Представьте, что вы Flutter-разработчик. Вы заходите на Хабр. В комменты статьи про Flutter. И там опять: «Flutter уже не развивается давно, нет 3д», «Dart — зачем нужен этот новый странный язык», «Google закроет проект, там в Индии всех разрабов уволили, они уже на кладбище». И это каждый. Божий. День.
Вот что интересно: пока на Хабре хоронят Flutter, 30% всех новых iOS-приложений пишутся на нём. BMW делает на Flutter приложение для своих машин. Google Pay работает на Flutter. Credit Agricole Bank переписал на него банковский апп на миллион пользователей — и поднялся с 10-го на 3-е место в рейтинге. Но на Хабре Flutter, конечно, мёртв. Как и в прошлом году. И позапрошлом.
Конкретный процент Android-приложений на Flutter:
По состоянию на 2023 год, в Google Play Store опубликовано около 500,000 Flutter-приложений, при этом общее количество приложений в Google Play Store составляет примерно 1.58-3.5 миллиона AppinventivOwebest (в зависимости от методики подсчета).
Это означает примерно 14-32% от всех приложений в Google Play Store, в зависимости от того, как считать общее количество. И, естественно, в основном новых приложений больше.
Важный нюанс: Данные от Apptopia показывают, что в App Store (iOS) Flutter вырос с 10% всех отслеживаемых бесплатных приложений в 2021 году до почти 30% в 2024 году Google DevelopersMedium. К сожалению, аналогичные точные данные именно для Android отдельно найти сложнее.
Почему так происходит? Потому что критиковать — это дофига проще, чем разобраться. Потому что мемы про «Google кладбище» работают лучше, чем скучная статистика. И потому что у каждого есть знакомый, который слышал от знакомого, что Flutter тормозит. Проверено.
Сейчас я покажу, как выглядит типичная «похоронная» дискуссия на Хабре, разберу по косточкам главные обвинения, и объясню, почему Flutter не просто жив, а чувствует себя охренительно. Слабонервным критикам лучше отойти от экранов.
Главный миф: «Google убьёт Flutter, как убивал всё остальное»
Это самая популярная страшилка. И она работает, потому что у Google действительно есть кладбище проектов. Google Reader, Google+, ещё тонна сервисов — всё это Google закрыл. И теперь каждый раз, когда в Google что-то увольняют, на Хабре начинается: «Всё, Flutter помер».
А теперь факты. Flutter — это 3-й по популярности проект Google на GitHub. Больше только у TensorFlow и Kubernetes. Сейчас у Flutter ~174k★, у TensorFlow ~192k★, у Go ~130k★. То есть Flutter, скорее, №2 среди крупнейших Google-проектов по звёздам (если не считать Kubernetes как CNCF). Google переписывает на Flutter собственные приложения — NotebookLM (AI-ассистент от Google Labs, 2025), Google Pay, Google Ads. Если завтра Google решит закрыть Flutter, им придётся выкинуть в помойку половину своих мобильных продуктов. Это не Reader, который был экспериментом. Это core infrastructure.
Ещё момент. Даже если — чисто гипотетически — Google завтра возьмёт и уйдёт в отпуск на год, Flutter продолжит работать. Open source, детка. Samsung, Microsoft, Canonical и куча других контрибьюторов уже в проекте. Бывший PM Flutter-команды Google Лиа Джаретт прямо сказала: если Google забросит, крупные компании с радостью возьмут проект под крыло. Её команда FlutterFlow готова дальше развивать Flutter.
А что по цифрам? Stack Overflow Developer Survey 2024 (65 тысяч разработчиков): Flutter используют 9.40%, React Native — 8.40%. Admired: Flutter 60.60% vs React Native 56.50%. GitHub stars: Flutter 170k, React Native 121k. JetBrains Survey: Flutter — самый используемый мультиплатформенный фреймворк с 2021 года. Statista: 30% разработчиков используют Flutter — это самый популярный кросс-платформенный фреймворк.
Короче, если Flutter мёртв, то это какой-то очень живой труп, который бегает быстрее всех остальных.
«Dart — это Java образца 2005 года»
Это прям классика жанра. Цитата с Хабра: «По сути, сейчас Dart — это ООП язык с довольно низким порогом входа, который, по большей части, позволяет делать плюс-минус то же самое, что и все остальные аналогичные языки. Только, по ощущениям, в среднем хуже. Очень похоже на Java образца года этак 2005».
Окей, давайте по пунктам.
Null safety. Да, Dart добавил sound null safety только в 2021 году. Это поздно. Но знаете что? Dart стал единственным языком, который успешно добавил полноценный sound null safety в уже существующий язык. Не в новую версию с нуля, не форкнув всё к чёрту, а реально мигрировав живую экосистему. Kotlin, Swift — у них null safety был с первой версии. У Dart этого не было, и команда проделала гигантскую работу, чтобы это внедрить. Весь pub.dev мигрировал. 55 тысяч пакетов. Это не «провал проектирования», это эволюция.
Records и patterns. Dart 3 (май 2023) добавил records — возможность возвращать несколько значений из функции и destructuring их в переменные. Добавил patterns — полноценный pattern matching, algebraic data types, более функциональный стиль. Это современные языковые возможности, которых в Java до сих пор нормально нет.
Extension types, class modifiers, async/await из коробки. Dart не стоит на месте. Он оптимизирован для UI, имеет AOT и JIT compilation, быстрый как чёрт, и учится за пару дней, если вы знаете любой C-подобный язык.
«Где киллер-фича Dart?» А вот она: Dart — это единственный язык, который идеально подходит для Flutter. Весь его синтаксис, вся архитектура — всё заточено под декларативный UI. Hot reload работает, потому что Dart поддерживает JIT. Компиляция в нативный код — потому что Dart поддерживает AOT. Null safety, async/await из коробки, isolates для многопоточности — всё это работает вместе как швейцарские часы. Можно было бы Flutter сделать на другом языке? Теоретически. Но на практике — нет, потому что ни один другой язык не даёт такую комбинацию возможностей.
«Flutter тормозит и жрёт память»
Окей, это серьёзное обвинение. И оно, в отличие от предыдущих, имеет под собой некую почву. Проблемы с производительностью у Flutter иногда есть. Но тут важны два момента.
Момент первый: в 99% случаев вы этих проблем не заметите чаще чем у других технологий. Те приложения, которые торомозят у меня - написаны не на Dart/Flutter, а, в основном, на Java, Python, JS. Те приложения, которые я пишу на Flutter - не тормозят. Цитата от Ильи Вирника из Яндекс Про (2023): «Недостатки есть у всего. Flutter ни в коем случае не серебряная пуля, он не избавлен от проблем. На мой взгляд, именно производительность для Flutter всё ещё остаётся основной бедой. Вот мы разрабатываем очень большое приложение, суперапп, которое использует огромное количество платформенных возможностей. Основные его сценарии завязаны вокруг карт, что само по себе уже крайне тяжеловесно. При этом очень важная оговорка: таких Flutter-приложений, в которых проблемы с производительностью заметны, можно по пальцам пересчитать.»
Вы делаете типичный B2C или B2B апп? Никаких проблем. Вы делаете суперапп с картами и миллионами объектов? Тогда да, будет сложнее. Но таких приложений — единицы.
Момент второй: Flutter в большинстве бенчмарков быстрее React Native. Исследование nateshmbhat (2024): Flutter 3.19.5 vs React Native 0.74.1 — Flutter показал меньше APK size, меньше CPU usage, меньше memory на Android; на iOS Flutter вообще уделал React Native по всем метрикам. Исследование marcosouz4 (декабрь 2024): Flutter 3.24.5 vs React Native New Architecture — Flutter outperforms across all metrics. Почему? Потому что у Flutter нет JavaScript bridge. Нет overhead на сериализацию и десериализацию данных между JS и нативом. Flutter компилируется в machine code. Нативный код. Это принципиально другая архитектура. И с каждым новым выпуском производительность растет.
Impeller. Flutter 3.10 (май 2023) сделал Impeller (новый rendering engine) дефолтным для iOS. Это устранило shader jank — когда UI подтормаживал при первом рендере сложных шейдеров. Flutter 3.x поддерживает стабильные 120 FPS на ProMotion-дисплеях. Память сократили на 50% для сложных экранов. Frame build times улучшили на 20%.
Размер приложений. Да, Flutter добавляет к приложению свой движок. Это 4-9 МБ «стартовых». Но реальные бенчмарки показывают, что итоговый размер Flutter APK часто меньше, чем React Native, потому что Flutter делает aggressive tree-shaking и выкидывает весь неиспользуемый код. А главное — это не 2019 год. В 2025 году 9 МБ — это вообще не проблема. Средний размер приложения в App Store — 40-50 МБ. Flutter добавляет 9 МБ к этому. Ну и что?
«Экосистема слабая, библиотек нет, всё заброшено»
Это моё любимое. Потому что это критика образца 2019 года, которую люди повторяют в 2025-м, не удосужившись проверить.
Цифры: pub.dev — 55 тысяч пакетов (2024). Рост ~10 тысяч пакетов за год. Для сравнения: в 2019 году было 350 Flutter-зависимых пакетов. Тысячи. Сейчас — 55 тысяч. Stack Overflow: у Flutter 160 тысяч вопросов, у React Native — 130 тысяч. Это говорит не о проблемах, а о большей вовлечённости сообщества.
Да, некоторые пакеты заброшены. Как и в npm. Как и в любой экосистеме. Но популярные пакеты активно поддерживаются: riverpod, bloc, dio, get, drift, freezed, go_router (официальный пакет Google для роутинга). Firebase имеет first-class integration с Flutter — 62% Flutter-разработчиков используют Firebase. И да, в проблемах Firebase винят тоже Flutter.
«Нет официальной поддержки аудио, SVG, пуш-уведомлений». Это правда. И это — философия Flutter. Flutter не пытается запихнуть всё в core framework. Вместо этого есть огромная экосистема сторонних пакетов. Нужен аудио? Вот вам just_audio, audioplayers. Нужен SVG? Вот flutter_svg. Пуши? firebase_messaging, flutter_local_notifications. Всё это есть, работает, поддерживается. Да, это сторонние пакеты. Но они качественные.
«State management — это боль, никто не понимает, что выбрать»
Окей, это частично правда. У Flutter действительно дофига вариантов state management: Provider, Riverpod, Bloc, Cubit, GetX, Redux, MobX, и ещё тонна других. И да, это запутывает новичков.
Но вот в чём прикол: это не баг, это фича. Flutter не навязывает вам единственный правильный способ. Вы выбираете то, что подходит вашей команде и вашему проекту. Делаете маленький апп? GetX или Provider. Делаете энтерпрайз-монстра? Bloc или Riverpod. Нужна строгая архитектура? Bloc с event'ами и state'ами. Нужна простота? Riverpod.
Да, это создаёт когнитивную нагрузку. Да, новичку сложно выбрать. Но это взрослая разработка. В React Native тоже миллион способов управления состоянием. В нативной iOS-разработке — MVC, MVVM, VIPER, Clean Architecture, и каждый сеньор считает, что его подход единственно верный.
Официальная рекомендация Google: начинайте с Provider или Riverpod. Если проект растёт и усложняется — переходите на Bloc. Всё. Это не ракетостроение.
«Инструменты тормозят, IDE падает, кодогенерация медленная»
Это реальная проблема на больших проектах. build_runner может тупить на 50 тысячах строк кода. Android Studio плагин может жрать память и подвисать. Hot reload иногда не подхватывает изменения, и приходится делать full restart.
Но:
Во-первых, это проблемы больших проектов. Если у вас 5-10 тысяч строк — всё летает. Проблемы начинаются на энтерпрайзных монстрах. Но это справедливо для любой технологии. Большие Android-проекты на Kotlin тоже тормозят. Большие iOS-проекты на Swift тоже собираются по 10 минут.
Во-вторых, это активно улучшается. Flutter 3.35 (август 2025) стабилизировал hot reload для web. DevTools постоянно обновляется. Анализатор улучшается. Да, это не Kotlin с KSP, который шустрее. Но это и не катастрофа.
В-третьих, сравните с альтернативами. React Native Metro bundler тоже не идеал. Xcode для нативной iOS-разработки — это вообще отдельный вид ада, если честно. Flutter DevTools хотя бы работают стабильно и кроссплатформенно.
«Нативный UI лучше, Flutter выглядит не по-платформенному»
Это философский спор. Flutter рендерит свой UI через собственный движок (Skia, теперь Impeller). Это значит, что Flutter-приложение на iOS выглядит так, как вы его запрограммируете. Хотите Material Design? Пожалуйста. Хотите Cupertino виджеты (iOS-стиль)? Вот они. Хотите полностью кастомный дизайн, который не похож ни на iOS, ни на Android? Легко.
Проблема: если вы ленивый разработчик и используете Material виджеты на iOS, оно будет выглядеть как Android. И пользователи заметят. Но это не проблема Flutter. Это проблема разработчика.
Преимущество: вы можете сделать UI, который выглядит абсолютно одинаково на iOS и Android. Единый brand identity. Единая дизайн-система. Дизайнеры рисуют один макет — вы реализуете его один раз. Это экономит дофига времени и денег.
Примеры: realtor.com написан на Flutter. Вы не отличите его от нативного приложения. BMW MyBMW app — Flutter. Google Pay — Flutter. Credit Agricole Bank — Flutter с миллионом пользователей. Они все выглядят как нативные приложения, потому что разработчики не поленились и сделали правильный UI.
«Сложно найти разработчиков, никто не знает Dart»
Статистика: Stack Overflow 2024 — 5.9% всех разработчиков используют Dart. Звучит мало? Это миллионы человек. Flutter используют 9.4% разработчиков в мире. Statista 2023: 30% разработчиков используют Flutter — это больше, чем React Native.
Порог входа низкий. Если вы знаете Java, Kotlin, Swift, C#, или любой другой C-подобный язык — вы выучите Dart за неделю. Личный опыт разработчика с Хабра: «за несколько месяцев без опыта меня взяли на проект. Спустя 2 недели макет первого экрана был осилен». Другой разработчик: «MVP разработан за месяц без предварительных знаний».
Рынок труда: да, Flutter-разработчиков меньше, чем iOS или Android. Но спрос растёт. 35.5% iOS-разработчиков готовы перейти на Flutter (рост с 24.2%). 51.9% Android-разработчиков готовы перейти (рост с 42.3%). Это не проблема найма. Это возможность для разработчиков.
Реальные истории успеха с Хабра
Давайте я процитирую реальных людей, которые используют Flutter в production и делятся опытом на Хабре.
ATI.SU: «Выбор Flutter полностью себя оправдывает. Flutter позволяет не только описывать общую бизнес-логику, но и реализовывать общий UI. Экономит ресурсы команд проектирования UX, разработки и тестирования».
Digital Design: «Команда из 3 разработчиков переписала сложное приложение за 6 месяцев» (60+ экранов, пуши, deeplinks, offline-режим). «Разработка на Flutter для обоих платформ составляет примерно ¾ от разработки 2-х нативных приложений».
Finam: Три начинающих разработчика успешно прошли стажировку и влились в штат. «Успехом является сам факт участия в разработке чего-то крупного».
RSHB.цифра: «Быстро выпустить новое приложение — выбрали Flutter. React Native и Xamarin отбросили после негативного опыта. Доверие к экосистеме Google».
Переход с React Native на Flutter (реальная команда): «После очередного поднятия версии React Native полностью перестала отображаться вью с картой. Пожалуй, для меня это был последний гвоздь в крышку гроба этой технологии. Переписали на Flutter за 6 месяцев».
Это не теория. Это реальные компании, реальные разработчики, реальный production опыт.
Так почему же Flutter хоронят каждый день?
Потому что это приносит хайп. Статья «Flutter мёртв» соберёт в 10 раз больше просмотров, чем «Flutter неплохой фреймворк с некоторыми компромиссами». Потому что критиковать — проще, чем разбираться. Потому что у людей есть любимые технологии, и они защищают их эмоционально.
Я не говорю, что Flutter идеален. Производительность на сложных приложениях — проблема. State management запутывает новичков. Инструменты на больших проектах тормозят. Dart действительно используется в основном для Flutter. Это всё правда.
Но вот что тоже правда: Flutter — самый популярный кросс-платформенный фреймворк с 2021 года. 170 тысяч звёзд на GitHub. 500 тысяч приложений в продакшене. 30% новых iOS-приложений. 92.5% пользователей довольны (опрос 7000+ разработчиков). BMW, Google, Alibaba, Credit Agricole, eBay — все они используют Flutter в production.
Flutter жив. Более того, он чувствует себя лучше, чем когда-либо. Регулярные релизы в 2025: 3.29, 3.32, 3.35. Новые возможности, улучшения производительности, стабилизация инструментов. Экосистема растёт на 10 тысяч пакетов в год. Сообщество активно.
Так что в следующий раз, когда вы увидите на Хабре очередную статью «Flutter помер», просто вспомните эти цифры. И улыбнитесь. Потому что где-то в это время разработчик на Flutter делает Hot Reload, видит изменения за секунду, и думает: «Хм, а ведь это действительно удобно».
P.S. Если вы всё ещё не верите — просто попробуйте. Установите Flutter, создайте первый проект, сделайте Hot Reload. Почувствуйте эту магию. А потом решайте.
P.P.S. Спасибо всем, кто делится реальным production-опытом на Хабре. Особенно тем, кто пишет не только свою философию по пьянке в комментах к каждому новому выпуску перевода об обновлении фреймворка, но и полезные статьи по Flutter. Вы делаете сообщество лучше.
P.P.P.S. А критикам Flutter я желаю того же, что и всем остальным: пишите код, который работает, и будьте счастливы. На чём угодно. Потому что в конце концов технологии — это просто инструменты. А инструменты выбирают под задачу, а не под хайп. Dart - отличный язык, Flutter - замечательный фреймворк. А мозги - не брови, если нет - не нарисуешь, даже на канвасе.
Комментарии (24)

AuToMaton
12.11.2025 20:27Это философский спор. Flutter рендерит свой UI через собственный движок (Skia, теперь Impeller).
Враки. Это не философский спор, это флаттеру прямо в морду. Потому что он и не рендерит своё - пытается подражать нативу, и не выглядит родным, см. Жидкое Стекло. А мог бы взять за образец супер кроссплатформу - Интернет.
Флаттер пока тупо не готов. Идея со Скией, базовое архитектурное решение, провалилась - что, импеллер готов 100%? Ну тогда хотя бы аналог Bevy покажи! Идея с тремя потоками, базовое архитектурное решение, провалилась - флаттер мужественно переписывает, но когда будет готово - загадка.
Да, на флаттере пишут много, но это не значит что его невкусно хейтить - люди просто боятся попасть в ситуацию когда придётся такое вот, как на флаттере писано, писать самому. Философский вопрос - Флаттер он чего first? Вот стек на JavaScript - он Web first, добавляем Electron и Capacitor - покрываем всё.
Флаттер был стратегически нужен Гуглу пока пелась Фуксия, сейчас Гуглу стратегически интереснее многоплатформенный Котлин. Зная Гугол…
Идея что Дарт идеален для создания интерфейса - дурь, это виляние хвоста собакой в предположении что приложение - в основном интерфейс.
Установите Flutter, создайте первый проект, сделайте Hot Reload. Почувствуйте эту магию. А потом решайте.
Эту магию я ещё в раннем .Net видел. Если делать, то не hot reload, а смотреть как Flutter скрывает мерзость сборки Андроид приложения. С одного проекта решать - так себе совет.
Я не говорю что Flutter (уже) умер, я говорю что нечего удивляться что его хоронят. А почему Dart не поимел TypeScript в особо извращённой форме - ума не приложу, да и Питончику можно бы побеспокоиться кажется мне.

lil_master Автор
12.11.2025 20:27Хотел привести в пример как раз ваш прошлый коммент, но вы меня опередили)
Я понимаю то, что вы можете не любить флаттер. Ок, это ваш выбор. Но зачем самоубийством кармы заниматься выливая столько бреда не по фактам? Поделитесь, мне реально интересно в чем толк, возможно не зная этого я теряю что-то ценное...«Flutter не рендерит своё, подражает нативу» — ложно.
Официально: Flutter не использует браузер/WebView и не использует OEM-виджеты платформ. Он рисует свои виджеты собственным рендерером (движок Flutter → Skia/Impeller). Отсюда и единый внешний вид: хотите Material, хотите Cupertino, хотите полностью кастомный. Это не «имитация нативного», это собственная отрисовка пикселей. docs.flutter.dev«Идея со Skia провалилась; Impeller “не готов 100%”» — подмена фактов.
Impeller — продакшен-рендерер и, согласно актуальной документации, стоит по умолчанию на iOS и Android (API 29+) в текущих релизах 3.27+/3.29+. Это эволюция рендера ради предсказуемости (устранение shader jank), а не «провал» Skia. docs.flutter.dev«Покажите аналог Bevy — иначе Impeller не готов» — некорректный критерий.
Flutter — UI-SDK, а не игровой движок. Для игр есть зрелый 2D-движок Flame (официально промотируется в Flutter Games), для 3D есть Flutter GPU API и библиотека flutter_scene (3D поверх Impeller, в активной разработке). Отсутствие «аналогов Bevy в ядре» не отменяет готовности Impeller для прикладных приложений. flutter.dev«Модель трёх потоков провалилась; переписывают неизвестно когда» — неверно.
Это спланированная архитектурная модернизация: «Great Thread Merge». В 3.29 на iOS/Android UI- и platform-потоки объединены по умолчанию; в 3.35 то же сделано для macOS/Windows (зеркалируя мобильные). Это не «провал», а целенаправленное упрощение нативной интероп-модели и снижение накладных расходов. docs.flutter.dev«Web-first стек (JS+Electron/Capacitor) покрывает всё, а Flutter — нет» — подмена задачи.
Flutter сознательно не опирается на браузер/веб-движок, а рисует сам, чтобы обеспечить предсказуемость и единый UI на всех платформах. Это другая ось компромиссов: меньше “веса” веб-слоя и больше контроль над кадром. Официальный FAQ прямо подчёркивает эту разницу. docs.flutter.dev«Google “переключился” на Kotlin Multiplatform; Flutter был нужен только под Fuchsia» — утверждение без доказательств.
Позиция Google по KMP: поддержка для шаринга бизнес-логики; это не замена Flutter (который решает ещё и унификацию UI). Одновременная поддержка разных стратегий — нормальная продуктовая политика. Кроме того, Fuchsia и сейчас имеет актуальные релиз-ноты/дорожную карту — сказки про «похороны» несостоятельны. Android Developers Blog«Dart “не идеален для UI”» — мимо цели.
Dart выбран под требования Flutter: JIT для stateful hot-reload в развитии и AOT в продакшене (нативный ARM-код с быстрым стартом и предсказуемой производительностью), плюс модель isolates для конкурентных задач. Это технические свойства, критичные именно для UI-SDK, а не лозунги. docs.flutter.dev«Hot reload — это “магия”, которую я ещё в раннем .NET видел» — и что?
Горячая перезагрузка есть и в .NET — да. Это лишь доказывает, что технология полезна и давно признана индустрией; у Flutter просто другая реализация за счёт JIT-рантайма Dart и интеграции с фреймворком виджетов. Microsoft Learn
ваш шаг, Господин...

Rusrst
12.11.2025 20:27Я тут глянул приложение google pay у себя на телефоне и оно на обычных view, даже не compose. Flutter там и близко нет.
Compose вроде выглядит всё же более перспективно, нет? Полностью нативная реализация для Android. И единый интерфейс, в перспективе, везде.
Ну и коллеги жаловались я помню, что то библиотеки не всё могут из-за различий в платформах ios/Android, то баги фиксятся долго, то проблемы с нативным кодом каким-то. Ну и с обновлениями под новые таргеты вроде тоже не так как в нативе - в день релиза не поднимешь всё что нужно.

codecity
12.11.2025 20:27Тут основной вопрос - победит ли KMP.

dkfbm
12.11.2025 20:27победит ли KMP.
Флаттер не нужно сравнивать с КМР. КМР по сути есть мультиплатформенный компилятор и не более, тут уместнее параллели с Дарт. Если же говорить о фреймворках, то это Flutter vs Jetpack Compose. Первый универсальный, общего назначения, второй чисто гуёвый. Да, Котлин как язык мощнее Дарт. Но вот связка Dart+Flutter на данный момент выглядит предпочтительнее, чем Kotlin+Jetpack – по уровню зрелости, универсальности и количеству поддерживаемых платформ. Возможно, со временем это изменится – но сейчас так.
Ещё немаловажный момент: на флаттере можно писать, не имея глубокого знания целевых платформ. С КМР/Jetpack так не получится, они используют нативные компоненты, которые нужно уметь правильно готовить.

lil_master Автор
12.11.2025 20:27Если смотреть по языковым фичам, котлин не мощнее, по комплексному перекрытию множеств из фич - где-то котлин устроен богаче, где-то дарт устроен богаче. В остальном полностью согласен.

dkfbm
12.11.2025 20:27Если смотреть по языковым фичам, котлин не мощнее
У дарта есть пара серьёзных недостатков. В частности, не поддерживается позднее статическое связывание – что зачастую приводит к необходимости городить громоздкий свич по типам внутри обработчика. Ну и вот такие приколы случаются – код, который прекрасно компилится, с грохотом падает в рантайме, хотя вроде не проблема обнаружить ошибку на этапе компиляции:
const Map<int, String> m = {1: "const"}; m[1] = "modified"; // Uncaught Error, error: Error: Unsupported operation: Cannot modify unmodifiable map const List<int> l = [1]; l[0] = 2; // Uncaught Error, error: Error: Unsupported operation: indexed setИли вот, например – почему-то так нельзя:


lil_master Автор
12.11.2025 20:27Да, я и не говорю, что у Дарта нет недостатков, я говорю что множество языковых фич Дарта не является подмножеством фич Котлина, эти множества находятся в состоянии неполного перекрытия.
В Котлине тоже есть моменты, которые по сравнению с Дартом выглядят недостатками и приходится писать не "прямо вот так", а "через бок", потому что прямо нельзя.
С множеством недостатков в языках, я думаю история такая же как с множеством фич, т е в среднем паритет, но здесь надо учитывать тот факт, что Котлин то и дело цепляет жаву с её библиотеками и проблемами, чего в Дарте по умолчанию нет.

codecity
12.11.2025 20:27то это Flutter vs Jetpack Compose. Первый универсальный, общего назначения, второй чисто гуёвый
Ну это уже буквоедство - и так понятно о чем речь. Ясно что одна ниша - кроссплатформенные приложения. Многим уже давно понятно что кроссплатформа состоялась и дальше будет только развиваться. И вопрос - кто же будет лидером.
KMP+Jetpack Compose даже банальное - приложения меньшего размера, а это тоже бывает важно. Пакетов мало, но все необходимое есть.
А на счет общего значения - это в каком смысле? KMP+Jetpack Compose - для чего вам не подходит, где бы вы использовали Flutter?

dkfbm
12.11.2025 20:27KMP+Jetpack Compose даже банальное - приложения меньшего размера
Можете это как-то подтвердить? У меня приложение (то самое, 86К строк кода на дарте) имеет такой вот размер:

Не Котлине будет меньше? На сколько? Как это скажется на удовлетворённости юзеров?
А на счет общего значения - это в каком смысле? KMP+Jetpack Compose - для чего вам не подходит, где бы вы использовали Flutter?
Вы не поняли, я писал только о самих фреймворках. JPC – чистый гуй, там больше ничего нет. А во флаттере множество пакетов общего назначения. В Котлине такие тоже есть, разумеется – но как отдельные библиотеки именно Котлина, а не часть JPC.
Если же говорить о том, что не подходит – когда мы начинали кроссплатформу, КМР был очень сырой ещё, в ранней бете – вообще не вариант. Но пожалуй, и сейчас выбрал бы флаттер – по уже упоминавшейся причине: КМР требует компетенций в каждой из целевых платформ. Фактически, отдельные команды для написания бизнес логики (собственно КМР) и нативных интерфейсов под андроид/айос. Последнее ещё и противоречит нашей концепции единого UX на всех платформах – мы не пытаемся мимикрировать под них, экраны выглядят и работают одинаково везде. Так что мне куда проще работать с одной командой и единой кодовой базой.

lil_master Автор
12.11.2025 20:27И вопрос - кто же будет лидером.
Такой вопрос возникает, когда вы знаете Котлин и вам не хочется изучать Дарт.
Т. е. вопрос - еще подождать или всё таки изучить Дарт?
Если вы уверенно владеете Дартом и Флаттером, то вопроса кто будет лидером кроссплатформы - не возникает, потому что Флаттер - уже лидер.
КМП только недавно начал поддержку айос (только начал!), только недавно начал возиться со skia, а на Флаттере это всё уже годами обкатано по полной.
Начать что-то и годами обкатывать, исправлять баги, улучшать, вывести в стабильную нишу - это на порядок разные по трудоемкости работы.
Если искать конкурентов Флаттеру по сути, то это никак не КМП, это скорее Qt, но там проблематичен сам язык C++, долгий порог вхождения, бизнесу это не нужно.приложения меньшего размера, а это тоже бывает важно.
1) на сколько меньше? По факту.
2) когда это бывает важно? в глухой российской деревне, где интернет одинджи и люди ходят с телефонами на вытянутых руках перед собой в поисках холма повыше?

kmatveev
12.11.2025 20:27В наше время, когда Хабр наводнили водянистые продукты жизнедеятельности ЛЛМ-ок, я получил несказанное наслаждение читая статью, написанную живым человеком. Столько неприкрытой жопаболи, желания показать, что он выше гавкающих шавок и мосек я не читал давно. Спасибо! По технической стороне ничего не могу сказать, не разбираюсь в UI-технологиях.

gmtd
12.11.2025 20:27Тут все просто
Берите 50 самых топовых приложений из Google Play в категории, скажем, "Новости", и считаете, сколько там флаттера
Кто-то делал подсчеты?

fidailll
12.11.2025 20:27Такое ощущение что все мобильные разработчики сговорились. Каждый раз как видишь статью про flutter набегают люди и не обосновано начинают критиковать за все что там есть.

Surf_Studio
12.11.2025 20:27Хоронят наш любимый Flutter действительно ежегодно, спасибо автору, что поднимает снова эту тему. В прошлом году делали подобный ресерч.

lil_master Автор
12.11.2025 20:27Взаимно! Благодарю! Тут уже новая волна похорон надвигается, скорее всего будет вторая часть)
posledam
Стиль вольный, но живой, поэтому засчитано :) Поддерживаю, flutter отличная платформа. Только вот я полистал статьи, до июля (дальше не стал) и не нашёл где его хоронят. Это флешбеки какие-то?
lil_master Автор
Благодарю! Статья, где его хоронят вряд-ли объективно выживет, но вот в комментариях "умы" его только так хоронят. А так были новости примерно в 2023 насчет гугл кинул флаттер.