Всем привет. Этот пост открывает реплику моего нового проекта «ИИ простыми словами» здесь на Хабре. Сегодня хочу рассказать о том, что сподвигло меня начать этот цикл, а также обозначу некоторые базовые моменты.

Начну с того, как мне пришла в голову эта мысль.

Мне часто приходится обсуждать аспекты ИИ с разными людьми. Иногда с большими начальниками в высоких кабинетах. Тема нынче хайповая, и «руководящие и направляющие», конечно не могут остаться в стороне. Но вот матчасть у них зачастую хромает. Время от времени приходится слышать что‑то типа:

— Используя ИИ, мы сможем повысить производительность труда дворников в два раза!

— Нельзя пользоваться зарубежными моделями, потому что в них всех вредоносные «закладки»!

Ну или вот мое любимое (от широко известной в узких кругах Натальи K)

— ChatGPT надо запретить, потому что это — «черный ящик»!

В такие моменты у меня делается очень кислое выражение лица (увы, это видно) и я думаю примерно следующее:

Друзья мои, дикие, но симпатичные. Вы хотя бы как-то представляете себе то, о чем пытаетесь говорить? Может, стоит все-таки хотя бы букварь прочитать сначала?

Но приходится сдерживаться. Ибо, как было сказано, начальники большие, а кабинеты — высокие. Однако потом я сам себя одергиваю: «букваря»‑то хорошего нет. Ну точнее, мне такой неизвестен. Не заставлять же мне их читать книжку Гудфеллоу (хорошего паренька по‑тамошнему) и Бенджио (один из отцов — прародителей ИИ). Она, конечно, прекрасна, но там 650 страниц текста, а формул и того больше...

Или вот еще какой пример. Был я примерно год назад в Якутии. Ездил волонтером по сельским школам и агитировал ребят поступать в айтишные (естественно-научные) ВУЗы. Меня тогда почему-то на подвиги тогда потянуло. Думал, вот приеду и буду всем рассказывать, как болтался на краю света в пятидесятиградусный мороз. Но подвига настоящего не получилось, всего-то было -30° С, и то недолго. Зато осталось какое-то количество фоток. Приехали мы тогда в одну из школ отдаленного района, и я с учительницей физики разговорился. Хорошо запомнил тот разговор, потому что таким, как она, памятники ставить надо.

— У нас конечно, как обычно, уроки, домашние задания, программа. А еще я с ребятами практические работы веду — чтоб им интереснее было.

— Это как?

— Ребята сами предлагают идеи, а я им помогаю. Ну вот мы Пашей делаем станок для изготовления народных якутских инструментов. С Лерой — микроконтроллер программируем для управления теплицей. А с Максимом из 9 «Б» — солнечную батарею на оксиде графена... — Тут, признаться, у меня отвисла челюсть, и вернуть ее на место удалось далеко не сразу. Ну я теоретически знаю, что такое графен, но уж никак не ожидал с ним столкнуться в Якутии...

— Оксиде графена? У вас тут какие-то специалисты есть по этой теме?

— Нет, откуда им взяться. Ближайшие, наверно в Курчатовском Институте, — смеется.

— Так ведь он в Москве, за тыщи верст. Это сколько же вам всего прочитать пришлось, прежде чем к работе приступить?

— Да, сложно. Книжки в библиотеке брали, по интернету шарились... — И тут мне пришла в голову мысль, которая до сих пор кажется хорошей.

— А у GPTшечки спрашивать не пробовали?

— У кого?

— Большая языковая модель. ChatGPT, Gigachat или что-то еще.

— А разве они что-то об этом знают?

— Не только знают, но и способны внятно объяснить, начиная с азов. Ну, если их не «глючит», конечно. Поскольку «адаптируются» (если так можно выразиться) к уровню ваших вопросов.

И мы разошлись. Она — воодушевленная открывающимися возможностями. А я — в полном восхищении, что есть такие учителя в сельских школах нашей необъятной страны.

И вот эти случаи натолкнули меня на мысль о том, что нужен какой‑то «букварь». Что‑то вроде учебника — «Искусственный интеллект для чайников». Для людей, с его разработкой напрямую не связанных. Ибо одни пытаются что‑то регулировать, но плохо представляют что. А вторым он может сильно помочь, но они не в курсе.

Но я не настолько самонадеян, чтобы сразу приниматься за учебник. Я понимаю, что важно не только что рассказывать, но и как. Подача материала столь же важна, как и сам материал. Поэтому я решил начать с бложика на Дзене и за пару недель настрогал там изрядно материала. Мне казалось, что для Хабра все, что я там пишу, слишком элементарно, а вот для аудитории Дзена в самый раз. Но не тут-то было. Аудитория моего канала в телеге и «хозяева площадки» убедили меня, что и для Хабра мой контент сгодится. Не сказать, что мои сомнения полностью развеяны, но тут как раз самый простой способ подтвердить или опровергнуть — это попробовать.

Ну а теперь несколько базовых моментов.

  • О чем это?

Это моя попытка рассказать о технологиях ИИ неискушенной публике. Простыми словами ответить на базовые вопросы:

  1. Как это устроено внутри? Что там под капотом? Как это работает?

  2. В каких задачах ИИ применим, а в каких бесполезен?

  3. Как я могу воспользоваться преимуществами этой технологии в своей деятельности?

На самом деле круг вопросов, поднимаемых технологиями искусственного интеллекта, гораздо шире. От фундаментальных математических проблем, лежащих в основании (то что я называю «проклятыми вопросами ИИ») до вызовов этики и безопасности, которые порождает его внедрение. И во всех этих непростых вопросах мы будем пытаться разбираться на этом цикле.

  • Для кого это?

В первую очередь, для людей, которые сами не занимаются разработкой технологий ИИ. Профессионалы вряд ли найдут в этом цикле для себя какие‑то откровения. И все же, если не заломает, заглядывайте иногда. А уж если поделитесь своими замечаниями и предложениями по улучшению материала — вдвойне здорово.

  • Как это будет выглядеть?

Набор коротеньких (3-7 мин) статей с большим количеством картинок. (Этот пост — досадное исключение. Надеюсь, останется единственным?). Чтоб мозг неискушенного читателя не закипел. Хотя, как показывает опыт на Дзене, иногда закипает. Будем с этим работать. ?

  • Где читать?

Я планирую продолжать вести блог на Дзене. Все еще верю, что для тамошней аудитории это полезней...? Сюда буду реплицировать, возможно, с некоторыми изменениями. Так что выбирайте. Другое дело, что Хабр будет немного запаздывать. Я уже наклепал (и продолжаю клепать) некоторое количество материала, и перенос его займет некоторое время.

  • What's in it for me?

Для меня это в первую очередь методическое упражнение. Сам я впервые столкнулся с проблемами ИИ больше четверти века назад, когда мы только начинали работу над библиотекой компьютерного зрения OpenCV. Но над вопросами, как это объяснить без зубодробительных терминов и «восьмиэтажных формул», начал думать относительно недавно. И оказалось, что это заметно сложнее, чем мне представлялось изначально. Основная проблема в том, чтобы соблюдать баланс. Ибо, с одной стороны, можно вынести аудитории мозг, через слово вставляя «глобальные экстремумы многомерных функций», «скрытые марковские модели» или «энтропия Кульбака‑Лейблера». А с другой стороны, есть риск впасть в чрезмерное упрощение, граничащее с шарлатанством. И это далеко не единственная плоскость, в которой приходится поддерживать равновесие. Так что этот цикл чем то напоминает мне...

ходьбу по канату
ходьбу по канату

Но я верю, что дорогу осилит идущий. И очень надеюсь на вашу помощь. Объяснять сложные вещи простыми словами — трудная задача. И надеюсь, что ваши вопросы и замечания помогут сделать изложение доступнее.

Оставайтесь со мной.

Комментарии (3)


  1. nanotechnology
    12.11.2025 10:23

    И что читать? Где? Зачем было публиковать пустой текст?


    1. vvvphoenix Автор
      12.11.2025 10:23

      Есть ощущение, что в некоторых браузерах не отображаются ссылки из этого поста. Работаем, чтоб поправить.


  1. Moog_Prodigy
    12.11.2025 10:23

    Это пустая статья написанная нейронкой, и промпт был наверняка каким-то таким "напиши историю как я в якутии встретился с учительницей и показал ей ГПТ, ушла просветленная".

    Нейронки могут нормальный текст писать, а вот это просто высер.