Люблю работать с IT-специалистами — они самые самообучающиеся. Отрасль постоянно вынуждает их узнавать что-то новое и прокачивать скиллы, но взрослые не учатся впрок. Об этом мы ещё поговорим предметнее.

Привет, Хабр! Меня зовут Дарья Вьюнова, я — кандидат педагогических наук (неожиданно в этой среде, правда?) и руковожу Центром дидактики профессионального образования в Московском городском педагогическом университете. Кроме того, сейчас занимаюсь развитием андрагогики в нашей стране. Это теория и практика обучения взрослых. Мы же всегда, даже на рабочих встречах, хотим, чтобы другие уже начали делать что-то «по-нормальному». 

Что вы получите из этого материала:

  • 3 рабочих инструмента для создания самообучающейся команды;

  • 2 неочевидных способа мотивировать даже скептиков;

  • 1 готовый чек-лист по внедрению практик с нуля.

А пока предлагаю подумать над вопросом: что произойдёт, если завтра ваш ключевой специалист уйдёт в отпуск, заболеет или покинет компанию? Конечно, в таких случаях команда не разрушится, но произойдёт хаотичное распределение его задач, начнут повторяться ошибки и вырастет нагрузка на всех остальных.

Самообучающаяся команда — это страховка от таких рисков. В андрагогике есть принцип, которым все пользуются, даже не подозревая о нём: взрослые не учатся впрок. Нам нужен смысл и ответ на вопрос: «Зачем?».

Человеческий фактор: инструмент от Дарьи Масленниковой

У нас в голове всегда всё идеально, но когда приходят люди, всё начинает ломаться. Нейропсихолог, методолог развивающих сред Дарья Масленникова собрала несколько фокусов: с помощью её образовательного инструмента мы можем сосредоточить наше внимание и обучаться, перенимая этот инструмент для команды.

Итак, о чём же нужно подумать?

  1. Фокус. Он отвечает на вопрос: «Какую актуальную задачу решаю я или наша команда»

Например, с какой актуальной задачей вы кликнули по этой статье? Каков ваш фокус? 

Предположим, вы захотели купить Шкоду Кодиак, и сразу начали замечать везде именно эту модель. То же самое и здесь: когда мы фокусируем внимание на конкретной задаче, наша нервная система помогает нам и собирает ответы извне. Поэтому выставить фокус — это первый шаг к тому, чтобы начать учиться, в том числе, команде.

Возможно, вы пришли с запросом о том, как создать самообучающуюся команду. Вижу ответ: оптимизация и улучшение имеющейся базы знаний команды, поиск подходов. Через эту оптику можно смотреть на статью и выуживать из неё знания, которые помогут в решении задачи. 

  1. Ритм. Он отвечает на вопрос: «С какой частотой я работаю над этой задачей»

Я обучаю IT-специалистов преподаванию в онлайн-школе OTUS и постоянно слышу от студентов, что самостоятельно учиться сложно. Люди приходят в онлайн-школы, чтобы точно знать — по вторникам и четвергам будет вебинар, а значит, нужно выделить время под обучение. То есть, за них подумали о ритме и создали его. Если мы вводим подобную историю в команде — это очень помогает.

  1. Метод. Отвечает на вопрос: «Каким способом я буду решать свою задачу»

Для примера возьмём чтение вами этой статьи или посещение конференции. Подумайте, какую рабочую задачу вы возьмёте, с каким ритмом и какими способами будете над ней работать помимо того, что делаете прямо сейчас? Возможно, на конференции нетворкинг — это ваша ключевая задача, тоже вариант. 

Как вы осваиваете новые знания

Какой образ в голове возникает при упоминании термина «самообучающаяся команда», если посмотреть на него с точки зрения образного мышления? На конференции чаще всего говорили следующее:

  • команда как живой организм человека;

  • команда как вирус, мы заражаем;

  • команда как винтики одной системы;

  • «коммуналка».

У меня лично самообучающаяся команда ассоциируется с муравейником — это живая система, где хорошие, сильные, трудолюбивые, системные муравьи очень быстро перестраиваются.

Фокусирую вас на том, что это не механизм! Я очень много работаю с людьми, и поэтому мне прямо хочется думать про команды как про живой организм, экосистему, где:

  • есть общая цель, но нет жёстких инструкций;

  • ошибки — часть роста, а не повод для наказания;

  • знания поступают и двигаются свободно за счёт культуры обмена.

Прежде, чем мы предметнее рассмотрим сам термин и пойдём дальше к командам, посмотрим, как взрослые осваивают новое. Возможно, вы знакомы с циклом Колба:

Вспомните ситуацию, когда на встречу с друзьями кто-нибудь приносит новую настольную игру. Одни сразу готовы играть, другим нужно изучить правила, а третьи откладывают и обещают присоединиться позже, после того, как поймут, что к чему.

Интересно, что люди, которые предпочитают точку входа в виде рефлексии — то есть, наблюдения за другими, — очень классно объединяются с активистами. Одни действуют, а другие за этим наблюдают. Классно, когда в команде разные люди, потому что они друг на друге учатся. Так мы ходим по циклу Колба, постоянно осваивая новое.

Вы можете сейчас подумать: что является для вас точкой входа в процесс обучения, когда появляется новый инструмент? Пойти куда-нибудь понаблюдать, как у других, изучить теорию, или сразу начать делать и рефлексировать по ходу? Это очень важно, потому что мы это соединяем с нашими бизнес-задачами. 

Что такое самообучающаяся команда

Итак, самообучающаяся команда — это группа специалистов, которая постоянно развивается, адаптируется к изменениям и улучшает процессы без внешнего давления. Рассмотрим ниже каждый из основных аспектов.

  1. Она постоянно развивается

У каждого из команды (а не у кого-то одного) есть развивающая задача, какой-то фокус. В некоторых компаниях это называется индивидуальный план развития (ИПР).

Например, в нашей продуктовой методической команде была девочка, которая хотела разобраться в теме CustDev — как проводить глубинное интервью. Я подбирала ей проекты, чтобы у неё была эта задача в фокусе, потому что ей было интересно в этом покопаться. Потом она приносила ценные знания уже к нам внутрь.

Естественно, каждый из команды должен понимать, как эти задачи решать (ритм и метод). 

Инструмент: развивающая задача

Подумайте сейчас о своей развивающей задаче. Она может быть вообще не точечной и длиною в несколько лет. Развивающая задача — это то, что я тренирую, что осваиваю и осмысляю.

Мои развивающие задачи:

  • Тон интереса и игры 

Конечно, мы любим делать всё очень быстро и от нас зачастую этого требуют. Но чтобы научиться делать что-то качественно и хорошо, нужно очень много повторений, время на перестройку.

Приведу пример из жизни. У меня уже два года стоит в календаре задача — «Тон интереса и игры». Когда есть какая-то сложная миссия, я обычно пугаюсь, а потом себе напоминаю,  что в это можно поиграть. И разгоняю внутри себя интерес. Ищу интересное! У меня в календаре стоит напоминание на каждый день. Когда оно на глаза попадается, я вдруг вспоминаю про интерес. Таким образом, я тренируюсь в любом настроении решать те задачи, которые есть.

  • Оптимизация задач с помощью ИИ

Передо мной, как перед методологом, сейчас стоит развивающая задача — внедрять ИИ. Я думаю, что многие из вас это делают. Поэтому не будем на этом останавливаться, просто пометим, что так можно делать.

  • Стратсессии в работе

Как руководитель я сейчас вношу в команду новый инструмент — стратсессии. Внутри ВУЗа, где я работаю, такой подход вообще непривычный.

Сама по себе стратегическая сессия представляет собой формат работы, где вырабатываются решения, имеющие стратегическое значение для предприятия/человека и т.д. Это подойдёт для решения системных и долгосрочных задач, которые в долгосрочной перспективе влияют на общую картину.

Чек-лист: трекинг развивающих задач команды

Подумайте:

  • Где и когда вы ставите развивающие задачи и следите за их изменением? 

Это может быть календарь (ваш личный или командный), заметки, трекер или индивидуальный план развития каждого сотрудника.

  • Организован ли у вас трекинг развивающих задач в работе команды, когда об этом идёт речь, или это только фиксируется? 

Если вопрос нигде не обсуждается, у нас не происходит синхронизация. Мы не знаем, что делают другие, даже если это где-то написано. Вот несколько мест, где может происходить синхронизация задач на развитие:

  • Чат

  • Синхро

  • 1:1, но это история индивидуальная, есть место, где мы вместе это делаем. 

  • Челлендж

  • Принято ли у вас вообще ставить задачи на развитие? 

Задачи, изменения, нормы развития — на всё это нужно брать фокус, задавать ритм для команды и выбирать метод. Затем — определяем место, которое есть у вас в командной работе.

  1. Адаптируется к изменениям

Адаптация самообучающейся команды — отдельный пункт в её развитии. Здесь подразумевается, что, когда каждый узнаёт что-то новое, он не просто делает это в одиночку (мы же говорим про команду), а рассказывает другим и интегрирует это в работу. Где-то должны быть точки, где мы этим делимся. Как и где вы делитесь новостями в команде? Есть ли у вас это системно? Интегрируется ли это в работу? 

Интересный пример: на неделю (или другой отрезок времени) назначается ротируемый «хранитель знаний». Он записывает полезное/новое из своей работы для команды и собирает лучшие решения в базу знаний. 

Чек-лист: культура изменений 

Здесь мы говорим не об инструментах, а о самой команде:

  • Какова реакция на изменения

Сначала надо было три комплекта документов, потом один, потом снова три. А ты уже сидишь, и думаешь: ну когда это закончится, как мы работаем теперь? В идеале — убрать такие «качели». Хотя иногда они нам нужны — для этого должно быть отдельное место. 

  • Где и когда вы обмениваетесь новым

Это может быть курилка, пространство у кофеварки или чат, если команда распределённая. А может быть, в общем чате существует отдельная ветка, какой-нибудь хэштег, где мы рассказываем системно о новом.

  • Берёте ли вы это в работу

Задача — в трекер? Фокус 一 ритм 一 метод?

Есть понятие «полочка положительных выборов», когда мы что-то услышали, отметили для себя, но положили и забыли. Сразу вас огорчу — невозможно внедрить всё, что вы узнаете. Но интеграция новых инструментов хотя бы в чём-то одном сделает вас счастливее, чем просто знание огромного количества разных полезных вещей.

  1. Улучшает процессы

В работе любого механизма периодически бывают сбои. В случае с самообучающейся командой каждый не просто видит баги, но рассказывает о них и предлагает изменения. 

Важный фокус — видеть это и не искать виноватого, а идти дальше.  Наверняка, у вас были ситуации, в которых вы принимали решение, а спустя какое-то время понимали, что оно было идеальным, хотя в моменте казалось совершенно не так. Или, возможно, вы что-то не доделали. Есть такое понятие: не спеши выполнять — отменят. Вспомните ошибку, которой вы рады.

Например, мы однажды не купили с мужем одну квартиру — у нас украли выделенные на это деньги. В моменте было ужасно неприятно. Потом мы купили квартиру в другом месте, и это было действительно очень хорошим решением, но только спустя какое-то время можно было понять, как это было важно.

Чек-лист: культура ошибок 

  • Какова реакция на ошибки

Очень часто это что-то пассивно-агрессивное вроде: «Ну ты как всегда отмочил, ничего не изменилось», или «И что мы поняли?». А можно отнестись к ситуации спокойнее — пометить для себя, что теперь мы, например, знаем ещё одно неработающее решение. И всё на этом.

  • Принято ли у вас делиться багами и ошибками не для высмеивания

Я знаю, что, скорее всего, у вас есть баг-трекеры, где всё фиксируется. Но есть ли в вашей культуре реакции и отношение к этому?

  • Где и когда вы обозначаете неработающее решение

Об этом мы уже говорили выше — курилка, чатики, личка и так далее. Место, где мы всё фиксируем и определяем дальнейший план действий. Тогда создаётся процесс, опять же — цикл Колба. 

  • На что указывают ошибки 

  • Ошибки 一 индикаторы 一 рефрейминг

Например, я часто пользуюсь приёмом рефрейминга. Это история о том, как посмотреть на ошибку с той стороны, с которой она кажется более выгодной, чем изначально. 

  • «Два плюса»

После одной конференции мы делаем ретро. Один «плюс» — то, что хорошо сработало. Двумя плюсами помечаем то, что можно улучшить. Согласитесь, намного приятнее писать «два плюса», а не «ошибки». Потому что как только мы доработаем то, что обнаружили, станет  лучше, чем было.

  • Ритуал «Привет, драма»

Мы очень любим залипать в оценке ошибок: «Сейчас все сломается!». Срабатывает автоматизм.  Мы откатываемся к базовым настройкам и вещам на уровне навыков.

Поэтому для работы с реакцией на ошибку у меня есть ритуал. Когда я обнаруживаю, что ошиблась, говорю: «ОК, привет, драма, снова увиделись. Я знаю про тебя, про свою такую реакцию».

  • Правило 10 минут

Если кто-то в вашей команде потратил больше 10 минут на решение проблемы, человек обязан кратко описать решение в общий чат и сложить в базу знаний. Он должен поделиться опытом с другими, чтобы  они смогли справиться с похожей проблемой быстрее.

Можно изучить мой доклад на TeamLeadConf++ 2023 о том, как говорить другим про ошибки, речевые обороты и как мы можем ранить при этом.

Чек-лист: обновление договорённостей

  • Как часто вы обновляете договорённости, удаляете старое и отжившее?
    Системно? В одиночку? Никогда?

Однажды к нам в команду пришла девочка, и после онбординга на общих встречах начала задавать контрвопросы. Казалось, что она прямо рушит процессы! Например: «Почему мы делаем так?». Всем остальным всё понятно — процесс описан, всё нормально работает. Но на самом деле, когда мы задумались, поняли, что есть вещи, которые уже отжили. Казалось бы, вопрос очень в пику, но, с другой стороны, очень даже полезный.

Как воспринимать такие вопросы не как наезд, а как возможность оптимизации процессов? Всё тот же самый фокус — ритм — метод.

Норма работы над ошибками, простите за школьный сленг, что мы берём в фокус, с какой ритмичностью и с помощью каких инструментов работаем в команде.

  1. Работает без внешнего давления

Ещё один важный аспект работы самообучающейся команды — в ней всё идёт на внутреннем ресурсе и из интереса, если человек хорошо высыпается и не работает в режиме 24/7.

Мы можем повысить тон интереса и игры ритуалами, когда у нас есть «нелюбимая задача». Например, раз в месяц на протяжении часа все дописывают документацию, но с пиццей и таймером.

У меня трое детей. И когда я работаю, а они отучились и смотрят мультики — мне так завидно! Я специально закрываю двери, чтобы у меня был рабочий настрой. Помните, когда был ковид, мы все сидели по домам? Полагаю, у удалёнщиков не было какого-то яркого перехода, но остальным нужно было сохранить ощущение, что с тобой работают. Поэтому были общие созвоны, где это поддерживалось, и мы понимали: с нами работает кто-то ещё. Это рабочее состояние для сложных задач.

Вспомните, было ли у вас на этой неделе дело, которым вы занимались с интересом? Если нет, то мне за вас страшно — это может быть «звоночек». Подумайте, где вы вовлекаетесь — это может быть точка роста.

Интерес обычно прячется ровно в том, что мы заходим откуда-то не оттуда. Вспомним цикл Колба.

Точкой входа может быть конкретный опыт — может быть, нужно что-то добавить. Иногда, когда меня очень сильно раздражают люди, чтобы включить интерес внутри команды вместо презрительного: «Да почему ты опять то-то не прислал?» я прошу рассказать об этом побольше. Как это получается? И точно так же: фокус — ритм — метод.

Что мы для ресурса и для интереса берем в фокус, с какой ритмичностью? Может быть, нужно что-то поставить в календарь, например, элементарно поспать. И метод — каким именно способом мы с этим работаем.

Итоги

  • Взрослые люди не учатся впрок: ставим развивающие задачи

Именно поэтому нам очень важно брать в приоритет такую задачу, которая будет так или иначе связана с вашим профессиональным развитием, с командой, с самим собой. Это будет давать топливо, тот самый интерес. 

  • Фокус 一 Ритм 一 Метод: формируем норму развития

Эту триаду можно брать для того, чтобы выстраивать норму самообучения внутри.

  • Способ обучаться: пользуемся рефлексивными практиками

Выбирать способы обучения для команды — это в основном рефлексивные практики. Вы и в одиночку можете делать очень много классного.

  • Что, где, когда, как: используем конкретные вопросы для диагностики

При этом нужно учесть, что если у нас нет места, где мы об этом договариваемся, становится сложнее.

  • Тон интереса

Без этого в обучении никак. Хорошая новость — он у нас есть по базе, но убивается постепенно всякими разными вещами.

  • Не организовано 一 организуйте

Если вы не руководитель, который обязан это выстраивать, вы всё равно можете приложить к этому руку — даже если вы задаёте этот тон внутри команды.

А для всех, кто отвечает за отношения с разработчиками и технический бренд или бренд работодателя в сентябре в Москве пройдёт конференция DevRelConf! Она будет полезна специалистам в области HR, техническим руководителям, представителям смежных с DevRel профессий и в целом тем, кто по долгу службы связан с коммуникациями с разработчиками.

Узнать больше о докладах, спикерах и форматах участия в мероприятии можно по этой ссылке.

Комментарии (0)