Если вам нравится восточная философия, устраивайтесь поудобнее. Сегодня рекомендуем книгу о том, как команда Alibaba нашла баланс между восточной и западной моделями управления и превратила некогда небольшой стартап в глобальную цифровую империю.

Автор книги — Брайан Вонг, бывший сотрудник Alibaba и один из первых американских работников компании. Он занимал ключевые позиции, включая роль помощника Джека Ма, и участвовал в стратегическом развитии бизнеса. На страницах он делится тем, что позволяет руководству Alibaba проявлять изобретательность и гибкость, а ещё рассказывает о ценностях компании и философии «ДАО Alibaba».

Отметим, что выражение «ДАО Alibaba» принадлежит бывшему директору по стратегическому развитию компании Мин Цзэну, а сама концепция включает вполне конкретные компоненты:

  • миссию, видение и ценности,

  • стратегию,

  • управление эффективностью,

  • организацию и людей.

При этом с традиционной философией они перекликаются следующим образом. «…Важно сочетать три принципа: Дао ( tao, 道) — убеждение или вера; Ли ( li, 理) — правила или принципы; Шу ( shu , 术) — технические приемы или тактика. В “Дао Alibaba” миссия, видение и ценности относятся к принципу Дао, стратегия соответствует Ли, а организация, люди и управление эффективностью – Шу», — цитирует автор Джека Ма. 

Особая система ценностей и принципов легла в основу корпоративной культуры Alibaba. Если вы хотите попробовать перенять что-то из неё в процессе чтения книги, то можно обратить внимание на схемы, таблицы и пояснения. В них тезисно изложен порядок определения миссии, видения и ценностей, то есть того, что направляет компанию и служит ей путеводной звездой.

Другая свойственная Alibaba фишка — «Три кольца стратегии», которые формируют представление о том, что команде следует сделать и чего достичь исходя из ответов на вопросы:

  • что вы хотите сделать (мечты), 

  • что вам можно сделать (возможности),

  • что вы можете сделать (способности).

Такие базовички подойдут не только для крупных корпораций, но даже и фрилансеров и самозанятых: можно использовать для анализа положения дел и постановки новых целей.

Для продвинутых пользователей на одной из страниц автор приводит план реализации стратегии, расписанный с элементами на трех разных уровнях: команд, подразделений и самой компании. Он не гигантский, но может быть интересен как выжимка того, с чем работал и сам Брайан Вонг. 

Книга структурная — автор излагает ключевые мысли тезисно, перемежая их с историей китайского рынка и воспоминаниями о работе в Alibaba. Однако эта точность и детальность сочетается с философским подходом к управлению корпорацией.

«Alibaba добилась успеха, потому что у нас, во-первых, не было плана, во-вторых, не было технологий и, в-третьих, не было денег», — говорил Джек Ма. Но всё же философия сложилась вполне чётко, а в 2016 году её премудростям и вовсе стали обучать в Академии глобального лидерства Alibaba.

С китайского «Дао» (道) переводится как «путь». Чтение книги Брайана Вонга — отличная возможность сделать на пути к познанию ещё один шаг. Особенно, если вы варитесь в digital-бизнесе и хотите менять к лучшему целый мир.

 О сервисе Онлайн Патент

Онлайн Патент — цифровая система №1 в рейтинге Роспатента. С 2013 года мы создаем уникальные LegalTech-решения для защиты и управления интеллектуальной собственностью. Зарегистрируйтесь в сервисе Онлайн-Патент и получите доступ к следующим услугам:

Комментарии (0)