрузку на конструкцию.

Подготовка к пуску была непростой. После июньского взрыва SpaceX пришлось переоборудовать стартовую площадку для тестирования Ship 37. 1 августа SpaceX успешно провела статический прожиг шести Raptor, а 20 авг. — «спин-прайм», проверку работы турбонасосов. После этого корабль вернули в ангар для финальной инспекции двигателей, теплозащиты и бортовых модулей. Одновременно стартовый комплекс перенастроили для сборки полного стека Super Heavy и Starship. Все это показывает, что компания готовится к запуску максимально тщательно.

Десятый полет Starship

Новое испытание, запланированное на 24 августа 2025 года в 18:30 по техасскому времени (01:30 25 авг. по Москве), станет проверкой всех доработок.

Первая задача — тестирование двигателей Raptor. SpaceX планирует провести повторный запуск одного из них верхней ступени в космосе, чтобы подтвердить их надежность для орбитальных маневров. Это важно для будущих миссий, где Starship будет корректировать траекторию, например, для выхода на орбиту Марса. Super Heavy тоже ждет испытание: вместо возвращения на стартовую площадку для захвата манипулятором (что уже удалось трижды в 2024 году) ускоритель направится к контролируемому приводнению в Мексиканский залив. SpaceX протестирует разные комбинации движков при спуске, чтобы проверить устойчивость к сбоям.

Источник

Вторая задача — испытание теплозащиты и систем ориентации при возвращении. Верхняя ступень должна выполнить контролируемый спуск и приводниться в Индийском океане к западу от Австралии. Для новых плиток это станет настоящим стресс-тестом. Полученные данные о поведении разных материалов помогут доработать конструкцию следующей версии Starship — Block 3, которая уже будет способна достигать орбитальной скорости.

Третья — вывод полезной нагрузки. В грузовом отсеке разместят восемь имитаторов спутников Starlink нового поколения. Их цель не остаться на орбите, а сгореть в атмосфере после отделения, но успешное открытие отсека и выпуск макетов станет важным шагом. Это покажет, что Starship готов к коммерческим миссиям, например, для расширения сети Starlink, которая уже насчитывает свыше 6 000 спутников.

Успех этих задач укрепит позиции SpaceX. Для NASA это будет сигнал, что Starship движется к готовности для миссии «Артемида-3» в 2026 году, где ракета должна доставить астронавтов на Луну. Для Илона Маска шаг к марсианским планам, включая запуск первых кораблей в 2026 году. А для самой SpaceX — возможность доказать, что Starship может стать такой же надежной и экономичной, как Falcon 9, которая в 2024 году совершила 113 запусков.

Комментарии (5)


  1. katok535
    22.08.2025 19:14

    Тема горячая, но уровень статьи – ниже плинтуса. Причем, автор именно не шарит, невнимателен к тому, что сам копиастит пишет:

    После двух подряд неудачных запусков в 2025 году, включая ... взрыв во время статического теста

    Взрыв, действительно масштабный, разрушивший важную наземную инфраструктуру и отбросивший, тем самым, программу Starship назад, не был пуском. Не был даже попыткой пуска, он произошел во время наземного испытания, прожига (static fire) в ходе которого отрыв корабля не предусматривался. То есть, действительно, были два малоуспешных запуска, без существенного продвижения, да еще и вот этот взрыв...

    Далее, в статье анализ того же уровня. Какие-то "проблемы с двигателями Raptor" (которых нет) приплёл автор, причём даже с ссылочкой. С подзаголовком по ссылочке (автоперевод), Послеполетный анализ показал, что аппарат самоуничтожился после того, как пожар, вызванный утечкой топлива, вывел из строя средства связи. (Post-flight analysis indicates the vehicle self destructed after fire from a propellant leak knocked out communications).

    На этом я "статью" читать перестал. А раз уж не сдержался и написал камент, дополню конструктивом: это действительно очень важный запуск для SpaceX, потому что последовательные неудачи, к тому же на одной и той же стадии полёта, да еще и наземный взрыв вдогонку подрывают доверие инвесторов, NASA и собственных инженеров. Поэтому, важнейшая задача этого теста – просто выполнить полетную программу, показать, что SpaceX может провести и успешный запуск. Ничего нового не показать, просто продемонстрировать надёжность. Но, конечно, Илон Маск не такой и будут тестировать новое. Новое расположение передних крыльев. Эх, как раз на самом стрёмном участке полёта, снижении (reentry). Попытка выпустить имитаторы спутников с шедевральным неофициальным названием Dumblink тоже любопытна, но в ней я не вижу рисков. Не получится – не беда, программа полета не должна пострадать, надеюсь.

    Удачи, SpaceX!



    1. ilvar
      22.08.2025 19:14

      Доверие тут всё же не жизненно важно - благо, Старшип финансируется за счёт внутренних средств (т.е. прибыли от Старлинка), и чьи-то впечатления не грозят остановкой финансирования. Но внутренний настрой в компании - да, важен.


      1. katok535
        22.08.2025 19:14

        Вы что! Со Starlink пока не особо заработаешь. У них вся выручка в 2024 г была $2,7B за 2024 год (что на 93% больше, чем в 2023 году). Причем, $2B из этой суммы – абонентские подписки, а $736M — продажи оборудования (терминалы и комплекты), которые, вероятно, всё еще продают "в минус". И Starlink надо производить спутники и содержать самих себя, инфраструктуру, а не только оплачивать запуски.

        В перспективе – да, жирный источник будет. Но пока так. Вот хороший обзор по финансированию SpaceX. Конечно, частной компании важны настроения инвесторов!
        NASA (контракты со SpaceX на $2.9B + $1.15B по программе Артемида) тоже обычно платит по демонстрации выполнения этапов контракта. То есть, задержал показ перекачки топлива на орбите – позже и транш получишь.

        Вообще, Маск не только везучий, но и отчаянный парень! Очень рекомендую книги о SpaceX Liftoff и Reentry Эрика Бергера. Сколько раз судьба SpaceX висела на волоске, когда в последний момент приходили деньги! Я и предположить такое не мог.

        Лично у меня оптимизм подубавился после последнего неудачного запуска, а вот наземный взрыв после него никак не повлиял на ожидания, хотя это +2 мес. к срокам.

        Держу пальцы скрещенными, go Starship!


  1. ssj100
    22.08.2025 19:14

    Для Илона Маска шаг к марсианским планам, включая запуск первых кораблей в 2026 году. 

    Ох уж эти ожидания ( от авторов ждущих лунную базу в 2015)


  1. Ellarihan
    22.08.2025 19:14

    Блок 2 у Старшипа вышел откровенно неудачным, все запущенные взорвались, а один даже на земле при тестах. Не удивлюсь, если и этот 37-й тоже бахнет. 38-й скорее всего спишут и перейдут на Блок 3 начиная с 39-го.