У каждого радиолюбителя со временем скапливается большое количество старых электронных компонентов, выпаянных из разных устройств. Их и выбросить жалко и в новое изделие уже не поставишь, что же с ними делать? Сегодня я расскажу как мне буквально из "электротехнического мусора" удалось собрать вполне годную гитарную педаль по мотивам знаменитого фузза Big Muff Green Russian, но конечно же с некоторыми изменениями и своим характером!

В один прекрасный вечер мне захотелось развлечься и сделать что-то необычное и музыкальное! У меня есть приличный запас старых советских компонентов, которые я с детства старательно выпаивал из плат от телевизоров, коих в сарае накопилось огромное количество (отец и дедушка занимались ремонтом). Расходовались эти запасы крайне медленно, так как по сути это электротехнический хлам, а дать им вторую жизнь очень хотелось, поэтому я решил сделать из этого добра педаль эффектов!

Детали

Мой выбор пал на схему Big Muff в вариации Green Russian от Sovtek, так как она построена изначально на советской компонентной базе и схема довольно простая. В случае чего, не сложно будет подобрать аналоги, ведь выбирать придётся только из того что есть в коробках со старыми деталями.

Принципиальная электрическая схема Big Muff Green Russian
Принципиальная электрическая схема Big Muff Green Russian

Естественно из-за многочисленных отступлений получится совсем не Green Russian, но главное чтобы это сносно звучало по итогу. Основная цель - использовать в примочке максимальное количество б/у советских деталей, выпаянных из старых плат!

Вот из таких плат, покрытых слоем пыли, я выпаивал детали.
Вот из таких плат, покрытых слоем пыли, я выпаивал детали.

Если кто-то сталкивался с советской электроникой, то наверняка видел оранжевые и жёлтые транзисторы КТ315 разных серий. У меня их накопилось некоторое количество, поэтому решил что они станут сердцем гитарной педали. Использовать их в самодельных бигмафах идея не новая, но обычно их ставили за неимением другого. Мне же просто интересно что получится.

Кое-что из старых запасов
Кое-что из старых запасов

Транзисторы КТ315 пришлось отбирать из-за большого разбега характеристик и самые более-менее подходящие по hFE оказались жёлтые КТ315Г, хотя и среди оранжевых транзисторов разных серий находились неплохие экземпляры. Дело в том что в оригинальный Sovtek Big Muff Green Russian ставили КТ3102ЕМ (есть у меня и такие, но новые с хранения), а у них и так гораздо больший коэффициент усиления, чем у транзисторов КТ315, поэтому нужен тщательный отбор, чтобы полученное изделие хоть как-то зазвучало.

Транзистор с hFE = 177 попугаев
Транзистор с hFE = 177 попугаев

Так же крайне важную роль в формировании звука педали играют диоды (на схеме D1, D2, D3 и D4), так как они клиппируют сигнал, или, простыми словами - срезают верхушку синусоиды. Именно благодаря клиппингу электрогитара приобретает своё характерное перегруженное звучание, позволяющее исполнять композиции различных тяжёлых жанров музыки и не только. Вот как это выглядит на экране осциллографа:

Искажённый сигнал, прошедший через гитарную педаль эффектов из данной статьи
Искажённый сигнал, прошедший через гитарную педаль эффектов из данной статьи

В вышеприведённой схеме видно что диоды включены встречно-параллельно в цепи обратной связи второго и третьего усилительного каскада на транзисторе. Это позволяет получить на выходе каскада мягкое ограничение сигнала (soft clipping), то есть синусоида не резко срезается, а плавно. Третий каскад повторяет операцию, создавая более жёсткое ограничение и звук становится чуть злее.

От характера ограничения сигнала (клиппинга) очень сильно зависит и конечный звук, и то что вы увидите на экране осциллографа. Разные диоды оказывают разное влияние на сигнал и их подбор это довольно интересная задача - хочется сделать максимально безумную комбинацию, которая будет при этом звучать.

Даже светодиоды иногда применяются для ограничения сигнала
Даже светодиоды иногда применяются для ограничения сигнала

Конденсаторы по возможности решил ставить плёночные, но так как выбор из старых деталей не бесконечный, то в ход пойдёт и керамика - красные керамические конденсаторы (флажки), которые максимально осквернят данную педаль. Самое смешное - такие конденсаторы можно встретить в поздних педалях Sovtek, несмотря на то что это плохая практика использовать их в аудиотракте.
Ну а резисторы взял МЛТ, к ним у меня вопросов нет и их у меня много разных.

Вот такая концепция "педали из мусора" у меня получилась, при этом основная цель добиться адекватного звучания, а не просто собрать абы что из хлама.

Печатная плата

Плату под Big Muff можно легко вытравить самостоятельно (это совсем не сложно), а можно заказать и в Китае. Трассировку платы мне любезно предоставил Юрий Калошин, владелец сайта komitart.ru, ссылку прикладываю: https://www.komitart.ru/guitar/836-sobiraem-russian-big-muff.html (этот сайт настолько старый и известный в своих кругах, что в представлении вряд ли нуждается, надеюсь за рекламу не сочтут)

Я ранее уже собирал себе и друзьям копию педали Big Muff Green Russian, причём выбирал трассировку как в оригинале. Первые образцы как раз с платами, изготовленными общеизвестным методом ЛУТ:

Довольно точная копия Big Muff Green Russian
Довольно точная копия Big Muff Green Russian

Затем я немного доработал плату под True Bypass и заказал себе две небольших партии из Китая, так что готовые платы для экспериментов у меня уже были, что сильно упрощало весь процесс.

С одной стороны в концепцию "педаль из мусора" просится не фабричная плата, но с другой стороны одна из партий плат была с браком. Дело в том, что отправляя архив, я забыл перевести названия файлов со слоями на английский язык и в результате пришла одна из партий плат в зеркальном исполнении, при этом сами платы были полностью работоспособны, но требовали дополнительных перемычек на разъёмах. В итоге решил пустить бракованные платы на эксперименты - это сильно удобнее чем травить и рассверливать с нуля.

Процесс сборки

И так, детали на руках, началось самое интересное - сборка! Первая трудность была в том что распиновка у КТ315 и КТ3102ЕМ разная, соответственно просто взять и поставить КТ315 в отверстия на плате нельзя, так как у него база с краю, а не посередине. Нужно немного нарастить выводы и выгнуть их так, чтобы каждый вывод дотянулся до своего посадочного места. Мой внутренний перфекционист начал сопротивляться такому колхозу и я решил ещё раз пересмотреть свои запасы деталей в поисках чего-то подходящего.

Под руку попались транзисторы КТ209 и я так торопился, что не сразу обратил внимание на то, что это PNP-транзисторы, а не NPN, как KT315 или KT3102ЕМ:

Тут нет ничего подходящего
Тут нет ничего подходящего

Даже на радостях успел их навтыкать в плату, прежде чем понял что что-то идёт не так, поэтому пришлось их выпаивать обратно :) Зато на КТ209 можно собрать Fuzz Face с положительной землёй, как в старые добрые времена - тоже идея для проекта!

Печатная плата в процессе сборки
Печатная плата в процессе сборки

А так в старых запасах оказалось на удивление много подходящих деталей и плата начала быстро заполняться компонентами.

Без красных керамических конденсаторов не обошлось - смотрятся красиво, но по факту это ужас. Температурная чувствительность у них сравнима с германиевыми транзисторами, а ещё есть микрофонный эффект и ненужные шумы. Но в данном случае не страшно - это развлекательный эксперимент, а не сборка по всем канонам, тем более, как я говорил ранее, их не стеснялись ставить в бигмафы от Sovtek.

По диодам решил сделать так: первая пара диодов из кремния, вторая пара диодов - германиевые. Точно будет звучать интересно!

Так как некоторых деталей мне не хватало, я продолжил разбирать старые платы от телевизоров. В процессе демонтажа компонентов мне улыбнулась удача в виде транзистора КТ3102К (к сожалению только одна штука). По характеристикам он уступает транзистору КТ3102ЕМ (ставился в Big Muff Green Russian), но имеет неплохой коэффициент усиления (около 400), поэтому я поставил его в первый каскад.

Транзистор КТ3102К
Транзистор КТ3102К

Остальные детали тоже были успешно найдены, транзисторы КТ315Г были успешно заколхожены и установлены в оставшиеся 3 каскада. Выглядит довольно ужасно:

Собранная плата педали "Big Muff из мусора"
Собранная плата педали "Big Muff из мусора"

Обратите внимание на количество проводов - сейчас так конечно стараются не делать, потому что каждый провод усложняет и удорожает сборку прибора. Чтобы немного облегчить свой труд, я поставил на кнопку специальную плату под схему True Bypass, которую предварительно спроектировал и заказал в Китае - для домашних проектов очень удобное решение!

По итогу получилось собрать педаль почти на 100% из б/у советских компонентов, которые были демонтированы со старых плат! Из нового только кнопка, разъёмы и потенциометры.

Собранная плата была успешно протестирована и выдала неплохой звук с большими возможностями регулировки низов в духе Sovtek Big Muff Green Russian, но при этом не такой агрессивный (для кого-то минус, а для кого-то плюс). Осталось оформить всё в корпус и можно разучивать песни Pink Floid на гитаре!

Корпус

Печатная плата под оригинальный Big Muff Green Russian мягко говоря не очень компактная и требует вместительного корпуса, поэтому я решил корпус напечатать на 3d-принтере, используя биоразлагаемый PLA-пластик. Процесс печати выглядел так:

Так как корпус из пластика, то его обязательно нужно экранировать во избежание наводок и лишнего шума, что я и сделал, используя медную фольгу. Так же важно, чтобы соединение земли с фольгой было только в одной точке, чтобы избежать земляной петли и для этой цели на плате есть специальный контакт в месте крепления винта, а остальное всё изолировано. Вот так выглядит плата, собранная в корпус:

Плата педали эффектов, установленная в 3д-печатный корпус
Плата педали эффектов, установленная в 3д-печатный корпус

Толщина стенок корпуса составляет 2 мм и он довольно прочный, я даже отказался от дополнительного усиления вокруг кнопки, которое делал в другой педали эффектов - можете пролистать вверх до фото бигмафа с самодельной печатной платой, там можно рассмотреть рёбра жёсткости.

И вот такая красота в итоге получилась:

BigMuff из "мусора"
BigMuff из "мусора"

Ну и самая главная фишка в оформлении - нестандартный индикатор включения педали!

Педаль эффектов во включенном состоянии
Педаль эффектов во включенном состоянии

Ура, педаль эффектов готова! Теперь можно послушать конечный результат!

Звук

Звук довольно специфичный, хотелось бы наверное чуть больше гейна, но в целом мне понравилось. Записал небольшой фрагмент звучания педали на видео:

Я остался очень доволен результатом - это был весёлый, несерьёзный и в тоже время интересный проект, от которого я получил большое удовольствие. Удивительно как из кучи мусора, которая 20 лет лежала в сарае, можно собрать что-то работающее и вполне играбельное. А в моей коллекции педалей ещё одно интересное и даже в каком-то смысле уникальное прибавление!

Надеюсь эксперимент вам понравился, а я в свою очередь благодарю вас за внимание. Пойду обдумывать очередную безумную идею, так что до новых встреч!

Ссылка на оригинал статьи

Комментарии (0)


  1. eimrine
    23.09.2025 10:05

    Классное звучание получилось!

    От рёбер жёсткости отказались зря, это же педалька на которую в пылу игры должно быть вполне возможно нажать пяткой даже когда оно начнёт биоразлагаться или на морозе. На батарейку можно было бы найти место, например в том месте где стоит советский электролит. Я бы зашунтировал этот лит чем-то вроде плёночного 1мкФ из китайских БП и плевать если К73 помрёт. Если питание будет небатареечным то по идее эту ёмкость в любом случае надо шунтировать маленькой ёмкостью.

    Из нового только кнопка, разъёмы и потенциометры.

    Ещё 2 платы, ручки, фольга и корпус. Я бы поискал советские поты, уважаю их за то что не дубеют на морозе.

    нестандартный индикатор включения педали!

    Два красных светодиода светящих через зелёный светофильтр? И это уместилось в бюджет тока в 10мА (как сказано на корпусе)?


    1. Alexey_Kutepov Автор
      23.09.2025 10:05

      Спасибо большое за развёрнутый комментарий!

      На счёт рёбер жёсткости Вы правы, более того, вместо PLA лучше PETG использовать, а ещё лучше металл. Но педаль я собирал больше как экспонат, так что вероятность её попадания на концерт стремится к нулю. Именно поэтому я позволил себе использовать PLA как символ экологичности, который вписывается в концепцию педали.

      Со старыми советскими электролитами и правда есть элемент риска. Если бы это была педаль для регулярного использования, я бы однозначно поставил новый конденсатор. Но здесь я сознательно оставил К73 как часть «истории» и эксперимента — интересно же, сколько он ещё проработает. Шунтирование, конечно, улучшило бы ВЧ-характеристики, но не спасло бы от внезапного выхода из строя самого электролита (ибо КЗ).

      Советские потенциометры определённо хороши, но те что у меня есть в крайне плохом состоянии (я даже не смотрел их номиналы). Поэтому поставил современный, хотя идея хорошая.

      Светодиоды зелёные + ограничительный резистор. Так как задача именно индикация и светодиоды в полную силу не должны работать - слишком ярко будет. Пластик прозрачный PLA


  1. LordMegamind
    23.09.2025 10:05

    Пластиковый корпус? Ну такое себе. Во-первых , проломить можно, во-вторых, экранирование должно быть сплошным и замкнутым. Зачем печатать из пластика и обклеивать фольгой, когда можно купить готовый алюминиевый любого размера и под него и имеющиеся детали сделать плату в Спринте.


    1. Alexey_Kutepov Автор
      23.09.2025 10:05

      Пластиковый корпус на самом деле вполне себе используется и в коммерческих педалях, вот например одна из легенд за много денег: Zvex Effects Fuzz Factory Clear

      Мне для самоделок наоборот проще и быстрее отрисовать и поставить на печать корпус - тут уже дело вкуса и привычек. Алюминиевые корпуса (gainta) так же использую, но там другая проблема - сверловка, покраска и нанесение надписей, чтобы выглядело хорошо, хотя для прототипов можно и сверловкой ограничиться.

      По поводу наводок - на мой взгляд медная фольга прекрасно справляется с этой задачей, хотя и требует времени на обклейку корпуса и крышки - главное создать замкнутый контур.


      1. LordMegamind
        23.09.2025 10:05

        А на германии не пробовали собрать? Могу интересной схемой поделиться


        1. Alexey_Kutepov Автор
          23.09.2025 10:05

          Пробовал ставить в оба каскада германиевые диоды, но звук мне не понравился, поэтому в первый каскад поставил кремниевые диоды. А так фузы собирал на германиевых транзисторах, там всё хорошо. Любым интересным схемам буду рад :)


          1. LordMegamind
            23.09.2025 10:05

            Все комментарии в картинке, надеюсь все видно

            Подстроечник 100 (не 10) -220 кОм, межкаскадные конденсаторы (кроме первого), можно увеличить до 4,7 мкф, по вкусу, но 1 мкф там более чем достаточно. Даже с 8-струном звучит как надо.


            1. Alexey_Kutepov Автор
              23.09.2025 10:05

              Спасибо за схему, у меня германиевых транзисторов много, которые по характеристикам не дотянули до Fuzz Face и Fuzz Factory, так что попробую на досуге собрать. Очень похоже на доработанный Tonebender с буфферными каскадами и будет очень интересно послушать как звучит!


              1. LordMegamind
                23.09.2025 10:05

                Это доработанная мною схема из легендарной книги двух Терещуков "Полупроводниковые приемно-усилительные устройства" 1976 года. Там в разделе "Электро-музыкальные устройства " была эта схема, только без входного буфера и повторителя на выходе. Был зато в ней своеобразный контур шумоподавления, но я его вырезал.

                Входной буфер, позволяет использовать гитару с современными высокоимпедансными датчиками (поичем, неважно синглы это или хамбы). В оригинале схема была с низкоомным входом. В итоге получился у меня хай-гейн фузз с очень неплохим звуком, причем переключатель на входе первого каскада очень сильно меняет звучание - от классического фузза до дисторшна. Попробуйте, интересная педаль.

                Из транзисторов я бы посоветовал попробовать ГТ402, ГТ321, ГТ308В. В первый каскад малошумящий типа П28, но не обязательно. Подбор транзисторов не нужен, кроме полевиков, там должны напряжения отсечки соответствовать 1:3, если не ошибаюсь. КП103И/103Л практически всегда этому правилу соответствуют.