
В рамках еженедельных образовательных стримов прошла встреча по фреймворку для продуктовых команд - Scrum. Я скептически относилась к нему в десятые, когда "внедрение" было скорее модным, чем полезным. Но сегодня, имея в организационной структуре компании выделенные продуктовые команды можно точно сказать - Scrum лучший набор инструментов для разработки/создания нового продукта (и речь не только о цифровом продукте, конечно).
Запись встречи можно посмотреть здесь. Отвечу на любые вопросы. Ниже кратко резюме:
Scrum — фреймворк из группы гибких подходов (Agile). Может быть в комбинации с другими гибкими фреймворками. Немного о терминологии:
?️ Методология - система принципов, практик, процессов и правил для управления проектами на уровне всей компании. Правила организации процесса готовки с набором кулинарных книг и требованиям к кухне.
?️ Фреймворк - гибкая структура с набором рекомендаций, но без строгих правил. Позволяет адаптироваться под контекст. Рецепт конкретного блюда, где, вместо молока, если у вас аллергия, вы не можете добавить воду. Приготовьте другое блюдо.
?️ Подход - общая стратегия или философия управления проектами. Будете ли вы пользовать книгой рецептов при готовке или нет? Концептуально. Если да - европейская кухня или русская?
?️ Метод - конкретный способ решения задачи в рамках методологии или фреймворка. Обжаривать на открытом огне или с крышкой?
?️ Инструмент - инструмент. Не знаю, какое ему дать определение) Ложка, масло.
Итак:
?️ Подход: проектный
?️ Методология: Agile
?️ Фреймворк: Scrum
?️ Метод: Спринт, бэклог, ретроспектива и т.д.
?️ Инструмент: Agile poker planning, диаграмма сгорания спринта, kanban-board и т.д.
Немного о внедрении SCRUM
Что необходимо сделать для того, чтобы внедрение прошло успешно, а приживаемость максимально быстрой?
1️⃣ Понимать философию Scrum: помните о том, что Scrum - фреймворк с инструкцией. Не методология управления проектами, а локальный инструмент для команды разработки. Он не учитывает слишком много областей управленческих практик, его недостаточно для управления проектами в компании в целом. Можно внедрить систему управления проектами, один из инструментов которой будет Scrum.
2️⃣ Заручиться поддержкой руководства. Внедрение Scrum не дает мгновенных результатов. А значит надо договориться с высшим руководством, чтобы вас не трогали раньше времени. В конце года действительно сможете увидеть - был в этом смысл или нет.
3️⃣ Обучить всех стейкхолдеров. Команда и заинтересованные стороны должны пройти обучение. Желательно привлечь опытного Scrum-мастера или Agile-коуча для наставничества. Все должны понимать, что такое Scrum и в чем особенности взаимодействия внутри такого фреймворка.
4️⃣ Распределить правильно роли. Product Owner (PO) — отвечает за продукт и приоритезацию бэклога. Должен быть доступен для команды, но не быть ее руководителем. Scrum Master (SM) — фасилитатор, а не менеджер, носитель Scrum-экспертизы. Помогает устранять препятствия в работе с помощью проектных инструментов. Команда разработки — должна быть кросс-функциональной и самоорганизующейся.
Если есть необходимость - подробней распишу о разнице функционалов Product manager и product owner. Потому что это разные сущности в разных плоскостях управления.
Отдельно хочу отметить критические ошибки при внедрении Scrum в компанию:
1️⃣ Формальное внедрение без изменения мышления
2️⃣ Scrum Master как менеджер или тимлид
3️⃣ Product Owner без полномочий или времени
4️⃣ Отсутствие кросс-функциональности команды
5️⃣ Микроменеджмент и контроль сверху
6️⃣ Игнорирование ретроспектив или их формальное проведение
7️⃣ Фиксированные сроки задач и объем спринта, которые не определяла сама команда
8️⃣ Отсутствие работающего инкремента после спринта или обратной связи
9️⃣ Гибрид Scrum и Waterfall ("ScrumBut")
0️⃣ Большие команды или лишние роли
В общем, если хотите внедрить Scrum - готовьтесь к более масштабным организационным и культурным изменениям. Потому что и процессы придется полностью переписывать.