С пресловутой 10x продуктивностью каждый из нас сталкивался в социальных сетях, на книжных полках, профессиональных конференциях или в описании вакансий. Эта организационная культура опирается на непрерывный рост показателей эффективности, проактивность специалистов, их умение брать на себя риски и активное использование новых технологий. Стоит отметить, что речь в основном идёт о так называемых белых воротничках из digital-сферы и частного сектора.

Как и любая социальная явление, культура 10x имеет множество предпосылок. Негативным фактором стало замедление темпов глобального экономического роста после COVID, что привело к сокращениям в ИТ и смежных областях.

Позитивным фактором стало появление и развитие генеративного искусственного интеллекта, который позволяет автоматизировать рутину.

Рынок стал ценить тех, кто готов делегировать рутину или перевести её на технологии, обладать T‑shaped навыками, закрывать несколько позиций одновременно и находить новые источники роста прибыли для компании. Конкурентная гонка за 10x-сотрудниками стала возможной не только при избытке свободных специалистов на фоне технологической революции, но и потому что расходы на найм и развитие персонала за последнее десятилетие выросли.

Под искомый типаж 10x-сотрудника лучше всего подходят перфекционисты. Они ставят амбициозные профессиональные цели, критичны к своим результатам и болезненно реагируют на профессиональные ошибки. Их подталкивают как желание доказать что-то себе, так и стремление угодить коллегам или руководству. Независимо от источника нацеленности на результат, итог один: перфекционисты чаще испытывают депрессию, тревожность, повышенное давление, стыд и вину. Те, кто стремится к похвале других, ещё быстрее выгорают, теряют уверенность в своих навыках и тревожатся по поводу работы.
Объяснений негатива несколько, но остаётся простое объяснение: в погоне за очередным KPI перфекционисты «завязаны» в работе. Делегирование им не даётся, они стремятся сделать всё сами и контролировать всё вокруг. После работы сложно абстрагироваться от рабочих моментов и продолжать «прокручивать» их в голове. В результате тратится больше времени и сил на работу, повышается уровень стресса и накапливаются психические ресурсы, что приводит к усталости и риску увольнения по собственному желанию. Интенсивность трудоголизма не всегда коррелирует с эффективностью труда.

В конечном счёте победителей здесь нет: компании вынуждены снова подыскивать сотрудников, а работники — восстанавливать психическое и физическое здоровье перед новой гонкой за KPI. Решение может заключаться в смене фокуса с результата на процесс. На сегодняшний день известно, что вовлечённость в рабочий процесс и получаемое от него удовлетворение положительно сказываются на результатах. Фокус на процесс профессиональной деятельности позволяет бережнее расходовать психические ресурсы, что особенно важно на длинной дистанции.

Что почитать
Комментарии (2)

ShowMeA
13.11.2025 19:13С карьерным ростом увеличивающееся количество и масштаб задач остовляют все меньше места перфекционизму. Поэтому перфикционистов ищут скорее на не высокие должности
Dhwtj
10x работнику заплатят в 10 раз больше?