Тут у меня зашел спор с одним программистом 1С из Липецка (Александром Ворониным), считающим себя очень опытным.
Из реального опыта эксплуатации
Распределенная БД, десятки торговых точек-магазинов
Проблема с кешем — где то раз в месяц один раз
Проблема с «чекдбфл» — не наблюдаютсяТеперь за «транзакции»
Если за наличные, то проблем нет
Если чек не пробился — ну не пробился, отменили и решаем проблему
Если эквайринг, то сложнее, потому как сначала списание, потом чек
Но если чек не пробился, то тут же отменяем оплату, отменяем операцию и решаем проблемуВ прямых руках РМК вполне себе надежный инструмент
А вот если технику и ПО настраивают неумёхи-разводилы, как ты, тогда да, будут проблемы
Оставлю его мнение без комментариев, но расскажу о своем опыте использования кассового фронта на 1С, отдельно для РИБ (когда каждый фронт является отдельной базой, обменивающейся данными с центральной базой) и отдельно для облака (когда все фронты работают в центральной базе).
Моё мнение, что РМК на 1С это, конечно, зло. Но конкуренты пока тоже не приближаются к идеалу, поэтому имеют право на жизнь. Но нужно быть готовым, что использование такого фронта будет обходиться в несколько раз дороже, чем могло бы.
РИБ: файловые базы 1С подвержены сбоям целостности
Их необходимо лечить утилитой chkdbfl. По моим наблюдениям на точках без бесперебойных источников питания (ИБП) где-то два случая на каждые 50 точек в месяц.
Автоматизировать процесс нельзя — 1С не предусмотрела запуск утилиты в командной строке.
Серверные базы ставить невыгодно из-за стоимости лицензии.
ИБП стоят от 3.000 и на 50 точек это уже 150.000 плюс оплата работ администраторов на их установку и замену.
РИБ: типовые базы очень тяжелые
В них хранятся драйвера для всех видов торгового оборудования.
Также плохо реализовано разделение по складам, в плане обмена по подразделениям, например, есть ошибки, из-за чего начальный образ базы выгружается бесконечно долго.
Поэтому часто на точки отправляют полную копию центральной базы или делают свои доработки по отправке данных на полном узле обмена, чтобы фильтровать, что угодит на точки. То есть решение из коробки не работает.
Это приводит к ненужному увеличению объема, а следовательно меньшей производительности базы на точках.
РИБ: устаревшие каналы связи
1С использует устаревшие каналы связи для РИБ, которые «валятся», если файл обмена получается большим, например более 1 Гб. А такое случается часто — при обновлениях конфигурации, при длительно отсутствии обмена.
По сути, у 1С реализованы только варианты:
Использовать FTP, но без возможности докачки.
Яндекс-диск. Но сам Яндекс-диск не очень открыт для бизнеса, это больше хранилище данных для частных лиц.
Можно использовать обмен через каталог, развернув VPN, но там опять же нет докачки.
Единственное нормальное решение — это собственная система передачи файлов обновления. Частично ее заменяет ЯД, но он не предназначен для корпоративного сектора, отсюда слабая надежность.
РИБ: устаревшая пакетная идеология обмена
РИБ разрабатывалась, когда интернет был еще слабый. Поэтому была реализована логика отправки пакетов изменений с подтверждениями. Сейчас было бы логичнее передавать изменения порциями в фоне, чтобы не передавать в случае сбоя одни и те же данные. Но на эту тему у 1С нет даже задумок.
РИБ: обновление типовых конфигураций приводит к сбоям
1С часто выливается в сбои на точках, особенно если точек много.
Потому что обновления не особо рассчитаны на РИБ, там может быть большой объем изменений, а большие изменения плохо проходят по реализованным 1С каналам связи.
Часто приходится заниматься ручной синхронизацией для восстановления обмена.
Часто обновления типовых конфигураций также требуют обновления платформы. Если в нормальных системах программа сама скачивает обновление программы и базы данных, то тут нужно решать это самостоятельно, руками или писать скрипты devops.
РИБ: сбои соответствия конфигурации
Редко, но бывают сбои соответствия конфигураций (конфигурация не соответствует ожидаемой), из-за чего прерывается обмен и приходится заниматься восстановлением вручную. Нельзя зафиксировать и отправить на точку всю конфигурацию.
РИБ: преимущества и недостатки простых конфигураций
на РИБ ситуация получше. Они поменьше объемом, не так масштабно обновляются, особенно если заточены на РИБ, но таких конфигураций мало, мне известна только Магазька. У остальных нужно пытаться использовать минимальные конфигурации, типа 1С:РМК, но тогда получается, что данные из этих конфигураций нужно конвертировать в более мощную учетную систему, теряется преимущество учета в той же самой конфигурации 1С.
РИБ: требуется монопольный доступ для обновления
1С не может принимать изменения в конфигурации, касающиеся изменения данных, если в ней работают пользователи. Иногда это критично, особенно в круглосуточных магазинах.
Оба: проблемы с локальным кэшем 1С
Кэш регулярно приходит в неадекватное состояние, в итоге база не запускается.
Встречается где-то 5 раз в месяц на 50 баз.
Можно автоматизировать, создав пользователю кнопку на рабочем столе или запуск при перезагрузке. Но это лишнее обучение пользователя.
Думаю, автоматизировать проверку корректности кэша несложно, но в 1С не делается.
Оба: транзакционная незавершенность
В обоих случаях транзакционная завершенность не обеспечивается.
Продажа на кассе — это одна длинная транзакция, состоящая из последовательности операций:
Сохранение и проведение чека
Получение оплаты по эквайрингу, потому что картами расплачиваются очень часто.
Сохранение результатов оплаты эквайринга.
Пробитие чека.
Сохранение результатов пробития.
Сбой такой транзакции может произойти на любом этапе, но РМК 1С не рассчитано на сбои. Все сбои решаются только через поддержку. Нет механизмов автоматической коррекции, повторения и отката транзакции.
В итоге кассир вынужден чаще требуемого обращаться в поддержку.
В моей практике были случаи, когда чек пробивался на кассе, но не успевал известить 1С об этом (из-за перезагрузки компьютера), в итоге чек пробивали еще раз и получалось расхождение по фискальным данным.
Или когда проходила оплата эквайрингом, но не фиксировалась в 1С, из-за чего были конфликты с покупателями и ненужные звонки в банк.
1С не работает в плане опроса оборудования о завершенности попытки транзакции.
Облака: база не доступна при отключении интернета
Часто это критично. Но у меня был опыт, когда пытались перейти на РИБ, но столкнувшись с ее недостатками, решили вкладываться в дублирование каналов связи.
Облака: многопользовательская блокировка
Если в одной облачной базе работает много пользователей, проявляются проблемы блокировок. Причем блокировать кассовые фронты может и запуск тяжелых отчетов у менеджеров. В итоге приходят к разделению базы на две — одна для касс, другая для анализа, что мешает прозрачности автоматизации.

Комментарии (20)

Irit_LS
08.12.2025 14:57РИБ в целом зло, которое нужно убить.
Тем более что у 1С есть полноценное оффлайн приложение, которое обменивается только итоговыми данными по ценам, выручке, номенклатуре и прочая. Там даже чеки не передаются, ибо незачем, отчет о розничных продажах закрывает потребность. Но если очень надо - можно и их.
Просто мало кто действительно хочет в ритейле заниматься поддержкой всех 50 баз отдельно, каждая свою, вот и придумывают то риб, то облачное размещение. Сам сопровождаю одну такую розничную сеть, которая наотрез отказалась от использования оффлайн приложения на точках по вышеозначенным причинам + еще нескольким внутренним.

fixin Автор
08.12.2025 14:57я вот сделал бы альтернативу РИБ через обмен пакетами через запросы HTTP к центральной базе. А конфигурацию можно целиком пробрасывать и расширения. Было бы на порядок удобнее РИБ. Когда появится заказчик, сделаю.
Пока что у меня есть клиент на 70 точек на РИБ, но там нетленка, терпимо.
Есть клиент с УТ на центр + 3 точки, там обновления проходят сложно, но в целом терпимо.Ну и есть клиент где РИБ Розница центр + точка, там просто.
Больше пока что РИБ не сопровождаю.
В 2015 году меня уволили из конторы где было 100 точек РИБ на Розница 1.0.

Irit_LS
08.12.2025 14:57В библиотеке стандартных подсистем есть же механизм обновления конфигурации через интернет. Вот ее можно использовать для облачного обновления и установки, только не с серверов 1С (хотя можно и их), а со своего. С расширениями еще проще, они сами себя в целом умеют обновлять, по аналогии с самообновлением конфигурации. Вот и пожалуйста, централизованное распространение единой версии ПО. А данные через опять же БСП-шный механизм EnterpriseData по HTTP (точнее SOAP). Все уже придумано за нас, это надо только организовать и настроить.

fixin Автор
08.12.2025 14:57ED это для РИБ из пушки по воробьям. Там не ED нужны а просто данные из полного плана обмена. Опять же механизм обновлений заточен на изменения в конфигурации поставщика, такое самому будет хлопотно организовать, проще конфигурацию целиком кидать.
Может все и придумано до нас, но воплощать нам. "Никто кроме нас".

vis_inet
08.12.2025 14:57у 1С есть полноценное оффлайн приложение
А какое именно?

Irit_LS
08.12.2025 14:571С:Касса. Там еще есть 1С:РМК, но это больше именно как чистый фронт, который должен подключаться к какой-либо бек системе: Кассе, Торговле, Бухгалтерии, УНФ и т.д. Детали на официальном сайте 1С можно посмотреть.

fixin Автор
08.12.2025 14:57Я писал об этом в статье. Теряется смысл использования1с + все недостатки 1с.

Naf2000
08.12.2025 14:57Не вижу, чтобы было что-то написано про 1С:Касса. В чем теряется смысл? Какие недостатки?

fixin Автор
08.12.2025 14:57А это что?
У остальных нужно пытаться использовать минимальные конфигурации, типа 1С:РМК, но тогда получается, что данные из этих конфигураций нужно конвертировать в более мощную учетную систему, теряется преимущество учета в той же самой конфигурации 1С.
Ну а недостатки как раз то, что придется синхронизировать 1С:Касса с учетной системой + общая невысокая надежность использования 1С на фронте. Все же это бухгалтерская программа, у которой в "полях" есть недостатки, особенно у файловой базы, а кто ж будет SQL ставить на фронт.
Проще тогда уж примитивную кассовую программу, не требовательную к памяти и процессору и надежную как автомат поставить.

Naf2000
08.12.2025 14:57В каком месте она бухгалтерская?
И синхронизация с основными типовыми у нее из коробки.
Но дело конечно хозяйское. Ты там посчитал, что на 50 точек потратить 150 тысяч на ибп это дорого. Так любой бизнес требует вложений. 50 точек вообще-то прибыль должны хорошую давать, а если ибп не будет - будут простои работы и потеря этой самой прибыли. Странный подход
Насчет простой программы - ну поставьте, заодно найдите кто ее будет обслуживать с учетом текущих перманентных обновлений ккм.
1с как раз вот для таких вот экономных

fixin Автор
08.12.2025 14:57У простых программ есть преимущества:
Они устанавливаются и обновляются не монопольно и сами.
Они не требовательны к железу
Они стоят дешевле даже базовых версий 1С
Они умеют в самодиагностику.
Они работают отлично и без ИБП.
Так что попытки деградировать до простых программ от 1С обречены на неуспех.

Naf2000
08.12.2025 14:57Но бОльшая доля мелкого бизнеса юзает 1с. Вот такой вот парадокс. Потому что вы пишите фантастику
ramil_trinion
Согласен с автором.
Критикуя предлагай. Что насчет Frontol?
fixin Автор
С Фронтолом только обмены писал. Что там у него внутри не в курсе, особенно учитывая маркировку.
Но думаю в супермаркетах и маркетплейсах не 1с стоит.