Порой бывают такие камеры, о которых многие забывают, но сами по себе они являются весьма достойными аппаратами для съёмки. При этом их цена из‑за невостребованности может быть весьма привлекательной. Nikon F80, вышедшая в начале нулевых, не получила должной популярности из‑за определённых обстоятельств, но сейчас, с новой волной популярности фотоплёнки, про неё нет‑нет, да вспоминают. А недавно я сам стал обладателем этой камеры!

Вид сзади
Вид сзади

Вообще‑то, я искал себе Pentax Spotmatic. Хотелось чего‑то механического, надёжного и красиво выглядящего. И чуть было не заказал из Китая тушку легендарной зеркалки, как на барахолке всплыла другая тушка, куда более крутая и интересная — Nikon F80. 5000 рублей были моментально переведены продавцу, ибо желающих купить камеру за такую цену было немало. Прошло меньше недели с момента заказа, и новая‑старая камера уже была у меня в руках. Весьма увесистая тушка, вместе с батарейным блоком смотрится весьма солидно! К сожалению, объектива с автофокусом на тот момент у меня не было, так что пришлось достать Гелиос МС 81н, который делался под никоновский байонет. И вот тут я вспомнил, почему я одновременно и люблю, и терпеть не могу Nikon… Но давайте всё по порядку!

Nikon F80 — это прямо идеальный вариант для тех, кому надо много фич за немного денег. По сути, это урезанная версия F100, которая, в свою очередь, является урезанной версией F5, самой топовой, самой ультимативной плёночной камерой всех лет. Да, некоторые преимущества у F100 перед F80 действительно есть, но не все они стоят тех денег, что просят за старшую модель. Эта камера и так нагружена весьма крутыми опциями, которых нет в плёночных камерах того же ценового диапазона на вторичке.

Nikon F80 Nikkor AF MK1 35-105mm f/3.5-4.5 Свема 100 (как 40 исо)
Nikon F80
Nikkor AF MK1 35-105mm f/3.5-4.5
Свема 100 (как 40 исо)

Моя основная камера — беззеркалка Fujifilm X-T1. Даже с учётом того, что использую её с батарейным блоком, Nikon F80 своими габаритами явно больше. Камера ощущается довольно внушительно, а дизайн — вообще отдельная тема.

Вот они, двое из ларца
Вот они, двое из ларца

Есть ли минусы у F80? Конечно, но они не столь существенные. Во-первых, без батарейного блока пользоваться камерой не очень удобно, для мизинца места нет (даже с моей маленькой ладонью). А ещё батарейный блок решает вопрос с батарейками. Камера ОЧЕНЬ прожорливая, ией требуется две CR123A. А блок даёт возможность поставить четыре пальчиковых батарейки — главное, чтобы это были хорошие алкалиновые батарейки. Однажды взял очень дешёвые, которые были совсем невесомые — даже на одну плёнку не хватило. Как только на экранчике показывает половину батареи — знайте, что осталось вам снимать немного. Но и сам блок не без минусов: на нём нет дублирующей кнопки спуска затвора и колёсиков для настройки диафрагмы и выдержки. В общем, имея такую камеру, нужно носить с собой запасную пачку батареек, дабы не остаться в ситуации, когда заряда не хватит на следующий снимок.

Батарейная ручка. В неё же можно убрать крышку от батарейного отсека
Батарейная ручка. В неё же можно убрать крышку от батарейного отсека

Другой нюанс заключается в ненадёжном механизме замка задней крышки. Пластиковые защёлки отламываются, и задник не закрывается. Та же проблема имеется и у более старшей F100. Но и эта проблема решается! Кто-то сам мастерит металлические защёлки, кто-то их заказывает, а кто-то печатает защёлки из пластика. Защёлки клеятся на суперклей, крышка закрывается, и можно не бояться, что плёнка засветится.

А ещё F80 не поддерживает инфракрасную плёнку, потому что счётчик кадров как раз таки инфракрасный. Снимать-то вы можете, но счётчик может всё засветить. Но сколько инфракрасных плёнок вы можете вспомнить? Лично мне на ум приходит только Rollei Infrared 400 — и то, она не настолько чувствительна к инфракрасному диапазону, есть немало классных кадров, снятых именно на эту камеру и именно на эту плёнку.

Такой вот экранчик. И согласитесь: с такого ракурса и не скажешь, что это плёночная камера. Выдаёт разве что иконка перемотки плёнки
Такой вот экранчик. И согласитесь: с такого ракурса и не скажешь, что это плёночная камера. Выдаёт разве что иконка перемотки плёнки

Учитывая, что это просьюмерская камера с фичами, которыми многие пользоваться не будут каждый раз, часть функционала запрятана в меню. Да, на этот маленький экранчик выводится не только информация о текущих основных настройках, но и меню, в котором без инструкции точно не разобраться. И как же приятно, что вместе с камерой продавец положил оригинальную инструкцию, да ещё и на русском! Каждая настройка обозначается отдельной цифрой: первое значение — собственно, пункт меню, вторая — настройка той или иной опции. В идеале иметь всегда при себе шпаргалку, чтобы знать, как настроить камеру.

А вот меня расстраивает тот факт, что вспышка тут синхронизируется максимум на выдержке в 1/125, в то время как F100 может синхронизироваться на 1/250. Это стоит учитывать, особенно при студийных съёмках. А ещё минимальная выдержка здесь 1/4000, вместо 1/8000. Но давайте будем реалистами: кому из вас такая скорость нужна? В солнечный день лучше прикрыть диафрагму или использовать ND-фильтр.

Nikon F80 Nikkor AF MK1 35-105mm f/3.5-4.5 Тасма тип 42л (как 800 исо)
Nikon F80
Nikkor AF MK1 35-105mm f/3.5-4.5
Тасма тип 42л (как 800 исо)

Ни плюс, ни минус: у F100 10-пиновый разъём для тросика спуска затвора, он электронный. F80 имеет старую добрую резьбу для тросика прямо в кнопке затвора. Так что можно взять любой советский тросик и использовать его для съёмки.

Nikon F80 Гелиос МС 81н 50мм f2 Kodak Color Plus 200 (просрочка, снято как 32 исо)
Nikon F80
Гелиос МС 81н 50мм f2
Kodak Color Plus 200 (просрочка, снято как 32 исо)

Для упрощения кадрирования снимка можно включить сетку в видоискателе — для съёмки архитектуры прямо очень полезная штука (да и в целом — порой с ней проще). Видоискатель, кстати, очень яркий, светлый и с возможностью корректировать диоптрию от -1,8 до +0,8: не шибко большой диапазон, но этого хватит, если у вас небольшие проблемы со зрением. Я же, со своими -3 всё равно в очках смотрю в видоискатель.

А видоискатель тут довольно большой и светлый! в нём помещается вся основная информация: подтверждение фокусировки, режимы фокусировки, диафрагма, экспозиция, количество кадров. Удобно!
А видоискатель тут довольно большой и светлый! в нём помещается вся основная информация: подтверждение фокусировки, режимы фокусировки, диафрагма, экспозиция, количество кадров. Удобно!

Ещё одной важной фичей для людей с неидеальным зрением является подтверждение фокусировки. Если кадр в резкости — то в левом нижнем углу загорается зелёный кружочек, говорящей о том, что вы попали в фокус. Фича важная — особенно при использовании мануальных объективов. Не уверены, что попали в фокус? Покрутите геликоид ещё, пока не появится заветный кружочек. Причём можно даже настроить камеру так, чтобы, если вы не попали в фокус, затвор не срабатывал при нажатии на кнопку спуска затвора. Правда, эта настройка не всегда будет полезна: если вы хотите художественную съёмку сделать с мульти-экспозицией, то вам явно лучше отключить такую настройку.

Nikon F80 Nikkor AF MK1 35-105mm f/3.5-4.5 Свема 100 (как 40)
Nikon F80
Nikkor AF MK1 35-105mm f/3.5-4.5
Свема 100 (как 40)

Да, тут есть мульти-экспозиция! Для того, чтобы с ней снимать, нужно перевести камеру в соответствующий режим рычажком. Но самое интересное в том, что можно ещё и экспокоррекцию настроить так, чтобы каждый последующий снимок экспонировался иначе.

Ну как-то примерно так.
Ну как-то примерно так.

Про экспокоррекцию вы ещё вспомните, когда будете снимать просрочку: минимальное значение iso здесь 6. И если у вас завалялась адская просрочка на 3 iso, то можно выставить коррекцию на плюс один стоп, дабы считать экспозицию именно как 3 iso.

Вы не взяли с собой вспышку внешнюю? Не беда — есть встроенная вспышка (а в F100 её нет, кстати!) Мощность её регулируется, она вполне способна вытянуть плёнку при невысоких исо. Пару раз на ночных мероприятиях именно с маленькой вспышкой и снимал. И ничего, вполне сносно получалось даже.

А вот так можно и внешнюю вспышку прицепить.
А вот так можно и внешнюю вспышку прицепить.

Камера не была нацелена на массового потребителя — она была связующим звеном между недорогими потребительскими зеркалками и более профессиональной линейкой камер. И это была весьма достойная камера — хоть и большинство всё равно брали более дешёвую, без лишних для большинства функций Nikon F65. Да и время было уже такое, когда плёнка постепенно уходила в прошлое, уступая место цифровым камерам, стремительно набиравшим обороты. Страшно подумать, но F80 продержалась в производстве целых 6 лет. Но модель стала очень важной для Nikon: на основе F80 в 2002 вышла очень популярная D100 — практически тот же дизайн корпуса, разве что у подключаемой батарейной ручки появилась нормальная эргономика, крутилки и кнопка спуска затвора. И хоть матрица у камеры кропнутая, всё остальное — вполне профессиональное. Хороший сенсор от Sony, полноценный механический затвор, жирные пиксели. Картинка получается очень резкой и с плёночными цветами. В том же году вышла и Fujifilm FinePix S2 Pro: она тоже была сделана на базе F80, чуточку с другим дизайном сзади, имела аж три дисплея (монохромный сверху и сзади, ну и цветной — тоже сзади). Байонет тот же, никоновский.

D100 с ходу выдаёт разве что высота: Nikon исправили досадный косяк с хватом F80, увеличив ручку
D100 с ходу выдаёт разве что высота: Nikon исправили досадный косяк с хватом F80, увеличив ручку
D100 и FinePix S2 Pro: у последнего встроенная батарейная ручка
D100 и FinePix S2 Pro: у последнего встроенная батарейная ручка
Фуджик сзади: джойстик находится в том же месте, что и у F80. Даже рычажок блокировки джойстика есть такой же!
Фуджик сзади: джойстик находится в том же месте, что и у F80. Даже рычажок блокировки джойстика есть такой же!

Так, Nikon максимально плавно пересадила фотографов на цифру в начале XXI века — вроде функционал тот же самый, но уже цифра. F80 не стала популярной по очень простой причине: массовый пользователь брал либо более простые плёночные камеры, либо переходил на цифру, которая становилась всё доступнее. Увы, в одном Nikon не смогли обогнать своего главного конкурента в лице Canon: те в том же 2002 выпустили на рынок первую цифровую зеркалку с полнокадровым сенсором, а чуть раньше, в 2001 — с сенсором меньше, чем полный кадр, но больше, чем ныне стандартный кроп, APS-H (Сейчас используется APS-C). Ну а в 2005 Canon выпустят легендарный EOS 5D — линейка на долгие годы станет крайне популярной в среде профессиональных (и не очень) фотографов. Nikon же выпустят свою первую полнокадровую цифрозеркалку лишь в 2007, и это будет профессиональная репортёрская D3.

Правда, не всё так плавно, как эти два гиганта фотоиндустрии перешли к цифре — Pentax тоже хотели сделать более плавный переход, путём выпуска топовой «цифры» в корпусе топовой плёночной зеркалки, но что-то пошло не так, и дизайн вышел похожим на никоновский. Но Pentax в те годы — вообще тема для отдельной статьи.

Ну а Nikon F80 — это приятный отголосок прошлого. Может, вы и не будете использовать все фичи этой камеры на полную мощность, но она готова проявить себя и на улице, и в помещении, и в студии. Все необходимые фичи у неё есть, ощущается камера вообще недёшево, пользоваться ею приятно. Ну а если вы пользуетесь или пользовались цифрозеркалками Nikon, то вы быстро привыкнете к управлению и эргономике — многое вам будет знакомо!

© 2025 ООО «МТ ФИНАНС»

Комментарии (0)


  1. vesowoma
    21.09.2025 13:52

    • не деградировал ли со временем пластик камеры, особенно там где вставки под "кожу"?

    • возможно стоит присмотреться к аккумуляторам формата 16340, есть как традиционные 3,6 В, так и 3,0 В для полной совместимости с CR123.


  1. buldo
    21.09.2025 13:52

    С батарайным блоком оно по размеру уже почти F5. Наверное по весу тоже.