
Стиль Полы Шер невозможно спутать ни с чьим другим: экспрессивная типографика, смелые цветовые плоскости, синтез высокого искусства и городской культуры. Став первой женщиной-партнером в истории Pentagram, она не просто вошла в «пантеон славы» дизайна, но и переписала его правила. О ее жизни и работах — в нашем материале.
В начале пути
Пола Шер — яркий пример дизайнера, добившегося всего самостоятельно. Она родилась в 1948 году, отучилась в Tyler School of Art в Филадельфии. Сразу после окончания школы — переехала в Нью-Йорк, имея на руках всего 50 долларов.
Это не помешало ей быстро устроиться на работу: сначала она делала иллюстрации к детским книгам, потом — попала в отдел продвижения звукозаписывающей компании CBS Records, где проработала десять лет с небольшим перерывом (однажды Шер хлопнула дверью и ушла почти на год к конкурентам в Atlantic Records, где дизайнерам предоставляли больше свободы).
Чем Шер занималась в звукозаписывающих фирмах?
Она делала обложки для разных пластинок. Одна из самых известных, созданных под ее руководством, — визуал дебютного альбома группы Boston, разошедшийся сумасшедшим тиражом в 17 млн копий.

Порталы, занимающиеся дизайном и искусством, отмечают, что обложки Шер имеют несколько черт:
Они эклектичны;
Вместо скучного шрифта Helvetica — использовалось соединение разных гарнитур и декора из различных эпох (например, сочеталось ар-деко и конструктивизм или делалось слияние нескольких разных, подчас нестандартных, стилей). Позже, комментируя свою концепцию, Шер говорила, что в студенческие годы ей было тяжело понять типографское искусство. Однажды один из учителей (Станислав Загорски) дал ей нестандартный совет: «Попробуй изобразить с помощью шрифта». Это предложение — было лучшим из того, что она когда-то получала: «Как только я увидела в шрифте душу и почувствовала эмоции, я по-настоящему смогла пользоваться этим. У меня никогда не получалось красиво рисовать, поэтому способность передавать свои чувства с помощью шрифта пришлась очень кстати».
Неформатность — стала визитной карточкой Полы Шер и даже принесла ей номинацию на премию «Грэмми».
Дизайнер на этом не успокоилась.

В 1984 году она, объединившись со своим однокурсником Терри Коппелем, создала свою собственную студию дизайна Koppel & Scher, а в 1991 году — перешла на работу в легендарную фирму Pentagram.
Чем она занималась в этих студиях?
Придумывала визуальный стиль большинства известных международных компаний: Citibank, Tiffany & Co и многого другого.
Театралы знают творчество Шер по айдентике, например, The Public Theatre. Дизайнер не только придумала новый фирменный стиль этого учреждения, но и определила, как будет выглядеть в рекламе один из будущих хитов, — мюзикл «Чикаго».
Как создавался логотип для Citibank?
Товарный знак этого финансового учреждения, известного во всем мире, был нарисован всего за несколько секунд.

Пола Шер позже рассказывала, что набросала вариант лого на салфетке прямо во время первой встречи с представителями структуры. За основу визуального стиля был взят красный зонтик, доставшийся Citi после объединения с Travelers Group. Стоимость дизайна составила 1,5 млн долларов.
Каких принципов придерживается Пола Шер?
В многочисленных интервью она подчеркивает несколько важных деталей своего творчества:
Во-первых, при создании проектов — часто использует отсылки к поп-культуре. Выбор этого вектора развития объясняется просто: Шер начинала работать арт-директором в 70-е годы, занимаясь в основном оформлением внешнего облика пластинок. Этот опыт серьезно повлиял на ее стиль: «И сейчас, даже работая над корпоративными заказами, я стараюсь наполнить их смыслами, позаимствованными из культуры. К тому же многие называют меня художницей, потому что мои работы можно назвать типографскими картинами, ведь, по сути, я рисую словами. Так что я действительно часто смешиваю дизайн и изобразительное искусство»;
Во-вторых, основной ориентир во всех проектах — нестандартность, нешаблонность мышления. Шер приводила такой пример. Предположим, что у вас есть клиент, желающий спроектировать себе паркинг. Дизайнер не хочет этого делать, так как гаражи не имеют эстетической ценности, однако клиенту удается уговорить его на условии «разрешено делать все, что ты хочешь». В результате: паркинг превращен в гигантскую книгу с типографскими плакатами;
В-третьих, вполне очевидно, что к такого рода инновациям — не все клиенты бывают готовы. Поэтому задача опытного дизайнера — морально и психологически поддержать пришедшего к нему бизнесмена, перенастроив его так, чтобы он был открыт к восприятию нового и необычного;
В-четвертых, созданный визуальный стиль (дизайн) никогда не мимолетен: старые концепции находят отражение в современности, а люди до сих пор взаимодействуют с тем, что было создано когда-то.

Как создается интересный и правильный дизайн?
Здесь есть несколько правил. Самое основное:
Для начала — нужна скука и часы или минуты свободного времени. Шер оговаривается, что сейчас, в век распространения смартфонов и других технических устройств, скучать не приходится. Однако эти гаджеты вредны: они же не оставляют возможности для творческой мысли: «…сидя в пробке в такси или по дороге в аэропорт, в зале ожидания или в любой другой скучной ситуации — именно тогда рождаются лучшие из идей, ведь именно в такие моменты мне нечем занять свою фантазию»;
Второе правило — создаваемое должно постоянно совершенствовать и улучшать уже имеющееся. Нестандартность, креативность, разумное противостояние сформированным трендам — вот секрет успеха;
Третье — смелость и классная исходная идея. Именно так, подчеркивает Шер, и происходят изменения в дизайне: один товарный знак делает что-то н��форматное, а остальные — следуют за ним, превращая эпатирующее в обыденное.

Получается ли делать такие дизайны самой Шер?
Да. Хотя, как она признавалась, у нее бывают перепады настроения: сначала, когда работа только предстоит, она воодушевлена и энергична; затем – когда приступает к процессу, случается, что выходит «что-то не то», проект портится и начинается депрессия. Чтобы развеяться, Шер переходит к следующему проекту.
В результате — иногда создаваемое получается лучше, чем думалось изначально.
О сервисе Онлайн Патент:
Онлайн Патент — цифровая система № 1 в рейтинге Роспатента. С 2013 года мы создаем уникальные LegalTech‑решения для защиты и управления интеллектуальной собственностью. Зарегистрируйтесь в сервисе Онлайн‑Патент и получите доступ к следующим услугам:
Онлайн‑регистрация программ, патентов на изобретение, товарных знаков, промышленного дизайна;
Опции ускоренного оформления услуг;
Бесплатный поиск по базам патентов, программ, товарных знаков;
Мониторинги новых заявок по критериям;
Онлайн‑поддержку специалистов.