
Порой бывают такие камеры, о которых многие забывают, но сами по себе они являются весьма достойными аппаратами для съёмки. При этом их цена из‑за невостребованности может быть весьма привлекательной. Nikon F80, вышедшая в начале нулевых, не получила должной популярности из‑за определённых обстоятельств, но сейчас, с новой волной популярности фотоплёнки, про неё нет‑нет, да вспоминают. А недавно я сам стал обладателем этой камеры!

Вообще‑то, я искал себе Pentax Spotmatic. Хотелось чего‑то механического, надёжного и красиво выглядящего. И чуть было не заказал из Китая тушку легендарной зеркалки, как на барахолке всплыла другая тушка, куда более крутая и интересная — Nikon F80. 5000 рублей были моментально переведены продавцу, ибо желающих купить камеру за такую цену было немало. Прошло меньше недели с момента заказа, и новая‑старая камера уже была у меня в руках. Весьма увесистая тушка, вместе с батарейным блоком смотрится весьма солидно! К сожалению, объектива с автофокусом на тот момент у меня не было, так что пришлось достать Гелиос МС 81н, который делался под никоновский байонет. И вот тут я вспомнил, почему я одновременно и люблю, и терпеть не могу Nikon… Но давайте всё по порядку!
Nikon F80 — это прямо идеальный вариант для тех, кому надо много фич за немного денег. По сути, это урезанная версия F100, которая, в свою очередь, является урезанной версией F5, самой топовой, самой ультимативной плёночной камерой всех лет. Да, некоторые преимущества у F100 перед F80 действительно есть, но не все они стоят тех денег, что просят за старшую модель. Эта камера и так нагружена весьма крутыми опциями, которых нет в плёночных камерах того же ценового диапазона на вторичке.

Nikkor AF MK1 35-105mm f/3.5-4.5
Свема 100 (как 40 исо)
Моя основная камера — беззеркалка Fujifilm X-T1. Даже с учётом того, что использую её с батарейным блоком, Nikon F80 своими габаритами явно больше. Камера ощущается довольно внушительно, а дизайн — вообще отдельная тема.

Есть ли минусы у F80? Конечно, но они не столь существенные. Во-первых, без батарейного блока пользоваться камерой не очень удобно, для мизинца места нет (даже с моей маленькой ладонью). А ещё батарейный блок решает вопрос с батарейками. Камера ОЧЕНЬ прожорливая, ией требуется две CR123A. А блок даёт возможность поставить четыре пальчиковых батарейки — главное, чтобы это были хорошие алкалиновые батарейки. Однажды взял очень дешёвые, которые были совсем невесомые — даже на одну плёнку не хватило. Как только на экранчике показывает половину батареи — знайте, что осталось вам снимать немного. Но и сам блок не без минусов: на нём нет дублирующей кнопки спуска затвора и колёсиков для настройки диафрагмы и выдержки. В общем, имея такую камеру, нужно носить с собой запасную пачку батареек, дабы не остаться в ситуации, когда заряда не хватит на следующий снимок.

Другой нюанс заключается в ненадёжном механизме замка задней крышки. Пластиковые защёлки отламываются, и задник не закрывается. Та же проблема имеется и у более старшей F100. Но и эта проблема решается! Кто-то сам мастерит металлические защёлки, кто-то их заказывает, а кто-то печатает защёлки из пластика. Защёлки клеятся на суперклей, крышка закрывается, и можно не бояться, что плёнка засветится.

А ещё F80 не поддерживает инфракрасную плёнку, потому что счётчик кадров как раз таки инфракрасный. Снимать-то вы можете, но счётчик может всё засветить. Но сколько инфракрасных плёнок вы можете вспомнить? Лично мне на ум приходит только Rollei Infrared 400 — и то, она не настолько чувствительна к инфракрасному диапазону, есть немало классных кадров, снятых именно на эту камеру и именно на эту плёнку.

Учитывая, что это просьюмерская камера с фичами, которыми многие пользоваться не будут каждый раз, часть функционала запрятана в меню. Да, на этот маленький экранчик выводится не только информация о текущих основных настройках, но и меню, в котором без инструкции точно не разобраться. И как же приятно, что вместе с камерой продавец положил оригинальную инструкцию, да ещё и на русском! Каждая настройка обозначается отдельной цифрой: первое значение — собственно, пункт меню, вторая — настройка той или иной опции. В идеале иметь всегда при себе шпаргалку, чтобы знать, как настроить камеру.

А вот меня расстраивает тот факт, что вспышка тут синхронизируется максимум на выдержке в 1/125, в то время как F100 может синхронизироваться на 1/250. Это стоит учитывать, особенно при студийных съёмках. А ещё минимальная выдержка здесь 1/4000, вместо 1/8000. Но давайте будем реалистами: кому из вас такая скорость нужна? В солнечный день лучше прикрыть диафрагму или использовать ND-фильтр.

Nikkor AF MK1 35-105mm f/3.5-4.5
Тасма тип 42л (как 800 исо)
Ни плюс, ни минус: у F100 10-пиновый разъём для тросика спуска затвора, он электронный. F80 имеет старую добрую резьбу для тросика прямо в кнопке затвора. Так что можно взять любой советский тросик и использовать его для съёмки.

Гелиос МС 81н 50мм f2
Kodak Color Plus 200 (просрочка, снято как 32 исо)
Для упрощения кадрирования снимка можно включить сетку в видоискателе — для съёмки архитектуры прямо очень полезная штука (да и в целом — порой с ней проще). Видоискатель, кстати, очень яркий, светлый и с возможностью корректировать диоптрию от -1,8 до +0,8: не шибко большой диапазон, но этого хватит, если у вас небольшие проблемы со зрением. Я же, со своими -3 всё равно в очках смотрю в видоискатель.

Ещё одной важной фичей для людей с неидеальным зрением является подтверждение фокусировки. Если кадр в резкости — то в левом нижнем углу загорается зелёный кружочек, говорящей о том, что вы попали в фокус. Фича важная — особенно при использовании мануальных объективов. Не уверены, что попали в фокус? Покрутите геликоид ещё, пока не появится заветный кружочек. Причём можно даже настроить камеру так, чтобы, если вы не попали в фокус, затвор не срабатывал при нажатии на кнопку спуска затвора. Правда, эта настройка не всегда будет полезна: если вы хотите художественную съёмку сделать с мульти-экспозицией, то вам явно лучше отключить такую настройку.

Nikkor AF MK1 35-105mm f/3.5-4.5
Свема 100 (как 40)
Да, тут есть мульти-экспозиция! Для того, чтобы с ней снимать, нужно перевести камеру в соответствующий режим рычажком. Но самое интересное в том, что можно ещё и экспокоррекцию настроить так, чтобы каждый последующий снимок экспонировался иначе.

Про экспокоррекцию вы ещё вспомните, когда будете снимать просрочку: минимальное значение iso здесь 6. И если у вас завалялась адская просрочка на 3 iso, то можно выставить коррекцию на плюс один стоп, дабы считать экспозицию именно как 3 iso.
Вы не взяли с собой вспышку внешнюю? Не беда — есть встроенная вспышка (а в F100 её нет, кстати!) Мощность её регулируется, она вполне способна вытянуть плёнку при невысоких исо. Пару раз на ночных мероприятиях именно с маленькой вспышкой и снимал. И ничего, вполне сносно получалось даже.

Камера не была нацелена на массового потребителя — она была связующим звеном между недорогими потребительскими зеркалками и более профессиональной линейкой камер. И это была весьма достойная камера — хоть и большинство всё равно брали более дешёвую, без лишних для большинства функций Nikon F65. Да и время было уже такое, когда плёнка постепенно уходила в прошлое, уступая место цифровым камерам, стремительно набиравшим обороты. Страшно подумать, но F80 продержалась в производстве целых 6 лет. Но модель стала очень важной для Nikon: на основе F80 в 2002 вышла очень популярная D100 — практически тот же дизайн корпуса, разве что у подключаемой батарейной ручки появилась нормальная эргономика, крутилки и кнопка спуска затвора. И хоть матрица у камеры кропнутая, всё остальное — вполне профессиональное. Хороший сенсор от Sony, полноценный механический затвор, жирные пиксели. Картинка получается очень резкой и с плёночными цветами. В том же году вышла и Fujifilm FinePix S2 Pro: она тоже была сделана на базе F80, чуточку с другим дизайном сзади, имела аж три дисплея (монохромный сверху и сзади, ну и цветной — тоже сзади). Байонет тот же, никоновский.



Так, Nikon максимально плавно пересадила фотографов на цифру в начале XXI века — вроде функционал тот же самый, но уже цифра. F80 не стала популярной по очень простой причине: массовый пользователь брал либо более простые плёночные камеры, либо переходил на цифру, которая становилась всё доступнее. Увы, в одном Nikon не смогли обогнать своего главного конкурента в лице Canon: те в том же 2002 выпустили на рынок первую цифровую зеркалку с полнокадровым сенсором, а чуть раньше, в 2001 — с сенсором меньше, чем полный кадр, но больше, чем ныне стандартный кроп, APS-H (Сейчас используется APS-C). Ну а в 2005 Canon выпустят легендарный EOS 5D — линейка на долгие годы станет крайне популярной в среде профессиональных (и не очень) фотографов. Nikon же выпустят свою первую полнокадровую цифрозеркалку лишь в 2007, и это будет профессиональная репортёрская D3.
Правда, не всё так плавно, как эти два гиганта фотоиндустрии перешли к цифре — Pentax тоже хотели сделать более плавный переход, путём выпуска топовой «цифры» в корпусе топовой плёночной зеркалки, но что-то пошло не так, и дизайн вышел похожим на никоновский. Но Pentax в те годы — вообще тема для отдельной статьи.
Ну а Nikon F80 — это приятный отголосок прошлого. Может, вы и не будете использовать все фичи этой камеры на полную мощность, но она готова проявить себя и на улице, и в помещении, и в студии. Все необходимые фичи у неё есть, ощущается камера вообще недёшево, пользоваться ею приятно. Ну а если вы пользуетесь или пользовались цифрозеркалками Nikon, то вы быстро привыкнете к управлению и эргономике — многое вам будет знакомо!
© 2025 ООО «МТ ФИНАНС»
vesowoma
не деградировал ли со временем пластик камеры, особенно там где вставки под "кожу"?
возможно стоит присмотреться к аккумуляторам формата 16340, есть как традиционные 3,6 В, так и 3,0 В для полной совместимости с CR123.