Привет Хабр! Это Анастасия Товмасян, я руковожу проектами Центра экспертизы проектной деятельности «МосТрансПроекта». Жизнь любого беспилотного автомобиля начинается с проектирования, создания опытного образца и испытания на полигоне. Последний этап один из самых важных: он предшествует выезду автомобиля на дороги общего пользования. В мире существует несколько сотен полигонов, в этой статье расскажу о самых интересных.
Согласно экспертным оценкам, к 2035 году доля продаж автомобилей с высоким уровнем автономности может составить от 15% до 50% на мировом рынке. И хотя точное количество выпущенных беспилотных автомобилей неизвестно, некоторые компании уже владеют парком подключенных авто, насчитывающим сотни единиц. Прежде чем выйти на дороги и стать участниками движения, каждое транспортное средство (или отдельная технология, необходимая для автономного вождения) тестируется на полигонах.
В 2024 году в мире насчитывалось около 300 различных полигонов и тестовых зон, используемых для проверки решений для беспилотного транспорта. Площадками пользуются автокомпании, производители автокомпонентов и софта; телекоммуникационные компании и операторы связи, а также отдельные исследовательские коллективы и стартапы в области интеллектуальных транспортных систем. Поскольку «МосТрансПроект» ранее разрабатывал и тестировал собственные беспилотные автомобили, мы проанализировали существующие «беспилотные» полигоны. Вот самые интересные.
Испытательный полигон ФГУП «НАМИ»
Где расположен: Московская область, Дмитров
Сайт: https://www.autorc.ru/sections/testing_machines?page=12

Ввод в эксплуатацию: 1965 год
Площадь: 25 км2
Основные клиенты: АвтоВАЗ, КамАЗ, ГАЗ, ЗИЛ, МАЗ, «Москвич», Ярославский завод дизельной аппаратуры, Саратовское электроприборное объединение
Инфраструктурные возможности: Трассы для оценки максимальной скорости, устойчивости на высоких скоростях, маневренности, эффективности тормозных систем. Системы для проверки испытаний на шум, вибрацию и жесткость.
Тестирование беспилотных технологий: Расположенный на территории Центра испытаний НАМИ полигон «Город» позволяет проводить проверку и верификацию технологий высокоавтоматизированного и подключенного транспорта. Предусмотрены разметка, дорожные знаки, мобильные светофоры, автобусные остановки, барьерные ограждения и другое оборудование.
Дополнительная информация: Помимо самого испытательного центра полигон оборудован различными средствами для проведения комплексных испытаний, включая территории, где располагаются лаборатории и помещения для научных и технических мероприятий, включая аэродинамические исследования и диагностику автомобилей.
Полигон Bosch Winter Providing Ground Yakeshi
Где расположен: Якэши, Китай

Ввод в эксплуатацию: 2007 год
Площадь: 1,3 км2
Основные клиенты: Volkswagen Group, Audi, BMW, Mercedes-Benz, Hyundai, Kia, Toyota, Nissan, Bosch, Continental, ZF Friedrichshafen AG, Denso, Huawei, Baidu, Geely Automobile, Great Wall Motors, BYD Auto, SAIC Motor, Chery Automobile.
Инфраструктурные возможности: Полигон состоит из 21 трасс на различных поверхностях, включая уплотненный снег, полированный лёд и асфальт с уклонами. Благодаря уникальному климату (испытательный центр расположен во Внутренней Монголии на южной стороне горнолыжного центра Фэнхуан) 120 дней в году территорию можно использовать для испытания автомобилей в зимних условиях при температурах до -40 градусов. Основное внимание уделяется тестированию систем ABS, активных и пассивных систем безопасности (CAPS) и управлению динамикой автомобиля (VDM).
Тестирование беспилотных технологий: Многоцелевые платформы, динамические треки и склоны, оснащённые инфраструктурой V2I и сетью 5G, позволяют тестировать системы автоматизированного вождения и активной безопасности в сложных зимних условиях.
Дополнительная информация: Полигон оснащен мастерскими для виртуальных испытаний и анализа данных, а также 28 зарядными станцими для электромобилей мощностью 50 кВт.
Испытательный полигон «K-CITY»
Где расположен: 80 км. южнее Сеула, Южная Корея
Сайт: https://k-erc.eu/2019/01/korea-rd-research-trends-and-results/2483/

Ввод в эксплуатацию: 2018 год
Площадь: 320 тыс. кв. м.
Основные клиенты: Hyundai, Kia, Genesis, Samsung, LG Electronics, SK Telecom, KT Corporation, Hyundai Mobis, Korea Automotive Technology Institute, KT Corporation, SK Telecom
Инфраструктурные возможности: Полигон включает стандартную дорожную инфраструктуру - дороги, перекрестки, парковки, светофоры, железнодорожные переезды, а также элементы городской среды – дома, школы и пожарные станции. Для испытаний доступен тоннель c системой имитации дождя и тумана, а также движущиеся макеты пешеходов и велосипедистов.
Тестирование беспилотных технологий: Благодаря развернутым сетям 5G в K-city собирается и анализируется большое количество данных о поведении беспилотного транспорта в условиях реального города, а также во время снега, дождя и сильного ветра.
Дополнительная информация: Полигон позволяет моделировать до 35 различных условий вождения, в том числе, проезды через пункты оплаты проезда, пешеходные и железнодорожные переезды, а также через выбоины и строительные площадки.
Город-тестовая зона Masdar City
Где расположен: Абу Даби, ОАЭ
Сайт: https://www.masdarcity.ae/

Ввод в эксплуатацию: 2014 год
Площадь: 6 км 2 (охватывает весь город)
Основные клиенты: International Renewable Energy, Siemens, Honeywell, Mitsubishi, Masdar Institute of Science and Technology, General Electric
Инфраструктурные возможности: Masdar City – строящийся при поддержке властей Абу-Даби экологически чистый город. При его проектировании сразу были предусмотрены дороги и полосы для автоматизированного транспорта, включающие системы навигации и датчиков.
Тестирование беспилотных технологий: «Умные» светофоры, камеры, датчики, системы ИИ и связи, обеспечивающие постоянное взаимодействие транспортных средств с дорожной средой и друг с другом. Город служит платформой для проведения научных исследований и экспериментов в области автономного транспорта, привлекая внимание и инвестиции со всего мира.
Дополнительная информация: В городе работает система Personal Rapid Transit, представляющая собой сеть электрических капсул, перевозящих пассажиров по выделенным маршрутам.
Испытательный полигон CETRAN
Где расположен: Сингапур
Cайт: https://cetran.sg/organisation/

Ввод в эксплуатацию: 2017.
Площадь: 20 тыс. м2
Основные клиенты: Hyundai, Volvo, Nissan, Toyota, BMW, Delphi Automotive, Singtel, Motional, Сингапурский технологический университет, правительственные организации.
Инфраструктурные возможности: Полигон имитирует реальную городскую среду с различными дорожными условиями, перекрестками, пешеходными переходами, знаками и светофорами. Доступно моделирование различных сценариев, включая сложные ситуации - объезд препятствий, аварийные остановки, движение во время сильного дождя и взаимодействие с пешеходами и велосипедистами.
Тестирование беспилотных технологий: V2X технологии на полигоне поддерживаются сетью 5G.
Дополнительная информация: CETRAN - это исследовательский центр по разработке стандартов и практик применения беспилотников в городских условиях. Полигон также предоставляет услуги по выдаче разрешений для выезда ВАТС на дороги общего пользования в бизнес-парке One North.
Испытательный полигон «JARI» (Japan Automobile Research Institute) или «Shirosato Test Center»
Где расположен: район Ибараки, Мито, Япония
Сайт: https://www.jari.or.jp/en/test-courses/jtown/46113/

Ввод в эксплуатацию: 1964 год
Площадь: 3 км2
Основные клиенты: Toyota, Honda, Nissan, Mitsubishi, Mazda, Subaru, Bridgestone, Denso, Hitachi Automotive Systems
Инфраструктурные возможности: Тесты рулевого управления и торможения, испытания на шум, вибрацию и жесткость торможения, систем AEB. Доступны участки для тестов на производительность, максимальную скорость, долговечность и управляемость на высоких скоростях. Реализованы решения для воспроизведения условий дождя, тумана и яркого солнечного света.
Тестирование беспилотных технологий: Часть территории площадью 160 тыс. кв. м. выделена для тестирования систем автоматизированного вождения. Предусмотрена имитация городской зоны V2X с моделированием различных типов перекрестков.
Дополнительная информация: На полигоне можно оценить эффективность работы камер и датчиков, установленных на транспортных средствах для распознавания окружающей среды. Для этого воспроизводят различные условия вождения, такие как дождь, туман, плохая видимость из-за контрового освещения и вечернее освещение.
Тестовая зона для робо-такси AutoX
Где расположена: район Пиншань, Шэньчжень, Китай
Cайт: https://www.autox.ai/en/index.html

Ввод в эксплуатацию: 2020 год
Площадь: 168 км2
Основные клиенты: Fiat Chrysler Automobiles, BYD Auto, GAC Group, Alibaba, Nvidia, Alibaba Amap, Bosch, Continental, China Telecom
Инфраструктурные возможности: Тестовая зона расположена на городских дорогах общего пользования.
Тестирование беспилотных технологий: В городе создан центр поддержки, оснащенный сетью 5G и резервными системами питания, обеспечивающими стабильную работу и безопасность поездок. Автомобили парка AutoX оснащены высокоразрешающими камерами и лидарами.
Дополнительная информация: Пассажиры роботакси могут связываться с агентами поддержки в любой момент во время поездки для получения помощи или информации.
Полигон Global Automotive Research Centre
Где расположен: Орагадам, штат Тамилнад, Индия
Сайт: https://garc.co.in/


Ввод в эксплуатацию: 2003 год.
Площадь: 1,2 км2.
Основные клиенты: Tata Motors, Mahindra & Mahindra, Maruti Suzuki, Hyundai Motor India, Honda Cars India, Toyota Kirloskar Motor, Ford India, Bosch, Denso, Continental, Valeo, Motherson Sumi Systems, Ather Energy, Ola Electric, Mahindra Electric, Tork Motors.
Инфраструктурные возможности: Трасса для скоростного движения; дороги для динамических испытаний на управляемость, манёвренность и сцепление с поверхностей
Тестирование беспилотных технологий: Полигон оснащён V2I инфраструктурой, включающей сигнальные системы, светофоры и дорожные знаки.
Дополнительная информация: Лаборатории полигона позволяют проводить краш-тесты и другие испытания на безопасность, а также тесты на электромагнитные помехи и совместимость. Полигон предоставляет услуги по поддержке и тестированию систем инженерной графики (CAD) и систем инженерных расчётов (САЕ).
Полигон GoMentum Station
Где расположен: Конкорд, Калифорния, США
Сайт: https://gomentum.org/

Ввод в эксплуатацию: 2014 год.
Площадь: 8,5 км2
Основные клиенты: Honda, Mercedes-Benz, AAA.
Инфраструктурные возможности: 31,5 километра асфальтированного дорожного полотна с 32 перекрестками
Тестирование беспилотных технологий: В 2019 году полигон был оснащён инфраструктурой V2Х. На его территории установлено оборудование по проверке способности транспортных средств обнаруживать пешеходов и общаться с ними. Лаборатория V2X включает в себя современные контроллеры светофоров и видеодетекторы транспортных средств.
Дополнительная информация Полигон располагается на территории бывшей военно-морской оружейной станции Конкорд. Для испытаний можно взять в аренду оборудование, в том числе, имитаторы пешеходов, животных и автомобилей для использования их в симуляции дорожных аварий.