Привет, Хабр!
Я — Сергей, ведущий системный аналитик в Альфа-Банке. В системном анализе 3.5 года.
На предыдущей работе выпала возможность поучаствовать в стажировке внутри компании: меня привлекли к составлению программы обучения, а также я взял под свое крыло одного из стажеров. В итоге успешно провел человека с нуля до технического собеса.

Потом еще одна стажировка, и в моменте у меня было 2 джуна на постоянном менторстве. А год назад, задумываясь о жизни после Senior и дополнительном заработке, решил взять новую планку в менторстве и выйти на внешний рынок. И это было очень насыщенно!
Решил поделиться этим опытом как есть — как стартовал год назад и почему первая попытка была неудачной, на каких площадках искал менти, как провожу сессии, с какими проблемами приходят, сколько заработал и какие понял неочевидные истины про менторство. Устраивайтесь поудобнее — впереди история целого года моей жизни и бесценный опыт.
Осторожно, лонгрид! Ловите навигацию:
С какими проблемами приходят (и какие были самыми сложными).
Заключение: мнение о менторстве и стоит ли становиться ментором в 2025 году.
Почему решил заняться менторством
Мне нравится процесс передачи знаний и в целом обучения других — это связано с тем, что у меня в жизни были такие люди.
В школе, университете среди преподавателей и сверстников обязательно находился кто-то, кто охотно делился знаниями и объяснял одно и то же десяток раз без нервов, агрессии и криков. Они сильно помогли мне в жизни.

Я хочу быть таким же для других людей — тем, к кому можно без боязни обратиться и получить ответы на свои вопросы, а в идеале найти работу/получить грейд/закрыть другую потребность.
Как и где я искал менти
Недолго погуглив, наткнулся на две площадки: GetMentor и Solvery. У первой свободная регистрация без внутренней логики — это как доска объявлений, которая сводит ментора и менти, и затем они уже договариваются за пределами сайта.
С Solvery совсем иная история. Это закрытая площадка: нужно заполнить анкету и записать видео с ответами на предложенные вопросы (не более 10 минут), а затем ждать обратную связь. Отбор строгий — у кандидата должен быть опыт от 3 лет в своей сфере.
И там, и там я зарегистрировался летом 2024 года. На Solvery мне отказали. На тот момент было 2 года и 10 месяцев опыта, немного не хватило до их квоты. А с GetMentor в последующие полгода никто не написал.

Вторая попытка случилась спустя полгода после первой, в январе 2025. Нужный опыт для Solvery набрал и успешно прошел отбор. На мое удивление, в первую же неделю после старта начали приходить заявки — по одной, а то и по две в день.
И внезапно в это же время начали писать с GetMentor — как будто сговорились.
Восторгу моему не было предела, как и волнению: всё же, на носу первая платная сессия, и к ней надо основательно подготовиться.
Как устроена менторская сессия от и до
Встречи я делю на два типа:
Ознакомительная.
Занятие.
Ознакомительная встреча
Триггером для ознакомительной встречи является запрос от менти, который я получаю через TG-ботов площадок (либо люди пишут в личку напрямую). Он может быть описан хорошо, либо довольно сухо — примеры будут дальше.
В любом случае после этого назначаю ознакомительную встречу. Она бесплатная, проводится один раз до занятий. Рассчитана на 15-20 минут, цель — познакомиться, уточнить запрос и понять, смогу ли я его решить. Если да — накидываем план занятий и планируем первую встречу, которая уже будет платной. Если нет — подскажу, к кому обратиться или что почитать.
На моей практике всего в одном случае ознакомительный звонок не понадобился: менти четко знал, что ему нужно, и готов был на занятие даже без предварительного знакомства.
В остальных случаях менти:
Выбирает между несколькими менторами.
Не знает, чего хочет (или не уверен).
Важно: на встречи я всегда прихожу с камерой и ставлю на запись, получив предварительное согласие (иногда не хотят из-за конфиденциальных данных). Для меня стало удивлением, что большинство менти тоже включают камеру и совсем не против записи. Запись нужна не мне, а менти — чтобы вспомнить какие-то моменты, посмотреть на себя со стороны (например при собеседовании) или зафиксировать договоренности
По итогу встречи менти чаще всего готов на первое занятие, реже — берёт время на подумать и не возвращается.
Занятие
Следующий этап — само занятие. В среднем длится 1 час: иногда дольше на 5-15 минут, куда реже короче (за 50-55 минут). Я не считаю по минутам и не беру дополнительную плату.
Как проходит само занятие — довольно индивидуальная история. На занятие я прихожу подготовленным, с презентацией (если нужно обсудить теорию) или практическими кейсами.
В первые месяцы менторства пришлось поднапрячься, создавать тонну материалов в зависимости от запросов. Но в итоге у меня появилась личная база с теорией, практическими кейсами, pet-проектами и другими полезными файлами, которые я переиспользую.
Однако есть золотые правила, которые нужно соблюдать вне зависимости от своего стиля проведения:
Не уходить в ситуацию «кто в лес, кто по дровам». Бывает, ментор начинает рассказывать довольно много о себе и своем опыте, что не несет никакой пользы для менти.
Уберите все, что может отвлечь.
Стремитесь создать расслабляющую обстановку и показать, что вы друг, а не начальник (например, на старте задайте вопрос «Как дела?», «Как прошел день?»).
При обучении опирайтесь на объективность — на свой опыт, на общепринятые практики, на книги. Слова должны быть подтверждены факторами.
Встречи провожу в Яндекс.Телемост. Довольно удобная программа, бесплатная и без ограничений на время проведения и запись встречи. Можно выбрать и другие, но, например, бесплатная версия Zoom ограничивает время звонка 45 минутами, а прочие площадки (Google Meet, Telegram) на момент написания статьи работают в РФ с перебоями.
Встречи ставлю в Яндекс.Календаре, чтобы приходили уведомления за час и за 5 минут на телефон. Так я и менти никогда не забываем о встрече.
Записи складываю в облачное хранилище и делюсь ссылкой. Иногда на запись попадает конфиденциальная информация: на такие я ставлю пароль и автоудаление через месяц или два.
Что касается частоты занятий: по моей статистике, достаточно одного занятия в неделю — гораздо реже встречаются кейсы по два в неделю (когда есть срочный запрос) и раз в 2 недели (когда человек сильно занят).
С какими проблемами приходят (и какие были самыми сложными)
За год я провел 51 занятие с 19 менти. На основе этой выборки удалось сгруппировать запросы, от частых к редким:
Помочь с рабочим кейсом (что-то спроектировать, написать ТЗ, решить задачу).
Подготовить к собеседованию (и попрактиковаться в решении практических задач).
Обучить профессии с нуля.
Определиться с выбором профессии в аналитике.
Подготовить к ассессменту внутри компании.

Интересно: иногда приходят нестандартные запросы от HR. Кто-то пытается схантить (т.е. приходят с предложением о трудоустройстве), а кто-то ищет специалистов для разового проведения собеседования. Последним категорично отказываю. Для меня выглядит странно, что собеседование проводит человек, который не сможет ответить, какие процессы в компании, какие бенефиты и прочие вопросы о внутрянке. Для меня это в некоторой степени обман.
Расскажу подробнее по каждой категории запросов.
№1. Помощь с рабочим кейсом
Один из самых простых запросов. Как правило приходят действующие СА, с которыми ты на одном языке. Они больше замотивированы, знают профессию, а конечный результат таких кейсов легко измерить.
Зачастую задачи, которые приносят менти, впервые встречаются в твоей работе. И это некоторый вызов — за час тебе нужно вникнуть в контекст и предложить решение. Двойная выгода: и менти получает решение, и ты прокачиваешь свою экспертизу.

№2. Подготовить к собесу
Еще один простой запрос на 1-3 занятия: менти нужно прогнать на тестовом собеседовании и дать обратную связь.
Чаще всего менти боятся практических кейсов, поэтому тестовые собесы провожу с уклоном в практику — в режиме онлайн проектируем API и БД, собираем требования, ищем ошибки в JSON, пишем SQL. Тут мне на помощь приходят заготовленные кейсы, которые либо я сам придумал, либо взял со своих собеседований.

№3. Обучение с нуля
Моя самая нелюбимая категория запросов.
Приходят люди и просят их обучить профессии СА с нуля. Это будет дешевле, чем если покупать курс, но менти потребуется огромная мотивация и самодисциплина, чтобы дойти до конца.
У меня есть план обучения, я не против такого формата, но берусь за такие запросы с осторожностью, потому что:
Менти не доходят до конца. Забивают после 2-3 занятия и не выходят на связь. Как правило нужно хотя бы 8-10 занятий, а то и больше.
Нужна большая вовлеченность как ментора: объяснять все аспекты профессии, быть на связи для решения вопросов, готовить практику/pet-проект, проверять домашнюю работу.
В общем, это эмоционально невыгодный формат, так как ты инвестируешь много сил в человека, который скорее всего не дойдет до финиша. Для такой категории стоит сделать отдельный прайс — но я считаю только стоимость занятия, и видимо в этом моя ошибка.

Для себя я решил, что:
Если вдруг приходит такой запрос — предупреждать, что я не читаю теорию. Предлагаю более самостоятельный формат — даю темы по теории, источники, практику. После того, как все готово, устраиваем занятие и обсуждаем результат.
Брать на обучение только людей с техническим бэкграундом.
Если есть сомнения в своих силах — не брать этот кейс.
И тогда процесс не такой душный.
Всего у меня было 3 таких человека: один пропал после 2 занятия, двое остальных успешно освоили бОльшую часть программы и почувствовали, что дальше уже без меня.

№4. Профориентация
Иногда приходят с запросом «Хочу обучиться системному анализу», но когда спрашиваешь, как он себе представляет профессию — говорит что это что-то с данными и Excel.
Не всегда менти осознает, куда идет, и такие запросы я называю «профориентация». У меня есть презентация о разнице аналитиков в IT и что конкретно делает системный аналитик. Устраиваю занятие, рассказываю все это — и менти понимает, что это не то, что он думал. В итоге экономим человеку массу времени и денег.

№5. Ассессмент
По сути тоже обучение, но уже действующего СА. Тоже относительно несложный запрос — выявляю слабые места, составляю план и в конце провожу техническое собеседование, чтобы оценить результат до и после.

Менторинг в цифрах
Как уже упоминал выше, за год я провел 51 занятие для 19 человек. Запросы приходят хаотично — бывает за месяц 10-15 занятий, а бывает и 0. В общем, это непостоянная история.
У кого-то запрос мы решали за 1 занятие, у кого-то за 8. Если смотреть по всем занятиям, то три четверти запросов краткосрочные, потом идет почти поровну: есть и среднесрочные (от 4 до 6 занятий), есть и длительные запросы (от 7 до 10 занятий).

Большая часть запросов приходит с Solvery — почти 80%. Оставшиеся 20% пришлись на GetMentor. Других источников у меня нет. Иногда выходят на меня через мой Телеграм-канал, но довольно редко, так как в канале я не заявлял о возможности менторства.

Не скрываю, что не все запросы были выполнены до конца, есть и доля незавершенных кейсов. Причины разные и не зависят от меня: кто-то передумал обучаться, кто-то внезапно нашел работу во время обучения с нуля, кто-то просто не вышел на связь.

Ну и самое интересное — сколько удалось заработать, и соответствует ли заработок усилиям?
Я работаю по минимальной (на мой взгляд) стоимости — 2000 рублей за одно занятие. И за год заработал 102 000 рублей без учета налогов.
Много это или мало? Для меня это приятная подработка, не более. Времени уходило больше, чем оплачено, потому что я беру плату только за занятия, а всё остальное (связь в чате по вопросам, проверка домашек) бесплатно, хотя мог бы включить это в стоимость. Думаю, что в следующем году повышу стоимость.
Неочевидные истины про менторство
К менторству я приступал с большим энтузиазмом, спустя год он поутих (но не исчез полностью), потому что я столкнулся с суровой реальностью.
№1. Далеко не все запросы будут иметь результат, и ты в этом не виноват
Мне смешно видеть, как разные личности и паблики хвастаются кейсами «Работал в Маке, через год ушел разработчиком на ЗП 250+». Я теперь в них не верю. Не исключаю, что такие истории успеха есть, но почему-то не рассказывают, сколько было историй неуспеха — ведь это непродающая история.
В реальности ты делишься знаниями, поддерживаешь, искренне стараешься помочь, но… в итоге все зависит от человека и внешних обстоятельств. Он может воспользоваться полученными знаниями, может нет — и как бы ты ни хотел успеха для менти, его может не быть.
В первое время расстраивался из-за этого, но потом понял — я даю знания, и все. Я не смогу устроить человека на работу через черный ход. Я не буду проходить за него собеседование. Я не отвечаю за результат его работы. Я только передаю знания и направляю, и все, на этом моя работа заканчивается.
№2. На консультации будут приходить волчата
Как-то ко мне приходил парень, который накрутил опыта аж 4 года — причем одним из мест работы было именно то, где я работал в тот момент (а парень там никогда не работал). А другой просил помочь на собесе в режиме онлайн.
Я НЕ рекомендую накручивать опыт и НЕ соглашаюсь помогать при прохождении собеса.
Но если человек пришел с вполне адекватным запросом (натаскать по практическим кейсам с собеса, провалидировать резюме, рассказать что-то полезное) — помогу. В рамках этого взаимодействия для меня всё честно и прозрачно.

Человек с накрученным опытом поймет все последствия на работе, когда устроится. Скорее всего он не пройдет испытательный срок.
№3. Рынок быстро меняется
2025 год ознаменовался сокращениями в IT-секторе, бумом тех самых волчат и существенно усложнившимся процессом трудоустройства. Если два года назад я проходил по 5 собеседований в неделю (когда искал работу), то осенью этого года за месяц было всего 2.
Это влияет и на менторскую деятельность — ты даешь человеку знания, он отлично проходит тестовый собес, но долго не может устроиться. И ты чувствуешь неявную вину за это, хотя сейчас джунам просто очень тяжело, они редко где требуются. Поэтому на сессиях я делаю такую ремарку и освещаю текущую ситуацию на рынке, чтобы у человека не было завышенных ожиданий.
А еще ИИ более плотно вошел в жизнь. Уверен, что многим он как раз и заменяет ментора. Но опыт и ошибки живого человека куда ценнее.
Заключение: мнение о менторстве и стоит ли становиться ментором в 2025
Становиться ли ментором в непростом для IT 2025 году? Да, и это не зависит от года. Если есть знания и желание делиться с ними другими — почему бы и нет? Правда, за деньгами в менторство идти нет смысла — это приятная подработка, но не полноценный заработок.
Могу ли я стать ментором? Конечно. Если у вас 2+ года в профессии, то можно брать ребят на 1-2 грейда ниже своего и с ними делиться знаниями.
Год в роли менторства подарил мне колоссальный опыт. Я понял, что это история не про легкие деньги, а про обмен энергией и опытом. Несмотря на сложности, я получил гораздо больше, чем ожидал: отточил навыки общения, создал свою базу знаний, нашел способ дополнительного заработка и познакомился с интересными людьми. И вдобавок — закрыл личную потребность в обучении других.
Спасибо за прочтение! Еще у меня есть ТГ-канал — там я пишу про IT: личный опыт, хард-скиллы, карьерные байки и полезные находки по системному анализу.
А что вы думаете про менторство? Хотите начать или уже менторите ребят и можете поделиться своим опытом? Пишите в комментариях!
Также подписывайтесь на Телеграм-канал Alfa Digital, где рассказывают о работе в IT и Digital: новости, события, вакансии, полезные советы и мемы.
Может быть интересно: