А вы тоже недоумеваете от момента, что, кажется, все забыли, что в середине 2010-х у нас зародилась целая новая ниша игровой индустрии, в которой вышло несколько устройств, а потом ее очень быстро закопали и забыли?

Какая ниша? В смысле, что несет автор текста? Правда не помните? Тогда давайте вместе вспоминать далекий 2016 год с его прорывными идеями.


❯ Честно говоря, все придумали китайцы

Вообще, идея продавать классическую приставку из 90-х в новом корпусе и встроенными играми придумали не в Nintendo, как может показаться. 

Китайские товарищи штамповали такие штуки в подвалах еще в начале 2010-х, а потом наполняли ими полки, в том числе нашего ритейла, в основном лично автор видел их в «Связном» и «Евросети» (спите спокойно, спасибо за лицензионные диски для PSP), а еще всё тот же автор видел, как от этого «новодела» примерно все геймеры плевались дальше, чем видели.

Причина очевидная — это были крайне кривые, некачественные и откровенно плохие девайсы, которые работали через одно место. Но сама-то идея в целом отличная, и такое хотелось видеть от кого-нибудь из официальных брендов.

❯ Официально как всегда первые были Nintendo

В 2016 году со свойственной компании неожиданностью была анонсирована такая штука как Nintendo Classic Mini: Nintendo Entertainment System, также известная как NES Classic Edition или Nintendo Classic Mini: Family Computer, в зависимости от региона.

Идея в чем: берем корпус от классической NES или Famicom (Денди, если так проще воспринимать), уменьшаем в 2 раза, пихаем туда железо, которое способно качественно потянуть специально разработанный внутри компании эмулятор (этот момент настоятельно рекомендуется запомнить), а в комплект кладем максимально точную реплику оригинального геймпада.

А, ну и главное, чтобы всё это подключалось по HDMI, а питалось от чего угодно, хоть от блока питания, хоть от USB-разъема на телевизоре.

И казалось бы, нишевая штука для ретрогиков и энтузиастов, у которой не будет сильно больших продаж, однако… Спрос имел взрывной характер, предзаказы раскупили моментально, и достать себе NES Mini по адекватной цене было просто невозможно.

Правда не обошлось и без нюансов. Для начала — Nintendo выбрали откровенно странный подход к реализации библиотеки мини-консоли. Внутри было 30 игр (какие конкретно зависели от региона, в Японии набор игр отличался) без какой-либо официальной возможности добавить еще.

Почему странно? Ну потому что в те годы Nintendo еще не закрыли сервис Virtual Console, в котором можно было за копейки (относительно) покупать классические игры и запускать их на 3ds и WiiU. Однако, у Nes Mini даже выхода в интернет не было.

Вторым спорным моментом был геймпад. Нет, он крутой, но он был один и с адски коротким проводом. Хотите играть в игры вдвоем (а такие в библиотеке есть), то будьте добры докупить второй, при условии что найдете его в продаже, ага. 

В целом, несмотря на спорные моменты, NES Mini — это очень крутая и аутентичная штука, на которой приятно было вспомнить классику, работала она там прекрасно, спасибо хорошо написанному эмулятору. А благодаря появившемуся взлому, стало возможным добавлять новые игры.

Примерно сразу после релиза в интернете поползли вопросы уровня «А можно еще? А может теперь SNES Mini?» и им подобные. Ответ вопрошающие получили в 2017 году. 

Релиз снова сопровождался дефицитом и перекупами с х3 ценником на всем известных площадках, от чего к Nintendo у многих появилась вполне справедливая претензия, мол компания специально создает искусственный дефицит. Ругались на это все — от игроков до владельцев торговых сетей. 

И это при условии, что SNES Mini номинально ничуть не изменилась. Как и прошлая модель, она работала на том же процессоре Allwinner R16, а в качестве операционки использовала абсолютно тот же кастомный Linux. Однако в этот раз контроллеров в комплекте было два, а длину провода значительно увеличили

Ценой такой щедрости стали игры. Их стало на 10 меньше. Но эту проблему можно было решить со старта тем, что прошивалась консоль в первый день своего существования. 

Кстати, стоит заметить — у нас в стране ни NES, ни SNES Mini (несмотря на откровенно настойчивую рекламу второй, ее засылали для постов в одной запрещенной сети даже Николаю Соболеву, а Сыендук отдельный ролик делал, где ему разрешили упомянуть, что она прошивается), особо не пользовались спросом. От чего крупный ритейл довольно быстро стал сливать их по цене в 2–3 тысячи рублей, и за эти деньги (да и даже дороже) это было отличным для своего времени предложением.

❯ Sony должны были сделать все лучше

А дальше началось очень странное: Nintendo, вместо того чтобы продолжить перевыпускать другие свои консоли в мини-формате, просто остановилась и как будто вообще забыла о том, что она делала. Производство NES и SNES mini свернули в 2016 и 2017 году соответственно.

И тут в 2018 году на сцену выходит Sony, громогласно анонсируя PlayStation Classic. Сначала все были в полном восторге. Ведь на бумаге — маленькая, красивая, ТА САМАЯ PS1 с теми самыми играми детства, которых в комплекте было аж 20 штук.

Только вот как обычно — очередная попытка Sony своровать удачную идею у Nintendo окончилась провалом.

Самая главная проблема PlayStation Classic кроется в программном обеспечении. Sony почему-то не захотели использовать свой проприетарный эмулятор (который есть, например, на PSP или PS3), а взяли опенсорс-решение от энтузиастов… Напрочь забыв про его оптимизацию. Половина игр работала просто хуже, чем на оригинальной консоли.

К набору игр тоже были вопросы. Ну кому там понадобилась первая часть Persona, которую в свое время натурально изнасиловали локализаторы? А почему только первый Syphon Filter? А зачем Metal Gear Solid?

И нет, никакого хейта Хидео Кодзимы, скорее вопрос к комплекту PlayStation Classic, ведь там лежит самый базовый первый контроллер без стиков и вибрации. И если стики в 90 процентах игр просто не нужны, кто бы вам ни пытался доказать обратное, то вот без вибрации одна из сильнейших сцен первого MGS… перестает работать.

Кстати, к прошивке тоже возникали претензии — выглядело всё некрасиво, и не было прикольных фишек, как у SNES Mini, например, нельзя накинуть ретро-фильтр на картинку. Со взломом и запуском сторонних игр тоже были проблемы, что отпугивало покупателей как минимум у нас в стране. Ну и ценник в 100 долларов против 60 на релизе как финальная точка в истории провала в общем-то перспективного девайса.

❯ А вот и все. На этом практически индустрия кончилась

Самое забавное, что в принципе… И всё на этом. Провал PlayStation Classic привел к тому, что, скорее всего, в Sony не думали о PS 2 Classic, Nintendo тоже особо не продолжали хоть какие-то попытки вернуться к мини-консолям и сосредоточились на Nintendo Switch, в подписке которого сейчас ретроигр больше, чем в двух мини-консолях вместе взятых.

Была еще Sega и ее Mega Drive Mini в двух версиях да целая линейка GameGear Micro (это не мини, а МИКРО версия первой портативки Sega, но они настолько маленькие, что играть на них невозможно). Но эти штуки оказались довольно дорогими и нишевыми уже на старте и в 2019 году не снискали большого интереса у массовой аудитории. Но опять же, дальше 16 бит дело не пошло. 

Конечно, на самом деле всему есть одно объяснение — делать мини-версии той же PS2 или, например, GameCube банально уже не так дешево для компаний, ведь, во-первых, надо разработать эмулятор (а автор текста уверен, что обе компании не стали бы использовать свои уже существующие), а во-вторых, запихнуть всё это в уже +- мощное железо, чтобы всё работало на достойном уровне. Хотя та же Nintendo вон недавно таки добавила эмулятор GC в подписку на Switch 2. 

Финальный вопрос сего материала — а стоит ли оно вообще того, особенно при наличии как минимум всяких Game Sticks на маркетплейсах, а как максимум целого сегмента ретро-портативок типа «Анберник», которые тоже умеют выводить картинку на телевизор?

Если честно… Да, стоит. В лучшем случае ради максимально аутентичного (с оговорками) опыта. Да, это все еще эмулятор, но во всех случаях ощущения очень сильно вытаскивают максимально качественные реплики геймпадов и какой-никакой эстетичный вид самой консоли. Ее приятно кинуть под монитор на рабочем столе или под небольшой телевизор, чтобы запускать на пару часов в день суммарно.

Какую купить? Однозначно — Snes Mini. Потому что PS Classic слишком кривая, NES Mini проигрывает по геймпадам (да и найти ее сложно), а все вариации мини-консоли от Sega стоят как крыло самолета. Тем более что современная прошивка позволяет играть в том числе в игры от NES и даже всех Game Boy и Sega. Ценник, конечно, разнится от 4 до 10 тысяч на вторичном рынке, и дальше он будет только расти, но оно того стоит.

Ну или вместо этого можно просто развести в комментариях ругань, как все это ненужные гиммики, туда им и дорога, и вообще Xiaomi Poco Redmi 228 Pro запустит всё в разы лучше.


? Читайте также:

Перед оплатой в разделе «Бонусы и промокоды» в панели управления активируйте промокод и получите кэшбэк на баланс.

Комментарии (7)


  1. xi-tauw
    26.09.2025 16:50

    Открыл статью, ctrl+f, r35s, r36s, 0 совпадений, закрыл статью.


  1. ParaParadox
    26.09.2025 16:50

    и думаем, какую купить в 2025-м

    Чего тут думать-то? Raspberry Pi + RetroPie (https://retropie.org.uk/) + bluetooth геймпады +

    Несколько лет использую когда время есть.


    1. HardWrMan
      26.09.2025 16:50

      Сега - ванлов!

      Ещё бы корпус под 2,5" SSD бы выпустили в виде MegaCD, он как раз по размеру идеально подходит.


      1. aik
        26.09.2025 16:50

        А как же tower of power? Так что не только мегаЦД нужно.


        1. HardWrMan
          26.09.2025 16:50

          О какой версии речь?


  1. PickaPickaMan
    26.09.2025 16:50

    Миники умерли не из-за спроса, а из-за экономики лицензий и эмуляции


  1. aik
    26.09.2025 16:50

    По мне так туда им и дорога. Слишком далеки они от народа. Ретро-игрушка с играми времён nes/snes должна быть либо очень дешёвой- как китайцы за 5-10 баксов, либо уметь сильно больше, чем три десятка игр единственной консоли.

    Потому все эти миниконсоли были больше вещью для коллекционеров, а те, кому хочется старых игр, играют на эмуляторах, как программных так и аппаратных в виде десятков портативных ретро-консолей или встроенного эмулятора в свитче.