
Сегодня мы будем делать еще один восьмибитный компьютер. Да, я еще не наигрался со всеми этими штуками.
Coolsystem - идея компьютера, сочетающего в себе идеи о защищенной среде выполнения (причем в очень-очень специфичном варианте) и способного запускать готовый софт для восьмибитных персоналок 80-х годов. Также он может использоваться для изучения основ схемотехники, своего рода учебный компьютер.
Читая статью, помните, что я живой человек и что совсем недавно я тоже не знал, что такое SPI шина и прочие технические тонкости. К тому же я совсем не умею упорядочивать изложение. Что есть, то есть. Также будут полезны комментарии с вычиткой статьи. Я честно пытался перечитать то, что написал здесь, но всё равно многие ошибки будут обнаружены не мной, а читателями.
Насколько готово?
Принципиальная электрическая схема проходит глубокую переработку. Впереди еще очень много этапов разработки. То есть, проект буквально на уровне идеи.
На момент написания статьи автор получил посылку с теми самыми видеочипами. Экспериментально установлено, что дистанция между выводами у этого чипа - 0.5 миллиметров. Это надо учесть когда будет разрабатываться печатная плата, на которую все эти детали попадут в результате.
Какой микроконтроллер в основе?
В компьютере Coolsystem используются два чипа Atmel ATmega8, они работают совместно над общей микросхемой памяти. В качестве видео-чипа используется память со встроенным генератором видеосигнала VS23S010D. Почему именно этот чип-сет - долгая история. Сомнительная попытка объяснить это дается в разделе ниже про безопасный компьютер. Возможно, автору просто хочется странного.
Сколько стоят компоненты?
Пятивольтовые atmega8 можно найти почти бесплатно в больших количествах. Новые стоят примерно 330 рублей за штуку.
Самый дорогой компонент - это видеопамять VS23S010D со встроенным PAL кодером. Они производятся в Финляндии и за них приходится отдать 1600 р за штуку. Довольно специфичный чип.
Также понадобится SRAM память не менее 128 килослов по 8 бит. Это будет память для хранения программ эмулируемого компьютера. Цена на SRAM память довольно большая - примерно 600 рублей за чип. Можно было попробовать DRAM память, но с ней бывает очень тяжело обращаться - она требует последовательное чтение и постоянную регенерацию.
Печатная плата, клавиатура, корпус и крепежные детали - туда я еще не ходил. Думаю, это будет стоить сопоставимо с начинкой компьютера.
Но зачем?
Этот вопрос не принято задавать в мире компьютерного искусства (демосцены), где многое делается ради прикола. Проект по своей сути - эксперимент на уровне идеи.
Но, всё же, какой-то смысл в этом есть. Одно из возможных применений проекта Coolsystem - это восстановление поврежденных ретро-компьютеров. В целом, компьютеры 80-х годов чаще ломаются, потому что они состоят из старых компонентов. Это сильно отпугивает людей от ретро-восьмибитной экосистемы в принципе. Замена компонентной базы на новую должна исправить эту проблему.
Другие похожие проекты
Я не смогу назвать всех людей, пытающихся делать собственный восьмибитный компьютер ради прикола. Тысячи их. Ben Eater - сделал наиболее продвинутый компьютер на дискретной логике. Его YouTube канал. Артём Кашканов @radiolok творит самодельные компьютеры самых разных вариантов. Также можно заглянуть на [hackaday.io] - там часто появляются новые имена.
Конкретно эмуляция ретро-машины ZX Spectrum на ядре AVR - это тоже уже было. Проект называется AVRSpeccy. Мой вариант отличается от AVRSpeccy только появлением отдельного чипа для генерации видеосигнала и некоторыми другими мелочами. Я смог связаться с автором AVRSpeccy Василием Лисицином по электронной почте.
Занятная игрушка - UzeBox - игровая приставка, в основе которой - быстрый AVR, способный выводить видеосигнал через DMA порт.
Восьмибитный софт
При создании самодельного компьютера порой приходится снабжать его самодельным софтом каждый раз заново. Это очень трудозатратно, и добиться чего-то стоящего практически невозможно. Я очень хорошо понимал эту проблему, и поэтому стал искать готовые программы чтобы приспособить компьютер к ним. Оказывается, есть целое движение, посвященное разработке подобного софта. Имя ему - демосцена.
Чтобы невозбранно получить всё, что накоплено человечеством в этой сфере, нужно всего лишь сделать так, чтобы Coolsystem могла притворяться каким-нибудь популярным ретро-компьютером. Выбор пал на ZX Spectrum и на Вектор 06Ц.
Почему именно эти два компьютера легче эмулировать?
Скучные технические подробности
Выбор компьютеров ZX Spectrum и Вектор 06ц обусловлен их особенностями хранения графической информации в памяти. Для наиболее быстрого вывода цветной картинки в проблематичный видео-чип (о нем позже) необходимо, чтобы пиксели были упакованы по восемь штук в байт. То есть, нужно чтобы был один бит на пиксель. А цветной вывод организуется либо атрибутом знакоместа, либо дополнительными битами, которые также упакованы в свои байты.
Компьютер ZX Spectrum реазизует принцип со знакоместами. А Вектор 06ц имеет очень похожую систему упаковки пикселей, но с несколькими плоскостями одновременно (буквально, мнонхромные картинки, каждая со своим компонентом цвета, хранятся в разных 'страницах памяти').
Так получилось, что эти упакованные байты очень легко загрузить в регистры и сериализовать их (превратить в поток битов). Такой подход позволит экономить ценные такты времени на нашем относительно медленном AVR ядре.
Сможет ли Coolsystem когда-нибудь эмулировать другие более сложные ретро-машины? В теории - да. Но это очень сложная задача, которую может решить только сообщество в том случае, если компьютер станет хоть немного популярен. Например, вполне легко добавить эмуляцию компьютера БК-0010. А вот Commodore 64 с его аппаратными спрайтами - уже почти нереально.
Выбор основного микроконтроллера, на котором будет строиться Coolsystem (ATmega8), серьезно повлиял на возможности системы. Не все эмуляторы можно реализовать, имея такое ограничение в тактовой частоте.
Особенности графического чипа
VS23S010D - относительно свежий чип памяти, технологии Static RAM, со встроенным генератором видеосигнала и сигналов цветности PAL/NTSC. Позиционируется как энергоэффективное решение для встраиваемых систем. Позволяет связать схему с телевизором, почти не требует обвязки.
Видео-данные должны быть в формате YUV (яркость и два компонента цвета). Поэтому чтобы вывести картинку, ее придется предварительно обработать.
Казалось бы, в чипе есть небольшая палитра, но увы, она не распространяется на сигнал яркости. Только на компоненты цветогенератора. Как организовать палитру, чтобы она была похожа на чистые RGB цвета без случайных оттенков, я не знаю. Предстоит много экспериментов с аналоговым телевизором.
А необходимость отправлять в чип сразу много бит на каждый пиксель делает работу с чипом очень медленной, ведь AVR нужно еще и конвертировать данные. Чтобы успеть за световым лучем в телевизоре, нужно пойти на хитрость и добавить еще несколько компонентов.
Предыстория, как же так вышло
Задача стояла простая - связать самодельный компьютер, основанный на AVR микроконтроллере, с аналоговым телевизором.

Телевизор (или просмотровый монитор, если в нем нет тюнера) - это отличный способ вывода графической информации для самодельных компьютеров. Генерация видео-сигнала относительно простая. При желании, можно разобраться и с цветным сигналом системы PAL (я уже примерно представляю, что такое color burst и зачем он).
Но вот беда, AVR слишком медленный, он едва успевает за электронным лучем. Генерировать сигнал программно напрямую - не выйдет. Можно лишь выдавать компоненты сигнала, похожие на VGA, которые затем надо направить в PAL coder.
Готовые PAL кодеры не продаются. Можно в теории добыть PAL coder из приставки Денди/Famicom, но это не экономный способ.
Но потом мне попался проект насадки на Ардуино, добавляющий ему видеовыход. В основе использовался незнакомый мне до этого чип - VS23S010D.
Я подумал, может быть этот чип лучше справится с задачей, и заказал его. Потом прочитал даташит внимательнее, и выяснил, что с ним не всё так просто.
Хитрость
Для начала надо решить, нужно ли нам отправлять данные в видеочип со скоростью луча? Ведь видеочип имеет собственную память и способен сам запоминать картинку. Если отправлять в видеочип только измененные участки картинки, можно существенно освободить ресурсы на что-то другое.
Но у этого подхода есть существенные минусы. Ретро-компьютеры так устроены, что не смотря на медленный процессор, там можно менять содержимое экрана очень быстро. А это значит, что некоторые вещи будут не успевать отрисовываться, если мы будем отправлять их настолько медленно.
Ответ - нам надо попытаться отправить картинку с той скоростью, с которой она генерируется на реальном ZX Spectrum - это 7 мегагерц тактового сигнала, на каждый такт которого генерируется один пиксель.
В микроконтроллере atmega8 есть только обычный SPI который выдает один бит за один цикл. Видеочип требует минимум восемь бит на один пиксель (можно меньше, но тогда цвет будет странный). При максимальной скорости SPI Master 16 мегагерц мы получим поток 2 мега-пикселя - а это в несколько раз медленнее чем нам нужно.

Если бы в чипе atmega8 была возможность включить Dual SPI или даже Quad SPI, это бы немного улучшило ситуацию.
Можно задействовать параллельный режим. Тогда микроконтроллер будет отправлять байты целиком за несколько циклов.

Но тогда не получится использовать механизм прерываний. Придется расходывать вычислительную мощность на вывод сигналов управления параллельной шиной.
Байты, попадающие в видеочип будут обладать очень низкой энтропией. Они буквально будут только двух типов - светлая точка и темная точка. Именно так работает ZX Spectrum. Лишь через каждые восемь пикселей цвет меняется на другой.
Из этого вытекает идея о микросхеме памяти, в которой будет храниться 'палитра' с готовыми байтами, а переключение между светлой и темной точкой будет по сигналу с того самого SPI, встроенного в atmega8. Бинго! Теперь процессор может запустить SPI копироваться, и в оставшееся время делать другие дела.

Чтобы легче считывать данные из основной памяти, надо сделать регистр хранения адреса в видеопамяти, специально для контроллера дисплея. Этим регистром будут микросхемы 74hc193 и 74hc574, расположенные на рисунке в левой нижней части.

А для того чтобы получить вкусный графический режим компьютера Вектор 06Ц - нужно превратить обычный SPI в Quad SPI с помощью дополнительных сдвиговых регистров 74hc165. Эти регистры можно будет заполнить через параллельный вход, а они уже сами будут выдавать биты, по одному биту за раз, в адресный вход палитры. Схему соединений нужно отработать, рисунок еще не готов.
Ученый отличается от проходимца тем, что ученый выполняет свои обещания. Когда на экране телевизора появится красочная картинка, генерируемая Coolsystem - это будет означать, что мой трюк с видеопамятью удался. Но чтобы этого достигнуть, понадобится еще много экспериментов.
Что такое безопасный компьютер?
Меня очень много и часто ругают за то, что я делаю всё по своему. Также и тут, я решил наделить компьютер необычными свойствами которые делают его "безопасным" в некоторых ситуациях. Открывайте спойлер только в том случае, если готовы к необычным идеям.
Хочется странного
Безопасный компьютер - это такой компьютер, который полностью познаваем. Если вы знаете, как в точности работает ваш компьютер, и вы способны повлиять на его работу, то у вас появляется шанс организовать систему, абсолютно имунную к кибер-угрозам. Это делает Coolsystem очень нишевым компьютером с высоким уровнем безопасности для специальных применений.
Можно ли смотреть YouTube на Coolsystem? - Нет. На нем в принципе нельзя запускать слишком сложные программы.
Сможет ли хакер похитить текстовый файл, который существует только на Coolsystem? - скорее всего, нет. По уровню безопасности этот компьютер сравним с бумажными книгами. Как и с любыми необычными вещами, вы можете проявить фантазию и придумать ему применение. Но не стоит ожидать от него сверхспособностей. Это всего лишь инструмент, весьма необычный.
Казалось бы, можно было просто поставить более современный микроконтроллер RP2350 - тогда машина получилась бы намного проще и сильно дешевле в производстве.
Но я по прежнему настаиваю на чипе AVR, потому что он более простой познаваемый. Цена за это решение высока. Ядра AVR считаются медленными, хоть там и работает выполнение инструкций за один такт, сама тактовая частота достаточно низкая - 16 МГц.
Сложные чипы приносят с собой аппаратные баги и даже уязвимости, характерные только для них. Я постарался в проекте Coolsystem избавиться конкретно от этого вектора атаки, правда, немного радикальным образом.
Я и сам постепенно начинаю осознавать проблемы выбора чипа и долго думал прежде чем ставить AVR.
В результате аргумент познаваемости победил. Я сам чувствую себя более уверенным в чипах AVR, к тому же, из-за своей меньшей сложности они лучше подходят для учебного компьютера, который могут использовать дети.
Что такое учебный компьютер?
Это концепция из позднего СССР - программно-аппаратный комплекс для обучения информатике, который поставлялся в общеобразовательные школы.
Вместе с компьютерами часто шла бумажная документация - учебники, руководства и принципиальные схемы.
Я думаю, у меня тоже получится сделать хороший обучающий компьютер, если сопроводить его соответствующими книжками.
Также есть распространенная практика выпускать компьютер в виде набора для сборки. Coolsystem может быть собран конечным потребителем и по необходимости модифицирован под особые нужды. А корпус компьютера может быть напечатан на 3d принтере. Это дает возможности по кастомизации внешнего вида устройства (выбор цвета, улучшения и проч.).
Я постараюсь сделать всё возможное, чтобы это был настоящий учебный компьютер, который не стыдно подарить кому-нибудь.
Для меня было открытием, что Линус Торвальдс - создатель ядра Linux - в детстве тренировался на восьмибитных машинах. В те времена это было популярно. В документальном фильме про Linux один знаменитый программист рассуждает, что в те времена компьютеры были более познаваемые, и это послужило основой для дальнейшей судьбы Линуса Торвальдса как программиста.
Оффлайн-встреча
Я буду рассказывать про Coolsystem на фестивале Undefined, который сам же и организую )
Какие-то неведомые силы заставляют автора каждые пол-года ехать через всю страну в город Рощино (Выборгский район, С. Петербург) и проводить/организовывать там компьютерный фестиваль на несколько дней подряд. Название фестиваля - Undefined DIY Fest - полностью соответствует специфике. Иногда удается пригласить интересных технарей с докладами, чтобы получилась полноценная конференция. Если вам интересно, подходит ли ваш доклад под тематику - да, подходит. ) Участие бесплатное, как для докладчиков, так и для зрителей. Всевозможные контакты для связи - здесь.
Комментарии (19)

frolovdv
30.10.2025 18:25Но можно использовать микросхему видеогенратора из денди так как она есть. Тоже будет несколько корпусов но и у автора одной VS23S010D не обошлось

Zara6502
30.10.2025 18:25Так вышло что я сначала сел за ATARI 130XE, а потом лет 3-5 спустя за ZX. Популярность ZX для меня загадочна, но это другая история. Что мне в ZX не нравится - это фиксированная странная палитра и по своей сути однобитная графика. Но это мои тараканы и не будем о них. Важной частью ATARI был видеочип с аппаратными функциями. Весьма странный как по мне, но аппаратный скроллинг и аппаратные спрайты, то что должно быть в 8-битном ПК обязательно. Иначе мы получаем все негативные приколы ZX.
Как хобби ваш проект имеет место быть, но это просто еще один эмулятор ради эмулятора. Мне вот нравится проект ZXMagic, в каком-то смысле альтернатива мурмулятору. А у вас какой-то клон мурмулятора со своими фишечками.
В дендях насколько помню нет отдельного PAL кодера, а вот в SMD есть, и вроде дале продаётся в виде отдельной детальки.

Kerman
30.10.2025 18:25Что мне в ZX не нравится - это фиксированная странная палитра и по своей сути однобитная графика
Которая при этом была цветной. С ограничениями, но цветной. Что обеспечивало бюджет в 10,12 тактов на байт экрана в кадр. Для сравнения, у атари будет примерно 2,31 такта на байт экрана (с цветом). Или 4.6 для монохрома, но там у спектрума будет почти 15. Потому что тактов меньше, а экран в байтах больше.
Вот этот факт, вместе с неприлично низкой ценой спектрума и возможность грузиться с кассеты и сделали его популярным.

Zara6502
30.10.2025 18:25Ну когда такие цвета то их лучше выключить, что я и делал.
Для сравнения, у атари будет примерно 2,31 такта на байт экрана (с цветом). Или 4.6 для монохрома, но там у спектрума будет почти 15
про такое (про такты) я не в курсе, поэтому спорить не стану.
скажу одно - спектруму это не помогает в рисовании совсем, там где работал бы скролл - у спека наяривает ядро, а это не быстро. То есть при лучшей сырой производительности для игр это не самое лучшее решение.
Потому что тактов меньше, а экран в байтах больше.
У Атари помимо самих графических режимов графики в Basic есть возможность программировать сам видеочип и указывать для разных частей экрана разные режимы работы и плюсом - можно задать три режима ширины экрана, один из них полностью совпадает с ZX. Я это использовал в программе конвертации картинок ZX в атари в этой статье. Плюсуя сюда аппаратный скролл и спрайты можно реализовать массу вещей сильно проще, чем это придется делать на ZX.
Вот этот факт, вместе с неприлично низкой ценой спектрума и возможность грузиться с кассеты и сделали его популярным.
Эти факты знают полтора спектрумиста ) Низкая цена, всё та же простота схемы, отсутствие видеочипа тут только на пользу и масса быстропоявляющихся проектов - вот это создало популярность, а не такты. Ну и загрузка с кассеты была и у Атари, вы наверное имели в виду возможность загружаться с бытового магнитофона, так как у атари кассетный магнитофон передаёт данные в цифре, а не звуком, так как АЦП внутри магнитофона. А еще для Атари был дисковод LDW SUPER 2000 (владел таким), так у него внутри был Z80 в качестве контроллера :) Так что я тоже немножко спектрумист )
----
Ну и не стоит сильно пытаться меня забодать за мои слова, это моя субъективная оценка, с этим вы ничего не поделаете. Так как я был современником появления этих ПК и у меня был выбор между ZX и атари, я выбрал атари по причинам которые указал выше. Для меня те же игры но на спеке выглядят так ужасно, что я не могу с этим мириться. Но мне жаль что спек не занял свою нишу полноценных персоналок с HDD/TR-DOS, эта часть спека мне очень нравится.

Kerman
30.10.2025 18:25вот это создало популярность, а не такты
Ну как-бы атари не очень-то конкурировала со спектрумом. В той нише были Oric-1 и Atmos например. С тем же 6502 и без отдельного видеочипа, да. Только там с бюджетом тактов на экран ещё хуже.
Про видеочип согласен, он иногда вытягивает. Но только в скролле. Перерисовка экрана на 6502 - долго, мучительно, больно. Собственно, если не ошибаюсь, "элита" появилась только на atari st, которая на 68к. Совсем другой класс.
Так что я уверен, что такты сыграли свою роль. Спектрум просто быстрее может перерисовать графику на экране, может больше держать подвижных объектов. Собственно, характерная черта спектрумовских игр - переход от экрана к экрану вместо скролла. Вот так избавлялись от необходимости скроллить.
В демомейкинге бюджет тактов на кадр - это вот прямо очень важно было. И вот спектрум позволял делать 50fps анимации, правда с дикими ухищрениями, вроде использования push-команды (самый быстрый способ записать память - 11 тактов на слово, что давало 5,5 тактов на байт). Собственно, предгенерировали машкод, делали алгоритмы динамического вызова этих пушей, оставляли бюджет на музыку и вот получалась 50fps анимация на весь экран.

Zara6502
30.10.2025 18:25Ну как-бы атари не очень-то конкурировала со спектрумом
Да я вроде нигде и не пишу про их конкуренцию. Вот в Британии была конкуренция с BBC Micro, но так это не атари же.
С тем же 6502 и без отдельного видеочипа, да. Только там с бюджетом тактов на экран ещё хуже.
Типа того, только Elite сначала написали для 6502, ну видимо не настолько всё плохо. И вообще я так и не понял зачем мы ведём беседу Z80 vs 6502, я этот вопрос не затрагивал, он мне абсолютно неинтересен и меня вообще не волнует кто из них быстрее. Это было давно и это уже история. Я пишу о минусах отсутствия видеочипа для видеоигр у спека. Всё. А нравятся ли вам мои слова или нет - уже не важно. Моё мнение такое что аппаратный скроллинг и спрайты должны быть. Что способ и выбор палитры у спека очень на любителя.
Про видеочип согласен, он иногда вытягивает. Но только в скролле
"иногда" это - в 90% случаев, посмотрите на Boulder Dash на спеке и на атари, спековский это же кровь из глаз.
Перерисовка экрана на 6502 - долго, мучительно, больно
Вы забываете что у атари несколько графических режимов и для многих игр вполне достаточно текстового режима с переопределением таблиц символов.
Собственно, если не ошибаюсь, "элита" появилась только на atari st, которая на 68к. Совсем другой класс.
Ошибаетесь, она появилась на BBC Micro.
Так что я уверен, что такты сыграли свою роль
И как вы себе это представляете? Заходит мама с сыном с магазин - ой Роберт, мы не будем покупать тебе BBC Micro там не хватает таксов, лучше купим ZX. Так? )
Спектрум просто быстрее может перерисовать графику на экране, может больше держать подвижных объектов
Вы очень сильно не знаете ничего про Атари, иначе такое не писали бы вообще.
Ну и запустите любую игру на спеке и начните восхищаться плавающему fps, дефектам наложения и клэшингу - это несомненно успешный успех платформы.
Собственно, характерная черта спектрумовских игр - переход от экрана к экрану вместо скролла. Вот так избавлялись от необходимости скроллить.
Это касается только игр где скроллинг и не был нужен. Посмотрите на Mantezuma's Revenge (Zorro, Bruce Lee) и Zybex (Moon Patrol, Agent 007) - разные игры, разная реализация. Boulder Dash играть без скролла будет несколько не то. Но и на спеке есть технологические решения которые позволяют скролл сделать плавнее.
В демомейкинге
Он настолько зависим от платформы в целом что сравнивать демки нет смысла, одни фишки работают там, другие здесь, это можно тут, это нельзя там. Вы радуетесь голому ЦПУ с кучей тактов, а я видеочипу и звуку. Так и живём.

Kerman
30.10.2025 18:25Я начинаю понимать, почему у вас ноль кармы при двадцати плюсовых публикациях. Не надо так. Это очень агрессивно. Я и не утверждал, что
Вы очень сильно не знаете ничего про Атари, иначе такое не писали бы вообще.
я прямо много знаю. Я знаю, что там 6502 и что там элиту не выпустили.
Ошибаетесь, она появилась на BBC Micro.
Я про атари говорил. Сначала выпустили на спектруме, потом - на атари ст.
Что способ и выбор палитры у спека очень на любителя.
На любителя или нет - это очень сильно сокращает работу с экраном. При недостатке процессорной мощности того времени это было важно.
Я пишу о минусах отсутствия видеочипа для видеоигр у спека.
Окей, но плюс отсутствия видеочипа на спекки - его отсутствие.

Zara6502
30.10.2025 18:25я прямо много знаю. Я знаю, что там 6502 и что там элиту не выпустили.
и вы в курсе что её купил Commodore 64, который 6502, и написали её на BBC Micro, который 6502? И на Atari её не было потому что комодор. Зато на ATARI есть Prince Percia, который вышел аж в 2022 году и визуально уделал даже PC версию. Зачем это писькомерство?
ну и рынок США был закрыт для Z80, где правили Apple II, C64 и ATARI XL/XE, которые все - 6502. Правда странно? А звездный час спектрума, точнее Z80 был всего один - это MSX. Так что нет никакого безоговорочного доминирования какой-то из платформ. Я вообще не знаю его вы так перевозбудились, ни я ни атари не угрожаем популярности ZX в РФ. Мнение я имею такое какое имею, нравится оно вам или нет. Меня я его не собираюсь, оно проверено временем.
Я начинаю понимать, почему у вас ноль кармы при двадцати плюсовых публикациях. Не надо так. Это очень агрессивно.
Вам не нравится что у меня есть мнение и я могу его защищать?
Я про атари говорил. Сначала выпустили на спектруме, потом - на атари ст.
После BBC элиту выкупили Commodore, это повлияло на её выход для ATARI. Это не связано с какими-то техническими проблемами со стороны 6502, так как сама элита на этом ЦПУ и написана.
На любителя или нет - это очень сильно сокращает работу с экраном. При недостатке процессорной мощности того времени это было важно.
Вариант атари мне больше нравится, единственное с чем они лохонулись на мой взгляд (а Commodore нет), это не стали делать такой же режим с атрибутами как у ZX и C64, при наличии аппаратных спрайтов, скролла можно было в таком режиме реализовать массу игр с более высоким разрешением или например более интересные текстовые решения.
---
Я подписан на массу ретро-авторов на ютубе и все они разбиты географически - США - Apple II/C64/ATARI, Германия - C64/ATARI, GB - ATARI/C64/ZX, Польша - ATARI, Испания - ZX, Бразилия - ZX, Россия - ZX.
Как бы вам не хотелось, но есть масса мест и людей где ZX никому не интересен в той же мере как и вам. Глупо пытаться выдать желаемое за действительное.

Kerman
30.10.2025 18:25не знаю его вы так перевозбудились
Мне ваши обороты не нравятся. Поэтому ещё минус в карму и мне вы больше не интересны.

Zara6502
30.10.2025 18:25Мне тоже многое не нравится, только есть разница между общением двух людей с разным мнением, и истеричкой, мчащейся ставить в карму минусы, потому что кто-то с ним не согласен.
Вы не представили ни одного аргумента в защиту вашей точки зрения, что популярность ZX опирается на какие-то там такты ЦПУ. Простейший анализ рынка того времени, да и множество статей на эту тему за разные годы, легко покажут, что популярность была обусловлена исключительно ценой. Как бы это странно не звучало, но средний британец не мог себе позволить покупать американские компьютеры, которые на британском рынке были дороже, что и понятно.
Далее (да, пришлось поискать и почитать) MOS 6502 на одинаковой частоте быстрее Z80 примерно в 4 раза. Z80 компенсирует своё отставание отчасти инструкциями, количеством регистров и частотой. Поэтому нет никакого изумительного и божественного Z80 который рвёт всё и вся. Есть один из многих, со своими достоинствами и недостатками.
Так что у нас в итоге:
Вы полностью слили тему про Elite, хотя не ясно как вообще первичность выпуска элиты на каком-то ПК делает этот ПК лучше. Ведь тьма восьмибитных игр вышла сначала на ATARI или Apple II, а только потом на других платформах, но что-то я не вижу чтобы этим кто-то козырял.
Тема с тактами вами брошена на середине, а гугление и поиск по этой теме дают совершенно иную информацию, чем ту, что озвучили вы.
Насрали в карму человеку потому что сил на другое не осталось XD

HardWrMan
30.10.2025 18:25Далее (да, пришлось поискать и почитать) MOS 6502 на одинаковой частоте быстрее Z80 примерно в 4 раза. Z80 компенсирует своё отставание отчасти инструкциями, количеством регистров и частотой. Поэтому нет никакого изумительного и божественного Z80 который рвёт всё и вся. Есть один из многих, со своими достоинствами и недостатками.
Я бы не дал 4х кратного опережения. Где-то между 2х и 3х, пожалуй ближе к 3х. Зная оба процессора изнутри я могу сказать, что это как сравнивать CISC и RISC, x86 и ARM. Z80 явный CISC, у него удобный набор команд для большого круга задач. Разве что нет умножения и деления, но он реально удобнее для тех же ЯВУ. А вот 6502 это уже не RISC, хотя у него конвейерное обращение к шине данных каждый такт и внутренняя конвейеризация работы блоков, но всё ещё и не CISC, т.к. слишком маленький регистровый файл и нет "сложных" команд, требующих микрокода. Да, это покрывается более развитой системой вычисления эффективного адреса, из-за чего многим кажется, что ZP доступ это альтернатива регистрам. Да, это жалкая имитация, которая медленнее внутреннего РОН. И стек у него только 256 байт в странице #01, что ставит крест на методах быстрого доступа к памяти через стек. Но зато он сильно проще в кристалле, а это деньги и потенциал увеличения тактовой скорости. Т.е., сравнение "влоб" некорректно, всё зависит от конкретных реализаций сравниваемых алгоритмов. И простота 6502 тут играет на руку программистам, т.к. позволяет держать в голове практически всю систему инструкций в голове, применяя самые эффективные варианты комбинаций. А Z80 тупо удобнее для программиста.

Zara6502
30.10.2025 18:25Я бы не дал 4х кратного опережения. Где-то между 2х и 3х, пожалуй ближе к 3х
спасибо что написали комментарий. лично для меня разница вообще не имеет значения, сейчас не 1982 год и вопрос выбора системы не стоит, спектурмисты таковыми и останутся, а я останусь атариводом, что не мешает мне на ютубе смотреть массу информации по ZX в том числе и торчать на zx-pk.ru и spectrumcomputing.co.uk.
А Z80 тупо удобнее для программиста.
Наверное бОльшую роль сыграет то, захочет ли программист в принципе писать что-то для Z80, вот я не хочу, мне это просто неинтересно. Как я не хочу писать на Python или C++.
Но хочу и пишу на C# и на бейсике и asm для 6502. Мне нравится.
В общем кто-то пилит Commodore X16, кто-то Spectrum Next абсолютно не разглядывая под микроскопом такты и разницу, мир большой.
Кстати если говорить о игровом мире Z80, то была такая штука -Sega Master System, где был и Z80 и отдельный видеочип Texas Instruments TMS9918, думаю по одной картинке можно увидеть - как бы выглядели игры на спектруме

----
Кстати, подскажите в чем проблема у спека выдавать в играх стабильные например 50 кадров? У игр Атари всё привязывают к VSYNC - ровный и плавный игровой процесс. На спеке постоянно плавающий fps вплоть до неиграбельного например при взрывах или каком-то количестве врагов на экране. На Атари я ни разу не видел чтобы что-то лагало и тормозило. Например в игре Zybex можно вдвоём на одном экране долбить орды противников и fps не проседает. Вот мне кажется что всё же главную роль тут играет скроллинг и аппаратные спрайты.

HardWrMan
30.10.2025 18:25Наверное бОльшую роль сыграет то, захочет ли программист в принципе писать что-то для Z80, вот я не хочу, мне это просто неинтересно. Как я не хочу писать на Python или C++.
И мне не интересно. MCS80 - всё наше.
Кстати, подскажите в чем проблема у спека выдавать в играх стабильные например 50 кадров?
Вопрос не ко мне ибо я не спектрумист.
Вот мне кажется что всё же главную роль тут играет скроллинг и аппаратные спрайты.
Берём Денди и там вообще с плавностью скроллинга и спрайтов всё в порядке, а 6502 молотит на ~1,7МГц. Или даже SNES, где проц суть 6502 на стероидах, но всё равно медленнее, чем М68К в Сеге, а графоний местами круче ну а про Mode7 можно говорить вечно. Тут ведь как: у тебя либо есть аппаратное ускорение видео, либо его нет.
Вот мне кажется что всё же главную роль тут играет скроллинг и аппаратные спрайты.
Это из разряда: "вы запускаете Quake либо на S3 Trio, либо на 3DFx Voodoo". И оба варианта рабочие, но есть нюанс.

NutsUnderline
30.10.2025 18:25краткая история создания эмулятора zx spectrum
1) да че там делать, команды сэмулировать да экран отображать
2) а теперь с правильными времянками и мультиколорами
:)

CrashLogger
30.10.2025 18:25Странная редкая микросхема видеоадаптера для любительского компьютера не нужна. AVR тоже - встроенной памяти мало, внешнюю подключать - лишние сложности. Почему бы не взять STM32 или ESP32 ? Там все есть и мощности хватит, чтобы программно выводить картинку.

tormozedison
30.10.2025 18:25Эмуляция 8-битных платформ на 8-битных платформах - это всегда круто. КРИСС тоже так сделан.
HardWrMan
Нет, нельзя. PPU в этих системах формирует PAL/NTSC сразу нативно. Дискретные кодеры появились лишь в приставках 4го поколения (Sega Megadrive/Genesis, Super Nintendo Entertainment System) и более поздних приставках 5го поколения (Sony Playstation).