У команды Хабра есть несколько интересных и максимально полезных обучающих программ для компаний. Если компании интересно качественно развивать блог, она обучает сотрудников. И вот внутри обучения есть упражнения, игры, интерактивы — разные возможности в зависимости от условий, площадки (офлайн/онлайн) и проч. Две методики, созданные на узнаваемой основе, мы решили «отдать в опенсорс», а именно поделиться со всеми, чтобы о заголовках и темах будущих публикаций заботились не нейросети, а живые люди.

Кому подойдёт?

Всем. Я нередко использую эти методики сама с собой наедине, но можно работать группами, командой, онлайн и офлайн. Более того, работа по этим методикам увлекает и может быть даже элементом тимбилдинга. После проведения методик можно сформировать полноценный контент-план практически для любой компании.

Как можно использовать?

  • Провести онлайн-встречу, разделиться на группы и обменяться идеями.

  • Провести офлайн мозговой штурм с авторами-сотрудниками и с желающими сотрудниками, которые могут высказать свои идеи и предложить совершенно неожиданные решения, потому что у них нет «авторских» границ и ограничений.

  • Поработать с методиками самому. Причём очень рекомендую вам работать именно ручкой на бумаге, а не на компьютере — так мысль ровнее ложится :-) 

Сами методики

Методика «16 ассоциаций» 

Упражнение повторяет логику методики 16 ассоциаций, разработанной психотерапевтом, психиатром и одним из величайших психологов Карлом Юнгом. Смысл его методики в том, что каждый столбец отображает состояние того или иного уровня психики и последнее слово — значимое, ключевое. Первый столбец - уровень реальности (то, что лежит на поверхности - убеждения, навязанные социальные нормы, паттерны мышления, стереотипы), второй - уровень разума (собственные мысли и убеждения, принципы, установки, шаблоны поведения), третий - уровень чувственного (эмоции, связанные с поставленной проблемой, страхи, переживания и проч). Наконец последние два столбца (и три клеточки) - так называемый треугольник решений, где последнее слово - причина проблемы или путь решения, а два - подсказки, что же можно с проблемой сделать. Ну это я очень коротко описала, на самом деле это интереснейшая методика, прочитайте о ней и проведите для себя - результат удивляет. Мне удалось применить её несколько раз на практике в процессе обучения на психолога (на здоровом человеке и на больном человеке) - результат просто поразил (и самих пациентов тоже). 

Однако поблагодарим Карла Юнга и вернёмся к нашим целям.

Предлагаем слушателям выбрать тему, которой слушатели занимаются — то есть «проблему», по которой они хотят получить решение. Далее они индивидуально заполняют парные ассоциации к этому слову или словосочетанию  (5 минут онлайн, в режиме группы — минут 15, потому что выкрикивают, смеются). И уже на основании этих ассоциаций предлагается выбрать заголовок / тему будущей статьи. Если времени мало, делаем не на 16 первых полях, а на 8. После этого упражнения слушатели разогретые, легче воспринимают остальную информацию. 

Хорошая находка от наших слушателей, прокачавшая эту технику: все заполняют первый столбец, а потом обмениваются бумажными листами или электронными таблицами и пишут ассоциации к чужим ассоциациям. Это действительно инициирует творческий и поисковой процесс, стимулирует работать над решением, отчасти работает правило дилетанта.

Важные моменты:

  • важно объяснить участникам, что ассоциации должны быть произвольными, не связанными с работой (очень трудно абстрагироваться) — в примере ниже вы можете видеть, что участник обучения выбрал «сторонние» ассоциации к слову «микросервисы», а не профессиональные;  

  • желательно, чтобы в таблице были только существительные, но поскольку мы используем таблицу не в психологии, а в креативной разработке тем, можно использовать прилагательные, глаголы и словосочетания (новичкам так действительно проще);

  • можно «забирать» идею из каждой клеточки таблицы, которая кажется вам интересной и подходящей;

  • иногда возникают интересные метафоры, которые можно использовать для заголовка или подбора картинки для статьи. 

Таблица с методикой «16 ассоциаций» (таблица раздаётся каждому участнику — например, мы создаём по именам листы в одной электронной таблице)

Вот удачный пример для слова «микросервисы» (сделано реальным участником за пять минут, правда, на урезанной версии до 8 ассоциаций!): 

Вы можете видеть примеры заголовков, которые родились у участника во время работы с методикой. Соответственно, картинка с Золушкой также оказалась довольно уместной.
Вы можете видеть примеры заголовков, которые родились у участника во время работы с методикой. Соответственно, картинка с Золушкой также оказалась довольно уместной.

А вот это результат групповой работы в живом зале в офисе Хабра — не доделали, так как времени не хватало, у нас всегда очень насыщенные встречи и хочется охватить всё:

Методика «Фокальное слово» 

Эта методика растёт из метода свободных ассоциаций и из ТРИЗ. В интернете можно найти массу вариантов и интерпретаций этого способа генерации идей, но мы его немного формализовали и «уложили» в готовый шаблон. 

Мы адаптировали методику таким образом, что она работает сразу на генерацию тем статей и КДПВ к ним. Эта методика весёлая, интересная, активная — она отлично ложится на концепцию мозгового штурма. Можно устроить его онлайн или офлайн — так, например, мы проводили такой мозговой штурм на мероприятии в офисе Хабра примерно на 40 человек, которые до начала встречи даже не были знакомы. Было смешно, полезно и даже продуктивно. 

Итак, какие инструкции нужно дать участникам?

  • Выбираем ключевое (фокальное) слово, пишем в клеточке, чтобы не забыть.

  • Называем пять случайных слов (вообще любых!).

  • Подбираем по 3 свойства каждого случайного слова — какие они могут быть на самом деле. Очень желательно — именно прилагательные.

  • Ранжируем свойства для фокального слова: смотрим, подходит ли к нему прилагательное и определяем по рангам «точно подходит», «так себе», «точно нет» (для удобства можно раскрасить по принципу светофора).

  • Забираем те, что подходят и так себе, прописываем под фокальным словом в столбик.

  • Генерируем идеи для словосочетаний фокальное слово + свойство.

Вот как это было с живым залом. Опять выбрали искусственный интеллект.

 

В таблице в Google Docs вы можете видеть пример реального тренировочного разгона внутри небольшой команды Хабра — поскольку мы сильно «на опыте», то получилось очень качественно и быстро. Обычно с первого раза так не получается — в этом нет ничего страшного, методику можно использовать раз за разом. 

Таблица с методикой «Фокальное слово» (копируйте себе и работайте)

Что ещё важно?

  • Работать с методиками нужно максимально быстро, не задумываясь — так рождаются самые крутые идеи.

  • Друг друга дополнять, но не критиковать — как в любом мозговом штурме.

  • Кто-то должен контролировать процесс, записывать ответы, описывать условия, отвечать на вопросы — «секретарь» встречи.

Эти методики занимают не очень много времени, отлично работают и при всей кажущейся лёгкости и доступности вытаскивают реально интересные инсайты. Их можно использовать не только для статей, но и для генерации идей новых фич, продуктовых изменений, маркетинговых кампаний и т. д.

В общем, пользуйтесь!

Комментарии (3)


  1. bodyawm
    05.09.2025 10:56

    Формула правильного заголовка: 50% кликбейта и 50% сути статьи. Статистика норм.


    1. Exosphere Автор
      05.09.2025 10:56

      Секрет в том, что под таким заголовком действительно сильное содержание (как в вашем случае). А ведь деятелей хватает... ;-)


  1. Yukr
    05.09.2025 10:56

    раскрыт секрет образования названий мебели ИКЕА! )))