У меня есть два бизнеса в одном помещении. Летом — велосервис, зимой — прокат горнолыжного снаряжения. Оборот 20 миллионов в год, рентабельность 28%. Между сезонами я полностью переделываю торговый зал, переставляю оборудование и меняю специализацию. Это единственный способ выжить на рынке, который кардинально поменялся за последние пять лет.

Дисклеймер: статья написана на основе интервью с Тимуром Мухсиновым, владельцем велосервиса Tim Bike и зимнего проката «Ай да прокат!» в Санкт-Петербурге.
Как я попал в бизнес и что изменилось за 15 лет
В бизнес спортивного снаряжения я попал случайно. Студентом лежал на пляже, когда позвонил одногруппник:
«Приходи работать веломастером в прокат»
Я говорю: «Артём, я ничего в этом не понимаю»
Он отвечает: «Отлично. Те, кто проводит собеседование, тоже в этом ничего не понимают. Просто скажи, что разбираешься».
Так я и сделал. Получил небольшой опыт веломастера, потом закончил университет, работал по специальности в строительстве на руководящей должности.
Через несколько лет уже другой приятель звонит: «Слушай, а не хочешь ли заняться великами?» Я говорю: «Какими великами? О чем ты вообще говоришь? Я строитель». Но решил попробовать — работа в строительстве давала стабильный доход, была финансовая подушка для старта.
Запустил интернет-магазин велосипедов и запчастей в 2009 году. Интернет-торговля тогда только набирала обороты в России, барьер входа был низкий — не нужна аренда помещения, можно торговать из дома. А опыт веломастера помогал понимать товар и консультировать покупателей.
Первый год торговал только через интернет. Очень хорошо всё началось. Мой маленький интернет-магазин приносил столько же, сколько хороший офлайн-магазин в Санкт-Петербурге. Активно крутил Яндекс.Маркет, контекстную рекламу — реклама окупалась с прибылью.
Потом появилась необходимость в розничной точке. Люди хотели посмотреть товар вживую, плюс задача была переключать доставки на самовывоз — когда человек приходит, ты ему вместо одного велика продаёшь что-то ещё. Это компенсировало бесплатную доставку. Открыл первую розницу, потом вторую. Купил готовый магазин.

Это было как раз вовремя. Крупные игроки начали вкладывать в интернет-торговлю. Конкуренция росла, эффективность рекламы падала.
Сначала соцсети стали убыточными — ROMI упал ниже единицы: я тратил на рекламу больше, чем получал от неё. Потом контекстная реклама — едва-едва возврат больше единицы. Яндекс.Маркет держался дольше, но в какой-то момент тоже пришёл к единице — сколько вложил, столько заработал.
После ковида всё рухнуло окончательно. Интернет-продажи стали больше про экономию, чем про качество. Развились маркетплейсы, и люди привыкли в первую очередь смотреть на цену. Это не наши клиенты. Наши клиенты хотят прийти, получить качественную услугу, пусть запчасти чуть дороже, но гарантированно оригинальные и подходящие.
Кто не перестроился на сервисный лад — продавать товары вместе с услугами по установке и сервису — тот закрылся. Много магазинов позакрывалось. Ребята, которые надеялись на большие продажи велосипедов, закупали большие количества, вступали в предзаказы — закрылись или стали убыточными.
Что нас спасло
Главная проблема велобизнеса — сезонность. Летом работы много, зимой практически нет. Мастера хорошо зарабатывают только летом.
Чтобы конкурировать, нужны профессиональные сотрудники. Но любой профессионал не может сидеть без работы за любые деньги — это эмоционально сложно. Ты просто сидишь и куришь бамбук, пол велосипеда в день ремонтируешь. Хороших специалистов так не удержишь, они найдут работу в другом месте.
Я решил запустить зимний прокат горнолыжного снаряжения. Та же команда, то же помещение, только другая специализация. Зимой убираем велосипеды, ставим лыжи и сноуборды. Ребятам выгодно уходить в отпуска осенью и весной, получать хорошие отпускные после хороших зарплат в сезон.
С первого года зимняя точка была безубыточной, потом начался стабильный ежегодный рост. А летний бизнес в ковид резко выстрелил — спрос на велосипеды взорвался во всём мире. Люди сидели дома, хотели активности на свежем воздухе. Захотел масштабироваться, и в тот год открыл вторую точку.
В какой-то момент зимний бизнес стал приносить столько же, сколько летний. Может быть, даже больше. Но зимой я почти не работаю — мои сотрудники сами справляются, я катаюсь на лыжах.
Физически перестройка выглядит так: у нас разная технология обслуживания зимой и летом. Зимой — прокат, нужно за короткое время выдать большое количество оборудования и всем примерить. В зале должно помещаться много людей, они не должны мешать друг другу, потоки не должны пересекаться.
Летом это веломагазин и мастерская.

Зимой полностью переставляем торговый зал — ставим столы выдачи, переставляем компьютеры, дополнительную кассу.

Техзону переделываем: оставляем один велосипедный пост, выставляем стеллажи и сушилки для ботинок, станки для заточки горнолыжного оборудования, для нанесения парафина.
Этим занимаются те же ребята, кто работает в сервисе. Летнее оборудование храним в торговых комплексах — арендуем дополнительные места за несколько тысяч в месяц.
Весной самое трудное время — велосезон уже начался, но снег на склонах ещё не растаял. Приходится одновременно обслуживать и велосипедистов, и лыжников в одном торговом зале.
Экономика
Стартовые инвестиции в самом начале моего пути — 700 тысяч рублей на товар плюс фургон для доставки. Позже продал интернет-магазин вместе с налаженными системами учета тому, у кого были деньги на развитие и интерес к интернет-торговле.
Сейчас оборот — 20 миллионов в год по двум точкам. Рентабельность порядка 28%. Средний чек зимнего проката — около 2 тысяч рублей. Берут сноуборд или лыжи плюс защиту: наколенники, налокотники, шлем, маску, защиту запястий, спины, шорты-защиту. Летний велосервис — средний чек 4 тысячи.
На второй год работы внедрил МойСклад — это облачная ERP система для учета товаров и продаж. Это кардинально упростило товарный учет.

Раньше велись записи в тетрадках, а тут сразу видим остатки, движение товаров, используем систему прогнозирования закупок, которая сама определяет сколько товара надо закупить.
Система помогла увеличить ассортимент — точно вижу, что и сколько продается, и могу грамотно закупаться. Плюс появилась возможность контролировать каждую копейку — вижу всю прибыль по товарам и услугам.

Открытие второй точки прошло буквально по щелчку. Добавил в МойСклад новую торговую точку, настроил права доступа для сотрудников. В системе можно гибко настроить, кто что видит: например, ограничить доступ к финансовым отчётам или закупкам, оставив только работу с кассой и заказами. Плюс система фиксирует все действия сотрудников — всегда видно, кто оформил заказ или изменил данные.
Зимой у нас порядка 400 единиц прокатного оборудования — лыжи, сноуборды, ботинки, защита. Во второй половине зимы часть оборудования продаём другим прокатам в регионах, где зима длиннее — там как раз начинается пик сезона, когда у нас уже спрос падает. У нас есть профессиональные чаты, где договариваемся о таких сделках.
Всего оборудования и товаров на 10+ миллионов. В этом году остатки больше, так как я закупился под вторую зимнюю точку, но планы изменились.
С самого начала я решил покупать дорогое, качественное оборудование. У нас инфракрасный станок для нанесения парафина за миллион рублей — единственный в Санкт-Петербурге.

Это дорогая штука. Но она позволяет делать работу на уровне крутого сервиса. Хорошие мастера хотят работать с профессиональным оборудованием, а клиенты возвращаются за качеством.
Без дорогого оборудования кажется, что экономишь, но клиенты не возвращаются. Когда делаешь хорошим инструментом очень круто, рядом кто-то открывается и закрывается. Они не выдерживают конкуренцию. Мы небольшая мастерская, и рынок тоже небольшой: клиентов немного, поэтому важно качество. Но если оно есть, люди готовы идти к нам даже 3–4 километра.
Деньги из бизнеса я в основном не вывожу. Мне не нужно много квартир и машин. Я думаю о том, что буду делать в межсезонье? Как буду платить зарплату? Я всегда держу резерв — чтобы открыть новую точку, если очень хорошее место, или обновить оборудование.
Раньше была возможность работать в отсрочку. Вся велоиндустрия жила на кредитах китайцев. Они кредитовали крупных производителей вроде «Форварда», «Стелса». Те нам в отсрочку отгружали. Между 2014 и 2022 годами я мог уходить в зиму с долгами — поставщики доверяли.
После 2022 всё изменилось. Китай перестал кредитовать российских производителей. Отсрочку дают только проверенным партнёрам. Один раз приходилось брать оборотный кредит на полтора месяца — банк даёт кредит под конкретную закупку у конкретного поставщика.
Сейчас работаем только с российскими поставщиками, всё в белую — онлайн-кассы, система «доходы минус расходы».
Китайские продавцы на маркетплейсах не платят российские пошлины, а мы платим. Поэтому они продают дешевле, хотя мы даём работу людям и качественный сервис к товару.
Про команду и обучение
У меня в каждой точке по два-три мастера. Все отличные специалисты.

Вообще персонал — большая проблема в нашей сфере. Если раньше, больше трёх лет назад, можно было набрать много людей и за лето отобрать лучших, то сейчас даже новичков набрать нужно постара��ься.
В велосипедной индустрии много «солдат удачи» — работают то там, то тут, нигде подолгу не задерживаются. Раньше среди них можно было найти толковых специалистов. Но сейчас и таких свободных мастеров на рынке стало меньше.
Образовательных учреждений, которые учат обслуживать велосипеды и лыжи, нет. 99% мастеров в индустрии — самоучки. Самое неприятное сочетание — человек с опытом и самоучка. В нашей индустрии инструкции никто не читает. Делают непрофессионально и уверены, что правильно. Переучить сложно, возникают споры.
Мне проще брать людей с небольшим опытом и доучивать. Приучаю читать инструкции, пользоваться профессиональным инструментом, а не молотком.
Зарплата у нас выше рынка. Большой процент — сделка, поэтому ребятам выгодно уходить в отпуска и получать хорошие отпускные после хороших зарплат в сезон.
Благодаря тому, что не вывожу все деньги, могу удерживать хороший коллектив. Это конкурентное преимущество — мы небольшая компания, но у нас стабильная команда профессионалов.
Сарафанка работает лучше рекламы
Наша цель — клиенты, которые возвращаются. Люди, которые живут рядом и приходят не один раз. Или которым удобно к нам приезжать.
От интернет-рекламы отказался полностью. У тех, кто активно рекламируется, ненамного больше работы. Лучше работать в глубину — когда человек пришел, очень хорошо его обслужить и допродать.
Учу всех ребят: наша задача за максимальные деньги сделать максимально хорошо и чуть больше, чем ожидал клиент. Может, он потратил больше, чем ожидал, но настолько доволен результатом, что придёт снова.
Локацию выбираем очень тщательно. Смотрим проходимость, какие квартиры, кто в них живёт. Если новые дома, там одни квартиры-студии — нам делать нечего. В студиях редко живут семейные, мало велосипедов. Нужны кварталы старше 10 лет, где люди выплатили ипотеку, есть дети, активно занимаются спортом.
Велосервис
Летом основные клиенты — местные жители, которые живут недалеко или приезжают со сложным ремонтом. В Петербурге велокультура развита — появилась культура ТО, как с машинами. Сейчас люди приходят и говорят: «Нужно ТО сделать». Иногда объясняем — тут только пыль смахнуть, не нужно оставлять на неделю.
Прокат и партнерство
Нашёл партнёров для зимнего проката быстро — подошел к одному из автобусов с туром до ближайшей горнолыжки и предложил сотрудничество: у нас новый прокат с хорошим оборудованием, сделаем скидку вашим клиентам.
Нам нужны были клиенты, туроператорам — качественный прокат рядом с отправной точкой. А моя точка находилась как раз рядом, у метро.
У нас одни постоянные партнёры по договорённости. Всем хорошо. Клиенты разные — кто-то приезжает автобусами от туроператоров, кто-то на машинах с семьями. Семьи обычно берут больше позиций — оборудование для всех, плюс защиту и одежду.
У нас первая в Петербурге система бронирования для проката. Когда человек приходит первый раз, мы фиксируем все параметры — размер ботинок, какие лыжи или сноуборд взял, какую защиту. При повторном визите просто находим клиента по фамилии или номеру телефона — и всё то же самое выдаём без примерки. Только настраиваем крепления. В других прокатах каждый раз заново примеряют всё оборудование.
Что помогло мне не закрыть бизнес
Первое — я не выводил все деньги из бизнеса. Всегда держал резерв.
Второе — инвестировал в качественное оборудование. Дорогие станки позволяют оказывать сервис высокого уровня и растить LTV клиентов. Конкуренты не выдерживают такого качества.
Третье — работаем в глубину с клиентами, а не в ширину с рекламой. Лучше очень хорошо обслужить пришедшего, чем привлечь много новых экономных клиентов.
Четвёртое — тщательно выбираем локации по демографии. Наша основная аудитория — семьи с детьми в обжитых районах.
Пятое — обучаю персонал с небольшим опытом. Переучивать опытных самоучек сложнее, чем научить правильно с нуля.
Я думаю, эти принципы применимы ко многим сервисным бизнесам с сезонностью. Главное найти способ использовать ресурсы круглый год и не бояться кардинально перестраивать бизнес под изменения рынка. Рынок изменился — мы изменились вместе с ним.
Мы ведем блог для малого бизнеса. Рассказываем новости для предпринимателей, ошибки и лайфхаки в учете, инструменты продвижения, обновления сервиса МойСклад.
Комментарии (22)
Arlekcangp
08.10.2025 05:02Одна вода, а цифр - ноль. Ну 20 миллионов, а чистая прибыль какая? Как этому помог "мой склад"? В цифрах, а не просто " Ну теперь остатки видно".
А про "рентабельность 28%" ну не верю, извините. Была на хабре статья про велопрокат... Никаких 28% там и близко не пахло. Не думаю, что велоремонт сильно отличается. Только расходы на персонал выше... Расходы все съедают. И помещение - далеко не самая большая проблема. А было бы 28%, так уже бы все съел какой-нибудь яндекс с глобальным сервисом. Они туда и не идут, потому что считают низко маржинальным делом.
SrantaClause
08.10.2025 05:02Хотел посмотреть как дела у магазина, но отчетности не нашел ИП Мухсинова К.В. ИНН 780622777000
gotch
08.10.2025 05:02В Яндекс картах есть два магазина Tim Bike, отзывы в целом положительные. Но есть над чем и улыбнуться, как над заменой покрышки колеса за 3250 (1250 покрышка, 2000 шиномонтаж). В нашем городке полный шиномонтаж 16" кроссовера столько стоит.
Localarm
08.10.2025 05:02Смена лето/зима почти у всех была уже очень давно, почему тут ощущается как гениальная стратегия по тексту?
IvanSTV
08.10.2025 05:02читаю, читаю эти "истории бизнесов" - есть одна общая черта - цены у всех для потребителя выше или существенно выше рынка. Ни одного нет, чтобы написал: "цены у меня ниже рынка, народ идет, я развиваюсь". Не, все упирают на то, что за высокие цены дают некий охрененный сервис. Эконом-клиент никому не нужен, все истории упираются в то, как горстка мелкобизнесменов грызется за деньги постоянно сокращающейся кучки хорошо обеспеченных людей.
А мне вот как потребителю, такой бузинесс ни хрена не интересен. Вот возила у меня жена велик в сервис. Камера стоит 600 рублей, взяли 1300 - специально потом проверил на маркетплейсе, обслуживание 1500 - фактически протянули гайки, побрызгали лубрикантом цепь, даже смазку втулок не меняли. Клинящий ручной тормоз просто покрутили крепление, вопрос "решили" ровно на неделю, потом опять начал клинить - сам нормально отрегулировал, но деньги исправно взяли. Я ее потом спрашиваю - я что, за тысячу не побрызгаю смазкой цепь и не протяну гайки? 15 минут работы и смазки на 30 рублей. Зачем ездить к этим имитаторам суперсервиса за деньги, не соответствующие собственно услугам? Но беда в том, что другого сервиса фактически не существует. Владелец каждого сервисного бузинесса будет на кал исходить, уверяя, что все совсем не так, что смазка там стоит тысячу рублей один пшик, а протягивать гайки надо спецключом, который есть только у него, и он за него стотыщмиллиониов аренду платит (все такое несут). Но это и вранье, и не мои проблемы. Мне впаривают за хорошие деньги мизерную потребительскую стоимость. Вообще, в сфере услуг больше имитации чем собственно созданной потребительской стоимости. И каждый раз, когда заказываешь сервис чего-то, надо понимать, что как правило, за стоимость часа-двух работы получишь результат, который можно получить за 10-15 минут.
2. Ну, и, разумеется "Мой склад". Тут тема не раскрыта, видимо, потому, что раскрывать нечего - никакого развития с внедрением его не происходит ни у кого. Просто учет, который при надлежащей аккуратности для описанных задач можно вести в чем угодно с одинаковым результатом. Скажу сразу, что обслуживание пункта проката - это практический потолок моегосклада как учетной системы. Адресное хранение там условное и топорное, интерфейс для объемов больше пары сотни SKU почти бесполезен. Примерно то же самое можно наваять и самому с помощью гуано и палок, разве что вебморда из коробки там адаптирована для мелкобизнеса, удобней и проще. Но фактически для того же функционала достаточно эксельки. Какие-то продажи как этого продукта, так и аналогов, связаны с тем, что средний мелкий предприниматель и в плане общего развития, и в плане относительно несложных компьютерных навыков сер как мышь, и персоналу он платит не так много, чтобы выбирать из хороших специалистов, а потому и персонал у него примерно такой же, и ему нужна мистическая "ОДНА КНОПКА ДЛЯ ВСЕГО". Это как раз та система, "которой пользоваться может даже дурак, и только дурак хочет ей пользоваться".
SrantaClause
08.10.2025 05:02Соглашусь.
//Летний велосервис — средний чек 4 тысячи.
- как-то дороговато.
Я через авито нашел хорошего мастера, делает больше чем просишь, за небольшие деньги. Работает в гараже, поток клиентов всегда есть, всегда загружен, вопрос с ремонтом велосипеда для себя решил)
acyp
В нашем городе есть похожий подход - летом велики, зимой елки (искусственные).
Viacheslav01
В питере летом велики, зимой фейрверки )))
Samid777
Ростов на Дону, есть такой магазин, летом велики, зимой лыжи, есть такой магазин.