Система сбалансированных показателей — универсальный структурирующий инструмент для всего, что так или иначе связано со стратегией развития компании и её внутренностей.

Вы станете эффективным руководителем, когда научитесь видеть в инструментах возможности для разных областей применения управленческих практик. Например, использовать ССП не только при разработке стратегии, но и при оценке продукта до, во время и после его создания.

Система сбалансированных показателей
Система сбалансированных показателей

Рассмотрим четыре домена продукта, используя ССП как основу анализа:

1️⃣ Финансы: как должны быть выстроены процессы производства, продаж, сопровождения, чтобы продукт отвечал финансовым требованиям инвесторов?

В этом домене лучше оценивать продукт через систему вопросов:
 — Сам продукт имеет финансовый потенциал? Почему? Что об этом говорит? Какие изменения и события на рынке указывают на финансовый потенциал продукта?
 — Когда продукт перестанет приносить прибыль? Когда продукт станет более востребованным?
 — Где продукт может продаваться лучше? Где он вообще не нужен?
 — Почему продукт актуален именно сейчас? Почему клиенты готовы за него платить? Почему он стоит своих денег?
 — Зачем нам этот продукт с точки зрения финансов? Что он нам приносит прямо и косвенно? Что ещё помимо очевидной прибыли с продаж?

2️⃣ Клиенты: как должны быть выстроены процессы взаимодействия с клиентом, чтобы продукт приносил максимальную выгоду? Для анализа этого домена используйте CJM customer journey map — анализируйте точки взаимодействия с клиентом от момента формирования потребности до положительного/отрицательного отзыва. До анализа создайте систему метрик, которая будет раскрывать нужную информацию — количество повторных обращений, количество вопросов, рекламный и т. д.

3️⃣ Процессы: как должны быть выстроены процессы в компании, чтобы мы могли реализовывать наш продукт максимально выгодно? Нас интересуют все процессы, связанные с продуктом — конструкторы, юристы, бухгалтерия‑ все, кто так или иначе влияет на скорость внутри процесса. Анализируйте процессы с точки зрения ценности, которую они либо формируют, либо нет. Канвас Остервальдера — хорошая структурирующая форма для анализа процессов. Можно просто описать процессы и выделить «коммерческие участки» в каждом (для описания используйте уровень детализации подпроцесс или функция).

4️⃣ Обучение: какими компетенциями должны обладать специалисты и руководители, чтобы создавать, продавать и поддерживать продукт максимально экспертно? Сделайте себе матрицу, где сверху — «создавать», «продавать», «сопровождать». Слева — «технические знания», «soft skills», «специализированные навыки». На перекрёстке блоков впишите то необходимое, чем должны владеть специалисты и руководители. Например, продукт — приложение для сотрудников компании — мониторинг своих часов, отпусков, переработок и т. д.

Чтобы создать продукт нужно:
 — технические знания — разработка
 — soft skills — системное мышление, работа с большим объемом инфо, коммуникативные навыки
— специальные навыки/знание — знание кадровых процессов
Такая матрица позволит понять, кто вам нужен на протяжении всего жизненного цикла продукта.
Сделайте три таких карты‑матрицы:
1️⃣ нужно сейчас
2️⃣ понадобится завтра
3️⃣ гипотетически понадобится через год

В нашей немного адаптированной форме на картинке выше мы всегда мониторим план‑факт и отмечаем динамику. Важно видеть прогресс или регресс по всем показателям.

Комментарии (0)