«Им-то презентации не снятся, а нам снятся»

Привет! Меня зовут Маша Ивахненко. Я несколько лет работала в Бизнес-секретах, это медиа Тинькофф для предпринимателей, а потом основала свое контент-бюро.

Во время работы в БС я пару раз соприкасалась с Ильей Кретовым, который тогда был руководителем eCommerce Т-Банка. Ну, сначала делала обзор на его книгу «Я — CEO» еще про времена eBay в России. А потом уже лично брала интервью про то, как руководитель передаёт свою энергию команде. Правда, это было перед самым моим уходом, так что писали колонку по нашей записи уже мои коллеги.

Очень подбадривает образ стены из книги Ильи — если в тяжелый момент преодолеть себя и не останавливаться перед ней, может прийти особое медитативное состояние, в котором тебе проще будет продолжать
Очень подбадривает образ стены из книги Ильи — если в тяжелый момент преодолеть себя и не останавливаться перед ней, может прийти особое медитативное состояние, в котором тебе проще будет продолжать

А в сентябре менеджер по выступлениям Ильи спросила, могу ли я помочь подготовить презентацию про тренды в бизнесе на ближайшие годы. Выступление будет на конференции «Гроуинг. Тренды 2026» в Минске.

Скрины с официального сайта конференции
Скрины с официального сайта конференции

Сейчас расскажу, что для меня было самым сложным в этой впечатляющей задаче. И дальше немного кинематографичности: моя ассистентка собирала слайды во сне, а в момент самого выступления организаторы сначала перепутали файл — отсюда вопрос про Маклахлена в заголовке этой истории )

Обычно в редакторских задачах больше определенности 

Тема презентации «Бизнес после 2030: 7 векторов стратегического роста, которые нужно запускать уже сейчас». У нас была фактура от Ильи, его идеи и материалы. Но! Как редакторам, нам нужно было среди всех идей вычленить эти семь векторов (сверить их с Ильей), и «досыпать» больше примеров — как эти тренды проявляются в реальности.

Неопределенности здесь очень много. Со стороны можно сказать так про любую другую редакторскую задачу: дескать, вы же каждый раз решаете, как подать материал, можно подсветить совершенно противоположные вещи. На самом деле нет, это больше миф. Разные ракурсы — это что-то из журналистики и оптических иллюзий. А в коммерческой редактуре канва статьи (или кейса) обычно вполне понятна и ПРЕДОПРЕДЕЛЕНА в гораздо большей степени.

Смотрите, финально векторы развития бизнеса у нас были такие:

  1. Двойники цифровые и функциональные. Функциональные двойники это, например, джоб-шеринг, когда специалисты делят одну должность в разные дни недели. А цифровые, к примеру, когда ИИ моделирует разные ситуации с соискателем и «примеряет» его в команду. Устройства, которые замеряют все показатели человека, тоже в каком-то смысле относятся к двойникам.

  2. Эмоции важнее продукта — к примеру, появляются вакансии CX (уже не UX). Customer Experience Designer моделирует полностью весь опыт клиента, а не только его поведение в приложении или на сайте.

  3. Экономия когнитивных ресурсов — самый бытовой пример это бесшовные оплаты.

  4. Потребность в информационной тишине вам наверняка понравится тренд на тихие созвоны, когда на встрече вы молча читаете подготовленные документы, и только потом кратко обсуждаете их содержание.

  5. Экономика данных и приватность к примеру, сервисы, которые за плату минимизируют цифровой след и удаляют ваши данные с разных сайтов.

  6. Суперприложения и экосистемы — всё разрастаются и разрастаются.

  7. Серебряная экономика — борьба с деменцией (нам надо продержаться пару десятков лет, а дальше это будет обратимо), роботы-компаньоны, специальные упрощенные интерфейсы.

В чем тут работа с неопределенностью?

Подходят любые варианты. Самым сложным для меня было то, что при тех же вводных можно было выбрать другие векторы. Правильного ответа здесь нет. Ну, или как минимум частично другие — про некоторые векторы Илья точно хотел рассказать, но что-то можно было предложить от себя, опираясь на его наброски.

Конечно же, цифра условна, в реальности гораздо больше направлений, что интересного сейчас происходит и будет происходить. И вот ты несколько рабочих дней крутишь, крутишь, крутишь в голове, какие же семь взять для презы. При этом в самом доке особо ничего не меняется — время идет, а чем ты занимался?

Всё едино, но противоречиво. Окей, выбрали векторы, сверили, что-то заменили, берём. Следующая неопределенность — большая часть примеров подходит, в принципе, под любой вектор. В этом такой философский прикол: с одной стороны, направлений развития очень много (как я уже сказала, можно взять любые семь, не прогадаешь), а с другой — все они примерно об одном, внутри общего вектора нашей жизни. Но при этом некоторые тезисы начинают между собой конфликтовать.

Например, суперприложения — отдельный вектор, и в то же время часть тезиса про экономию когнитивных ресурсов. И одновременно они противоречат тренду на тишину, когда ты такси не можешь себе быстро заказать, прорываясь через товары и доставки.

Супер апп Каспи ван лав
Супер апп Каспи ван лав

Такие логические задачи сложнее привычной редакторской работы над статьями. Хотя «классическая» работа с текстом в презе, конечно, тоже была — кратенько и четко сформулировать на слайдах, что мы тут имеем в виду.

Дальше я подключила мою ассистентку Аню, чтобы найти недостающие примеры и с ними собрать презу, так что следующий раздел от ее лица.

Хотите сотруднка с гиперфиксацией?

Рассказывает Аня, ассистент бюро (и нечто большее):

Первую часть работы — дополнить фактуру от Ильи и собрать структуру презентации — Маша сделала и согласовала с Ильей. 

А мне нужно было собрать презу на основе черновика и добавить примеров. Казалось бы — сиди да собирай, продвигайся по плану. Но чтобы найти больше примеров, мне нужно было для начала понять суть презентации. А тема не такая уж простая: тренды бизнеса на следующие пять-десять лет. Конечно, много про искусственный интеллект, биотех и цифровых двойников.

На поиск примеров у меня ушло полтора рабочих дня. Почти для каждого примера свой слайд, в итоге их набралось аж 150. На следующих этапах преза чуть сократилась, часть примеров Илья убрал или заменил, но все равно осталось много — 130 слайдов. Всем нам было интересно, как они уместятся в час, даже самому спикеру. Но про выступление еще будет.

У меня бывает гиперфиксация на некоторых задачах, я начинаю переживать за них больше, чем за что-либо еще, происходящее сейчас в жизни. Пока я делала презентацию, начала замечать подходящие примеры везде вокруг. Например, смотрю рилс, а там упомянули, что кофе от Starbucks можно заказать прямо в WeChat — о, отличный пример суперприложения.

[Аня, но это же не гиперфиксация, а нормальная вовлеченная работа — прим. ред.]

Вижу в рилсе — скриню в презу
Вижу в рилсе — скриню в презу

В день перед выступлением мы зафиналили презу, мой рабочий день закончился, и я пошла на концерт. Но почему-то у меня в голове стали крутиться слайды, какие-то флешбэки, и появилось чувство, что чего-то не хватает.

Сразу скажу: дальше пример моей скрупулезности. Вроде можно забить, но понимаешь, что осадок останется

В метро я загружаю презентацию с телефона и вижу, что, действительно, не хватает одного слайда с подзаголовком, который открывает новый раздел. Поднимаю прошлые версии презы — такого слайда нигде нет, видимо его никто и не добавлял. Потеряли! Так бывает, что док смотрят пять человек, закопались в смыслах и на очевидную вещь никто не обратил внимания.

Звоню Маше — в экстренных случаях мы прям звоним (а случай такой, последний вечер перед выступлением!). Она уже в дверях, выходит с рюкзачком на поезд до Минска смотреть конференцию. Параллельно пишу дизайнеру. На лету придумываем текст, дизайнер делает слайд и добавляет в презу. Отправляем «финальный финал» в чат клиенту, а менеджер дальше — организаторам.

В эту ночь во сне я собирала слайды презентации снова и снова. Маша, а рабочее время во снах оплачивается? :)

Передаю слово.

Им-то презы не снятся

С вами снова Маша.

На тот момент я не оценивала поездку как обязательную часть нашей работы над презой. Больше было интересно увидеть наши слайды на большом экране + менеджер Ильи помогла с билетами (спасибо!).

Я вообще не человек мероприятий, чувствую там себя подростком среди взрослых и, конечно, никаких знакомств и нетворкинга — хотя блин, большая часть «взрослых» тут просто зрители, а мы помогали с презентацией одному из спикеров!

Енот-мастер по презентациям. Это я в пустом лифте практически пустого минского отеля Планета поднимаюсь в вайбе Кинга через пустое фойе и пустые этажи в свой, возможно, единственный светящийся окошками номер на 12-ом этаже
Енот-мастер по презентациям. Это я в пустом лифте практически пустого минского отеля Планета поднимаюсь в вайбе Кинга через пустое фойе и пустые этажи в свой, возможно, единственный светящийся окошками номер на 12-ом этаже

Сижу в зале, послушала несколько спикеров, наконец Илья. Аня за 700 км, но мысленно тоже в зале. Я ужасно волнуюсь, но в то же время понимаю, что это больше «волнение по необходимости», от масштаба происходящего. По факту волноваться не о чем — мы всё сделали, а Илья хороший спикер.

Как говорят в рилсах, что может случиться?

А вот что.

Через несколько минут я понимаю, что презентация НЕ ТА. Слава Богу, накануне Аня отдельно прислала мне конкретный слайд и сказала, что Илья заменил скрин с Маклахленом. На самых первых слайдах я от волнения так отлетела, что не смогла бы понять или сформулировать, что с ними не так. Но тут проснулась и думаю — не поставил же он Маклахлена обратно? (Магия конкретных примеров и образов!)

Маклахлен как маркер неправильной презы
Маклахлен как маркер неправильной презы

В общем, на пульте запустили не финальный док с презой, а черновой вариант — менеджер Ильи отправляла его заранее, чтобы орги в целом были в курсе, о чем он будет рассказывать.

И дальше отличий от финальной версии в нём будет всё больше и больше!

Пишу менеджеру Ильи, она в ту же секунду на связи, пишет на пульт, быстро обсуждаем критичность (критичность высока, там преза обновилась процентов на сорок), Илья невозмутимо продолжает выступать.

В итоге как на ТВ, когда происходит что-то обескураживающее, организаторы включили на экране заставку самой конференции, в это время поменяли файл с презой и долистали до нужного слайда, чтобы получилось по возможности бесшовно. Вот вам закулисье мероприятия на тысячи человек )

А как вам тот факт, что за неделю до этого я сама выступала в Альфа-Амбассадорах (проект Альфа-Банка для студентов), рассказывала ребятам про сторителлинг, и мне не проверили шрифты презентации на их оборудовании. Хотя в целом от общения с их оргами приятное впечатление, ребята во многом шли навстречу, само мероприятие вдумчивое — но не стоит наивно думать, что на таком уровне никто ничего не перепутает и все всё проверят. Уровни в этом смысле мало что значат.

Про казус в Минске Аня сказала: «Это потому что оргам преза не снится, а мне снится».

В финальной версии презентации, помимо прочего, Илья после всех примеров добавил такой интерактив — как эти векторы развития применить к своему бизнесу. Всем нам хотелось, чтобы зрители этот слайд всё-таки увидели )
В финальной версии презентации, помимо прочего, Илья после всех примеров добавил такой интерактив — как эти векторы развития применить к своему бизнесу. Всем нам хотелось, чтобы зрители этот слайд всё-таки увидели )

Нужно сопровождение ассистента по Минску 

Вечером до отправления поезда оставалось еще несколько часов. После подмены презы силы меня покинули, а еще интернет в роуминге работал еле-еле, и я не могла нормально идти по карте или быстро найти подходящий рестик — очень хотелось успокаивающего супа-пюре).

Я и забыла, что в Минске есть эти «внутренние» улицы с кафе — снаружи ты долго идешь вдоль какой-то заводской стены и не понимаешь, где все, но если в проеме свернуть на смех, внутри между улиц будут столы и фонарики.

Аня уже была не на связи, и тут тоже, если уж говорить про работу под ключ, в процессы бюро нужно закладывать задачи ассистента на такие дни — выбрать кафе, проложить маршрут — чтобы я потом не теряла надолго работоспособность от пережитого голода и растерянности )

Брожу по Минску без связи в отходняке после адреналина
Брожу по Минску без связи в отходняке после адреналина

Рефлексия

Как жить дальше:

  • Перепроверять всё в десятый раз, даже если вы всех достали, и вам уже все ответили, что всё проверили.

  • Четче продумать ценообразование презентаций. Есть, например, вариант оплаты по количеству слайдов. Но один слайд может быть очень простым — скрин с подписью, а на другом вы два часа формулировали смыслы и всё это двигали. Как их оценивать одинаково? Вводить градацию, сложный слайд, простой слайд? Хорошо, не будем считать по слайдам, называем фикс — цену за всю презу. А вдруг она разрастется? (Так и было, очень разрослась. На Бусти говорю конкретнее про цены и сколько времени ушло на работу)

  • Физически присутствовать, когда это адекватно и в целом возможно. Сразу на старте заказа включать в нашу работу поездки на выступления — я уже рассказывала на примере проваленного продвижения, что в идеале нужно следить до конца, что там с продуктом и как его используют.

  • Ставить ассистенту «бытовые» задачи на время поездок — покупать билеты, быть на связи, сориентировать, если пропадает интернет, и помочь найти подходящее кафе.  

  • И учитывать всё это «обслуживание под ключ» и работу команды в ценообразовании.

А Ане (по моим кружочкам и впечатлениям) больше всего понравилось, что Илья оставался невозмутимым, пока рассказывал первую часть выступления по черновику. Сам Илья потом сказал, что он в этот момент как актер, подстраивается под ситуацию.

Я спросила — а если бы мы ничего не заметили, ты бы мог остановиться и сказать оргам, дескать: «Ребята, а это вообще что»? Но спикер на сцене не знает, есть ли у организаторов финальный файл (может, совсем потеряли) и смогут ли они его быстро запустить — как тогда выруливать? Дорогие зрители, пройдемся по презе, что бы там ни было.

Комментарии (0)