У меня есть два бизнеса в одном помещении. Летом — велосервис, зимой — прокат горнолыжного снаряжения. Оборот 20 миллионов в год, рентабельность 28%. Между сезонами я полностью переделываю торговый зал, переставляю оборудование и меняю специализацию. Это единственный способ выжить на рынке, который кардинально поменялся за последние пять лет.

Дисклеймер: статья написана на основе интервью с Тимуром Мухсиновым, владельцем велосервиса Tim Bike и зимнего проката «Ай да прокат!» в Санкт-Петербурге.

Как я попал в бизнес и что изменилось за 15 лет

В бизнес спортивного снаряжения я попал случайно. Студентом лежал на пляже, когда позвонил одногруппник: 

«Приходи работать веломастером в прокат» 

Я говорю: «Артём, я ничего в этом не понимаю» 

Он отвечает: «Отлично. Те, кто проводит собеседование, тоже в этом ничего не понимают. Просто скажи, что разбираешься».

Так я и сделал. Получил небольшой опыт веломастера, потом закончил университет, работал по специальности в строительстве на руководящей должности.

Через несколько лет уже другой приятель звонит: «Слушай, а не хочешь ли заняться великами?» Я говорю: «Какими великами? О чем ты вообще говоришь? Я строитель». Но решил попробовать — работа в строительстве давала стабильный доход, была финансовая подушка для старта.

Запустил интернет-магазин велосипедов и запчастей в 2009 году. Интернет-торговля тогда только набирала обороты в России, барьер входа был низкий — не нужна аренда помещения, можно торговать из дома. А опыт веломастера помогал понимать товар и консультировать покупателей.

Первый год торговал только через интернет. Очень хорошо всё началось. Мой маленький интернет-магазин приносил столько же, сколько хороший офлайн-магазин в Санкт-Петербурге. Активно крутил Яндекс.Маркет, контекстную рекламу — реклама окупалась с прибылью.

Потом появилась необходимость в розничной точке. Люди хотели посмотреть товар вживую, плюс задача была переключать доставки на самовывоз — когда человек приходит, ты ему вместо одного велика продаёшь что-то ещё. Это компенсировало бесплатную доставку. Открыл первую розницу, потом вторую. Купил готовый магазин.

Это было как раз вовремя. Крупные игроки начали вкладывать в интернет-торговлю. Конкуренция росла, эффективность рекламы падала. 

Сначала соцсети стали убыточными — ROMI упал ниже единицы: я тратил на рекламу больше, чем получал от неё. Потом контекстная реклама — едва-едва возврат больше единицы. Яндекс.Маркет держался дольше, но в какой-то момент тоже пришёл к единице — сколько вложил, столько заработал.

После ковида всё рухнуло окончательно. Интернет-продажи стали больше про экономию, чем про качество. Развились маркетплейсы, и люди привыкли в первую очередь смотреть на цену. Это не наши клиенты. Наши клиенты хотят прийти, получить качественную услугу, пусть запчасти чуть дороже, но гарантированно оригинальные и подходящие.

Кто не перестроился на сервисный лад — продавать товары вместе с услугами по установке и сервису — тот закрылся. Много магазинов позакрывалось. Ребята, которые надеялись на большие продажи велосипедов, закупали большие количества, вступали в предзаказы — закрылись или стали убыточными.

Что нас спасло

Главная проблема велобизнеса — сезонность. Летом работы много, зимой практически нет. Мастера хорошо зарабатывают только летом. 

Чтобы конкурировать, нужны профессиональные сотрудники. Но любой профессионал не может сидеть без работы за любые деньги — это эмоционально сложно. Ты просто сидишь и куришь бамбук, пол велосипеда в день ремонтируешь. Хороших специалистов так не удержишь, они найдут работу в другом месте.

Я решил запустить зимний прокат горнолыжного снаряжения. Та же команда, то же помещение, только другая специализация. Зимой убираем велосипеды, ставим лыжи и сноуборды. Ребятам выгодно уходить в отпуска осенью и весной, получать хорошие отпускные после хороших зарплат в сезон.

С первого года зимняя точка была безубыточной, потом начался стабильный ежегодный рост. А летний бизнес в ковид резко выстрелил — спрос на велосипеды взорвался во всём мире. Люди сидели дома, хотели активности на свежем воздухе. Захотел масштабироваться, и в тот год открыл вторую точку.

В какой-то момент зимний бизнес стал приносить столько же, сколько летний. Может быть, даже больше. Но зимой я почти не работаю — мои сотрудники сами справляются, я катаюсь на лыжах.

Физически перестройка выглядит так: у нас разная технология обслуживания зимой и летом. Зимой — прокат, нужно за короткое время выдать большое количество оборудования и всем примерить. В зале должно помещаться много людей, они не должны мешать друг другу, потоки не должны пересекаться.

Летом это веломагазин и мастерская. 

Выглядит магазин так
Выглядит магазин так

Зимой полностью переставляем торговый зал — ставим столы выдачи, переставляем компьютеры, дополнительную кассу.

Техзону переделываем: оставляем один велосипедный пост, выставляем стеллажи и сушилки для ботинок, станки для заточки горнолыжного оборудования, для нанесения парафина. 

Этим занимаются те же ребята, кто работает в сервисе. Летнее оборудование храним в торговых комплексах — арендуем дополнительные места за несколько тысяч в месяц.

Весной самое трудное время — велосезон уже начался, но снег на склонах ещё не растаял. Приходится одновременно обслуживать и велосипедистов, и лыжников в одном торговом зале.

Экономика

Стартовые инвестиции в самом начале моего пути — 700 тысяч рублей на товар плюс фургон для доставки. Позже продал интернет-магазин вместе с налаженными системами учета тому, у кого были деньги на развитие и интерес к интернет-торговле. 

Сейчас оборот — 20 миллионов в год по двум точкам. Рентабельность порядка 28%. Средний чек зимнего проката — около 2 тысяч рублей. Берут сноуборд или лыжи плюс защиту: наколенники, налокотники, шлем, маску, защиту запястий, спины, шорты-защиту. Летний велосервис — средний чек 4 тысячи.

На второй год работы внедрил МойСклад — это облачная ERP система для учета товаров и продаж. Это кардинально упростило товарный учет. 

Раньше велись записи в тетрадках, а тут сразу видим остатки, движение товаров,  используем систему прогнозирования закупок, которая сама определяет сколько товара надо закупить.

Система помогла увеличить ассортимент — точно вижу, что и сколько продается, и могу грамотно закупаться. Плюс появилась возможность контролировать каждую копейку — вижу всю прибыль по товарам и услугам.

Открытие второй точки прошло буквально по щелчку. Добавил в МойСклад новую торговую точку, настроил права доступа для сотрудников. В системе можно гибко настроить, кто что видит: например, ограничить доступ к финансовым отчётам или закупкам, оставив только работу с кассой и заказами. Плюс система фиксирует все действия сотрудников — всегда видно, кто оформил заказ или изменил данные. 

Попробовать МойСклад

Зимой у нас порядка 400 единиц прокатного оборудования — лыжи, сноуборды, ботинки, защита. Во второй половине зимы часть оборудования продаём другим прокатам в регионах, где зима длиннее — там как раз начинается пик сезона, когда у нас уже спрос падает. У нас есть профессиональные чаты, где договариваемся о таких сделках.

Всего оборудования и товаров на 10+ миллионов. В этом году остатки больше, так как я закупился под вторую зимнюю точку, но планы изменились. 

С самого начала я решил покупать дорогое, качественное оборудование. У нас инфракрасный станок для нанесения парафина за миллион рублей — единственный в Санкт-Петербурге. 

Парафин наносят для скольжения — без него лыжи и сноуборды тормозят по снегу. Инфракрасный станок делает это качественнее и равномернее других методов.
Парафин наносят для скольжения — без него лыжи и сноуборды тормозят по снегу. Инфракрасный станок делает это качественнее и равномернее других методов.

Это дорогая штука. Но она позволяет делать работу на уровне крутого сервиса. Хорошие мастера хотят работать с профессиональным оборудованием, а клиенты возвращаются за качеством.

Без дорогого оборудования кажется, что экономишь, но клиенты не возвращаются. Когда делаешь хорошим инструментом очень круто, рядом кто-то открывается и закрывается. Они не выдерживают конкуренцию. Мы небольшая мастерская, и рынок тоже небольшой: клиентов немного, поэтому важно качество. Но если оно есть, люди готовы идти к нам даже 3–4 километра.

Деньги из бизнеса я в основном не вывожу. Мне не нужно много квартир и машин. Я думаю о том, что буду делать в межсезонье? Как буду платить зарплату? Я всегда держу резерв — чтобы открыть новую точку, если очень хорошее место, или обновить оборудование.

Раньше была возможность работать в отсрочку. Вся велоиндустрия жила на кредитах китайцев. Они кредитовали крупных производителей вроде «Форварда», «Стелса». Те нам в отсрочку отгружали. Между 2014 и 2022 годами я мог уходить в зиму с долгами — поставщики доверяли.

После 2022 всё изменилось. Китай перестал кредитовать российских производителей. Отсрочку дают только проверенным партнёрам. Один раз приходилось брать оборотный кредит на полтора месяца — банк даёт кредит под конкретную закупку у конкретного поставщика.

Сейчас работаем только с российскими поставщиками, всё в белую — онлайн-кассы, система «доходы минус расходы». 

Китайские продавцы на маркетплейсах не платят российские пошлины, а мы платим. Поэтому они продают дешевле, хотя мы даём работу людям и качественный сервис к товару.

Про команду и обучение

У меня в каждой точке по два-три мастера. Все отличные специалисты.

Вообще персонал — большая проблема в нашей сфере. Если раньше, больше трёх лет назад, можно было набрать много людей и за лето отобрать лучших, то сейчас даже новичков набрать нужно постараться. 

В велосипедной индустрии много «солдат удачи» — работают то там, то тут, нигде подолгу не задерживаются. Раньше среди них можно было найти толковых специалистов. Но сейчас и таких свободных мастеров на рынке стало меньше.

Образовательных учреждений, которые учат обслуживать велосипеды и лыжи, нет. 99% мастеров в индустрии — самоучки. Самое неприятное сочетание — человек с опытом и самоучка. В нашей индустрии инструкции никто не читает. Делают непрофессионально и уверены, что правильно. Переучить сложно, возникают споры.

Мне проще брать людей с небольшим опытом и доучивать. Приучаю читать инструкции, пользоваться профессиональным инструментом, а не молотком.

Зарплата у нас выше рынка. Большой процент — сделка, поэтому ребятам выгодно уходить в отпуска и получать хорошие отпускные после хороших зарплат в сезон. 

Благодаря тому, что не вывожу все деньги, могу удерживать хороший коллектив. Это конкурентное преимущество — мы небольшая компания, но у нас стабильная команда профессионалов.

Сарафанка работает лучше рекламы

Наша цель — клиенты, которые возвращаются. Люди, которые живут рядом и приходят не один раз. Или которым удобно к нам приезжать.

От интернет-рекламы отказался полностью. У тех, кто активно рекламируется, ненамного больше работы. Лучше работать в глубину — когда человек пришел, очень хорошо его обслужить и допродать.

Учу всех ребят: наша задача за максимальные деньги сделать максимально хорошо и чуть больше, чем ожидал клиент. Может, он потратил больше, чем ожидал, но настолько доволен результатом, что придёт снова.

Локацию выбираем очень тщательно. Смотрим проходимость, какие квартиры, кто в них живёт. Если новые дома, там одни квартиры-студии — нам делать нечего. В студиях редко живут семейные, мало велосипедов. Нужны кварталы старше 10 лет, где люди выплатили ипотеку, есть дети, активно занимаются спортом. 

Велосервис

Летом основные клиенты — местные жители, которые живут недалеко или приезжают со сложным ремонтом. В Петербурге велокультура развита — появилась культура ТО, как с машинами. Сейчас люди приходят и говорят: «Нужно ТО сделать». Иногда объясняем — тут только пыль смахнуть, не нужно оставлять на неделю.

Прокат и партнерство

Нашёл партнёров для зимнего проката быстро — подошел к одному из автобусов с туром до ближайшей горнолыжки и предложил сотрудничество: у нас новый прокат с хорошим оборудованием, сделаем скидку вашим клиентам.

Нам нужны были клиенты, туроператорам — качественный прокат рядом с отправной точкой. А моя точка находилась как раз рядом, у метро.

У нас одни постоянные партнёры по договорённости. Всем хорошо. Клиенты разные — кто-то приезжает автобусами от туроператоров, кто-то на машинах с семьями. Семьи обычно берут больше позиций — оборудование для всех, плюс защиту и одежду.

У нас первая в Петербурге система бронирования для проката. Когда человек приходит первый раз, мы фиксируем все параметры — размер ботинок, какие лыжи или сноуборд взял, какую защиту. При повторном визите просто находим клиента по фамилии или номеру телефона — и всё то же самое выдаём без примерки. Только настраиваем крепления. В других прокатах каждый раз заново примеряют всё оборудование.

Что помогло мне не закрыть бизнес

Первое — я не выводил все деньги из бизнеса. Всегда держал резерв. 

Второе — инвестировал в качественное оборудование. Дорогие станки позволяют оказывать сервис высокого уровня и растить LTV клиентов. Конкуренты не выдерживают такого качества.

Третье — работаем в глубину с клиентами, а не в ширину с рекламой. Лучше очень хорошо обслужить пришедшего, чем привлечь много новых экономных клиентов.

Четвёртое — тщательно выбираем локации по демографии. Наша основная аудитория — семьи с детьми в обжитых районах.

Пятое — обучаю персонал с небольшим опытом. Переучивать опытных самоучек сложнее, чем научить правильно с нуля.

Я думаю, эти принципы применимы ко многим сервисным бизнесам с сезонностью. Главное найти способ использовать ресурсы круглый год и не бояться кардинально перестраивать бизнес под изменения рынка. Рынок изменился — мы изменились вместе с ним.

Мы ведем блог для малого бизнеса. Рассказываем новости для предпринимателей, ошибки и лайфхаки в учете, инструменты продвижения, обновления сервиса МойСклад.

Комментарии (54)


  1. acyp
    08.10.2025 05:02

    В нашем городе есть похожий подход - летом велики, зимой елки (искусственные).


    1. Viacheslav01
      08.10.2025 05:02

      В питере летом велики, зимой фейрверки )))


    1. Samid777
      08.10.2025 05:02

      Ростов на Дону, есть такой магазин, летом велики, зимой лыжи, есть такой магазин.


      1. CrashLogger
        08.10.2025 05:02

        Мне кажется, в каждом городе есть такой магазин)


      1. korchin
        08.10.2025 05:02

        Лыжи в Ростове - офигенный бизнес =D


        1. Viacheslav01
          08.10.2025 05:02

          Ну там горы не так далеко )


  1. Arlekcangp
    08.10.2025 05:02

    Одна вода, а цифр - ноль. Ну 20 миллионов, а чистая прибыль какая? Как этому помог "мой склад"? В цифрах, а не просто " Ну теперь остатки видно".

    А про "рентабельность 28%" ну не верю, извините. Была на хабре статья про велопрокат... Никаких 28% там и близко не пахло. Не думаю, что велоремонт сильно отличается. Только расходы на персонал выше... Расходы все съедают. И помещение - далеко не самая большая проблема. А было бы 28%, так уже бы все съел какой-нибудь яндекс с глобальным сервисом. Они туда и не идут, потому что считают низко маржинальным делом.


    1. SrantaClause
      08.10.2025 05:02

      Хотел посмотреть как дела у магазина, но отчетности не нашел ИП Мухсинова К.В. ИНН 780622777000


      1. gotch
        08.10.2025 05:02

        В Яндекс картах есть два магазина Tim Bike, отзывы в целом положительные. Но есть над чем и улыбнуться, как над заменой покрышки колеса за 3250 (1250 покрышка, 2000 шиномонтаж). В нашем городке полный шиномонтаж 16" кроссовера столько стоит.


    1. sloww
      08.10.2025 05:02

      А я верю в такую рентабельность.

      Тренд на качественные велосипеды уже давно есть, особенно в тех локациях где автор обитает - Москва, Питер.

      Я 3 года назад платил за ТО велика где то около 6к, а мой велосипед это так себе - китайское складное поделие. Люди с велосипедами по 200-300к вполне себе существуют.

      Прокат как раз бессмысленный, в больших городах городской прокат велосипеды+самокаты подавил всех частников, кроме узко специализированных. А узко специализированные девайсы обычно покупают под себя не глядя на затраты.

      И да, с 22 по 24 год в районе где я жил открылось аж 2 неплохих (судя по отзывам) веломастерских. Так что вполне верю в такие цифры.


      1. Dmitry_604
        08.10.2025 05:02

        Я 3 года назад платил за ТО велика где то около 6к, а мой велосипед это так себе - китайское складное поделие. 

        Я конечно извиняюсь за делитантство , но вот на свои велы на даче мы не делаем никакое ТО (ну хотя пробеги небольшие наверное в этом суть), и живут по много лет.. А что там делать то надо (ну смазать поверю, да) да еще и на 6К? И в случае реально "китайского поделия, если это так" не проще через 3-5 лет просто обновить вел чем тратить по 6К в год?


        1. sptor
          08.10.2025 05:02

          хотя пробеги небольшие наверное в этом суть

          В этом и суть, если пробеги хотя бы каких 3-4 тыщи км в год, плюс условия эксплуатации не только в хорошую погоду, но и по мокрому грязному, то найдется что делать кроме простейшей чистки/смазки может не каждый вот год но тем не менее. Тросики менять иногда надо, цепь с кассетой и передними звездами, преключатели подрегулировать, тормоза , подшипники разные в каретке/рулевой/колесах, покрышки и прочее. Как бы все можно делать самому, но время, инструменты иногда специфические нужны, навык , даже такая простая вещь как перемотка обмотки руля занимает весьма немалое время если рука на это не набита, а для себя хорошо если раз в год это делаешь а то и реже, если лента даже с алиэквпресса и ты ее не порвал при падении каком и намотал хорошо изначально, как бы руку набить не получится


          1. Dmitry_604
            08.10.2025 05:02

            Ну тогда да, у меня пробег ну пару сотен наверное за сезон, и по норм погоде как правило.

            А если такой список работ как вы пишете то 6К как будто бы выглядит разумно , особенно на фоне цен на автосервисах :)


            1. sptor
              08.10.2025 05:02

              Ну даже при таких пробегах в смысле 3 тысячи или около того это наверно не каждый год надо, особенно подшипники я так в колесах один раз менял при общем пробеге порядка 40 тысяч на этих колесах, но там промы стояли они лучше по плохой погоде хоть и дороже если бы конусы были насыпные то надо было бы чаще, рулевую тоже один раз перебирали тоже насыпные на промы менялись, хотя это было не обязательно, одна замена каретки кассеты и цепи сам менял, как и переднюю звезду .


              1. Dmitry_604
                08.10.2025 05:02

                Хотел спросить почему у вас при таких пробегах складной китайский "поделие" вел, но потом понял что это не вы :))) Что не отменяет вопросов к автору того коммента sloww тогда


                1. sptor
                  08.10.2025 05:02

                  Ну в принципе если велосипед как транспорт каждый день использовать то и китайский складной вполне столько пробежит рама точно выдержит, но обслуживать придется каждый год если не делать апгрейд на детали покачественней (что может быть нецелесообразно или невозможно практически - втулки на конусах на промы можно переделать но проблемно), колеса так точно если там конусы, что для бюджетных велосипедов особенно постарее было нормой, перенабивать смазкой надо будет


        1. sloww
          08.10.2025 05:02

          Мой велосипед висел пару лет в гараже на перекладине, поэтому его фактически пришлось частично восстанавливать :) Поэтому и ценник такой был (сам велосипед стоил около 20к тогда вроде).


  1. Localarm
    08.10.2025 05:02

    Смена лето/зима почти у всех была уже очень давно, почему тут ощущается как гениальная стратегия по тексту?


  1. IKStantin
    08.10.2025 05:02

    Очевидно, что всё выдумано ради протыркивания Моего Склада.


  1. K1LL3RPUNCH
    08.10.2025 05:02

    Сам себя не похвалишь - никто не похвалит.


  1. Faxfox
    08.10.2025 05:02

    Только когда начал читать комменты вдруг понял что это не от Рюмина статья )))))


    1. sergeyns
      08.10.2025 05:02

      чертовы подражатели! /sarcasm!


    1. Maccimo
      08.10.2025 05:02

      Пишет как Рюмин, но не Рюмин... Видимо одной нейросетью текст генерируют.


      1. milkground
        08.10.2025 05:02

        100% это его статья, просто в другом блоге. Эта же статья запощена на vc. Что то там про уникальность контента было когда-то.


      1. Wesha
        08.10.2025 05:02

        Рюмочкин?


    1. isden
      08.10.2025 05:02

      Я когда дошел до фразы "На второй год работы внедрил МойСклад" уже понял в чем дело =)


  1. IvanSTV
    08.10.2025 05:02

    1. читаю, читаю эти "истории бизнесов" - есть одна общая черта - цены у всех для потребителя выше или существенно выше рынка. Ни одного нет, чтобы написал: "цены у меня ниже рынка, народ идет, я развиваюсь". Не, все упирают на то, что за высокие цены дают некий охрененный сервис. Эконом-клиент никому не нужен, все истории упираются в то, как горстка мелкобизнесменов грызется за деньги постоянно сокращающейся кучки хорошо обеспеченных людей.
      А мне вот как потребителю, такой бузинесс ни хрена не интересен. Вот возила у меня жена велик в сервис. Камера стоит 600 рублей, взяли 1300 - специально потом проверил на маркетплейсе, обслуживание 1500 - фактически протянули гайки, побрызгали лубрикантом цепь, даже смазку втулок не меняли. Клинящий ручной тормоз просто покрутили крепление, вопрос "решили" ровно на неделю, потом опять начал клинить - сам нормально отрегулировал, но деньги исправно взяли. Я ее потом спрашиваю - я что, за тысячу не побрызгаю смазкой цепь и не протяну гайки? 15 минут работы и смазки на 30 рублей. Зачем ездить к этим имитаторам суперсервиса за деньги, не соответствующие собственно услугам? Но беда в том, что другого сервиса фактически не существует. Владелец каждого сервисного бузинесса будет на кал исходить, уверяя, что все совсем не так, что смазка там стоит тысячу рублей один пшик, а протягивать гайки надо спецключом, который есть только у него, и он за него стотыщмиллиониов аренду платит (все такое несут). Но это и вранье, и не мои проблемы. Мне впаривают за хорошие деньги мизерную потребительскую стоимость. Вообще, в сфере услуг больше имитации чем собственно созданной потребительской стоимости. И каждый раз, когда заказываешь сервис чего-то, надо понимать, что как правило, за стоимость часа-двух работы получишь результат, который можно получить за 10-15 минут.
      2. Ну, и, разумеется "Мой склад". Тут тема не раскрыта, видимо, потому, что раскрывать нечего - никакого развития с внедрением его не происходит ни у кого. Просто учет, который при надлежащей аккуратности для описанных задач можно вести в чем угодно с одинаковым результатом. Скажу сразу, что обслуживание пункта проката - это практический потолок моегосклада как учетной системы. Адресное хранение там условное и топорное, интерфейс для объемов больше пары сотни SKU почти бесполезен. Примерно то же самое можно наваять и самому с помощью гуано и палок, разве что вебморда из коробки там адаптирована для мелкобизнеса, удобней и проще. Но фактически для того же функционала достаточно эксельки. Какие-то продажи как этого продукта, так и аналогов, связаны с тем, что средний мелкий предприниматель и в плане общего развития, и в плане относительно несложных компьютерных навыков сер как мышь, и персоналу он платит не так много, чтобы выбирать из хороших специалистов, а потому и персонал у него примерно такой же, и ему нужна мистическая "ОДНА КНОПКА ДЛЯ ВСЕГО". Это как раз та система, "которой пользоваться может даже дурак, и только дурак хочет ей пользоваться".


    1. SrantaClause
      08.10.2025 05:02

      Соглашусь.
      //Летний велосервис — средний чек 4 тысячи.
      - как-то дороговато.
      Я через авито нашел хорошего мастера, делает больше чем просишь, за небольшие деньги. Работает в гараже, поток клиентов всегда есть, всегда загружен, вопрос с ремонтом велосипеда для себя решил)