Спрос на инженеров на рынке труда стремительно растет: сегодня инженеры нужны не только в промышленности, но и в креативных индустриях, ритейле, дизайне и даже медицине. По данным исследователей Высшей школы экономики, потребность российских компаний в высококвалифицированных инженерах за последнее десятилетие выросла втрое. Но в отличие от ИТ-специалистов, конкуренция за которых уже прошла пик, рынок квалифицированных инженеров далек от насыщения.
Почему престиж инженерных специальностей падал в “нулевых”, и как он меняется сейчас?
После распада СССР в 90‑е и ранние 2000‑е экономика России резко сменила фокус: на первый план вышли торговля, услуги, экспорт сырья и финансовые операции. Государственные программы по профориентации фактически отсутствовали, а желание молодежи строить карьеру в науке или промышленности казалось непрестижным. Массовая культура того времени формировала образ успешного человека как менеджера, продавца, банкира. Инженеры воспринимались как люди из прошлого: представители «цеха», а не креативного класса. Одновременно школы продолжали следовать предметной модели: физика, математика, литература и история изучались отдельно, словно не были частью общего мира. Учитель готовил к экзаменам, но не давал представления, как знания применяются в работе.
Однако за последние пять лет ситуация изменилась. Мировые цепочки поставок дали сбой в период пандемии, привычные технологии перестали быть доступными ввиду санкций, а российская экономика начала разворачивать импортозамещающие и инновационные программы. В экономике вырос запрос на инженеров различных профилей, и сегодня компании конкурируют за специалистов, способных освоить новое оборудование, ремонтировать имеющееся и налаживать производственные линии. Причем инженерия оказывается нужна даже там, где ее не ожидали: в креативной экономике, ритейле, дизайне, индустрии развлечений. Инженеры нужны для разработки VR/AR‑решений, создания цифровых продуктов, медицинских симуляторов. Эти факты развенчивают стереотип инженера как «человека в цеху» и показывают новые горизонты

Чтобы вырастить поколение, способное не только пользоваться технологиями, но и создавать их, обучение инженерии должно начинаться не в университете, а в школе. Опыт Физтех-лицея им. П. Л. Капицы показывает: школьники способны осваивать «взрослые» исследования и сложные инженерные инструменты, если дать им возможность развивать свои навыки в рамках проектной деятельности, а не скучных уроков «по учебнику .
Как мотивировать молодежь выбирать инженерные специальности? Система Физтеха
Чтобы вернуть интерес к инженерии, важно изменить культурную установку. Фонд развития Физтех‑школ выстроил для учеников Физтех-лицея системную профориентацию на трех уровнях:
Чтобы вернуть интерес к инженерии, важно изменить культурную установку. Фонд развития Физтех‑школ выстроил для учеников Физтех-лицея системную профориентацию на трех уровнях:
-
Погружение
Школьники посещают лаборатории, технопарки и конструкторские бюро. Они видят станки с ЧПУ, лазерные 3D‑принтеры, рентгеновские установки, начинают работать с оборудованием уже в начальной школе. В Физтех‑лицее имени П. Л. Капицы дети проектируют детали, собирают и программируют роботов, проводят физические эксперименты. Это не игра, а настоящая инженерная практика.
-
Наставничество
Студенты и преподаватели МФТИ, а также инженеры из партнерских компаний становятся проводниками для школьников. Наставник помогает ребенку выбрать направление, ставить задачи и оценивать результаты. Для молодых инженеров наставничество — социально значимая миссия: они растят будущих коллег и возвращают опыт в экосистему.
-
Индустриальные партнерства
Школы и университеты создают совместные лаборатории с компаниями. Физтех‑лицей сотрудничает с ВСМПО‑АВИСМА, «Протек», «Каскадом» и другими организациями. Проект «Наука в регионы» обеспечивает школы оборудованием и организует поездки на предприятия и в вузы: в 2024 году программа охватила более 20 регионов. Учителя проходят повышение квалификации, а выпускники профильных классов в 80 % случаев выбирают инженерные специальности.

Профориентация по примеру Физтеха — это не набор кружков, а единая траектория от школы до профессии:
Инженерные классы. Ребенок погружается в физику, математику и программирование, а также в гуманитарные дисциплины — историю, философию, искусство и экономику. Гуманитарный компонент помогает понять, зачем нужны технологии, и дает идеи для их применения.
Летние лагеря и проекты. Школьники проходят практику в технопарках, участвуют в фестивалях и конференциях, решают реальные задачи для предприятий.
Университет. Выпускник знает, чего хочет, и поступает в МФТИ, МГТУ им. Баумана или региональный техвуз, продолжая работать с наставником.
Стажировка в компании. Партнерские предприятия приглашают студентов на практику, многие финансируют обучение целевым образом. Так возникает единая траектория — от школы до трудоустройства.
Ключевой элемент системы — интеграция гуманитарного и технического. Будущий инженер должен понимать историю, социологию и этику. Именно на стыке дисциплин рождаются прорывы.
Как мы масштабируем систему профориентации Физтеха на всю страну
Одна из задач Фонда – тиражирование образовательных практик Физтеха для детей и педагогов по всей стране. В рамках этой работы мы развиваем физтех-классы в школах, онлайн-курсы, мастер-классы от ученых, выездные образовательные смены на базе Физтех-лицея имени П.Л.Капицы, экскурсии на предприятия и встречи для школьников с экспертами компаний. Для школ, не имеющих доступа к лабораторному оборудованию, мы предлагаем онлайн-занятия в формате удаленной «мини-лаборатории», что позволяет запускать исследовательскую деятельность.
При поддержке Министерства науки и высшего образования Физтех реализует всероссийский проект «Наука в регионы», объединяющий более 350 профильных инженерных классов в школах 50+ регионах страны. В рамках проекта мы не просто занимаемся профориентацией молодежи, но и помогаем бизнесу решить проблему кадрового дефицита. В итоге получается открытая экосистема, в которой:
Ученики школ получают доступ к углубленному изучению математики, информатики, физики, химии, биологии по методическим материалам Физтеха, таким образом имея возможность получить дополнительные знания по естественно-научным дисциплинам;
Преподаватели школ и вузов получают возможность пройти дополнительную подготовку и повысить свою квалификацию;
Студенты вузов могут обучиться по совместной с МФТИ программе бакалавриата и тем самым повысить свой статус на рынке труда;
Компании-партнеры получают доступ к молодым высокоподготовленным кадрам, которые проходят стажировки, трудоустраиваются и развивают бизнес.
Каким мы видим идеальный результат через десять лет
Через десять лет в России должно появиться новое поколение инженеров – не менее 150–200 тысяч молодых специалистов ежегодно, прошедших через осознанную профориентацию, научно-технические проекты и современные образовательные программы. Это поколение станет основой кадрового суверенитета страны и драйвером научно-технологического развития. Для Фонда развития физтех-школ в перспективе десяти лет отличным результатом будет, если в каждом регионе будут работать инженерные классы и технопарки, а проектный подход станет неотъемлемой частью обучения в школах – в этом мы видим свою основную задачу.

Профориентация — это мост, который соединяет мечту школьника о профессии с реальными технологиями. Опыт Физтех-лицея показывает: если ребенку показать смысл, дать инструмент и свободу, он сам выберет инженерный путь. Физтех‑подход — не единственный, но пока самый системный пример тог��, как можно изменить культурный код и популяризировать инженерные специальности. Масштабируя его, мы вкладываемся в поколение, которое может создавать и внедрять технологии, которые создают основу независимости и роста нашей экономики.
Комментарии (43)

Belvarm
01.12.2025 12:18Не заметил в тексте про достойную оплату труда. Думаю если сейчас фрезеровщикам сделать зарплаты +300к, то появятся курсы как войти в профессию и люди пойдут

AdrianoVisoccini
01.12.2025 12:18"как накрутить опыт токарем, не накрутив на вал себя, подробности в моем телеграмм канале"

desu7
01.12.2025 12:18Подписываюсь под комментатором выше. До тех пор пока специальности которые требуют высокого уровня ответственности и квалификации(а следовательно и многих лет тяжелого обучения) будут иметь заработную плату на уровне или меньше чем зарплата на работах не требующих ни того ни другого(условная работа курьера), то интереса к таким специальностям тоже не будет.
Даже в молодости понятно что учиться 5+ лет для того что бы потом получать зарплату кассира мягко говоря не очень перспективно.
misha_ruchk0
01.12.2025 12:18Любопытно, что в Советском Союзе 70х-80х то, что зарплата начинающего инженера ниже зарплаты вчерашнего ПТУшника не смущала большинство людей. Наверное таки кроме зарплаты человеку нужно еще что-то. Скажем, нужно чтоб представители верхушки власти не заявляли, что мы уже готовы быть сырьевым придатком для Китая.

VashKO
01.12.2025 12:18Начнем с того, что выбора-то особо не было. Зарплата была низкой - но ее в общем-то хватало для выживания,т.к. не приходилось платить за медицину, образование и покупку жилья.
Если ты работал на оборонку - то было побольше. Я в 23 года в конце 80-х был на инженерной должности с неоконченным высшим - но уже 200 руб в месяц зарабатывал.
Но "кое-что" действительно было. Было ЧЕРТОВСКИ ИНТЕРЕСНО работать!
misha_ruchk0
01.12.2025 12:18Согласен. И вот этот самый ИНТЕРЕС как раз и похоронили формулами типа "чего надо просто закупим".

DvoiNic
01.12.2025 12:18если "разрабатывать из интереса" то, что бизнес может просто купить - то неудивительно, что зарплата будет низкой.
А суть дела в следующем. Недавно на выставке встретил своего бывшего сослуживца.
- Как дела?
- Сейчас разрабатываю прибор и программу к нему... (далее 15 минут описания прибора...)
А вот в на предыдущей работе в шотландской фирме на точно такой же вопрос инженер шотландец отвечает так: "Я в бизнесе, в такой-то отрасли"...
В чем разница? Бизнес - это НЕ только "прибор и программу", это еще и время и деньги. Вот именно поэтому "буржуйские" книги похожи на сборники рецептов. Хотя там есть и академические издания и вполне приличные книги с расчетами схем. Но только эти книги к нам не доходят... Время - вот главный фактор. И они его умеют считать и переводить в деньги.
©И.Каршенбойм (кто он такой - можете поискать в интернетах)

VashKO
01.12.2025 12:18Альтернатива "будем делать всё сами - и плевать, что это в разы дороже чем можно закупить и намного хуже чем делает весь мир".
И то и другое приводит рано или поздно к банкротству.
Та же электроника производства СССР была чрезвычайно убыточна и убога. Ну в молодости-то плевать - главное что ИНТЕРЕСНО - а за чей счёт удовлетворялось моё любопытство - мне было до лампочки.

apxapuyc
01.12.2025 12:18На картинке точно инженеры? Выглядят как лаборанты-биологи. Возможно, конечно, что их тоже не хватает.
И да, пока на должностях не будут предлагать конкурентную зарплату (особенно высококвалифицированным специалистам), молодёжь будет идти работать куда угодно офисными клерками - в страховые компании, в автомобильные салоны, в администрацию в конце концов - но не в учителя, врачи или высококвалифицированные инженеры. Надо уже это усвоить наконец.

0serg
01.12.2025 12:18Статья из серии "дайте нам
распилитьмного денег под импортозамещение". Не в "культурном коде" у страны и у выпускников школ и ВУЗов проблема, а в руководстве стоящем в ее главе.
VashKO
01.12.2025 12:18А импортозамещение имеет смысл только когда есть выгодоприобретатель, пилящий бюджеты.
Собственно на это указывает весь текст. Пишут его люди, привыкшие брать из бюджета - а не пополнять бюджет.

xitriy87
01.12.2025 12:18Да, как бы это не звучало меркантильно, но основным и самым главным критерием к выбору, это деньги. Я вот тоже ,когда заканчивал университет и очень хотелось бы и дальше заниматься по своей специальности, особенно по теме диплома, но ЗП, который даже не хватает на съем жилья, все перечеркнуло))

blik13
01.12.2025 12:18мне когда-то научный руководитель говорила: да, во время моего аспиранства стипендия была как хорошая зарплата на местном машиностроительном заводе, а сейчас печаль, потому я очень понимаю почему вы увольняетесь.

andyshark1974
01.12.2025 12:18Можно сколько угодно писать подобное, но когда на уровне государства у вас
Сокращается обьем финансирования образования
Уменьшается социальная поддержка населения
Выметается свободомыслие из образования повышением нагрузки и обязаловкой, что приводит к мышлению по шаблонам.
.... и т.д.
Мне кажется что достаточно первых трех пунктов для начала если вдруг автор не понимает что к чему в реальности. Кроме того, почему страна перешла на торговлю - ну это было реально доступно. Потому что государство торговало (и торгует) всем чем можно.
Не выгорят хотелки. Это бестолково. Для повышения уровня и прорывов нужна свобода мышления и творчества. Если вы режете свободу то шанс что взлетит какая то идея - уменьшается очень сильно. А когда люди выживают - то мысли не о развитии, а о том чтобы тут покушать ...
Вот интересно - вообще там во власти понимают элементарное? Или нет?

VashKO
01.12.2025 12:18И это мы еще не упоминаем, сколько технарей обрели огромные сроки на ровном месте за последние три года.

andyshark1974
01.12.2025 12:18Как и про то что обмен знаниями теперь под крылом службы. И ты даже вякнуть не можешь, и уехать куда то. Болото просто углубляется. И что они после этого хотят?

DvoiNic
01.12.2025 12:18И что они после этого хотят?
шарашек!

VashKO
01.12.2025 12:18Если бы реально хотели шарашек - давно бы их устроили. Им даже это не нужно.
А вот если предположить, что ИХ интересует только прибыль в ИХ карманы и монетизация пребывания у власти - всё становится на свои места.
"Политика есть концентрированное выражение экономики".
DvoiNic
01.12.2025 12:18шарашки будут дальнейшим шагом монетизации власти ("статусной ренты"©). Ибо количество "свободных" ресурсов уменьшается - и остается либо драться за них, либо брать имеющиеся доступные и выжимать из них ("люди - новая нефть"©).

VashKO
01.12.2025 12:18Шарашки имеют смысл в том случае, когда мы реально что-то производим - при этом новое (ну хотя бы для себя) и не можем купить это по каким-то причинам.
Как только мы можем купить и потом перепродать (например внутри страны, той же оборонке) - шарашки лишаются смысла.
А нынешнее состояние и есть такое - надо очень быстро сруюить бабла и отвалить.

DvoiNic
01.12.2025 12:18Сокращается обьем финансирования образования
сегодня промелькнула новость, что сокращают (искусственно ограничивают) платное ВО. Т.е. даже "за свои деньги" ты не можешь решать, чему учиться... Это не говоря о новостях про "отработку врачей"..
Вот интересно - вообще там во власти понимают элементарное? Или нет?
"Правительство на другой планете живет, родной!"©Кин-дза-дза

Sabirman
01.12.2025 12:18Хотелось бы еще отметить, что углубленное изучение физики и математики в школе довольно скучное. Например в той заочной физ-тех школе при мфти как выглядит обучение: присылают методички - ты отправляешь решенные задания - тебе выставляют оценки... И сравните это с регулярными сборами в спортшколах или поездками по всей стране в танцевальных кружках.

andyshark1974
01.12.2025 12:18Как учитель физики (но не работающий в школе) замечу что проблема больше в нагрузке учителей и способности отбить у них интерес к предмету. Именно из-за перегруженности самих учителей. Им просто некогда давать ту же физику. Куча ограничений и запретов. Отсутствие задавленной инициативы. А дети очень тонко и легко чувствуют ее отсутствие. Им нужны эмоции и встряска. Но первое занятие в любой школе начинается с Техники Безопасности и расписывания под кучей листиков! У меня в шахматном кружке в ЦДТ было 16 (прописью - ШЕСТНАДЦАТЬ) инструкций. И за каждую надо было расписаться. Не более 2х за занятие... А теперь вернемся к тому что дети у меня были 1-3 классы... Упс...
А как то я их "наказал". Сказал что - вы меня достали своим непослушанием, я буду делать как положено - зачитаю вам инструкции по ТБ потому что я это ОБЯЗАН сделать. И стал зачитывать монотонным голосом. Сломались на 5-й минуте. Больше проблем не было, мне было достаточно просто показать инструкции и все. Но это ладно я не зачитывал их, а ведь кто-то зачитывает. Особенно физика и химия... Вот вам и государство с его управлением!

DvoiNic
01.12.2025 12:18Особенно физика и химия..
В советские времена каждый год первый урок химии посвящался технике безопасности. Возможно, это внесло некоторый вклад в то, что я живой и с штатным количеством глаз и пальцев...

woodiron
01.12.2025 12:18Хотел бы присоединиться к автору, так-то доброе дело делает, но по факту общество оценивает престиж по материальной составляющей, т.е. заработной плате. Помню как удивился ещё при Союзе, когда узнал про тех.образование в ГДР: сырой выпускник после ВУЗа получал больше квалифицированного рабочего, вот это правильный стимул.

VashKO
01.12.2025 12:18Спрос на технарей сейчас есть только из-за того, что в отрасль вбухивают огромные деньги - на оборонку. Эта лафа закончится через несколько лет. И опять инженеров выкинут на мороз.
С точки зрения нормальной экономики России инженеры не нужны. Если бы это было бы не так - не было бы такого чудовищного трындеца 90-х - 2020-х

ArtFrost
01.12.2025 12:18Единственное что вернет интерес к чему угодно это зарплата. А профессию там можно подставить какую угодно, хоть дворника, хоть ассенизатора. Сразу появятся и толпы желающих и толпы инфоцыган продающих курсы.

DvoiNic
01.12.2025 12:18Ну, весьма многие работают "за копейки" "из интереса". Но вот надолго ли хватает - это у каждого индивидуально...

NeoNN
01.12.2025 12:18"Как вернуть интерес к инженерным специальностям, и в то же время не платить этому наглому плебсу бабки" :D

Dave_dave
01.12.2025 12:18В 2015 году РФ была в лидерах по количеству выпускников вузов по инженерным специальностям среди других стран мира. В 2020 году входит в 5-ку стран по количеству выпускников по STEM специальностям (см сайт Statista) . Причём статистика не в абсолютных единица, а в относительных - к общему количеству выпускников! Вопрос? Зачем ещё больше? Где им работать? До 80% таких выпускников не работают по специальности, потому что на рынке нет столько вакансий с нормальной заработной платой и условиями труда. Да что там говорить, есть примеры, когда специалисты в должности главного конструктора вместо проектирования и руководством проектами занимались копированием чертежей продукции из других стран мира... (не могу назвать предприятие, но в 10-ке крупнейших промышленных холднигов оно представлено). P. S. Нет реального анализа отраслей, оценки востребованности специалистов конкретных профессий, прогноза на 10-20-30 лет. P. S. S. Вернее такой анализ есть - в вузах проводят такие исследования. Просто тем, кто принимает решения - это не интересно и не нужно.

0serg
01.12.2025 12:18Именно. Нормальная цепочка приоритетов должна выглядеть примерно так
Создание рабочих мест
Если у нас уже есть куча обученных людей работающих не по специальности то нет смысла обучать новых. И наоборот - дефицит специалистов при избытке рабочих мест разгоняет вверх зарплаты и создает стимул для людей учиться даже без специальных школ. Школа должна отвечать на существующий запрос людей на образование а не пытаться навязать его.
Привлечение специалистов в образование
Образование строится вокруг учителя. Нормального образования без хорошего преподавателя не будет, сколь не пафосно будет выглядеть школьный кабинет. В числе прочего учитель сам должен быть неплохим специалистом - иначе чему он будет учить детей? Но как мы уже поняли выше на таких специалистов у нас высокий спрос который поддержан неплохими зарплатами. Как нам его удержать в образовании? Совершенно верно: либо еще более высокими зарплатами, либо лучшими условиями труда, а реально - сочетанием и того и другого. Если учитель бесправен и вынужден трудиться за копейки, то подавляющее большинство хороших специалистов не будет выбирать такую профессию.
Обеспечение запроса учителей на оборудование и помещения
И только когда у нас есть спрос на специалистов поддержанный зарплатой и нормальные учителя способные вести образование у нас возникает реальная потребность во всем остальном - красивых новых зданиях, дорогой офисной технике и т.д. Причем поскольку пользоваться всем этим будут учителя, то здравый смысл подсказывает что и запрос на то что конкретно учителю нужно должен формировать сам учитель. А отнюдь не мутный чиновник или руководитель высокого ранга.
Когда же мы наблюдаем что учителям урезают зарплату, нагружают их новой работой, их выпускники вынуждены трудиться за гроши или работать не по специальности, но при этом дядя "сотрудничающий с Минобром" просит дать много денег на "культурную программу возрождения интереса к инженерным специальностям" то единственный смысл сего мероприятия кристально прозрачен и к реальному "возрождению" никакого отношения не имеет.

VashKO
01.12.2025 12:18Я инженер на сотню рублей
И больше я не получу
Мне двадцать пять, и я до сих пор
Не знаю, чего хочу
И мне кажется, нет никаких оснований
Гордиться своей судьбой

ofthevoid
01.12.2025 12:18прочитал два обзаца и дропнул. сохраняя время себе и всем остальным: нет денег - нет инженеров.
зп электрика 15к. три года ищут электрика, щиток 1959 года, работает на честном слове, все оплавилось.
блин как же им кадра то найти, че не идут то?
сколько людей их хабра бы согласились работать мидлов сеньорос или кем угодно найти, если бы вам платили 15к, вот только честно и положат руку на сердце.
дворник кстати получает больше.

vaslobas
Зарплатой
</thread>
andyshark1974
Вы о чем! Как можно думать о хлебе насущном когда стране нужны инженеры! Батрачьте бесплатно!
P.S. Я промолчу где платят 300+ вне Москвы. Это и так все в России знают.
Yuriy_krd
Огласите весь список, пожалуйста! © :)
MAXH0
На самом деле зарплатные ожидания несут огромный лаг запаздывания.
Т.е. к тому времени как школьники доучатся, ситуация может 100500 раз смениться.
Получается порочный круг. Платят мало, потому что большинство специалистов на рынке низкоквалифицированы. Низкоквалифицированы они потому, что на рынке мало платят и ни кто не идёт на профессию.
DvoiNic
Но проблема-то возникла потому, что когда-то на рынке образовался излишек. Платить стали мало, основная часть переквалифицировалась (в челноков и иже) , оставались те, кто "хорошо сидел" и "дорабатывал до пенсии". Ну а дальше проблема начала самовоспроизводиться, усугубляясь тем, что "найти спеца можно, но пока он натаскается - уйдет время. А надо сейчас, поэтому купим готовое". И если "чистый программист" может еще как-то работать "на оффшор", то эмбеддеру в этом плане в разы сложнее.
vaslobas
Мне уже скоро 40 лет будет и сколько я себя помню, проблема с инженерными специальностями не решается.
Подняли бы зарплаты и разорвали бы порочный круг.
DvoiNic
Для подъема зарплат нужно иметь цель, ресурсы, и уметь/мочь играть вдолгую. Без этого разработка того, что уже разработано другими и продается на рынке - ведет к отставанию, загниванию, банкротству.
vaslobas
Нет ручек - нет конфеток.
Будут цели, ресурсы и умение играть в долгую - будут и инженеры. А пока этого всего нет, то и инженеры вам не нужны.
DvoiNic
"нужны высококвалифицированные низкооплачиваемые...". ЧТобы работали за интерес. А лучше - чтоб доплачивали
vaslobas
Мне тоже нужен миллион долларов. А лучше - миллион в час. Но это никого не интересует. Так и тут работает.