Сегодня в России больше миллиона товарных знаков — названий и логотипов. Но сколько же из них числятся за компаниями и ИП, которых уже давно «нет в живых»?
Невероятно, но факт: эти бренды никто автоматически не аннулирует.
«Мертвые» регистрации могут висеть и осложнять всем жизнь годами.
— Пивнуху открываю, хочу название «Пивбург»! — Занято! — «Пивотека»? — «Занято»! — Пивхаус? — Занято! — Да твою мать! — Свободно!
Для кого-то это шутки, а для меня это — работа :) Я ж юрист по товарным знакам, проверка и регистрация брендов это моя профессия.
«Такое название уже занято…» — сегодня расскажу, как с этим бороться. Если у вас уже есть какое-то свое дело или может быть когда-нибудь появится — эта история вам точно пригодится.
Сначала в двух словах расскажу про товарные знаки, а потом перейдем к самой истории.
Как теряют миллионы на использовании чужих брендов
Товарный знак — это обозначение, зарегистрированное в Роспатенте.
Чаще всего как товарные знаки регистрируют названия компаний и товаров, слоганы, логотипы, имена-псевдонимы и домены.
Сегодня в России охраняется больше 950 000 товарных знаков, и каждый год подают на регистрацию еще 130-140 тысяч. Найти классное и свободное название непросто, а вот случайно воспользоваться чужим — легко.
Набор санкций за использование чужого бренда такой, что иногда может довести и до банкротства:
взыскание компенсации в пользу правообладателя — до 5 миллионов рублей, иногда больше (п.4 ст. 1515 ГК РФ)
штрафы в пользу государства за нарушение закона о рекламе и недобросовестную конкуренцию — тут от 100 до 500 тысяч, а там как повезет (ч. 2 ст. 14.33, ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ)
конфискация товара, на который незаконно нанесен чужой знак (п.2 ст. 1515 ГК РФ)
иногда ответственность вплоть до уголовной (до шести лет, ст. 180 УК РФ)
Главное правило: судам и госорганам абсолютно все равно, знал нарушитель о чужом товарном знаке или нет.
Как товарные знаки старых компаний мешают новому бизнесу
Представьте ситуацию: компания регистрирует товарный знак «Ромашка», работает под ним несколько лет, а затем банкротится. Что дальше будет с этим знаком?
А ничего.
Товарный знак регистрируется на десять лет. Ежегодные пошлины за поддержание знака в силе, как за патенты, платить не надо. Никакой автоматической сверки между базой действующих компаний и базой знаков Роспатента нет.
Получается знак «Ромашка» будет числиться в реестре Роспатента все десять лет, пока сам собой не истечет.
Получается, если вы захотите зарегистрировать «Ромашка» или даже просто какое-то очень похожее название на себя, Роспатент вам откажет со ссылкой на уже существующий знак. И будет прав.
В итоге сегодня в реестре Роспатента висят десятки тысяч знаков, которые принадлежат давно закрывшимся компаниям и ИП.
Именно из-за этих старых знаков предприниматели так часто слышат от юристов «ой, ну такое название уже занято, зарегистрировать его на вас не получится».
И казалось бы, юристы правы: в реестр заглянули, такой знак и правда уже есть.
Но неужели с этим нельзя ничего сделать?
Можно.
«Такое уже есть» — история бренда «Белый ветер»
«Белый Ветер» — это производитель приправ и специй. Компания собиралась выходить на Вайлдберрис.
Руководитель компании понимал: идти на маркетплейс без собственного товарного знака опасно.
Если выяснится, что название на товаре нарушает чужие права, то карточки товара заблокируют, сам товар утилизируют, да еще и спишут стоимость «услуги по утилизации» с продавца. Не говоря уже о рисках взыскания огромных компенсаций.
Мы стали проверять название «Белый ветер» по реестрам Роспатента, чтобы разобраться, можно его зарегистрировать или нельзя. И нашли проблему.

Как оказалось, название «Белый ветер» давно было зарегистрировано одноименным концерном. Название полностью совпадало, классы пересекались.
Казалось бы, тупик. Но копаем глубже
Заход в реестр налоговой показал, что концерн «Белый ветер» закрылся несколько лет назад. Получается компании уже не было, а ее знак продолжал действовать и мешал нам.

По нашим законам в таком случае в Роспатент можно подать заявление для аннулирования такого знака.
В теории звучит просто. Мол, подаешь заявление, аннулируешь мешающий знак, потом подаешь свою заявку и получаешь регистрацию и всё.
Ну-ну.
А что если пока ты будешь аннулировать чужой знак, кто-то другой подаст свою заявку на тот же «Белый ветер»? А ты тут такой красивый как раз расчистил дорогу конкурентам.
Что если объявится руководитель закрывшейся компании и «совершенно случайно» найдет договор, по которому права на этот знак были давно переданы другой компании или ему лично?
Эти и другие риски есть всегда, и их нужно учитывать.
В этой ситуации нужно было делать так:
Сначала подали в Роспатент заявку на регистрацию своего знака «Белый ветер»
Только после этого обратились за аннулированием знака ликвидированной компании
Получили предварительный отказ Роспатента — и рассчитали сроки дела и ответов так, чтобы решение об аннулировании того знака было вынесено до решения по нашей заявке, а не после
Получили решение о прекращении охраны старого «Белого ветра»
Получили положительное решение экспертизы по нашему «Белому ветру»
В итоге регистрация нового «Белый ветер» состоялась. И специи спокойно поехали на Вайлдберрис без риска блокировок, утилизаций и штрафов.

На все общие вопросы отвечаю в комментариях.
Если надо спросить что-то частное для себя или своей компании, например, ваше название или лого посмотреть-проверить по настоящим базам, разобраться с регистрацией товарного знака, патентом или судом — пишите мне в личку в телеграме @bchlf
Если вам в целом интересна тема защиты своих интеллектуальных прав — у меня есть небольшой телеграм-канал «Клуб правообладателей».
Недавно написал и опубликовал в канале небольшую методичку «Как теряют миллионы на компенсациях и штрафах» — без смс и регистраций собрал в табличку типичные ошибки, на которых теряют деньги, и расписал, что по моей практике стоит делать заранее, чтобы не влететь.
Комментарии (0)
aborouhin
18.09.2025 07:39У меня возникают большие вопросы к конкурсному управляющему покойного "Белого ветра". ТЗ - это актив, который можно реализовать* и направить средства на погашение требований кредиторов. Он этого вообще не сделал или не нашлось покупателей*?
*- понятно, что тут не купля-продажа, а отчуждение исключительных прав, но механизм тот же.
Sancho_SP
18.09.2025 07:39Признали не имеющим ценности, либо выставляли на торги и никто не купил.
aborouhin
18.09.2025 07:39Интереса ради глянул. Вопросы к управляющему конкретизировались, потому что это или раздолбайство, или намеренный саботаж процедуры. Выставлялись на торги единым лотом 20 товарных знаков, оборудование, доля в уставном капитале дочки и дебиторка - всё вместе на полярда. С трёх итераций всю эту сборную солянку никто не купил (не удивительно). Вообще, такое "формирование лотов" даже в 2016 году оспорить было можно, а уж сейчас и подавно (лоты должны формироваться так, чтобы повысить вероятность продажи - а тут она наоборот сведена к нулю), но, видимо, заинтересованных лиц копаться в этом вообще не было. А красивый товарный знак сам по себе, вполне вероятно, был бы успешно продан.
P.S. Так, стоп. В определении о завершении процедуры указано, что ТЗ были-таки проданы за 309 т.₽. Почему этих торгов нет на ЕФРСБ, оставим на совести КУ и Интерфакса :) И интересно теперь уже почему покупатель прав ТЗ не перерегистрировал их на себя?.. Заплатить и не использовать? Загадка.
Sancho_SP
18.09.2025 07:39Не погружался в тему с белым ветром. По общей логике надо искать кто потом реальные активы купил и почем.
Полагаю, в такой ситуации целью была недвижимость, остатки товара. Ради них процедуры конкурсные и делали. Ну а товарный знак… а зачем он в такой ситуации вообще нужен и кому? Заново открыть сеть с таким названием?
aborouhin
18.09.2025 07:39Ну клиенту автора поста понадобился же. Звучит хорошо, привязки к конкретной индустрии не имеет, под таким ТЗ хоть что продавай. Опять же, не надо месяцами ждать экспертизы заявки, купил - и сразу гарантированно получил охраняемый ТЗ без рисков.
Вот любопытно, есть кто-нибудь, кто мониторит и перекупает такие вот банкротные и пр. (приставы наверняка тоже продают) ТЗ, как освобождающиеся домены? Вполне себе ниша для тех, кто занимается регистрацией ТЗ, - набрал портфолио занедорого, потом клиентам предлагаешь "а ещё можно выбрать из наших готовых вариантов".
alexeybashuk Автор
18.09.2025 07:39Спасибо за интересные ссылки и пояснения!
По поводу «покупки готового ТЗ» — это может показаться хорошим вариантом, но на деле затея достаточно рискованная.
Дело в том, что товарный знак могут аннулировать в случае неиспользования более трех лет, и при смене правообладателя этот срок не начинает отсчитываться заново.
Получается, есть риск «купить» знак, а потом словить иск о прекращении правовой охраны. В итоге остаться и без денег, и без знака.aborouhin
18.09.2025 07:39Если выкупать ТЗ в банкротстве, думаю, что период самого банкротства можно смело вычёркивать из трёхлетнего срока неиспользования ТЗ, т.к. он подпадает под "неиспользование по не зависящим от правообладателя обстоятельствам". Ну а использование в течение 3 лет до банкротства надо проверять, да. Равно как и умело создавать видимость использования, если в нашем портфолио выкупленных на себя ТЗ он залежался более чем на 3 года :) (с другой стороны, если его за 3 года никому не продали, так ли он нам дальше нужен).
Sancho_SP
18.09.2025 07:39Полагаю, там другой порядок был. Сначала придумали название, а потом пошли регистрировать.
Интуитивно, 309 тысяч для покупки «на склад» - это дорого. Скупить же надо много, какая тогда цена продажи будет..
Да и, честно говоря, я бы вот не купил торговую марку, о которой пару лет назад был громкий скандал о банкротстве. Главный вопрос клиента еще долго будет «да, тот самый белый ветер?)»
fedechka
А как быть с не очень чистыми на руку сотрудниками Роспатента, которые, увидев такой запрос об аннуляции, звонят "своей" фирме и говорят: "Вот я сейчас аннулирую знак "Ромашка", а ты давай-ка регистрируй его быренько на себя, пока те не очухались"?
alexeybashuk Автор
Для того, чтобы никто другой не «перехватил» знак, нужно делать так: сначала свою заявку подавать, чтобы по ней дату приоритета зафиксировали, а потом уже идти за аннулированием чужого знака.
Действительно, риск того, что кто-то подаст похожую заявку, есть. И тут дело не в том, что сотрудник Роспатента кому-то что-то передаст (они так не делают), а скорее в том, что каждый год подается на регистрацию порядка 140 тысяч заявок, и вероятность того, что кто-то подаст похожее, достаточно большая.