
Последние несколько лет, наблюдая за гигантскими сдвигами внутри индустрии видеоигр, у меня в голове крутится одна идея, выразить которую на виртуальной бумаге корректно и однозначно у меня не получалось. Тема спорная, и у многих людей, когда я поднимаю её в разговорах, она вызывает достаточно ожесточённую реакцию: кто-то соглашается и поддерживающе кивает головой, кому-то это просто не кажется важным, другие же с криками бросаются на откровенно чуждую им позицию, не желая выслушивать аргументы.
Поинт мой примерно таков: со смертью (консольных) эксклюзивов пришла медленная смерть домашних консолей, что нанесло серьёзный урон по и без того нестабильной современной видеоигровой индустрии, и последствия чего нам только предстоит увидеть. Многовато слов, кажется, перегружено, но по-другому в формате одного предложения я пока выразить не сумел. И, кажется, я бы мог дальше рассуждать на эту тему сам с собой или с неприветливыми онлайн-комментаторами и собирать годами доказательства для своего тезиса, однако Гейб вместо «HL 3» решил анонсировать другую троицу: новый Steam Controller, Steam Frame и Steam Machine. И увидев последнюю, я сразу понял — надо действовать. Это устройство было той недостающей деталью, винтиком, который идеально демонстрирует современный ландшафт индустрии видеоигр и отношения между создателями железа/игр и игроков. Но обо всём по порядку.

Тема «эксклюзивов» всегда была предметом большого количества споров и недовольств внутри геймерского сообщества. Сама идея контента, ограниченного рамками одной платформы/семейства устройств, кажется «анти-консьюмерской» по своей природе — и так оно и есть, по крайней мере, на поверхности.
Невозможно назвать первую «эксклюзивную игру» для какой-то определённой платформы. На заре индустрии видеоигр практическая каждая была «эксклюзивом» для аркадного автомата определённой компании или одной из существовавших консолей, так что за точку отсчёта можно взять Famicom/NES, ибо, как и с множеством других существующих и по сей день феноменов, Nintendo показала всем остальным пример. «Super Mario Bros.», «Metroid», «Dragon Quest/Warrior», «Excitebike» — эти игры были у всех на слуху в 80-х и направляли за собой покупателей в отделы с консолями «Большой Н». Поскольку индустрия домашних видеоигр только зарождалась, идея того, что определённые игры доступны только на одной консоли, не вызывала у людей много вопросов.

С появлением консолей Sega, главного конкурента Nintendo, этот феномен только укоренился в головах геймеров и породил понятие «консольных войн» — бесконечных перекидываний помоями между сторонниками разных платформодержателей. Звучит как посткапиталистический рай (или ад): техкорпорации создают вокруг своих брендов фанбазы, можно сказать, культы, которые забесплатно выполняют работу маркетингового отдела лучше, чем самый матёрый рекламщик. Нередки и случаи того, когда компании сами напирали на своё соперничество с кем-то, подливая масла в огонь. Апогея консольные войны достигли позже, уже в 2010-х когда «brand loyalty» провоцировало толпы людей на массовые ревьюбомбинги, переход на личности и угрозы в сети.

Однако культы не основываются без сильной мифологемы, цельного нарратива и ярких событий. В основе таких масштабных онлайн-боев лежат ностальгия по играм, которые когда-то поразили человека до глубины души; ностальгии по тем моментам радостных эмоций и чувства открытия чего-то невероятного. Сравнение с культами кажется привлекательным для описания столь неприятного феномена «войн» разных консольных фан-баз, однако не подходит для самой идеи эксклюзивов.
Многие из эксклюзивных проектов, как стоявших у истоков, так и появляющихся в последние годы, оставили неизгладимый отпечаток в индустрии, создав новые тренды и новые планки качества. «Final Fantasy» популяризировала жанр JRPG и несколько раз меняла представления игроков о возможностях нарратива в играх; без «Halo» не было современного шутера; не желай Nintendo получить несколько сильных слэшеров в своё портфолио, мы бы не получили «Bayonetta 2» и «Astral Chain»; «Breath of the Wild» вдохнула новую жизнь в концепт открытого мира. Истина такова — эксклюзивы существуют, чтобы продавать консоли, и нужно очень постараться, чтобы создать игры, способные заставить массу людей потратить немалые деньги на новую электронную приблуду и пачку аксессуаров к ней в довесок. Возможно, в этом и состоит притягательная простота видеоигровой индустрии седьмого поколения и раньше: ты смотришь на игры, которые тебе по душе, и выбираешь приставку, на которой большинство из них было выпущено. Издатели конкурировали друг с другом, борясь за право получить светлейшие геймдизайнерские умы на свою сторону.

Аккурат к появлению поколения PlayStation 4 и Xbox One индустрия изменилась: мобильные устройства стали активно завоёвывать свою нишу, нарастающая популярность блогинга и летсплеев стала причиной вывода многих мультиплатформенных проектов, обычно бесплатных, в топы продаж/скачиваний на всех платформах, и игроки в целом начали уделять больше внимания мультиплеерным проектам. «Minecraft», «Fortnite», «FIFA», «GTA Online» стали первыми по загрузкам в магазинах приложений Xbox и PlayStation и ПК лаунчерах. Если ещё пару поколений назад вершины чартов занимали соответствующие эксклюзивные тайтлы («Halo», «Final Fantasy», «Gran Turismo») или популярная мультиплатформа («GTA», «CoD»), то сейчас доминация в руках спортивных симуляторов, «Roblox» и главного творения Epic Games.
Помимо гомогенного пейзажа в колонке «популярное», само железо консолей стало близко к тому, что мы используем в игровых ПК. В смысле, начинка стала более стандартизированной, мощности примерно одни и те же. Ситуаций с тем, когда разработчикам приходилось творить чудеса, обходя уникальное и мудрёное техническое наполнение старых приставок, к каждой из которых требовался уникальный подход, и, как это часто бывало, свои уникальные версии, почти не происходит.

На фоне подобных кардинальных изменений начался медленный, но верный подъём в популярности ПК как основной игровой платформы. Для нас, жителей постсоветского пространства, может показаться диким, что где-то ПК не рассматривается как приоритетный видеоигровой девайс, однако для большинства западных игроков благодаря простоте настройки и подключения, а также тем самым эксклюзивам, консоли были предпочтительным устройством для игр.
Но когда ты видишь, как игры, ради которых ты купил консоль, медленно утекают на другие платформы, на которых ещё есть и свои эксклюзивы, то задумываешься, а зачем оно мне надо? Так Steam стал проникать в умы западных консольщиков, не без помощи всевозможных блогеров, которые открывали народу правду о постоянных скидках, бесплатном мультиплеере, модах и бесконечных возможностях кастомизации. Феномен «PC Master Race», который всегда казался довольно нишевым, стал проникать в массы.

Вопрос, почему PlayStation и Xbox, главные игроки на рынке домашних консолей, решили так демонстративно начать разрушать миф собственного бренда, не имеет однозначного ответа. В случае первых это желание заработать на уже вышедших играх, перевыпустив их для других платформ, и попутно перетянуть аудиторию ПК на свои консоли. И, покуда игры продаются хорошо, как синглплеерные эксклюзивы, так и онлайн хит «Helldivers 2», то с миграцией игроков явно дела не очень — аудитория ПК только растёт, и пользователи предпочтут подождать несколько месяцев или лет до релиза порта. Раз Sony создала прецедент и продолжает релизить свои игры на ПК, то нет смысла думать, что они прикроют лавочку и вернутся к идее никогда не выпускать свои игры вне PlayStation.
У Xbox немного другая философия. Начав восьмое поколение на правах глубоко отстающих (кто бы мог подумать, что идея переклассифицировать свою игровую консоль в многофункциональную ТВ-приставку выйдет боком), обновлённая команда игрового подразделения Microsoft с лидером в виде Фила Спенсера решила сделать ставку на геймерскую инклюзивность. Во-первых, «зелёные», на фоне отсутствия мощной линейки своих эксклюзивов и отмены трети оных, ввели революционную программу «обратной совместимости», позволив игрокам запускать игры с Xbox 360 и даже Xbox Original на XOne. Всё же, надо признать, на консолях проблема совместимости с играми предыдущих поколений — аппаратная «обратка» может работать некорректно, и от неё часто избавляются с новыми ревизиями приставок.

Во-вторых, и это более релевантно, Xbox решили превратить себя из бренда игровых консолей в экосистему. Мол, игры, в которые вы можете поиграть на наших устройствах, включая эксклюзивы, можно запустить на ПК или со смартфона в облаке. Одним из первых серьёзных портов, вызвавших всеобщее одобрение, высокий онлайн и кассу для Microsoft был выпуск «Halo: Master Chief Collection» в Steam. Сборник классических игр серии был выпущен без болячек Xbox-версии, с поддержкой модов и основных ПК-фич — праздник для фанатов серии, которая долгое время находилась в лимбо. За этим последовали порты большинства проектов Xbox, крупных и не очень для собственного ПК магазина Xbox и Steam; даже появился отдельный Game Pass для ПК.

Однако эти безусловно важные для кого-то прелести не дали желаемого результата — игры от Xbox, как новые IP, так и продолжения/переосмысления старых франшиз получались ну откровенно слабыми. Даже я, готовый долго защищать «Halo: Infinite», признаю, что в игре многое было сделано криво, в спешке, без чёткого видения проекта. Так можно сказать и про обновлённые «Forza» и «Gears», новые RPG от Bethesda и Obsidian — скучные, предсказуемые проекты, умудряющиеся содержать болячки предшественников десятилетней давности.
Ещё хуже дела у Xbox на консольном фронте. По цифрам продажи Series X/S меньше таковых у PS5 почти в три раза. Их, конечно, всё ещё берут по старой памяти (видимо, скоро перестанут, ибо Microsoft повышают цены третий раз за год), однако у приставок буквально нет преимуществ перед соперниками из Sony, ибо с этого года «Forza Horizon 5», как и некоторые другие игры Xbox, доступна на японской системе. Всё приходит к тому, чего так боялись старые фанаты «команды зелёных» вроде меня, а именно выхода из консольной гонки и перехода в исключительно издательский бизнес, как в своё время поступила Sega. Уже в этом году вышел ROG Xbox Ally, портативный компьютер, сделанный в сотрудничестве с Asus на базе Windows 11, а следующее поколение Xbox, судя по слухам, в которые верится легко, станет в прямом смысле персональным компьютером на Windows, который, как и ROG Ally, будет отчаянно пытаться казаться консолью Xbox благодаря фирменным оболочке и интерфейсу.

Но Филу Спенсеру как будто бы опять не повезло, ибо буквально через пару недель после волны слухов о ПК-Xbox’е Valve втихую анонсировала новую итерацию Steam Machine, которая, как мне кажется, способна окончательно поставить крест на идее консольных эксклюзивов, что существовала в индустрии последние 50 лет.

Но как же, наверняка спросит осведомлённый читатель, а что по поводу Nintendo? У них же всё хорошо с продажами и оценками как критиков, так и игроков. Всё верно, такой гипотетический читатель, я умышленно выносил за скобки «Большую Н» в разговоре про недавнее прошлое и непосредственно настоящее эксклюзивных игр. Ибо Nintendo, как обычно, стоя в стороне от двух враждующих лагерей, смогла занять сразу несколько ниш, сохранив за собой столь неприятные некоторым «анти-консьюмерские» тактики. Nintendo, в отличие от Sony и Microsoft, в открытую позиционирует свои собственные игры как «премиум продукт», так что ожидать от них самих скидок или тем более портов на другие системы не приходится. И покуда далеко не всё в подобном майндсете многомиллионной корпорации меня устраивает (уж что-что, а продажу своих старых игр за 40-60$ тяжело оправдать), стоит отдать консервативным японцам должное — они держатся за свой продукт и готовы постоять за его качество (предлагаю не смотреть в сторону франшизы «Покемон», там ситуация сложнее). Быть готовым выложить за это качество деньги (сравнительно немалые) или поднять пиратский флаг — каждый решает сам, но всё же, если контекст вокруг этих игр и влияет на их восприятие нами, то продажи и успех среди критиков и игроков должны только подтверждать уверенность японцев в своей политике.

Со своим «Переключателем» Nintendo одновременно заняла нишу традиционных консолей и портативных (не карманных, конечно) девайсов, апеллируя ко многим категориям покупателей, но никогда не претендуя на статус единственного игрового устройства. Нет ничего такого в ситуации, когда человек играет только на Switch, но когда хочется обратиться к «большой» мультиплатформе, то все понимают, что для этих целей нужна одна из двух основных консолей.
И теперь это место вполне может быть занято тем, кого в этой роли ещё 10 лет назад, когда выходили первые, уже всеми забытые Steam Machine, было тяжело представить. Про преимущества Steam, думаю, не стоит долго распинаться: гигантский каталог игр, от переизданий самых первых протовидеоигр до главных новинок, бесплатный мультиплеер, множество QoL-фич, обширная кастомизация и теперь легальный простой способ поиграть в главные эксклюзивные игры бывших сторон консольных войн — и всё это в удобном формфакторе домашней игровой приставки, которая идеально встанет рядом с ТВ или станет заменой полноценного ПК. Учитывая, что это открытая платформа, установить сторонние лаунчеры и приложения не будет большой проблемой, что также в новинку для пользователей консолей.

Безусловно, встаёт вопрос цены — консоли стоят относительно дёшево и часто продаются в убыток, чтобы привлечь побольше аудитории и потом заработать на них с помощью продажи игр и подписок. Valve пока не огласили цену, но дали понять, что стоимость будет выше, чем у стандартных консолей Xbox и PlayStation. Однако, думается мне, эти лишние 200$ не станут большим камнем преткновения для массового покупателя. Как уже было сказано, главная привлекательность консолей состоит в простоте их выбора и эксплуатации. Всё работает «из коробки», и будет работать на удобоваримом уровне последующие несколько лет. С таким подходом и правильным маркетингом Valve легко могут презентовать себя массам как замена их «Плоек».
Конечно, всё покажет время, но пока, с кардинальными переменами в индустрии, у Valve есть шанс выпустить устройство не для энтузиастов, а среднестатистических пользователей. Вообще, я для себя определил, что пара из ПК и Switch (теперь уже второй) — это идеальное сочетание в сегодняшней ситуации — первый покрывает большинство задач, второй желание играть в портативе, удобный локальный ко-оп и, главное, игры самой Nintendo. Прошло время, когда ради игр для PlayStation я ходил к друзьям, а те, в свою очередь, ко мне за «экзами» Xbox 360. Играть теперь можно во что угодно, где угодно (только если вы не адепт Xbox), но индустрия не стала резко наполнена шедеврами, скорее мы видим тянущуюся стагнацию крупнобюджетного сегмента, выход из которой могут предложить только инди, но сейчас они как будто не могут исправить причины этой ситуации, а лишь отвлечь. Откуда ещё ждать изменений, не совсем ясно.

А каково ваше отношение к Steam Machine? Покупали кто-нибудь до этого устройства от самой Valve? Я заметил, что мнения по поводу Steam Deck и анонсированных устройств у многих не сходятся — есть адепты и есть явные хейтеры, которых будто противит мысль о подобных устройствах. Давайте узнаем, что думает по этому поводу Хабр.
© 2025 ООО «МТ ФИНАНС»
hex_coder
В IT Crowd был эпизод, как одной женщине не понравилось, что игра выходит только на одной приставке, поэтому она купила все приставки. А сейчас много чего движется в сторону унификации.
У меня была только PSP. Если бы Switch с катриджами был доступен в те времена, я был бы очень рад. Но большую часть времени я всё равно играл на ПК (а до него на чьей-нибудь приставке).
Сейчас я вообще не вижу смысла в консолях (пусть я и не консольщик). Комьютер даёт возможность без проблем запускать эмуляторы, есть стим, инди-игры и просто старые игры, а ещё его можно использовать совсем для других задач. Про большинство эксклюзивных игр я даже никогда не слышал. Лично для меня преимущества ПК всегда перевешивали.
Вот допустим я захотел поиграть в Loco Roco. Если у меня есть Play Station 4 или 5, то нужна подписка, чтобы играть в игру. Если у меня есть компьютер или телефон, то подписка не нужна. Сейчас это работает даже на слабых устройствах и в хорошем качестве. Несколько лет назад я взял свою PSP с оригинальным UMD-диском, и не смог играть, потому что разрешение там не то, качество не такое, как в эмуляторе на телефоне. Не говоря уже про компьютер. Хотя тактильные ощущения оригинальные.
От Valve у меня есть их контроллер, он классный, хотя в некоторых играх сенсорные "стики" так себе. Steam Machine 2 покупать не буду. Но если бы возникла необходимость, то подумал бы над этим.
NikaLapka
Ок. Только не применяйте свой опыт с приставками, телефонами, и пр.гаджетами на всех. Например, думаю что ситуация в нашей стране была бы несколько иной, если бы "дорогие игрушки" стоили не по 3-4 МРОТ.