В 18:45 ко мне подошла HR с планшетом и спросила, что я сегодня сделал. Это был уже третий допрос за день, чтобы доказать, что я не просто грею стул перед монитором. Это зарисовка из одной небезызвестной компании, где я работал.

Каждую неделю на статусы, фоллоуапы и дейлики уходили часы. В это время можно было доделать фичу или хотя бы пообедать не у монитора.

Став проджектом, я первым делом решил выжечь такой идиотизм, а затем разобраться, чем его заменить. 

В статье расскажу о самых нелепых форматах отчётности, которые я встречал, покажу, чем их можно заменить, и разберу, какие управленческие ошибки запускают подобные практики.

Самые абсурдные формы отчётности, которые я видел

Начну с офисного фольклора. У каждого, кто работал в найме, найдётся отборная история про отчет начальнику.  Собрал свои кейсы и несколько трешовых историй от знакомых и показываю, какими инструментами их можно заменить.

Таблицы с отчётами

Это те самые, о которых писал выше. Формат был жёстко регламентирован: в таблице эксель на день были проставлены часы с 9:00 до 18:00. В каждой клетке нужно было заполнить, что именно я делал в этот час. Например: «11:00 — созвонился с шефом», «12:00 — участвовал в планёрке по проекту N». Пустых ячеек быть не могло.

Чтобы никто не забывал, по офису каждые пару часов ходили HR или стажёр. Останавливали прямо за столом: «Чем сейчас занимаетесь? Занесите в таблицу». Если не заполнил, к концу дня напоминали снова, пока не внесёшь все часы.

Вот как отзывался бывший коллега об этой практике.

Чем заменить. Очевидно, такие таблицы не нужны. Чаще всего за попытками всё фиксировать и контролировать у руководителей скрывается потребность реально понимать, что происходит в разных проектах. В этом случае лучше подойдут отчеты, которую увеличивают прозрачность, не добавляя ненужно контроля.  Покажу на примере YouGile.

Чтобы видеть в реальном времени происходящее по нескольким проектам одновременно, я использую сводки. 

Это отчеты прямо на доске, которые собирают любые задачи по заданным критериям из всех проектов. 

Доска со сводками в системе управления проектами YouGile
Доска со сводками в системе управления проектами YouGile

Я, например, регулярно заглядываю:

  • в сводку всех задач, у которых горит дедлайн; 

  • в сводку задач, требующих срочного вмешательства;

  • в сводку задачи по конкретному сотруднику; 

  • и в сводки задач с очень активным обсуждением.  Много комментариев в чате -  частый признак, что стоит подключиться и помочь разобраться.

Так из сводок я создал систему мониторинга за проектами, которая позволила отказаться практически от всех других отчетов, которые бесят команду.  

Отчетные зумы всей команды

У нас по пятницам весь отдел из 30 человек собирался в зуме «чтобы быть в одном инфополе». Каждый пересказывал, что делал всю неделю, и когда очередь доходила до середины списка, остальные уже едва помнили, что вообще делали.

При этом большая часть рассказов была про задачи, к которым остальные вообще не имели отношения.

Нашёл даже отзыв про ту компанию. Как я понял, ничего не изменилось:

Чем заменить: 

  • Регулярными короткими созвонами внутри команды. Встречи ограничить 15–30 минутами, чтобы быстро пройтись по незакрытым задачам, уточнить статусы и решить организационные вопросы.

  • Демо раз в месяц для синхронизации с другими отделами. При этом задать такие правила: выходят только спикеры от каждой команды, заранее готовят речь минут на 10 и показывают результаты. Так все понимают, чем живут коллеги, но встреча не превращается в многочасовой отчётный марафон.

Видеодневники

В одной компании раз в неделю нужно было кидать кружок в общий чат, который дословно назывался «Чего я достиг». 

Бедные джуны, которые ещё со скрипом проходили онбординг, старались говорить серьёзно. Лиды откровенно стебались. 

Изначальная идея была в том, чтобы научиться коротко рассказывать о своих результатах. Лично я записал где-то 16 видео, которые, я почти уверен, никто не посмотрел кроме меня самого. 

Чем заменить. Этот формат вообще не про отчёты, поэтому его лучше перенести туда, где он действительно уместен — в one-to-one встречи. В личном разговоре сотрудник может рассказать, что нового понял, что вызывает трудности или беспокойство. 

Стихийные срочные отчеты

Это отдельная категория — когда отчёт рождается буквально из воздуха. Например, к тебе может подойти фаундер, заметив, что ты слишком долго пьёшь кофе во время обеда, и внезапно попросить расписать, чем занимался всю неделю и какие показатели эффективности можешь предъявить.

Или, как в одной истории с форума (ниже), начальник заметил «не ту позу» на рабочим месте и тут же выдал задание написать, что человек делал весь месяц.

Чем заменить. Ничем, искоренить эту неадекватную практику. Если у человека появляется ощущение, что ему не доверяют, это хуже любого формата отчётности. 

Квартальные отчеты

Про них я знаю только по рассказам, которые напоминаю малобюджетные хорроры. Мой друг, руководитель департамента в одной известной консалтинговой компании, начинает готовить квартальный в первый день этого квартала. По его словам, с помощью отчета можно увеличить премию, выбить дополнительный бюджет,  насолить другому департаменту (перекинуть на них провалы). Короче, правильный отчет — главный результат работы. 

Чем заменить. Операционку по конкретным сотрудникам проще выгрузить из трекера — там и так видно, сколько задач закрыто, где просрочки и какие проекты зависли.

Отчеты в YouGile формируются автоматически
Отчеты в YouGile формируются автоматически

А вот для руководителей квартальный отчёт должен держаться на заранее заданных KPI, которые влияют на стратегию. Выглядит это так:
— цель;
— что сделано;
— что не получилось и почему;
— планы на следующий квартал.

P.S. В госкомпаниях, конечно, так не работает, поэтому надо смириться с тем, что это специфика сферы.

Чаты с фоллоуапами 

Распространённая история, я с этим столкнулся в одной веб-студии. Каждый день начинался со статус-апдейтов после встречи и ими же заканчивался. Проблема в том, что многие задачи тянулись по несколько дней или неделю. Получалось, что ты пишешь одно и то же изо дня в день. 

Формально это, конечно, не «отчеты», а инструмент синхронизации. Но в реальности это выглядело именно так. Руководитель проходил и пролайкивал все сообщения. Половина команды высасывала апдейта из пальца и выдавали пятиминутный созвон за «координацию между командами».

Чем заменить. По сути, любая канбан-доска в любом таск-трекере уже выполняет роль фоллоуапа: на ней видно, какие задачи заведены, кто отвечает и что сейчас в работе. Если нужно уточнить детали, достаточно отфильтровать задачи по параметрам и сразу получить картину. А в отчётах можно посмотреть результат по команде — сколько тасок закрыто, сколько просрочено и что зависло.

Правило простое: сначала смотрим данные в системе, и только если они поднимают вопросы — идём уточнять у людей.

Фото с рабочего места

Коллега рассказывал, что в некоторых стартапах требуют скрины экрана, чтобы фаундер видел, что ты честно сидишь над кодом.

Чем заменить. Знаю, что в некоторых сервисах можно фиксировать активность сотрудников, но, на мой взгляд, практика очень противоречивая. За своей командой предпочитаю не устраивать слежку и вам не советую.

Отчёт после каждой задачи 

Об этом рассказала моя девушка, которая раньше работала в продажах. В магазинах сети стояли камеры с микрофонами. Как только уходил покупатель, девушке звонила руководитель отдела продаж и требовала отчитаться по диалогу с клиентом. 

Чем заменить. Ситуация, когда менеджер подбегает после каждой закрытой задачи с вопросом «а что ты сделал», — это классический микроменеджмент, который демотивирует команду. 

Если возникают вопросы по качеству, лучше раз в пару недель проводить встречи: разбирать кейсы, обсуждать удачные и спорные моменты, давать обратную связь. Это инструмент повышения уровня работы и дообучения, а не отчётности, и относиться к нему стоит именно так.

Почему отчёты часто работают против команды 

На прошлом разделе можно было бы остановиться — вот список самых странных форматов и нормальные альтернативы. Но это только примеры. За ними стоят более общие ошибки менеджеров, которые и порождают системные проблемы с отчётностью.

Я выделил, на мой взгляд, две самые главные ошибки. Теперь хочу показать, к каким сценариям они приводят и как эти сценарии в итоге сказываются на команде, управленческих процессах и компании в целом.

Ошибка 1. Любые инструменты планирования и синхронизации по привычке превращают в отчёты, сводя всё к тупому контролю.

В результате:

1. Отчётов становится слишком много. 

Каждый отчёт — это отдельная когнитивная нагрузка. Нужно вспомнить детали, проанализировать, оформить определённым образом, перепроверить и потом ещё разобрать комментарии. На это уходит время, которого и так не хватает на основную работу. В результате задачи сдвигаются, копится раздражение, и появляется фоновое беспокойство из-за того, что всё время ничего не успеваешь. 

Нашёл ещё цифры, которые совпали с моими наблюдениями: когда обмен статусами становится чрезмерным, люди начинают ошибаться примерно на треть чаще обычного. 

2. Отчёты подменяют собой результат. 

У моего знакомого менеджера по продажам ключевым показателем считалось количество звонков, а не количество сделок. То есть он мог закрыть план по продажам, но в отчётах оставался «слабым сотрудником», потому что обзвонил только половину клиентской базы.  

Если метрики подстраиваются под контроль ради контроля, люди неизбежно начинают работать «на форму». В литературе это называют парадоксом производительности

3. Отчёты становятся ритуалом ради галочки. 

Когда отчёты ничего не меняют и никто их по-настоящему не читает, они воспринимаются как чистый микроконтроль. В результате люди теряют мотивацию, накапливается усталость, а это уже прямая дорога к выгоранию.

Но бывают ситуации хуже, когда отчётность оборачивается против сотрудника. Например, на перформанс-ревью коллег просят писать отзывы и обещают анонимность. Человек может честно отметить, что с каким-то руководителем сложно работать. А потом выясняется, что этот руководитель видит комментарии. В такой ситуации отзыв может ударить по автору: закрыть дорогу к повышению, лишить премии или закрепить за ним репутацию «конфликтного» сотрудника.

Ошибка 2. Менеджеры пытаются с помощью отчётов, которые для этого не годятся, добиться прозрачности и эффективности. 

К чему это приводит:

1. Отчёты превращаются в свалку данных.

Привычное управленческое желание — контролировать всё и сразу. Кажется, что если собрать как можно больше информации, будет меньше рисков. На самом деле эта практика скатывается либо в бюрократию, либо в имитацию деятельности. 

2. Отчёты не отражают вклад сотрудников. 

Отчётность должна отличаться для разных грейдов. Джунам важно фиксировать, как они учатся и привыкают к работе. Мидлам — показывать выполнение задач в своей зоне ответственности. Руководителям — результаты команды и достижение верхнеуровневых целей.

Но на практике менеджеры часто берут одну форму «на всех» и думают, что теперь у них единая картина по компании. Возвращаясь к примеру с табличкой эксель: для компании мало пользы от того, что и джуны, и тимлиды тупо фиксируют свои задачи.

5. Отчёты заменяют работу с корпоративной культурой. 

Они становятся способом закрыть глаза на более глубокие проблемы. И вместо того чтобы обсуждать конфликты, договариваться о правилах работы или развивать взаимодействие между коллегами, менеджеры вводят ещё одну форму.

Вместо вывода

Тезисы, которые я изложил выше, стали для меня опорной точкой в понимании, куда не нужно скатываться при управлении своими проектами. 

Без отчётов, конечно, не обойтись. Это важный инструмент контроля, а контроль — основа любого менеджмента. Но я считаю, что нужно стремится не идеальной отчетности, а к здоровой прозрачности в работе команды. 

Надеюсь, мои идеи кому-то пригодятся. 

А что вы думаете про отчёты? Писали рассказы о том, как провели рабочий день? 

Комментарии (31)


  1. gotch
    21.08.2025 05:23

    Сегодня отчет можно поручить составить нейросети. И читать его, вероятно будет тоже нейросеть.


    1. aMen01 Автор
      21.08.2025 05:23


      1. gotch
        21.08.2025 05:23

        Оно и в Ollama может. Большая модель на моей карте не запустится, но на 32b со скрипом работает.


  1. Alexshev92
    21.08.2025 05:23

    Я работал как-то в одной фирме, где внедрили планирование через Redmine. Одно из основных требований было, чтобы к концу недели у тебя обязательно было закрыто 40 часов. При этом ты как бы сам себе ставил задачу, а потом на неё часы записывал. Ну поначалу все более или менее серьёзно проставляли. Однако вскоре обнаружилось, что вообще не важно, что там в задачах написано, главное пресловутая цифра в 40. И всё свелось к задачам вида "работу работал", на которые все часы и записывали.


    1. aMen01 Автор
      21.08.2025 05:23

      Долго это продолжалось?


      1. flagvruki
        21.08.2025 05:23

        А может не прекращалось? Как в анекдоте:

        я знаю эту девочку, она до сих пор ходит в каске и улыбается


      1. Alexshev92
        21.08.2025 05:23

        Я не знаю, я свалил потом оттуда. Ну там такой дурдом был, что это ещё цветочки.


  1. RdvaD
    21.08.2025 05:23

    У меня было похожее - заполнение ежедневного отчета в системе. Больше всего меня бесило обязательное поле с предложениями. Я на перовой неделе работы написал туда идею (создание бота для онбординга) и написал "на будущее". Получил ответ от руководителя "почему не сделать прямо сейчас?" Продержался там полтора месяца


    1. aMen01 Автор
      21.08.2025 05:23

      Часто в таких ситуациях это никак дополнительно не поощряется, а если ты в итоге не сделаешь или немного накосячишь — получишь по шапке.


  1. alx_mgr
    21.08.2025 05:23

    Подруга моей жены работала бухгалтером в большом люксовом бренде и их заставляли таблички в Exel раскрашивать по брендбуку. У компании был собственный брендированный цвет, и при заполнении бухгалтерской отчетности нужно было использовать именно этот цвет и цвета, которые правильным образом красиво сочетаются с ним. И когда кто -то использовал случайно другой цвет, были большие проблемы.


    1. aMen01 Автор
      21.08.2025 05:23

      В налоговую они тоже раскраску отправляли?)


      1. aMen01 Автор
        21.08.2025 05:23


      1. Popadanec
        21.08.2025 05:23

        У налоговой свои дебильные отчётики и приколы. Уже много лет прошло, а я до сих пор помню, как они мне парили голову из за одной копейки переплаты в отчёте. Ещё и бумажное письмо за 50 рублей мне ради этого уведомления отправили.


  1. kirakirap
    21.08.2025 05:23

    Это отдельная категория — когда отчёт рождается буквально из воздуха. Например, к тебе может подойти фаундер, заметив, что ты слишком долго пьёшь кофе во время обеда, и внезапно попросить расписать, чем занимался всю неделю и какие показатели эффективности можешь предъявить.

    Классика менеджерской тревожности: «Раз я вкалываю, то и вы должны».

    Когда работала юристом, обед длился 30 минут, потому что официальный рабочий день был с 10:00 до 18:30. Мы с коллегой быстро ели и выходили погулять, чтобы хоть немного разгрузить голову от канцелярщины. К слову, в 18:30 никто домой не уходил, переработки были чем-то вроде негласной нормы, и ранний уход вызывал молчаливое осуждение. Поэтому иногда мы задерживались и приходили с обеда на 10-15 минут позже. После очередной такой прогулки начальница написала мне в вацап, что так делать нельзя и, дословно, «я не сторонник таких мер, но могу ввести учёт задач по часам». С тех пор я стала засекать прогулку по времени и уходить домой ровно в 18:30))

    Как её корежило от удаленки во время ковида — это отдельная история..


    1. aMen01 Автор
      21.08.2025 05:23

      Сейчас переживать из-за удалёнки — уже какой-то архаизм. Но не удивлюсь, если где-то менеджеры ужесточают отчёты для тех, кто работает из дома.


    1. MountainGoat
      21.08.2025 05:23

      У меня был начальник, хозяин фирмы, который приходил на работу в 13:00 и сидел там до 21:00 обычно. Он много раз говорил нам в курилке, что ему так удобно, не обращайте на него внимание и так далее, но каждому ходящему вовремя смотрел вслед как брошенный спаниэль.


      1. vesowoma
        21.08.2025 05:23

        Я у такого же работал. Доставал всех, сбежать не успел (ковид). В итоге фирма *0. Не только поэтому, но и по причине "Надо проект СТО на Марсе для пароходов, дай график выдачи проекта сейчас вот прямо сейчас"


  1. winkyBrain
    21.08.2025 05:23

    Реклама умнеет, прямо как в Южном парке) а как красиво-то всё начиналось - с боли, знакомой многим. Дальше так и вовсе шик: фольклор, самые распространённые случаи и способы их решения. И всё это ради того, чтобы в одном из решений как бы невзначай написать

    Покажу на примере YouGile

    Всего разок! Ну ладно, два раза - в другом примере нет прямого упоминания в тексте, но есть скриншот и его подпись. Причём именно в этих примерах снова как бы до кучи рассказывается о плюшках, которыми пользуется ни разу не выдуманный герой истории. В других местах этого нет, только там, где автор ссылается непосредственно на продукт компании, в блог которой и писался этот рекламный текст)


  1. sten65
    21.08.2025 05:23

    весело :) я уж и не думал, что такое до сих пор существует :) было в паре организаций, "фотография рабочего дня" называлось, в первой составлял серьёзно и ответственно - через неделю попросили больше не составлять :), во второй - просто "09:00 - 18:00 Заполнение фотографии рабочего дня" :) - больше не подходили.


    1. RdvaD
      21.08.2025 05:23

      Как-то объяснили, почему не нужно больше составлять? :)


  1. Dick_from_mountain
    21.08.2025 05:23

    Основная проблема отчётов, то что ими легко манипулировать. Если какой-то начальник верит без оглядки в отчёты, я бы задумался о его профпригодности.


  1. ZlobniyShurik
    21.08.2025 05:23

    В своей первой крупной конторе от нас по приходу нового начальника департамента тоже стали требовать отчёты - какие планы на следующий месяц, что делал сегодня? А работал я рядовым сотрудником тех поддержки. Какие там вообще могут быть планы, если я в "пожарной команде"? Как можно планировать - что сломается/схватит вирус завтра?

    В итоге, мой стандартный отчёт на любой временной промежуток - "50% рабочего времени - модернизация и ремонт оборудования" + "50% рабочего времени - борьба с вирусами и обновление софта". И этот бред прокатывал пару-тройку лет, пока я оттуда не свалил.


    1. vesowoma
      21.08.2025 05:23

      О, как же я вас понимаю... Приходилось писать "Сопровождение установки критически важного обновления системы КВ********* - два часа тридцать две минуты, с перезагрузкой" . Дядька старый, замашки соответствующие. В какой-то момент он понял, что я работой приношу фирме денег без этих отписок, отстал с отчетами, но увы по сути все осталось для всех.


  1. aquitch
    21.08.2025 05:23

    Читаю и душа радуется, что я вернулся к инженерной сфере спустя несколько лет в ИТ. Основной духотой в ИТ для меня были как раз таки отчёты. У меня сложилось стойкое ощущение, что важен отчёт, а не результат. Именно поэтому в какой-то момент я захотел проверить эту гипотезу, но у нам устроился один очень хитросделанный паренёк, который умело жонглировал абстрактными фразами, жаловался на выгорание и словно шеф-повар ресторана с пятью звёздами Мишлен сдабривал отчёты в ежедневном скраме англицизмами. И, да, успех не заставил себя долго ждать, его зп выросла вдвое. Но ничто не вечно и через полгода, не дожидаясь разоблачения, он ушёл с формулировкой "мне некуда больше расти".

    Сейчас я спокойно обеспечиваю бесперебойную работу медицинских аппаратов в больнице и доволен как слон. Почитываю иногда новости из "немытой ИТшки". Никаких тебе скрамов, аджайлов, канбанов, дейликов, митапов и прочей, если задуматься, ненужной ерунды.


  1. Rive
    21.08.2025 05:23

    Если в подробный отчёт с графиками рабочих задач, обедов и посещения туалета добавить вес, количество съеденного и тип стула, то получится неплохой пищевой дневник, на основе которого можно скорректировать рацион, чтобы производимый продукт оставлял минимум следов на бумаге.


  1. MTyrz
    21.08.2025 05:23

    (просто с тоской вспоминает МегаМозг, куда все подобные статьи и уходили)


  1. Flyingmark
    21.08.2025 05:23

    Работаю в айти, у меня есть 1 отчёт, куда нужно по часам закинуть в какие часы над какой задачей работал. Пока работал в 1 проектной команде, заполнял в конце недели по своим коммитам. Как стал одновременно работать в нескольких начал заполнять в момент перехода с задачи на задачу: отложил что-то записал это что-то на всё время или с начала дня или с последней записи. Зачем это делается мне понятно, вести 1 отчёт не сверх трудно.


  1. skazoust
    21.08.2025 05:23

    Классика драматического жанра.

    Знаю две истории. В одной из них сотрудника геймдева хотели оштрафовать, потому что он долго рассматривал картинки в Гугле. Но когда выяснилось, что он искал референсы для игровых моделей, штраф пришлось отложить. Однако, менеджер не забыл упомянуть, что нашел бы то самое необходимое изображение гораздо быстрее, чем указал в отчете за день сотрудник.

    Вторая история про штраф за то, что на рабочем столе весь день была открыта сторонняя программа: Калькулятор.


    1. aMen01 Автор
      21.08.2025 05:23

      Сотрудник геймдева штрафуется за игры на рабочем месте. Дегустатор уволен за распитие спиртных напиток в рабочее время. Столовая закрыта на обед!


  1. VADemon
    21.08.2025 05:23

    Каждый день начинался со статус-апдейтов

    Отображать текущую активную ветку git в IDE/терминале через статус в мессенджере (у него-то API/CLI на это есть, верно?) При ведении веток вместе с названиями по номерам issue - тем более видно, кто из коллег чем занят.


  1. megalloid
    21.08.2025 05:23

    По моему достаточно планировать задачи на неделю и спрашивать о выполнении и не выполнении. Понимать диапазон возможного движения КПД и факторов от этого зависящих. И обсуждать результаты, а не ходить и писать каждый час о том, что делал.