Доменное имя является по сути средством индивидуализации в сети «Интернет». Его заимствование другими влечет неблагоприятные последствия для бизнеса. Самое малое из которого — уменьшение посетителей на сайте и, соответственно, снижение количества проданного. В сегодняшнем разборе расскажем о наиболее громких юридических делах, связанных с доменными именами.

Спор по поводу бренда KAIZER

В 2021 году возник конфликт между правообладателем бренда KAIZER и администратором одноименного ресурса. Предприниматель установил автоматическую переадресацию с сайта https://kaizer.ru/ на один из своих порталов, где предлагал товары под спорным обозначением. 

Владелец бренда обнаружил это и подал в суд, подтвердив информацию многочисленными доказательствами, в том числе нотариальным осмотром интернет-ресурса. Правоприменитель, оценив предоставленные материалы, согласился с доводами истца: проблемный портал был заблокирован.

Аналитики, оценивая данное решение, указывают, что даже переадресация домена является способом использования бренда, создающим реальную угрозу смешения.

Большой театр vs хостел

В конце 2010-х прогремел спор между Большим театром и хостелом, использовавшим без разрешения слово «Bolshoi», в том числе в доменном имени. Владелец бренда подал в суд, который согласился с доводами истца: коммерческое применение указанного обозначения причиняло «вред [театру], чья деятельность в области культуры и искусства ассоциируется с выдающимися достижениями и всемирно известными производителями товаров и услуг». С нарушителя взыскали 5 млн рублей. Соответственно, хостел после скандала — переименовался.

Правообладатель взыскал 400 тысяч рублей с бизнесменов, заимствовавших его товарный знак в доменных именах

В 2021 году в судах слушалось дело, касающееся заимствования зарегистрированного бренда и его использования в доменном имени без надлежащего разрешения. Все инстанции были единодушны: если обозначение оформлено в Роспатенте, а некто вставляет это слово или слова в URL, то он должен заплатить. В результате — с нескольких нарушителей-владельцев доменов взыскали всего 400 тысяч рублей. Обжалование решения в вышестоящих инстанциях не помогло.

Судебные споры КАМАЗа 

Тут прямо россыпь дел. Приведем некоторые из них:

  • ПАО «КамАЗ» подал в суд иск, так как его официальное обозначение попало в доменное имя m-kamaz.ru. Все инстанции подтвердили правомочность требования истца, взыскав с нарушителя десятки тысяч рублей. При этом апелляция, принимая решение, отдельно указала на то, что: спорное доменное имя незаконно включало слово «kamaz», которое было тождественно бренду истца по фонетическому, графическому и смысловым признакам.

  • В другом деле — тот же правообладатель взыскал с нарушителя почти 45 тысяч рублей за уже кириллический «камаз» в доменном имени, размещенном в зоне «.рф».

Яндекс vs yandex-drive.ru

Еще один активный правообладатель, обращающийся в суды разных уровней, — Яндекс. В 2023 году специалисты компании обнаружили на просторах отечественного интернета сайт «yandex-drive.ru». Они обратились в региональный суд, который не только заблокировал спорный ресурс, но и взыскал с допустившего несоблюдение законодательства — 100 тысяч рублей.

Какие выводы?

Чтобы заблокировать в таком формате несоблюдающего закон конкурента, необходимо соблюсти ряд условий.

Во-первых, надо зарегистрировать свой собственный товарный знак в Роспатенте.

Во-вторых, при обращении в суд — важно доказать, что контрагент действительно применяет спорное обозначение, получая от этого коммерческую выгоду при торговле в сфере, которая схожа с вашей.

О сервисе Онлайн Патент:

Онлайн Патент — цифровая система № 1 в рейтинге Роспатента. С 2013 года мы создаем уникальные LegalTech‑решения для защиты и управления интеллектуальной собственностью. Зарегистрируйтесь в сервисе Онлайн‑Патент и получите доступ к следующим услугам:

Комментарии (1)


  1. Komrus
    19.11.2025 07:49

    А как же существовавший на заре Рунета сайт
    NoKia.ru
    посвещённый ни разу не телефонам Nokia, а призванный объединять, по словам тогдашнего владельца домена, "тех, кто не любит автомобили KIA" :)

    Просто комбо по брендовым шуточкам :)