Имея малую долю художественных навыков или даже просто «чувства прекрасного» с толикой терпения и усидчивости, своими золотыми можно делать удивительные вещи, тем более что современные технологии и материалы позволяют, например, легко работать с такой сложной субстанцией, как стекло, даже не слишком подготовленным барышням и школьникам. Речь пойдёт о небольших декоративно-прикладных работах из цветного стекла, и двух простых вариантах светильников на их основе. Светильники на основе витража тоже демонстрируют работу из стекла на просвет, но по сравнению с витражами классическими — мобильнее, проще адаптируются в обстановку, легко заменяются и не зависят от внешнего освещения. В части №1 мы рассмотрели светильник-ящик, при должном исполнении, внушительно, под стать самому витражу, выглядящий, требующий однако, некоторого столярного навыка, оборудования и места для пыльных и пахучих (отделка) работ. Предлагаемые же здесь варианты подсветки намного проще и лучше приспособлены для хоббийных стеснённых квартирно-балконных условий.
1. Несколько слов о стеклянной части
Существует несколько способов соединения стеклянных деталей в плоский рисунок: техника Тиффани [1], фьюзинг (плоское печное сплавление) [2], мозаика.
Фото 1.1. Тиффани имеет классический перегородчатый вид и хорошо выглядит на просвет, но понадобится специальная витражная шлифовальная машинка и много пайки (электрическим паяльником, мягкими припоями) в том числе и «художественной». Техника требует грубой стилизации и крупных деталей
Фото 1.2. Для фьюзинга нужна дорогая печь, и готовые работы, при всей своей леденцовой восхитительности, нередко выглядят на просвет не лучшим образом из-за наслоения слоёв. Техника чудо как хороша для сложных детальных мелочей
Фото 1.3. Стеклянная мозаика прекрасна, в том числе и для начинающих (минимум резки и специальных инструментов), имеет приятный античный вид, но для светильников упрощённых, подходит ограниченно. Однослойная — отлично выглядит на просвет, допустимы более или менее мелкие детали
По совокупности достоинств мы рекомендуем сосредоточиться на технике Тиффани — универсальный и не слишком дорогой способ, пригодный для мелочей, хорошо сочетающийся с дополнением металлическими деталями, проволочными завитушками, камнями и прочим подобным, а паянные швы при некотором навыке (капли, волны, резьба, чеканка) превращаются в дополнительное украшение. Шлифовальная машина может быть импровизированной упрощённой, а с резкой стекла, в том числе и фигурной [3], справляются даже дети, о чём свидетельствует наш семейный витражный опыт и проведение мастер-классов.
2. Плоский светильник бескорпусного типа
Представляет собой обычный витраж Тиффани, с укреплённой позади него, на жёстких проволочных стойках, плоской самодельной лампой подсветки — из металлической пластины с наклеенными кусочками светодиодной ленты. Проволочные стойки лампы впаиваются прямо в имеющиеся швы витража.
Как выглядит процесс?
Стеклянная работа — витражик Тиффани, должна быть полностью собрана и отделана [1]. Пластина для лампы подсветки может быть изготовлена из любого легко паяющегося нетолстого металла, неплохо себя в этом качестве зарекомендовала вульгарная кровельная оцинкованная сталь толщиной 0,45…0,5 мм. Очертания её, как правило, совпадают с формой витража, размер же — несколько меньший, чтобы техническая часть, с боков была заметна слишком сильно. Пластину размечаем и вырезаем ножницами по металлу.
Фото 2.1. Окна, проёмы, сложные формы и мелочи очень удобно выпиливать ювелирным лобзиком (слава ему!) По такой толщине хорошо работает пилочка №4, смазка мылом или воском не требуется. Лобзик лучше иметь с увеличенной глубиной рамки. Естественно, к инструменту нужна подставка «ласточкин хвост»
Фото 2.2. Более или менее равномерно распределяем по площади светильника стойки, обезжириваем и зачищаем на швах места для них, впаиваем. Стойки удобно выполнять из медного лужёного провода, например, старого обмоточного с зачищенной лаковой изоляцией, диаметром около 1 мм. Паяльник электрический, мощностью 80…150 Вт, с регулированием температуры жала. Хорошо работает простой диммер для ламп накаливания, тем более что существуют их варианты, встроенные в розетку. Флюс спиртоканифольный. Выравниваем высоту стоек, приложив к ним шаблон и обрезав лишнее бокорезами. Большая высота стоек позволяет подсветке быть более равномерной и рассеянной, но открытые сбоку светодиоды становятся видны лучше. Оптимальная высота — 2…2.5 см. Укрепляем стойки несколькими раскосами, впаянными в подходящие места швов, удаляем остатки флюса, восстанавливаем защитно-декоративное покрытие швов витража, обрабатываем и новые элементы, за исключением кончиков стоек
Фото 2.3. Не обязательно снабжать все стойки двумя разносторонними раскосами, достаточно укрепить только их часть — вместе с припаянной пластиной, они свяжутся в удивительно жёсткую и прочную конструкцию
Фото 2.4. Перенесём точное положение стоек на пластину лампы при помощи промежуточного шаблона: приложим заготовку к листу нетолстой бумаги, очертим контур, вырежем ножницами. Приложив бумажный шаблон к витражу со стойками, наколем их концами отверстия, накерним и просверлим их на металле
Отверстия зенкуем, а после примерки зачистим мелкой наждачкой и залудим с кислым флюсом или хлористым цинком («паяльной кислотой»). Остатки флюса нейтрализуем и тщательно отмоем.
Фото 2.5. Кусочки белой, с нейтральным светом, светодиодной ленты, наклеиваем на обезжиренную пластину с внутренней стороны, согласно художественному замыслу работы. Стандартный низковольтный разъём от сетевого -12 В (-9В) адаптера удобно установить здесь же, на впаянном кронштейне. Соединяем отрезки ленты пайкой, тонким жёстким проводом, почаще примеряя лампу к стеклянной части. В качестве «—» питания удобно использовать «массу». Увы, в упрощённой открытой конструкции установка рассеивателя света затруднена, а точечный свет некоторых светодиодов заметен особенно сильно. Их можно закрыть непрозрачным, например, кусочком медной фольги с липким слоем — такой же, какую мы использовали при сборке витража Тиффани. Если фольгу не слишком сильно и тщательно обжимать вокруг светодиода, его выводов она не касается
Фото 2.6. После последней проверки работоспособности собранной подсветки, по возможности удаляем остатки флюса на пайках, покрываем их нитролаком, припаиваем пластину со светодиодами на место мощным паяльником. Припаиваем или приклёпываем подвес (ювелирный лобзик — прекрасный инструмент!) удаляем флюс с паек конструктивных, покрываем лаком, в том числе и торцы стальных деталей (со вскрытым цинковым покрытием)
Фото 2.7. Пример стеклянного светильника в комбинированной технике — Тиффани + фьюзинг, с описанной конструкцией подсветки
Фото 2.8. Круглый светильник Тиффани-фьюзинг с упрощённой конструкцией подсветки
3. Объёмный прямоугольный светильник
Конструкция с плоской самодельной лампой из светодиодной ленты несложна и настольна, однако требует толики слесарного дела и малых навыков работы с электричеством. Свести их к минимуму можно, применив готовую маломощную (светодиодную) лампу, например, в ходовом патроне Е14 или Е27.
Рис. 3.1. Простой вариант небольшого объёмного светильника на основе витражной работы, получается на деревянной подставке-кубике с вживлённой лампой, тем более что её предложенное цельное устройство можно заменить на сборную конструкцию, или даже распечатать пластиком на всенародно любимом 3D принтере. На рисунке: 1 — деревянное основание; 2 — паз для установки стеклянного плафона; 3 — металлическая пластина; 4 — патрон лампы; 5 — плоские гайки из комплекта патрона (двух патронов); 6 — отверстие для сетевого провода; 7 — резиновые ножки
Фото 3.2. Труднее всего подгонять стеклянный плафон, поэтому первым делом собираем его. На фото — стороны небольшого, квадратного в основании, домика в технике Тиффани, с фьюзинг-элементами и применением запекаемой краски.
Фото 3.3. Скрепление сторон на живую нитку — несколькими каплями припоя. После наплавления угловых швов, внутри устанавливается несколько проволочных или стеклянных раскосов и поддержек для сильно выступающих (сверху) элементов. Теперь можно снять размеры для изготовления подошвы светильника
Фото 3.4. Наш способ изготовления основания — скрепно-сермяжный — из сухой и толстой берёзовой доски. Выбрал участок без крупных изъянов и сучков, отхватил цепной пилой. На циркулярной пиле обрезал неровные края, прострогал. Отпилил в размер на маятниковой пиле (на фото)
Фото 3.5. Паз для установки собранного плафона отфрезеровал ручной машинкой, установленной в специальный столик
Фото 3.6. Ступенчатую полость для патрона лампы высверлил спиральным сверлом по дереву, из кусочка кровельной стали сделал панель (да здравствует ювелирный лобзик!). Зачистил, отшлифовал, покрасил спиртовой морилкой из аэрографа, защитил лаком
Фото 3.7. Сделал немудрёный электромонтаж, проверил работоспособность, не поленился наклеить на дно резиновые ножки — квадратики нетолстой пластины ТКМЩ
Фото 3.8. Светильник в сборе, естественное освещение
Фото 3.9. Включённый светильник в темноте
Фото 3.10. Аналогичный светильник — фахверковый дом
Фото 3.11
4. Выводы
Светильники упрощённой плоской конструкции, за счёт отсутствия корпуса, рамы [4] — воздушны, могут быть произвольной формы и размера, свет внутренней лампы висящего на стене светильника создаёт красивый ореол вокруг него, а дневной свет немного попадает на стекло изнутри, и, при выключенной подсветке, витражик не выглядит слишком тёмным. В разрыв низковольтного питания легко устанавливается модуль управления с пультом ДУ [4]. Главное же их достоинство — настольность работ, отсутствие столярной части. К недостаткам следует отнести невозможность рассеяния точечного света светодиодов, по крайней мере, простым и недорогим способом.
Светильники объёмные с готовой гражданской лампой на подошве проще рамных [4], имеют возможность лёгкого ремонта и замены электрической части, изменения её мощности и оттенка свечения, в них могут быть применены светодиодные лампы с ДУ. Форма таких светильников может быть и прямоугольной вытянутой, с установкой нескольких ламп в ряд, а нерабочая и боковые стороны могут быть непрозрачными — из металлической пластины (с декоративным травлением, гравировкой или чеканкой?), или керамической плитки. Применив в конструкции, например, клей с УФ отверждением, можно попробовать использовать для стеклянного плафона технику мозаики.