Думаю, что среди читательской аудитории Хабра много бывших (а возможно, и действующих) олимпиадников, поэтому решил поделиться с сообществом наблюдениями и размышлениями об актуальных проблемах олимпиадного движения в стране. Коротко о том, какое я имею отношение к олимпиадному движению и почему считаю себя в праве публично высказываться на эту тему: я сам бывший олимпиадник (призёр Всероса по информатике), 15 лет веду кружки по информатике и программированию и, в том числе, готовлю школьников к выступлению на олимпиадах, среди моих учеников призёры Всероса по информатике, ВКОШП и других олимпиад по информатике и программированию, кроме того вот уже 10-ый год подряд я участвую в подготовке и проведении школьного и муниципального этапа ВсОШ по информатике в своём регионе.
Позавчера после опубликования результатов муниципального этапа по информатике этого года мама одного из участников прислала мне сообщение: "Я хочу сказать вам спасибо за дисквалы. Потому что списывание достигло какого-то маразма. И по другим предметам вообще ничего не боятся и ничего не стесняются". Речь идёт о том, что мы дисквалифицировали большое количество участников муниципального этапа за списывание друг у друга и за использование искусственного интеллекта при решении задач. В олимпиадах по информатике всё, что делает участник, фиксируется в тестирующей системе, и мы, жюри, имеем возможность анализировать это и на основании определённых критериев делать вывод о несамостоятельности выполнения работы. В силу специфики профессии мы, информатики, во-первых, имеем технические возможности бороться со списыванием, а, во-вторых, воспринимаем сложившуюся ситуацию как некий вызов, которому интересно попытаться что-то противопоставить. Но ситуация постепенно ухудшается. Ниже статистика дисквалификаций на муниципальном этапе ВсОШ по информатике по 9-11 классам по нашему региону:
В топ-20 дисквалификаций: 3 = 15% (в прошлом году было 4 = 20%)
В топ-50 дисквалификаций: 17 = 34% (было 12 = 24%)
В топ-100 дисквалификаций: 30 = 30% (было 30 = 30%)
В топ-150 дисквалификаций: 45 = 30% (было 46 = 31%)
Вроде бы примерно одинаково год к году, но в этом году мы предприняли ряд технических мер: потребовали вести запись экрана на точках проведения и убрали условия в электронном виде из тестирующей системы - всем раздали только бумажные условия, с которых, по нашему мнению, должно быть существенно сложнее скопировать и передать информацию сервису искусственного интеллекта, если только не пользоваться телефоном с фотоаппаратом, что, мы надеемся, должно жестко пресекаться. А это всё не помогло.
Пока мы ещё можем глазами отличить самостоятельную работу школьника от выполненной при помощи ИИ. Но ИИ совершенствуется, и школьники набираются опыта в его использовании. Возможно, скоро это станет делать существенно сложнее. Мы в свою очередь продумываем, какие ещё технические средства противодействия можно разработать и внедрить, но успех не гарантирован. И это речь об информатике - предмете, в котором, как я уже сказал, есть возможности развивать эти самые технические средства. И есть желание это делать у людей, занимающихся олимпиадами по информа��ике. По другим предметам всё существенно хуже: масштаб нечестно выполненных работ огромен, а противодействия никакого нет. Это приводит в частности к тому, что достойные честные дети оказываются за бортом следующих этапов ВсОШ, а большая часть мест заполняется списывальщиками. Это фактически убивает Всероссийскую олимпиаду школьников.
ИИ создал новую реальность в образовании, но неправильно было бы сказать, что проблема именно в ИИ - он просто создал условия, в которых существовавшие проблемы гипертрофировались. Корень проблем, конечно, не в техническом прогрессе.
У меня перед глазами картина проведения муниципального этапа олимпиады в огромном регионе нашей страны, состоящем из нескольких десятков муниципалитетов. Отчётливо видно, что:
в муниципалитете, в котором традиционно собирают всех в одной точке проведения и максимально ответственно относятся к выполнению всех требований к проведению олимпиады, в частности в части фильтрации интернета, нет ни одного списывания или использования ИИ;
в муниципалитете, в котором муниципальный координатор даже забыл точкам проведения логины участников разослать, в результате чего они потом ко мне напрямую обращались во время тура, чтобы я прислал им логины, имело место тотальное списывание - дисквалифицирован абсолютно весь топ участников вплоть до балла, на котором мы уже не проверяем на списывание (участников с низкими баллами тяжело проверять на использование ИИ из-за малого количество отправленных решений).
Я делаю вывод (да и не только я, но и большинство моих коллег), что проблема носит организационный характер. Причина ясна: у школ нет ни ресурсов, ни мотивации качественно нести огромную нагрузку по проведению олимпиад. С другой стороны популярность олимпиад растёт, желающих участвовать становится всё больше и больше, да и от тех же школ требуют максимальной вовлечённости школьников в олимпиады (я сначала написал "в олимпиадное движение", потом удалил и написал "в олимпиады" - потому что ни о какой вовлечённости именно в олимпиадное движение с его кружками, сборами, летними школами, различными турнирами речи не идёт). А организационные проблемы очень трудно решить техническими средствами - поэтому, думается, кризис будет усугубляться.
Эволюция системы этапов ВсОШ привела к фактическому исчезновению школьного этапа ВсОШ. Школьный этап превратился в домашний этап по многим предметам (в частности по математике и по информатике): детям домой раздают логины и пароли от тестирующей системы в интернете, и они могут в течение всего дня в удобное для них время из дома написать олимпиаду. Задания у всех или одинаковые (как по информатике), или почти одинаковые (как по математике). Причём по многим предметам это задания в форме тестов (в частности по математике, там есть ещё вопросы к качеству самих заданий, но это отдельная тема). Можете представить себе насколько коррелируют результаты такого теста по математике, выполненного из дома, с математическими способностями и знаниями ребёнка. Конечно же, не коррелируют вообще никак.
Как следствие эта же эволюция привела к превращению муниципального этапа в школьный: поскольку выявляющая функция такого школьного этапа нулевая, то приходится приглашать почти всех участников школьного этапа на муниципальный этап (кроме, возможно, тех кто писал самостоятельно и получил не очень высокие баллы), и собрать их всех в одной школе города, как было раньше, возможности нет. Поэтому муниципальный этап пишут в своей школе. Качество контроля честности написания с учётом того, что бедные школы должны провести огромное количество олимпиад за первые три месяца учебного года, не располагая в достаточном количестве ни людскими, ни аудиторными ресурсами, чаще всего низкое. Как следствие корреляция итогового рейтинга с реальными способностями и знаниями детей снова получается крайне низкой.
Со всем этим можно было бы попытаться что-то сделать. Как минимум вернуть школьный эта�� в школы. Отменить бессмысленную разнарядку на вовлечение максимального количества школьников в участие в олимпиадах и перестать учитывать эти показатели в каких-либо рейтингах школ. Может быть даже реформировать какие-то этапы ВсОШ - например, что-то сделать со школьным этапом такое, чтобы он и массовым оставался, и был лишён описанных недостатков. Непонятно, можно этого добиться или нет, но главное, что не видно никакого обсуждения этого.
Если ничего этого не делать, мы потеряем одно из самых прекрасных детищ нашей старой советской системы образования - Всероссийскую олимпиаду школьников. Мы уже начинаем её терять. Мы, информатики, свою олимпиаду будем пытаться спасать всеми силами - и в основном это будем делать за счёт технических средств. Что из этого получится - пока не очень понятно, но у олимпиад по другим предметам этих перспектив, скорее всего, нет. Нужны серьёзные организационные решения.
Комментарии (24)

igand
07.12.2025 15:46А потом участники муниципального этапа, которые "решали" нейронками и которых случайно пропустили при поиске плагиатчиков, приходят на региональный этап. А там... Интернет заблокирован, камеры, наблюдатели дежурят в аудитории. И понятный итог - нулевые баллы в таблице результатов.

ivtst1
07.12.2025 15:46Организационно можно все рабоче места подключить по проводу и запретить доступ в интернет, если он не нужен. При этом включить глушилки для wi-fi и gsm, и всё, использовать ии будет невозможно

V_Sukhov Автор
07.12.2025 15:46Это как раз не организационное решение, а техническое, и его не удаётся реализовать повсеместно, потому что точки проведения не готовы тратить столько сил на проведение олимпиады, чтобы настраивать фильтрацию интернета. Организационным в этой связи были бы решения ограничить количество точек проведения и приложить максимум усилий для выполнения всех требований на них: создать и распространить удобный для использования дистрибутив ОС, средства массового администрирования ПК в школьных классах, обеспечить наличие штатных системных администраторов, отправлять в такие школы внешних инспекторов при проведении олимпиад и т.п.

Serge1001
07.12.2025 15:46Ну... Значит теперь надо проводить олимпиады по Искусственному Интеллекту, а не по алгосам :)
Пусть разрабатывают ИИ, тренируют нейросетки, модельки всякие ...
Да и просто навык использования ИИ, как инструмент, можно тоже проверять на олимпиадах
Я конечно сам из этой среды, и в школе (всерос) и в универе (ACM ICPC) участвовал, было весело, но не сказал бы что сейчас этот навык востребован
Нет, ну серьёзно, если ИИ может решить ваши задачи, нужно ли их решать человеку? Это как проводить олимпиаду по арифметике когда есть калькулятор.
Всё таки олимпиада (в отличии от обычных задач) - это должно быть что-то творческое. Так может реально, теперь творческие задачи это не про алгоритмы (как было 5-10-20 лет назад) а про создание ИИ, или например робототехнику, или ещё что-то что пока сам ИИ решить не может?

V_Sukhov Автор
07.12.2025 15:46Во-первых, проблема относится ко всем предметам (к информатике даже в меньшей степени, чем у другим, как я отмечал, в силу наличия технических возможностей выявления использования ИИ). Во-вторых, какую бы олимпиаду мы ни предложили (в том числе по ИИ - такая, кстати, уже есть), если её писать не честно - смысла в ней никакого нет. В третьих, формат соревнования, на котором вы можете использовать любые возможности без ограничения уже есть - это хакатоны, и это существенно отличающийся от школьных олимпиад формат, как правило, не предназначенный для школьников в силу целого ряда причин (в том числе методических - для каждого возраста существуют свои задачи и свои методы решения этих задач). И развитие искусственного интеллекта не отменяет необходимости развития интеллекта человеческого, а участие в интеллектуальных соревнованиях этой цели и служит.
Отдельно по Вашему замечанию "не сказал бы что сейчас этот навык востребован" хочу сказать: это же был не столько навык, сколько опыт, и опыт не всегда бывает востребован непосредственно, чаще бывает востребован продукт этого опыта - Ваша личность :-) Уверен, Вы весьма востребованный специалист и член общества :-)
Serge1001
07.12.2025 15:46В целом согласен, но когда я от олимпиадного программирования переходил к промышленному... Было, как бы это сказать, не просто :)
Всё таки разные парадигмы, в одном случае ты заточен на оптимизацию ресурсов (время, память) и поиск оптимального алгоритма, а в другом на понятное читаемое решение которое потом поддерживать и расширять
Знаю что многие олимпиадники (в прошлом) так и застряли в этой парадигме и пишут не очень поддерживаемый код (но зато быстро!) :)

V_Sukhov Автор
07.12.2025 15:46Промышленному программированию с хорошей олимпиадной базой научиться совсем не сложно - это просто дело опыта и, желательно, хороших коллег и наставников рядом. Зато хорошего олимпиадника всегда отличает широта мышления - он быстро успевает подумать о многих нюансах: оптимальность выбранного решения, его надёжность, возможность развития и обобщения.

funca
07.12.2025 15:46Олимпиадники хорошо тащат короткие задачи и скисают на длинных. Это тоже талант. Но в бизнесе таланты это кто может в долгие проекты, распределяя ресурсы, оценивая риски и реагируя на изменения.
Если олимпидники повзрослев потом не могут решить проблем со своими олимпиадами, может они на практике не так хороши, как думают о себе?

snuk182
07.12.2025 15:46Проводить олимпиады по ИИ. Почему-то вспомнилась фраза "давайте разрешим на Олимпийских Играх любые допинги и модификации тела, и поразимся, на что может пойти человек для удовлетворения тщеславия".

asdadn
07.12.2025 15:46ИИ не всегда решит олимпиадную задачу по математике за 8 класс, если у неё нет решения в интернете. Просто в школьных этапах задачи крайне простые и нужны для отделения тех, кто что-то понимает от тех, кто не понимает ничего.
если ИИ может решить ваши задачи, нужно ли их решать человеку?
Это школьные олимпиады, и естественно там задачи такие же школьные, а не задачи тысячелетия с фронтира науки. Вы бы ещё спросили, стоит ли учить школьников умножать числа, если уже давно есть калькуляторы.

bromand
07.12.2025 15:46Как участник таких олимпиад, я полностью согласен что нужно возвращать школьные этапы в школы (хотя, некоторые индивидуумы списывали и так). Сейчас многие школьники списывают олимпиады (как школьные, так и городские этапы) что крайне грустно для меня, который в этом году старался решать всё честно.
Признаю, грешил, на школьном этапе по информатике, в этом году, один раз воспользовался GPT-шкой. Могу оправдаться лишь тем, что просто спросил "Как я могу выполнить действие X", которое стало только четвертью сего кода.
Хочу ещё поделится очень интересной историей с прошлого года. Сидел я значит на городском этапе, решал задачи и тут спустя 5 минут один из участников решил закончить олимпиаду. Всё сделали по правилам, разрезали лист, выдали нужную половину ученику, НО, организаторы НЕ забрали листок с паролем. Я само собой этим воспользовался... Где-то через полчаса, когда я оставался последним участником в помещении (изначально в кабинете сидело где-то 20 человек), мне оставалось решить в районе 1-2 задач и я решил покинуть аудиторию, прихватив с собой листок с паролями. Через 15 минут я пришёл домой и с кружкой чая, спокойно дорешал задачи с помощью интернета. Я не помню насколько хорошо я всё решил, но никакое место я не занял (мне кажется никто и ничего не занял в моём небольшом городе). Возможно (и скорее всего) админы сайта заметили что вход в мой аккаунт происходил 2 раза с разных айпи и аннулировали мои результаты.
Как ученик, ещё хочу пожаловаться на одну большую проблему с сайтом на котором происходила олимпиада (название уже не помню). В нём был встроен компилятор кода на отдельной странице, чтобы можно было проверять свой код, но он был очень медленным. Помню, в прошлом году, чтобы проверить одну функцию на python длинной 10 строк, сайт грузил её минут 10 (причём, это именно сайт медленный. С интернет соединением всё было в порядке т.к. я ещё проверял его дома). Поэтому, на олимпиаде код приходилось проверять в ручную, надеясь что всё уж точно правильно.

Serge1001
07.12.2025 15:46Пока мы ещё можем глазами отличить самостоятельную работу школьника от выполненной при помощи ИИ
Естественный интеллект против искусственного?)
А если попросить нейросеть отрефакторить код так чтобы он стал похож на человеческий? Такая специфическая обфускация кода получается. Сможете тогда отличить? Для них это в один клик, а вам вручную проверять, искать маркеры использования ИИ. Не соразмерно по затратам. К тому же, чем лучше будет ИИ притворятся человеком, тем больше будет у вас ложноположительных и ложноотрицательных срабатываний. Так можно и честных участников случайно дисквалифицировать...
Короче, в этом противостоянии ставлю на ИИ :)

saga111a
07.12.2025 15:46Старо как мир
в начале 2000х вырывали листки чтобы продвинуть "своих" на нужные места.
Писал число листов на каждом листе - не спасало.
Разрешение "своим" списывать и предельная строгость к другим.
70е, рассказы тех кто решал олимпиады выездные, сев Казахстан.
Т.е. прислали работы и попросили провести олимпиаду.
Говорят все места заняли "местные", народ тогда возмутился, написал в проводивший вуз просьбу перепроверить работы. Итог - все кто там занял места оказались вне мест, а как раз "не местные" получили возможность поступить в вуз.
Вот недавно уже ребенок на какой то олимпиаде по математике которая должна была проходить в школе, детям дали логины и сказали решать дома. Сразу предупредил - помощи от меня не будет. Чуть позже на род собрании слушал возгласы о том какие сложные задания и что они родители замучались их решать. Надо отдать должное что решить они смогли меньше чем некоторые дети. Позорище и родителям и оргам.
Если 20+ лет назад уже пахло профанацией в олимпиадах, то чего ждать сейчас?
malkovsky
07.12.2025 15:46Присоединяюсь, вообще лично кажется, что основная проблема -- это не LLM и его использование, а списывание само по себе и отсутствие систематического порицания его. Все знают, что списывание российских вузах -- это норма, риски быть пойманными и реально наказанными малы по сравнению с возможностью на порядок улучшить результаты экзаменов. После защиты диссертации я ретроспективно написал большой текст про мой путь в образовательной среде
https://vk.com/@938889-o-nauke-i-obrazovanii
По теме там два примечательных случая
Случай на олимпиаде в школе
И вот я собирался пойти на апелляцию, в преддверии чего мне рекомендовали взять с собой ручку: “если что — допишешь просто что-нибудь, тебе же как раз одного-двух баллов не хватает”. Разумеется, это нарушение, и я не помню, с какой стороны поступало это предложение: от друзей по 239, их родителей или учителей из моей школы. Ручку я с собой взял, но уверен, что не воспользовался, но не могу точно сказать, из-за своего чувства справедливости или боязни того, что поймают. Так-то вроде бояться нечего — ну поймают, выгонят, вроде терять то все равно нечего. Я в итоге отстаивал написанное на олимпиаде и у меня действительно был один момент, который претендовал на те самые недостающие баллы. Обычно в таких спорных ситуациях особо не мучались и разрешали конфликт в сторону учащегося: людей было много, а времени мало. Так я в итоге попал на городской тур, решил там минимальный набор задач, получил свой диплом 3ей степени, в 239 меня не взяли, а вот в АГ СПбГУ взяли.
Случай в ВУЗе
Функциональный анализ, 3ий курс: я думал про списывание написать отдельно поподробней, но наверно хватит и абзаца здесь. Спросил своих однокурсников — в целом консенсусное мнение, что 60% из нас списывали на экзаменах постоянно. Я списал наверно на 1-2 экзаменах за всю учебу ... но не в этот раз. И надо сказать, что в этот раз это действительно имело значение: из двух билетов один я знал полностью, второй — теорема Радона-Никодима, в котором я помнил только половину доказательства, о чем я честно сообщил и получил 4 ровно за это. В конечном счете я не понимаю ни того, почему официально за списывание выгоняют с экзамена, но по факту делают это спустя рукава, и почему вообще проверка знаний устроена так, что это имеет значение. Закрою эту тему старой притчей: Приходит студент на экзамен практически не подготовленным, в итоге получает “отлично”, перед тем как уйти что-то его укусило и он спросил: «А почему Вы мне 5 поставили? Я же почти ничего в предмете не понимаю» — «чем проще студенту получить зачет по моему предмету, тем ценнее я как специалист»

VBKesha
07.12.2025 15:46Дааа участвовал, было время. В 10 классе на городсую олимпиаду по информатике ходил. Занял второе место, первое правда не дали никому.

salnicoff
07.12.2025 15:46«Все, что начинается хорошо, заканчивается плохо. Все, что начинается плохо, заканчивается еще хуже.» (Сирил Н. Паркинсон)
Не ИИ убил (убивает, дискредитирует, ...) олимпиады, а школы. Учителя, администрация, департаменты. Олимпиады когда-то придумал мой земляк для того, чтобы ВУЗы могли отбирать перспективных студентов. Проводились они только по математике. Теперь же олимпиады — это демонстрация понтов директоров школ и начальников департаментов. Олимпиады стали проводить даже по ОБЖ и трудам, школьников на них загоняют буквально стадами («завтра не учимся — вся школа пишет олимпиаду»). Чем больше поучаствовало — тем больше бонусов разного рода получит директор, если кто-то что-то занял — раздать грамоты и премии. Раньше были нормальные места — первое, второе, последнее. Теперь есть победители и призеры. Победитель — один, а призерами могут быть все остальные. Просто потому, что надо улучшать показатели и отчетность. Олимпиады проводят все, кому не лень. Достаточно написать в школу, что ты проводишь олимпиаду, — и к тебе пригонят всех детей. Ибо количество мероприятий и количество участников. О том, что на самих олимпиадах происходит, я промолчу — автор это подробно описал: и решение дома, и телефоны, и банальный слив ответов. В общем, Бобик сдох.

WASD1
07.12.2025 15:46Раньше были нормальные места — первое, второе, последнее. Теперь есть победители и призеры. Победитель — один, а призерами могут быть все остальные. Просто потому, что надо улучшать показатели и отчетность.
Во первых вы не правы с фактической точки зрения. Победителей много и призёров тоже много. Ознакомьтесь:
https://vos.olimpiada.ru/upload/files/Archive_results/2024-25/school/protocol-math-11-sch-msk-24-25.pdfВо-вторых "сколько призёров и победителей" - это средство, а цель - это ЗАЧЕМ мы проводим олимпиаду.
Найти "самого крутого школьника" - ну тогда нужно 1,2,3 места.
Найти "школьников прошедших некоторую планку (без писькомерки кто первый)" - победители призёры лучше.
Вторая цель мне видится более разумной.

GidraVydra
07.12.2025 15:46Раньше были нормальные места — первое, второе, последнее. Теперь есть победители и призеры. Победитель — один, а призерами могут быть все остальные.
Зачем вы пишете о том, в чем не разбираетесь даже на уровне основных фактов?

Olegun
07.12.2025 15:46Ответ ниже ...
https://panchul.livejournal.com/627925.html
И не благодарите ;)

Hivemaster
07.12.2025 15:46В целом-то ничего не меняется, раньше оленьпиадники выходили на рынок и обнаруживали, что у самоучки с трояками в аттестате шанс на найм точно такой же, а теперь обнаруживают менеджеров, которые свои хотелки вайбкодят сами. Похоже, олимпиады не соответствуют запросам рынка.

gliderman
07.12.2025 15:46Бояться, что школьники используют ChatGPT на олимпиадах, - всё равно что ругать их за использование калькулятора вместо счётов. Мир изменился! Цель олимпиад - найти тех, кто умеет мыслить, а не зубрить или обходиться без современных инструментов.
Если ребёнок просто списывает - он не пройдёт отбор. А если умеет работать с ИИ: задавать вопросы, анализировать ответы, улучшать решения - это и есть настоящее мышление, которое нужно в науке и профессии.
Запреты не спасут никого - они лишь оторвут образование от реальности. Лучше учить школьников использовать ИИ разумно, чем притворяться, что его нет. Олимпиады должны готовить к будущему, а не хоронить его в страхе перед технологиями.
Лично я бы давал доступ на олимпиадах к любым справочникам и инструментам, когда ребенок выучится он уже будет в мире, где даже калькуляторы будут не нужны. Олимпиады среди землекопов с лопатой - смысл какой, все уже копают экскаваторами.

Pshir
07.12.2025 15:46Олимпиады среди землекопов с лопатой - смысл какой, все уже копают экскаваторами.
Ну да, археологи, копающие экскаватором - это ведь так модно и молодёжно. Результат, правда, никак не связан с поставленной задачей, но зато отчитаться можно быстро.

ru_vlad
07.12.2025 15:46Приветствую коллега!
Сам не участвовал в олимпиадах по Информатике (в силу возраста) но призеров готовил.
Что то я не понимаю как у вас муниципальный этап проходит, положено ( у нас так) выход в инет только на проверочный сайт, телефоны сдаются, в аудитории дежурные. Списать, теоретически можно только с соседа. Кстати, а какой смысл в списывании? На регионе ноль будет. Кому то за город что то платят?
Максимум пятерку от учителя по предмету и то не точно.
Могу другое сказать что с каждым годом желающих участвовать все меньше и меньше, в этом году из 8 школ только 4 на программирование дали участников, 28 человек из них 10 моих. Сам этап 10.12, думаю результаты не веселые будут.
Плюс еще нововведение это года, Информатику сделали четырьмя разделами, Программирование, Искусственный интеллект, Робототехника и Информационная безопасность. Школьник может выбрать только ОДИН раздел. Вот и вся прелесть, где найти столько желающих.
Что сделали со школьным этапом, Сириус, цензурных слов просто нет, эти "личности" только деньги для себя делать умеют.
lgorSL
То что Вы описали - это ужас какой-то. Я закончил школу в 2011 году, участовал в разных олимпиадах в 6-11 классах, потом помогал их проводить, когда учился в МФТИ. И для меня это была заметная часть жизни и возможность самореализации.
Когда я был участником, всё было довольно строго - школьная олимпада была в школе, на городскую олимпиаду мы шли в какую-нибудь выбранную школу в городе и там решали какие-то задачки, опции "воспользоваться телефоном" или "помощью из зала" практически не было.
На областных олимпиадах (по крайней мере по физике в Долгопрудном) было довольно хорошо и строго организовано - школьников свозили со всей области на автобусах, они сдавали телефоны (и потом после олимпиады мы выдавали их обратно), мы их проверяли металлоискателем и было правило, что если кто-то попадётся на списывании или с телефоном, то он исключается из участников.
К сожалению, не везде так было, например на областной олимпиаде по астрономии один раз следить за ней посадили какого-то немотивированного студента (я был в 10 или 11 классе), который прямо сказал "списывайте, делайте что хотите, чем раньше уйдёте тем раньше я освобожусь" - меня это тогда довольно сильно демотивировало.
И ещё я подозреваю, что не во всех областях была хорошая организация, например я замечал, что участников на всерос по физике из Москвоской области ехало немного, но почти все из нас занимали призовые места. А вот среди участников из Москвы, например, оказывалось заметное количество странных ребят, которые потом на всеросе не могли решить ни одной задачи.
Судя по вашему описанию, проблема не в нейронках, а в отвратительной организации. Очень жалко.