<< До этого: Микрокомпьютеры – вторая волна: путь к массовому рынку

Чтобы продвигать свои новые продукты среди людей, которые не мечтали о собственном компьютере в течение многих лет, создатели второй волны микрокомпьютеров должны были прямо ответить на вопрос: для чего на самом деле нужен микрокомпьютер? В чём заключалась его ценность, если не в том, чтобы служить игрушкой для увлечённых компьютерами энтузиастов? Чтобы ответить на этот вопрос, они сделали несколько изобретательных набросков о том, каким образом компьютер может помочь в повседневной домашней жизни. Они также использовали символическую силу компьютера. К 1977 году атомная энергетика и ракетостроение начали терять блеск своих славных дней 1950-х и 1960-х годов — компьютер стал символом прогресса, движущей силой ещё не завершившегося следующего этапа современности.

Некоторые из первых пользователей, несомненно, покупали компьютеры, руководствуясь этой перспективой, убеждённые, что наличие компьютера в доме каким-то образом лучше подготовит их детей к будущему. Другие находили удовольствие в программировании, не имея дела с аппаратным обеспечением.

Но большая часть аудитории, не являвшаяся любителями, на которую рассчитывали продавцы компьютеров, хотела покупать программное обеспечение для своих компьютеров, а не писать его. Производители компьютеров пытались удовлетворить эту потребность, создавая собственные библиотеки программного обеспечения, но они всегда были ограничены как по объёму, так и по качеству. К счастью для них, доступность дешёвых и простых в использовании компьютеров подготовила почву для появления большого числа сторонних производителей программного обеспечения. Их самые популярные продукты делились на две очень разные категории: бизнес-программы для создания цифровых рабочих материалов и игровое программное обеспечение для развлечения. Чтобы удовлетворить рыночный спрос на каждую из этих категорий, производители компьютеров разработали две новые категории продуктов: высокопроизводительные бизнес-компьютеры и простые недорогие компьютеры, предназначенные в основном для игр.

Продажа домашних компьютеров

Когда в 1977 году на рынок вышло новое поколение компьютеров, журналисты затруднились с выбором названия для них. Очевидно, что это уже не были «компьютеры для хобби», но как их называть: по их физическим компонентам («микрокомпьютеры»), по модели владения («персональные компьютеры») или по месту использования («домашние компьютеры»)? На практике все три термина использовались почти взаимозаменяемо в течение следующих нескольких лет, хотя «домашний компьютер» постепенно стал ассоциироваться с менее дорогими и менее мощными игровыми машинами конца 1970-х и начала 1980-х годов (редактор журнала BYTE Карл Хелмерс предпочитал подчёркивать простоту использования термином «бытовой компьютер» [appliance computer], но этот термин так и не прижился).[1]

Что люди будут делать с этими компьютерами, как их ни назови, было другим вопросом. Журналисты и маркетологи придумывали подходящие домашние задачи для домашней информационной машины: планирование диеты, составление месячного бюджета, сверка чеков, управление рецептами. Конечно, где-то некоторые люди использовали компьютер для таких целей, но можно с уверенностью сказать, что немногие были готовы потратить 600 долларов на TRS-80, чтобы выполнять задачи, которые проще было решать с помощью карманного калькулятора за 15 долларов и листа бумаги. Было трудно признать, что, как и в случае с предшествующими им компьютерами, предназначенными исключительно для хобби, для большинства людей не было ничего особенно полезного в Apple II, Commodore PET или TRS-80, когда они только появились на рынке. [2]

Даже производители этих компьютеров не могли прийти к единому мнению о том, на какой рынок они ориентировались. Стив Джобс хотел, чтобы Apple II был дружелюбным бытовым устройством, подобным цветному телевизору или стереосистеме Hi-Fi. Только благодаря настойчивости Возняка в него было включено большое количество слотов для расширения, как в Altair и его предшественниках — мини-компьютерах. Первые рекламные объявления Apple II невольно отражали эту неопределённость в отношении того, что именно хотели пользователи. В них обещалась возможность играть в аркадную игру PONG, но также «изобретать свои собственные игры», «учить детей арифметике или правописанию», «управлять домашними финансами, составлять графики фондового рынка или индексировать рецепты, записывать коллекции и даже контролировать домашнюю обстановку». Первая реклама TRS-80 была столь же разбросанной, обещая быть всем для всех: «Запрограммируйте его для управления личными финансами, бухгалтерского учёта малого бизнеса, учебных функций, кухонных вычислений, бесчисленных игр...»[3]

 Первая реклама Apple II. Разработанная профессиональным маркетинговым агентством (Regis McKenna) и выполненная в полном цвете, она значительно превосходила всё, что до этого можно было увидеть на рынке персональных компьютеров.
Первая реклама Apple II. Разработанная профессиональным маркетинговым агентством (Regis McKenna) и выполненная в полном цвете, она значительно превосходила всё, что до этого можно было увидеть на рынке персональных компьютеров.

Поскольку коммерческого программного обеспечения было очень мало, обе рекламы предполагали, что покупатель способен и готов самостоятельно программировать все эти функции. Хотя первая реклама Apple изображала пару с Apple II на кухне загородного дома, компьютер второго поколения не был по-настоящему бытовым устройством, готовым к использованию любым пользователем. Привлекательной особенностью этих компьютеров по сравнению с предыдущими моделями были их низкая цена (Commodore PET стоил примерно в три раза дешевле, чем Processor Technology Sol-20 с аналогичным оснащением), отсутствие каких-либо требований к предварительным знаниям в области электроники и наличие интерпретатора BASIC в ПЗУ (постоянном запоминающем устройстве), благодаря чему его можно было использовать сразу после включения компьютера, даже не загружая его с ленты. Это последнее конструктивное решение сделало эти компьютеры мгновенно привлекательными для многих тысяч людей, которые освоили азы BASIC на системе с разделением времени в старшей школе или колледже, но были напуганы объёмом работы, необходимой для настройки микрокомпьютера для хобби. [4]

В 1977-1978 годах Commodore практически не занималась прямой рекламой в США (я не нашёл ни одной рекламы в журналах того времени, доступных в Интернете), полагаясь на сарафанное радио и рекламу розничных продавцов. И в некотором смысле они были правы, позволяя PET продаваться самому себе, потому что быстро растущая культурная сила компьютера как абстрактной идеи также помогла продавать персональные компьютеры второго поколения. В каждой газете и журнале читатели среднего класса 1970-х годов могли найти мнения экспертов о наступающей «информационной эре», «электронной эре» или даже «компьютерной эре». И они могли сами увидеть преломлённый свет восходящего солнца: к концу 1970-х годов компьютеры, когда-то скрытые глубоко внутри университетов, корпораций и государственных учреждений, проникли в повседневный мир, найдя своё применение во всём, от автомобилей General Motors до кассовых аппаратов McDonald's. [5]

К этому времени семьи среднего класса также привыкли ожидать ежегодного появления новейших электронных гаджетов в качестве идеального подарка на день рождения или Рождество: карманных калькуляторов, цифровых часов (часовщик Hamilton называл свои часы «компьютером времени»), радиостанций гражданского диапазона и домашних игровых систем. Компания Newman Computer Exchange/CompuMart, розничный продавец компьютеров из Анн-Арбора, штат Мичиган, прямо сыграла на этих ожиданиях в своей рекламе Commodore PET: «Вот и снова... Два года назад это был карманный калькулятор. В прошлом году — цифровые часы. А теперь, что невероятно, это сам компьютер». Каждое из этих устройств, помимо своих фактических функций, также служило входным билетом в информационную эпоху, и в этом отношении ничто не могло превзойти персональный компьютер. [6]

Но программисты и любители гаджетов могли продвинуть персональный компьютер только до определённого предела. Дэвид Баннелл, редактор журнала Personal Computing, знал, что ключевым ингредиентом будет заранее написанное прикладное программное обеспечение:

Конечно, среднестатистическому пользователю домашнего компьютера не хватит терпения изучать BASIC, но несколько сотен тысяч американцев уже выучили или изучают этот язык в школах. Надежда заключается в следующем: дайте компьютер типа PET каждому, кто умеет программировать на BASIC, и они проложат путь программному обеспечению прямо в американские дома. Они напишут миллионы программ, которые завтрашний пользователь домашнего компьютера сможет просто подключить к своему компьютеру и модифицировать под свои нужды, не зная ничего о программировании. [7]

Большинство людей покупали компьютер вместе с программным обеспечением, чтобы сразу же начать им пользоваться. В конце 1970-х годов это в основном означало текстовые процессоры, VisiCalc и, конечно же, игры, игры и ещё раз игры.

Текстовые процессоры

Все производители компьютеров второго поколения знали, что не все покупатели захотят писать свои собственные программы, поэтому они предлагали небольшую библиотеку программного обеспечения на кассетах (а позже на дискетах). В неё входили простые игры, утилиты для программирования и базовое программное обеспечение для бизнеса (например, для создания бухгалтерских отчётов или ведения списка рассылки). Но все инновации и подавляющая часть продаж программного обеспечения для персональных компьютеров приходилась на долю сторонних разработчиков. Это было отличительной чертой персональных компьютеров на протяжении всей их истории. На этом быстро меняющемся и высококонкурентном рынке ни один производитель компьютеров так и не смог успешно осуществить вертикальную интеграцию вниз по цепочке в области прикладного программного обеспечения (и только Commodore когда-либо осуществляла вертикальную интеграцию вверх по цепочке в области компьютерных чипов благодаря владению компанией MOS Technology, но даже они перешли на стороннего поставщика для серии Amiga в 1985 году).[8]

Новое поколение производителей программного обеспечения, появившееся в конце 1970-х годов, без колебаний взимало плату за свои программы. Культура бесплатного программного обеспечения, которая осуждала жадность Micro-Soft за взимание платы за BASIC, была заглушена гораздо более многочисленной группой поздних последователей, которые не ожидали, что программное обеспечение будет принадлежать обществу.

Учитывая отсутствие устоявшихся игроков и минимальные ожидания пользователей, барьеры для входа в производство программного обеспечения были очень низкими. В этот период появились сотни (возможно, тысячи) магазинов программного обеспечения для микрокомпьютеров, штат которых состоял из одного-двух человек. Большинство из них исчезли так же быстро, как и появились, но некоторые оставили после себя неизгладимый след. Появились также издатели программного обеспечения, которые брали на себя тяжёлую работу по маркетингу, производству и распространению для этих многочисленных разрозненных создателей в обмен на часть продаж. Но это никогда не стабилизировалось в виде постоянных отношений между издателем и автором, как это было в книжной или звукозаписывающей индустрии; крупные издатели программного обеспечения часто привлекали собственных разработчиков, чтобы контролировать интеллектуальную собственность, от которой зависели их прибыли, и создавать согласованную и стратегическую линейку продуктов. [9]

Наиболее значимым прикладным программным обеспечением, появившимся до 1977 года, был Electric Pencil Майкла Шрейера. Текстовые процессоры уже существовали как отдельная категория продуктов. Они эволюционировали от механических систем набора текста до специализированных автономных компьютерных систем от таких компаний, как Wang Laboratories, которые предлагали предприятиям полностью цифровые системы набора текста со встроенным экраном по цене от 10 000 долларов. Но Шрайер (что вполне понятно) никогда не слышал об этих текстовых процессорах и не пытался их копировать. Изначально его мотивировала создать первый микрокомпьютерный текстовый процессор не рыночная возможность, а техническое препятствие: сложность создания сложного форматирования, необходимого для документирования компьютерной программы, с помощью линейной подачи текста на печатной машинке.

Шрайер, полупенсионер и ветеран киноиндустрии, проживающий в Лос-Анджелесе, также принадлежал к группе любителей электроники, увлечённых компьютерами, и стал одним из первых членов Южнокалифорнийского компьютерного общества. Недовольный редактором кода, предоставленным в программном пакете 1 (SP-1) Processor Technology, он переработал его и выпустил расширенный программный пакет 1 (ESP-1). Затем он вернулся к созданию Electric Pencil, чтобы избавиться от утомительной работы по набору документации для всех различных вариантов ESP-1, которые он создал для разных моделей и конфигураций хобби-компьютеров. Это само по себе вылилось в годовую работу, в результате которой в декабре 1976 года была выпущена первая версия Electric Pencil для продажи по почте. [10]

Но утомительная работа не закончилась, потому что, несмотря на то, что он поддерживал только компьютеры с процессорами Intel 8080, расширение рынка для Electric Pencil потребовало от Шрейера написания десятков различных версий для разных комбинаций периферийных устройств: дисковых или кассетных систем хранения Tarbell, CUTS или North Star, стандартных или Diablo принтеров (последние поддерживали пропорциональное расстояние между символами) и видеотерминалов SOL, VTI, VDM или VIO. Каждая из них требовала индивидуального кода, поскольку не существовало стандартизированных протоколов для взаимодействия с этими устройствами. В зависимости от сложности используемого оборудования, цена той или иной версии программы колебалась от 100 до 300 долларов. [11]

Не следует думать, что Electric Pencil был функциональным эквивалентом текстового процессора XXI века. Возможности форматирования текста в первых версиях были очень ограниченными, и, когда это было возможно, требовали специальных командных строк в самом тексте: например, чтобы подчеркнуть текст, нужно было ввести символы подчёркивания в пустой строке непосредственно под текстом, который нужно было подчеркнуть (или над ним, в зависимости от типа принтера!). Для вставки, выделения и перемещения текста требовалось запомнить специальные комбинации клавиш. Тем не менее, многие задачи, которые были утомительными или невозможными на пишущей машинке: исправление опечаток, перестановка слов, переписывание или вставка фрагмента в середину текста, поиск и замена слова во всём документе — с помощью Electric Pencil стали сравнительно лёгкими. [12]

 Electric Pencil, работающий на процессоре Processor Technology Sol-20. Обратите внимание, что у него нет никаких специальных элементов пользовательского интерфейса, только текст на экране.
Electric Pencil, работающий на процессоре Processor Technology Sol-20. Обратите внимание, что у него нет никаких специальных элементов пользовательского интерфейса, только текст на экране.

Шрайер не любил микропроцессор 6502, поэтому, хотя он и создал версию для TRS-80, совместимую с 8080 (несмотря на то, что считал эту машину оскорблением для такого истинного энтузиаста, как он сам), он так и не создал Electric Pencil для Commodore PET или Apple II. Он также устал от работы по доработке программного обеспечения, так и не переписал его должным образом, чтобы сделать его более модульным, и в конце концов продал права другим людям, которые не смогли справиться с конкуренцией. [13]

Это открыло поле для конкурентов. Commodore поставляла свою собственную программу обработки текстов, называвшуюся просто Commodore Word Processor, по цене 99,95 долларов. Самый популярный ранний текстовый процессор для Apple II был создан Джоном Дрейпером, также известным как Captain Crunch, печально известным телефонным хакером. Отбывая срок в тюрьме округа Аламеда за взлом телефонной системы и программируя в Apple в течение дня в рамках рабочего отпуска, он начал работать над компилятором для языка программирования Forth на Apple II. Как и Шрейер, он счёл процесс документирования своего творения сложной задачей и поэтому начал писать текстовый процессор, чтобы решить эту проблему. Выпущенный в 1979 году компанией «Cap’n Software» EasyWriter предоставил пользователям Apple II возможности, примерно эквивалентные Electric Pencil, из которого Дрейпер свободно заимствовал различные функции. [14]

Word-Star (позже названный WordStar) был чем-то иным. В 1978 году Сеймур Рубенштейн покинул должность директора по маркетингу в IMSAI и основал компанию MicroPro International с целью продажи серьёзного бизнес-программного обеспечения для микрокомпьютеров. Ему не составило труда переманить звёздного программиста IMSAI Роба Барнаби, который предвидел будущее IMSAI и уже был недоволен генеральным директором Биллом Миллардом за отказ продвигать его текстовый редактор Next Editor или NED. Типичным редактором кода для микрокомпьютеров в то время был строковый редактор, который позволял пользователю создавать или изменять по одной строке программы за раз. Барнаби создал NED, чтобы можно было редактировать весь экран кода сразу. Но это не был текстовый процессор: в нём не было функций переноса слов, форматирования текста или макета печати. [15]

Однако Рубенштейн, в отличие от Шрейера, тщательно изучил рынок существующих систем и программного обеспечения для обработки текстов и поручил Барнаби создать лучший пакет программ для популярной микрокомпьютерной операционной системы CP/M Гэри Килдалла. За это серьёзное программное обеспечение Рубенштейн намеревался взимать серьёзную цену: 495 долларов за первую версию WordStar, выпущенную в 1979 году. Редактор Барнаби включал в себя много улучшений по сравнению с Electric Pencil. Программный пакет имел модульную конструкцию, что значительно упрощало производство и продажу программного обеспечения. MicroPro изначально продавала только одну версию Word-Star для операционной системы CP/M Гэри Килдалла (которая абстрагировалась от системы хранения данных на диске пользователя). Затем пользователь указывал при настройке, какой тип периферийного устройства отображения он использует, и само программное обеспечение подключало соответствующие подпрограммы для экрана пользователя. Word-Star мог отображать на экране многие типы форматирования (позднее Рубенштейн в рекламе WordStar популяризировал фразу «Что видишь, то и получаешь» (WYSIWYG)), имел всплывающие текстовые меню для специальных команд и поддерживал возможность работы с документами, превышающими объём памяти компьютера, путём перемещения данных на диск и с диска по мере необходимости. [16]

Мне не удалось найти скриншоты самых ранних версий WordStar, но этот скриншот WordStar 3 от 1982 года даёт представление о его большей сложности, со строкой состояния и меню, управление которыми осуществлялось с клавиатуры
Мне не удалось найти скриншоты самых ранних версий WordStar, но этот скриншот WordStar 3 от 1982 года даёт представление о его большей сложности, со строкой состояния и меню, управление которыми осуществлялось с клавиатуры

Действительно, самым серьёзным ограничением для реальной работы на микрокомпьютере был доступ к достаточному объёму памяти для хранения ваших цифровых артефактов. Как написал один из рецензентов Electric Pencil, «для использования [Electric Pencil] требуется как минимум 16 КБ и [BASIC] уровня I или II. Память — это сила, и если вы собираетесь много писать, вам понадобится больше памяти. Поскольку моя система имеет 48 КБ, я смог написать несколько длинных песен, не испытывая слишком часто нехватки памяти». Таким образом, быстрое развитие закона Мура сыграло решающую роль в успехе программного обеспечения для персональных компьютеров в конце 1970-х годов: только за период с 1977 по 1979 год цены на память снизились почти в четыре раза. Выпуск Apple II Plus в июне 1979 года отразил эту тенденцию: он предлагал шестнадцать килобайт памяти по той же цене, что и оригинальный Apple II с четырьмя килобайтами памяти. [17]

VisiCalc

Его изначально большая ёмкость памяти по сравнению с конкурентами (до сорока восьми килобайт без каких-либо дополнительных модулей, таких как громоздкий интерфейс расширения TRS-80) также помогла сделать Apple II привлекательным для создателей первой версии VisiCalc.

До этого момента персональные компьютеры были в основном имитацией: со времён Altair и даже раньше мечтой любителей было воссоздать возможности серьёзного мини-компьютера по цене и форм-фактору, подходящим для бюджета и доступного пространства обычного загородного дома. В 1977 году Apple, Commodore и Tandy взяли возможности, накопленные энтузиастами, преследовавшими эту цель в течение предыдущих нескольких лет (интерпретаторы BASIC, видеотерминалы, недорогая динамическая оперативная память и т. д.), и поместили их в ещё более доступный и удобный для пользователя пакет. В качестве небольшого отступления от подражания, Возняк также наделил Apple II возможностью играть в цветные видеоигры, потому что хотел воссоздать опыт аркадных игр Atari, таких как Pong и Breakout. Однако до появления VisiCalc для Apple II в 1979 году ничего подобного не существовало.

То, что VisiCalc в конечном итоге стал программой для персональных компьютеров, было случайностью, обусловленной стечением обстоятельств и случайными встречами. Всё началось с Дэна Бриклина. Бриклин изучал информатику в Массачусетском технологическом институте и работал под руководством Фернандо Корбато (Корби) над системой разделения времени Multics. После окончания учёбы в 1973 году он устроился на работу в соседнюю компанию Digital Equipment Corporation (DEC). В течение следующих нескольких лет он занимался исключительно разработкой бизнес-приложений для работы с цифровым текстом: сначала это была система вёрстки для газет, а затем текстовый процессор WPS-8 на базе мини-компьютера. Когда DEC перевела его группу в Нью-Гэмпшир, он остался в Бостоне, а в 1977 году вернулся в Кембридж, чтобы поступить в Гарвардскую школу бизнеса. [18]

Во время учёбы в Гарварде Бриклину пришла в голову идея создать программу, которая бы позволяла выполнять интерактивные вычисления в режиме реального времени, так же как текстовый процессор позволял редактировать текст в режиме реального времени. Вместо того, чтобы вводить данные, писать код, а затем выполнять его для обработки введённых данных и генерации результатов, все три шага должны происходить одновременно. Он рассматривал это как три отдельных «уровня» деятельности и объединил все три в сетку: ячейка могла содержать вводные данные или вычисления, и в этом случае интерфейс отображал вывод в ячейке, а затем вычисления (или формулу) в отдельной строке состояния (концепция, заимствованная из цифрового наборного устройства Harris 2200). Визуализация сетки была взята из бумажных бухгалтерских книг (иногда называемых таблицами), с которыми он был знаком по учёту в бизнес-школе. [19]

Его опыт в MIT и DEC поставил Бриклина на передний край интерактивной компьютерной культуры, но он не был любителем и не имел собственного микрокомпьютера. Он создал свой первый прототип на BASIC на PDP-10 Гарварда. Он хотел превратить его в продукт, и естественной моделью была автономная система обработки чисел, очень похожая на текстовый процессор WPS-8 от DEC. В качестве аппаратного обеспечения он выбрал DEC PDT-11 Programmable Data Terminal, интеллектуальный терминал стоимостью 5000 долларов, разработанный для совместимости с компьютерными системами PDP-11, и в сентябре 1978 года он начал собирать материалы и звонить старым знакомым в Digital. [20]

Однако примерно в то же время Бриклин провёл судьбоносную беседу с профессором, который посоветовал ему поговорить с недавно окончившим Гарвардскую бизнес-школу студентом Дэном Файлстра. Мы уже знакомы с братом Дэна, Дэйвом, автором статьи «Homebrewery vs. the Software Priesthood» («Домашнее пивоварение против духовенства программистов»), опубликованной в журнале BYTE в 1976 году. Дэн, редактор BYTE, был ещё более погружён в мир компьютерных хобби и к 1978 году стал одним из многих новых предпринимателей, стремившихся заработать на жизнь (или больше) продажей программного обеспечения для микрокомпьютеров. Он увидел свою возможность в издательском деле, а не в создании собственного программного обеспечения, и воспользовался своими контактами в отрасли, чтобы найти рыночный материал для своего нового предприятия, Personal Software. Его самым продаваемым продуктом была игра Microchess, первоначально написанная канадцем Питером Дженнингсом для MOS Technology KIM-1 в 1976 году (она стала собственностью Personal Software после того, как Файлстра объединил свою компанию с Micro-Ware Дженнингса). Файлстра заключил договоры о дистрибуции в сотнях компьютерных магазинов (и тысячах торговых точках Radio Shack для TRS-80 Microchess).[21]

 Реклама продуктов Personal Software 1979 года. Превосходство графических возможностей Apple II (справа) очевидно по сравнению с простыми плитками Commodore PET (в центре) и куриными царапинами TRS-80 (слева). (BYTE, февраль 1979, 106)
Реклама продуктов Personal Software 1979 года. Превосходство графических возможностей Apple II (справа) очевидно по сравнению с простыми плитками Commodore PET (в центре) и куриными царапинами TRS-80 (слева). (BYTE, февраль 1979, 106)

После нескольких бесед с Файлстрой Бриклин убедился в целесообразности публикации через Personal Software и переключился на разработку нового прототипа на Apple II BASIC. У Файлстры и Бриклина были как конъюнктурные, так и фундаментальные причины выбрать Apple II: конъюнктурные, потому что это была единственная машина, которую Personal Software могла предоставить в пользование; Файлстра использовал свой Commodore PET для непрерывного копирования программного обеспечения для публикации, а TRS-80 — для ведения бухгалтерского учёта. Фундаментальные, потому что оба мужчины ценили превосходные технические возможности Apple II (графика высокого разрешения, до сорока восьми килобайт памяти и недавно выпущенный Apple II Disk) и превосходную бизнес-стратегию Apple Computer: лучший маркетинг и обслуживание клиентов, а также открытую дистрибуцию без привязки к магазинам Radio Shack. Бриклин привлёк Боба Франкстона, старого друга и коллегу со времён Multics, когда он был студентом MIT, для написания конечного продукта на языке ассемблера 6502 под руководством Бриклина по дизайну продукта. Из-за всё ещё скудных возможностей микрокомпьютеров по созданию программного обеспечения Фрэнкстон использовал принадлежащую университету систему разделения времени для разработки программы, так же как Билл Гейтс и Пол Аллен сделали с их BASIC за четыре года до этого (хотя в данном случае это был Multics MIT, а не DEC PDP-10 Гарварда).[22]

 Снимок экрана более поздней версии VisiCalc для MS-DOS. Строка состояния показывает, какую ячейку пользователь просматривает в данный момент (B5), и формулу, которая вычисляет видимое значение этой ячейки (B3-B4).
Снимок экрана более поздней версии VisiCalc для MS-DOS. Строка состояния показывает, какую ячейку пользователь просматривает в данный момент (B5), и формулу, которая вычисляет видимое значение этой ячейки (B3-B4).

Осенью 1979 года Файлстра выпустил «программное обеспечение для решения проблем» Бриклина и Франкстона под названием VisiCalc по цене 99,95 долларов. В своей первой рекламе они уже осознавали, что делает эту программу особенной: это была машина, отвечающая на вопрос «что, если?».

Как только ваш первый прогноз будет готов, вы сможете воспользоваться уникальной и мощной функцией пересчёта VisiCalc. Она позволяет задавать вопрос «Что, если?», изучая новые варианты и планируя непредвиденные обстоятельства. «Что, если» продажи упадут на 20 процентов в марте? Просто введите цифру продаж. VisiCalc мгновенно обновит все другие цифры, на которые влияют мартовские продажи.

Или, допустим, вы инженер, работающий над проектной задачей, и задаётесь вопросом: «Что, если эти колебания ослабнут ещё на 10 процентов?» Или вы занимаетесь расходами своей семьи и задаётесь вопросом: «Что произойдёт с нашим бюджетом на развлечения, если зимой счёт за отопление вырастет на 15 процентов?» VisiCalc мгновенно реагирует и показывает вам все последствия любого изменения.[23]

Многие программы для мэйнфреймов ранее вычисляли значения по сетке, но ни одна из них не обладала интерактивностью VisiCalc, обновляя сетку на экране после каждого изменения ввода или формул. И, конечно же, ни одна из этих программ не была так доступна, как VisiCalc, которую можно было приобрести (вместе с Apple II для её запуска) в ближайшем компьютерном магазине. До этого момента сотрудники крупных компаний должны были подавать запросы в свою группу обработки данных, чтобы получить такой анализ, а малые предприятия просто обходились без него. Финансовые специалисты, руководители предприятий и владельцы малых предприятий массово перешли на этот новый инструмент, который позволял им быстро моделировать проблемы, настраивать параметры и получать конкретные ответы о результатах без догадок. Термин «электронная таблица» для этого класса программ стал популярным только позже, в 1980-х годах; в ранних статьях и рекламных объявлениях VisiCalc чаще всего называли «рабочим листом»[24].

VisiCalc требовал мощной и дорогой системы Apple II с 32 килобайт памяти и дисководом. Но достаточное количество людей было готово раскошелиться, чтобы имя Personal Software стало известным: после продаж на сумму 3,7 миллиона долларов в 1980 году и 14 миллионов долларов в 1981 году компания сменила название на VisiCorp и выпустила целый набор продуктов с приставкой Visi-. [25]

Бизнес-вычисления

К моменту появления VisiCalc персональные компьютеры было уже не узнать — по сравнению с тем состоянием, в котором они находились сразу после появления Altair в 1975 году. В то время существовала эклектичная группа энтузиастов, обменивающихся едва функционирующими машинами, заказанными по почте, и рукописными информационными бюллетенями. Пять лет спустя было продано 724 000 персональных компьютеров на общую сумму 1,8 миллиарда долларов. Они существовали в рамках сложной, высококонкурентной и в целом очень прибыльной сети производителей компьютеров и периферийных устройств, разработчиков и издателей программного обеспечения, полноцветных печатных журналов, дистрибьюторов, розничных продавцов и поставщиков услуг. Персональные компьютеры вошли в общественное сознание, а за новыми разработками следовали публикации в различных изданиях, от New York Times до Playboy. [26]

Между тем, VisiCalc, текстовые процессоры и другое прикладное программное обеспечение (например, бухгалтерские пакеты) также создали рынок для бизнес-компьютеров. Они отличались от компьютеров для хобби в основном большим объёмом памяти, хранилищем и периферийными устройствами: бизнес-клиенты хотели получить полнофункциональную готовую к использованию машину, не тратя время на поиск и установку различных аксессуаров и дополнений. Radio Shack быстро осознала ценность этого рынка и в октябре 1978 года представила модель TRS-80 Model II с встроенным восьмидюймовым дисководом и базовой памятью объёмом 32 килобайт. Но с ценой, начинающейся от 3450 долларов, она не совсем вписывалась в концепцию бренда Radio Shack, ориентированного на экономию, и продажи так и не взлетели. Вместо этого базовая модель TRS-80 выполняла двойную функцию рабочей лошадки для малого бизнеса, и её преемник, Model III, явно позиционировался как таковой. [27]

 Реклама Radio Shack Model II, демонстрирующая полностью сконфигурированную систему с четырьмя дисками стоимостью почти 9000 долларов. Обратите внимание, что она всё ещё уступает по качеству рекламе Apple 1977 года. (BYTE (октябрь 1979), 146)
Реклама Radio Shack Model II, демонстрирующая полностью сконфигурированную систему с четырьмя дисками стоимостью почти 9000 долларов. Обратите внимание, что она всё ещё уступает по качеству рекламе Apple 1977 года. (BYTE (октябрь 1979), 146)

Однако VisiCalc сделал Apple II бизнес-компьютером, который было трудно превзойти, особенно с учётом большей базовой ёмкости памяти Apple II Plus. После медленного старта по сравнению с Commodore и Radio Shack, в конце десятилетия продажи быстро выросли, достигнув 130 000 проданных Apple II к сентябрю 1980 года и приведя к взрывному IPO три месяца спустя, которое сделало Джобса, Воза и многих других первых сотрудников миллионерами (в то время, когда это действительно что-то значило). Сделка с быстро растущей сетью магазинов ComputerLand Билла Милларда обеспечила компьютерам Apple сопоставимое с Radio Shack присутствие в розничной торговле. В марте 1980 года плагин SoftCard от Microsoft также позволил Apple II эмулировать процессор Z80 и запускать полную экосистему программного обеспечения CP/M, нейтрализуя преимущество Radio Shack в этой сфере. (Хотя к концу того же года чуткие уши могли услышать звуки приближающейся бури, которая сразила CP/M и почти потопила Apple).[28]

Commodore, тем временем, даже не пыталась конкурировать со своим собственным бизнес-компьютером. Вместо этого их следующий продукт был ориентирован на нижний сегмент рынка, на появляющийся класс «домашних компьютеров», что было эвфемизмом для программируемых игровых машин. Именно к бизнесу компьютерных игр мы и обратимся в следующей статье.

Примечания

[1] Robert L. Perry, Owning Your Home Computer: The Complete Illustrated Guide (New York: Everest House, 1980), 31.

[2] William J. Hawkins, “New Home Computers Can Change Your Lifestyle,” Popular Science (October 1977), 36.

[3] “Introducing Apple II,” BYTE (January 1978), 10; “Radio Shack TRS-80,” BYTE (October 1977), 43.

[4] Processor Technology, “Sol System Suggested Retail Price List,” June 1, 1977, https://www.sol20.org/articles/pricelist.pdf; Computer History Museum, “Oral History of Charles Ingerham ‘Chuck’ Peddle” (June 12, 2014), 63.

[5] Leslie Haddon, “The Home Computer: The Making of a Consumer Electronic,” Science as Culture 1,2 (1988)17-18; “Computer Will Save Fuel On G.M.’s ‘77 Toronado,” New York Times (August 10, 1976); Computer History Museum, “Oral History Panel on the Development and Promotion of the Intel 8008 Microprocessor” (September 21, 2006), 28.

[6] Charlotte Kent, “The Watch That Made Everything Now,” Wired (Nov 30, 2021) (https://www.wired.com/story/pulsar-digital-watch-design-time-history/); “The World’s First Mass Produced Computer,” Digital Design (October 1977), 86 (https://archive.org/details/pet-ad/mode/1up).

[7] David Bunnell, “The Last Word,” Personal Computing (September/October 1977), 128.

[8] Radio Shack, “Radio Shack TRS-80 Software Library” (1978) (https://archive.org/details/trs-80-software-library-1978); Richard N. Langlois, “External Economies and Economic Progress: The Case of the Microcomputer Industry,” The Business History Review 66, 01 (March 1992), 17, 41-50.

[9] Laine Nooney, The Apple II Age: How the Computer Became Personal (Chicago: University of Chicago Press, 2023), 88-91.

[10] Фрейбергер и Суэйн, «Огонь в долине», 186–187. Единственные фильмы Шрейера, указанные на IMDB, — это две картины французского режиссёра Жана-Пьера Мельвиля, в которых он работал оператором. В одном из интервью он также упомянул, что когда-то был оператором в программе «Скрытая камера» (Paul Freiberger, «Electric Pencil, First Micro Word Processor», InfoWorld (10 мая 1982), 12). Более того, о его биографии практически ничего не известно. http://www.computer-timeline.com/timeline/michael-shrayer указывает даты его жизни как 1934–2006, но неясно, откуда взята эта информация.
[11] “The Electric Pencil II,” BYTE (July 1978), 77.

[12] Joseph A. Greenleaf, “Michael Shrayer’s Electric Pencil,” Personal Computing (May 1979), 72-74; Michael Shrayer, “The Electric Pencil Word Processor Operator’s Manual” (1977) (https://www.sol20.org/manuals/pencil.pdf).

[13] Michael Shrayer, “Confessions of a Naked Programmer,” Creative Computing (November 1984), 130.

[14] Thomas J. Bergin, “The Origins of Word Processing Software for Personal Computers: 1976−1985,” IEEE Annalys of the History of Computing (October-December 2006), 35-36; “Word Processor,” COMPUTE! (Fall 1979), 14; Ken Silverman and John T. Draper, EasyWriter (Griffith, IN: Information Unlimited Software, 1979). (https://mirrors.apple2.org.za/ftp.apple.asimov.net/documentation/applications/misc/EasyWriter Manual.pdf).

[15] Jonathan Littman, Once Upon a Time in ComputerLand, Revised and Expanded Edition (New York: Touchstone, 1990), 144-146; Bergin “The Origins of Word Processing Software for Personal Computers,” 38.

[16] John C. Dvorak, “WordStar from MicroPro International,” John C. Dvorak Software Review (September/October 1979), 32. “Word-Star,” BYTE (November 1979), 64; Bergin, “The Origins of Word Processing Software for Personal Computers: 1976−1985,” 39.

[17] Joseph A. Greenleaf, “Michael Shrayer’s Electric Pencil,” Personal Computing (May 1979), 72; “Historical price of computer memory and storage,” Our World In Data (https://ourworldindata.org/grapher/historical-cost-of-computer-memory-and-storage).

[18] Martin Campbell-Kelly and Paul Ceruzzi, “An Interview with Dan Bricklin and Bob Frankston,” Charles Babbage Institute (May 7, 2004), 5-11.

[19] Campbell-Kelly and Ceruzzi, “An Interview with Dan Bricklin and Bob Frankston,” 12-13.

[20] Campbell-Kelly and Ceruzzi, “An Interview with Dan Bricklin and Bob Frankston,” 13-14; DataPro Research Corporation, “Digital Equipment Corporation PDT-11 Terminal Family,” August 1979 (http://www.bitsavers.org/pdf/datapro/programmable_terminals/Datapro_C21_Digital.pdf).

[21] Thomas Haigh, “Oral History of Dan Fylstra,” Computer History Museum (May 7, 2004), 15-16; Nooney, The Apple II Age, 90-91.

[22] Haigh, “Oral History of Dan Fylstra,” 14-15; Campbell-Kelly and Ceruzzi, “An Interview with Dan Bricklin and Bob Frankston, 17, 19.

[23] Personal Software, “Solve Your Personal Energy Crisis. Let VisiCalc Power Do the Work,” Personal Computing (September 1979), 1.

[24] Стивен Леви, «A Spreadsheet Way of Knowledge» (Способ получения знаний с помощью электронных таблиц), Wired (24 октября 2014 г. [ноябрь 1984 г.]) (https://www.wired.com/2014/10/a-spreadsheet-way-of-knowledge); «VisiCalc», Creative Computing (ноябрь 1980 г.), 19. Интерактивный пользовательский интерфейс, подобный VisiCalc, теоретически был возможен на мэйнфрейме с интеллектуальным терминалом, оснащённым буфером экрана. Также стоит отметить, что VisiCalc не обладал многими функциями и алгоритмическими хитростями, которые есть в более новых электронных таблицах. Например, VisicCalc пересчитывал ячейки в строгом порядке (например, A1, A2, A3), без поддержки прямых зависимостей (например, A1 = A2 + A3). Дэн Файлстра и Билл Клинг, VisiCalc: Руководство пользователя для ATARI 800 32K (VisiCorp, 1981), 70-71.

[25] Richard P. Rumelt, “Visicorp 1978-1984 (Revised),” (2003), 4, 8 (https://web.archive.org/web/20031101141127/https://www.anderson.ucla.edu/faculty/dick.rumelt/Docs/Cases/Visicorp.pdf).

[26] “Machine of the Year 1982: The Computer Moves In,” Time (October 5, 1983); Peter J. Schuyten “Commodore Prepares Challenge To U.S. Home-Computer Giants,” New York Times (October 1, 1980); Phil Wiswell, “The Friendly Home Computer,” Playboy Guide: Electronic Entertainment (Fall 1980), 113-114.

[27] Welsh and Welsh, Priming the Pump, 42; Ira Goldklang, “TRS-80 Computers: TRS-80 Model III,” (https://www.trs-80.com/wordpress/models/model-3).

[28] Michael Moritz, Return to the Little Kingdom (New York: Overlook Press, 2009), 243, 276-277; Bagnall, Commodore, 136-137; David Bunnell, “A PC Exclusive Interview with Software Guru Bill Gates,” PC (Feb-Mar 1982), 20.

Комментарии (1)


  1. Zara6502
    02.12.2025 10:50

    Их самые популярные продукты делились на две очень разные категории: бизнес-программы для создания цифровых рабочих артефактов и игровое программное обеспечение для развлечения.

    вы вычитку материала делали? что за цифровые артефакты? XD