Что такое интервальные повторения

Освоение любого предмета построено на фундаменте знания: фактов, эвристик или тактик решения задач. Если предметная область — часть вашей повседневной работы, то вы, вероятно, осваиваете её многократно повторяющимся пересечением с этими знаниями. Но если вы учите что-то в свободное время, например, как я, изучая японский, то добиться того же уровня практики сложно.

То же самое относится и к предметам в школе или вузе: нескольких часов в неделю в классе или домашний заданий редко хватает для наработки крепкой базы знаний, особенно в таких предметах с большим объёмом фактов, как история или медицина. Под этим углом можно рассматривать даже ту часть своей жизни, которую мы не считаем связанной с обучением: не казались ли все эти подкасты и статьи с Hacker News полезнее, если бы мы могли вечно помнить полученную из них информацию?

Системы интервального повторения (spaced repetition) — один из самых проработанных решений этой проблемы. Это компьютерные программы, которые, по сути, показывают флеш-карточки с подсказками, на основе которых нужно вспомнить информацию, написанную на обратной стороне карточки. Вот пример из моей личной коллекции:

Своё название эти программы получили благодаря тому, что разбивают показ одной той же карточки на интервалы в зависимости от того, насколько высоко вы сами оцените свой ответ. Увеличение интервалов после правильных ответов предотвращает накопление ежедневных просмотров карточек. Благодаря этому вы, например, можете изучать по десять новых слов незнакомого вам языка (3650 в год!), тратя на это всего по двадцать минут.

(Если я вас ещё не убедил, то при наличии свободного времени рекомендую прочитать пост Майкла Нильсена Augmenting Long-term Memory.)

Совершенствование алгоритма составления повторов

Всё изложенное выше хорошо известно. Меньше известно то, что оставшаяся незамеченной революция за последнюю пару лет существенно улучшила системы интервального повторения, благодаря чему они стали намного эффективнее и при этом менее раздражающими. Их волшебным ингредиентом стал новый алгоритм планирования FSRS, разработанный Джарретом Йе.

Чтобы понять, как усовершенствовались эти системы, давайте сначала разберёмся, как они работали раньше. Грубо говоря, пользователю демонстрировалась карточка спустя день после её создания. Если он отвечал правильно, то её повторно показывали через 6 дней. Если он отвечал правильно во второй раз, то следующий показ планировался ещё спустя 15 дней. При трёхкратном правильном ответе она отображалась через 37,5 дня. В общем случае, после 6-дневного интервала происходило экспоненциальное снижение частоты повторов, по умолчанию равное 6 × 2,5правильные ответы + 1. Как мы видим, если отвечать на карточку правильно, это может привести к накоплению большой базы знаний даже при малом количестве ежедневных просмотров!

Но что, если пользователь отвечает неправильно? Тогда происходит сброс до первого дня! Пользователь увидит карточку на следующий день, потом через 6 дней после этого, и так далее. (Однако неправильный ответ на карточку также изменяет её «коэффициент ослабления», то есть основание степени, по умолчанию равное 2,5.) Это может быть достаточно раздражающим процессом, потому что карточка будет попеременно скакать между длинными и короткими интервалами.

Если сделать шаг назад, то можно осознать, что эта система планирования (названная «SuperMemo-2») достаточно произвольная. Откуда взялось правило 1, 6, 2,5правильные ответы + 1 и сброса к исходному при неправильном ответе? Оказывается, система была разработана студентом колледжа в 1987 году на основании его собственного опыта. Разве нельзя придумать что-то более совершенное?

Вернёмся к теории, лежащей в основе интервального повторения: мы стараемся победить «кривую забывания», проверяя себя на материале «непосредственно перед тем, как почти забыли его». Крайне маловероятно. что кривая забывания для всех возможных видов знаний одинакова: вряд ли я буду близок к забыванию спустя 1 день, потом ещё спустя 6 дней, затем 15 и так далее при изучении любой информации. Разумеется, мы можем внести какие-то изменения в коэффициент ослабления, но всё равно крайне маловероятно. что идеальный график повторения — это экспоненциальная кривая, даже если основание будет немного меняться в зависимости от обратной связи.

An illustration of the forgetting curve as a graph, with retention on the y-axis and time on the x-axis. You learn something on day 0, and your retention decays over time according to the forgetting curve, but reviewing it periodically spikes the retention back upward.
Одна из множества иллюстраций кривой забывания. Конкретно эта взята из лекции на osmosis.org.

Главное открытие алгоритма FSRS — конкретизация цели (проверка «непосредственно перед тем, как мы забудем») в виде задачи прогнозирования: когда вероятность вспоминания карточки падает до 90%? А с такими задачами прогнозирования превосходно справляются системы машинного обучения.

Любопытные факты о работе FSRS

Изложенное выше открытие о возможности применения машинного обучения для поиска подходящих интервалов вместо произвольной формулы — это фундамент FSRS. На самом деле, чтобы пользоваться преимуществами алгоритма, нам не нужно знать, как это работает. Но мне кажется, эти подробности очень любопытны, поэтому приведу некоторые из них.

FSRS называется «трёхкомпонентной» моделью, потому что она использует машинное обучение для аппроксимации кривых трёх основных функций:

  • Сложности — присваиваемого каждой карточке числа от 1 до 10, приблизительно отражающего её сложность

  • Стабильности — длительности падения со 100-процентной вероятности вспоминания карточки до 90-процентной

  • Извлекаемости — вероятности вспомнить карточку спустя определённое количество дней

Для каждой карточки алгоритм вычисляет по разным формулам значения функций. Например, кривая извлекаемости со временем преобразовалась из экспоненциальной с постоянным основанием в степенную с постоянной степенью, чтобы лучше соответствовать наблюдаемым данным.

Аппроксимация кривых выполняется на основе 21 параметра. Изначально эти параметры имеют значения, полученных для аппроксимации кривых из десятков тысяч проверок, ранее проведённых пользователями. Но наилучшие результаты обнаруживаются, если пропустить через оптимизатор FSRS собственные проверки пользователя; он изменит параметры для аппроксимации личных функций сложности/стабильности/извлекаемости. (На этом этапе подгонки параметров и применяется машинное обучение: значения параметров находятся при помощи методик, о которых вы могли слышать, например, при помощи метода максимального правдоподобия и стохастического градиентного спуска.)

Хотя базовый алгоритм FSRS занимается прогнозированием трёх функций, пользователей должен волновать лишь график повторения карточек. Для этого FSRS позволяет выбрать показатель удержания в памяти, по умолчанию равный 90%, и использовать эти три функции для вычисления следующего показа карточки после того, как пользователь проверил себя и оценил карточку.

Но при желании можно и изменить требуемый показатель удержания. А поскольку у FSRS есть подробные модели удержания информации в памяти, благодаря своим функциям сложности/стабильности/извлекаемости он может симулировать нагрузку пользователя для любого указанного показателя. Мейнтейнеры проекта рекомендуют устанавливать показатель удержания так, чтобы минимизировать соотношение времени обучения к знаниям.

Это может очень существенно влиять на обучение: ниже показаны две симуляции моей личной словарной колоды японских слов. Оранжевая линия — это используемый по умолчанию показатель удержания 90%, а синяя — показатель 70%, рекомендованный мне FSRS для минимизации соотношения усилий к полученным знаниям. Симуляция выполнялась в течение 365 дней с добавлением по 10 новых карточек в день, если у меня было меньше 200 проверок. Как мы видим, показатель 70% существенно снизил количество проверок в день и потраченное время, в то же время существенно повысив количество запомненных карточек (потому что он не упёрся в ограничение на 200 карточек, после которого новые карточки не добавляются).

A graph with the orange line (90% target retention) quickly reaching 200, occasionally dropping below it for a day or two but always coming back, whereas the blue line (70% target retention) slowly trends up from around 60 at the start to 130 by the end.
Проверок в день
A graph with the orange line (90% target retention) oscillating around 24 minutes, whereas the blue line (70% target retention) slowly trends up from around 13 minutes at the start to 23 minutes by the end.
Время, потраченное за день
A graph with the orange line (90% target retention) growing in a logarithmic fashion from 1639 cards memorized to 2602 cards memorized, whereas the blue line (70% target retention) trends more linearly from 1639 to 4476.
Количество запомненных карточек

(Учтите, что показатель 90%, используемый при вычислении функции стабильности, не эквивалентен показателю удержания. Он просто используется для прогнозирования формы кривой забывания. В исходной научной статье использовалась концепция «период полураспада», то есть время, за которое карточка достигает вероятности вспоминания 50%, потому что она более академична.)

FSRS на практике

Если вы хотите использовать FSRS вместо других алгоритмов, которые он обогнал по показателям, то нужно выбрать поддерживающее его ПО. В самом популярном ПО для интервального повторения Anki алгоритм FSRS появился с версии 23.10, выпущенной в ноябре 2023 года. К сожалению, он по-прежнему не используется по умолчанию, поэтому его необходимо включать и оптимизировать его параметры для каждой созданной вами колоды карточек.

Кстати, довольно любопытна история попадания FSRS в Anki. Создатель FSRS, в то время бывший старшекурсником, написал о своём новом алгоритме пост в сабреддите Anki. Один из комментирующих призвал его реализовать алгоритм в ПО, а не просто публиковать статью. Сначала он реализовал его в виде аддона Anki, но рост популярности алгоритма убедил разработчиков Anki встроить его в ядро кода!

Субъективно FSRS кажется мне огромным апгрейдом по качеству проверок в сравнении с предыдущим алгоритмом на основе SuperMemo-2 в Anki. Нагрузка при обучении гораздо меньше. Чувство отчаяния при неправильном ответе на карточку существенно снижается, потому что это не сбрасывает мой прогресс до первого дня. Благодаря более качественному статистическому моделированию FSRS я с гораздо большей уверенностью могу считать, что карточки, которые Anki считает изученными, действительно останутся в моём мозге.

Преимущества FSRS особенно очевидны при изучении японского, если сравнить их с «алгоритмами», используемыми двумя популярными сервисами, работающими по системе подписки. WaniKani — сайт изучения кандзи/словаря и Bunpro — сайт изучения грамматики применяют чрезвычайно неудобные алгоритмы, они даже хуже, чем правило 1, 6, 2,5правильные ответы + 1 из SuperMemo-2. В них выбраны другие внутренние паттерны, похоже не основанные ни на чём:

  • WaniKani: 4 часа, 8 часов, 1 день, 2 дней, 7 дней, 14 дней, 1 месяц, 4 месяца, больше никогда

  • Bunpro: 4 часа, 8 часов, 1 день, 2 дня, 4 дня, 8 дней, 2 недели, 1 месяц, 2 месяца, 4 месяца, 6 месяцев, больше никогда

Эти интервалы не меняются ни для пользователей, ни для карточек: у них даже нет настраиваемого коэффициента сложности наподобие основания 2,5. А мысль о том, что пользователь в буквальном смысле не увидит больше карточку после последнего интервала, пугает, потому что он постоянно будет терять знания.

Но это даже не самое плохое: хуже всего в алгоритмах этих сайтов то, что ошибка при проверке карточки опускает её на один или два этапа на лесенке интервалов, а не выполняет сброс до первого интервала, как в SuperMemo-2, и не прогнозирует следующий наилучший интервал при помощи машинного обучения, как в FSRS. Это сильно мешает удержанию, впустую тратит кучу времени пользователя и в целом превращает посещение этих сайтов в ежедневный ритуал испытывания вины о забытом вместо радости от того, что ты запомнил. Я писал об этом на форумах Bunpro, когда из-за разочарования решил перейти на Anki.

Судя по моему опыту, Anki — лучший. Пользователи жалуются, что его UI создавался не дизайнерами, а программистами, и на то, что нужно находить или создавать собственные колоды, а не пользоваться готовыми. Эти претензии справедливы, но разработка Anki поддерживается людьми, которым действительно важна эффективность обучения. Для него часто выходят обновления, совершенствующие его в достижении этой цели. И он достаточно гибок для того, чтобы позволить вам двигаться по своему пути приобретения знаний на любом этапе. Если вы потратите время на его освоение, то заложите фундамент, который в буквальном смысле прослужит вам всю жизнь.

Дополнительные ресурсы

Если вам нужна дополнительная информация об этой сфере, то вот несколько ссылок:

  • Для понимания ценности интервального повторения в целом:

    • В Augmenting Long-term Memory рассказывается о том, как автор использует Anki, чтобы «пользоваться памятью» во всех сферах своей жизни.

    • В Spaced repetition memory system есть ссылки на множество размышлений и ресурсов по этой теме.

  • Другие истории об интервальном повторении

    • В Abridged history of spaced repetition представлено краткое описание эволюции алгоритмов интервального повторения; в основном это нужно для того, чтобы подчеркнуть огромную пропасть между SuperMemo-2 и FSRS.

    • How did I publish a paper in ACMKDD as an undergraduate? — это рассказ Джаретта о том, как его заинтересовала эта сфера и как он начал публиковаться.

    • The History of FSRS for Anki — это история Джаретта о том, как FSRS появился в Anki, и как его интеграция эволюционировала со временем.

  • Подробности о работе FSRS:

    • В Spaced repetition algorithm: a three-day journey from novice to expert ещё подробнее рассказывается о кривой забывания и о других моделях для создания хорошего алгоритма интервального повторения.

    • В алгоритме представлены все подробности алгоритма FSRS и его развития. (Лучше всего читать снизу вверх.)

    • Техническое описание FSRS более понятно излагает устройство алгоритма FSRS.

    • В механизме оптимизации объясняется процесс обучения параметров FSRS более подробно, чем просто «здесь используется машинное обучение».

    • В The optimal retention рассматривается баланс между приобретением знаний и нагрузкой.

    • В Clarifications about FSRS-5, short-term memory and learning steps подробно говорится о том, как FSRS можно использовать для кратковременной зубрёжки, несмотря на то, что его структура рассчитана на долгосрочную память.

    • A Stochastic Shortest Path Algorithm for Optimizing Spaced Repetition Scheduling — это исходная научная статья, с которой всё и началось. Хотя сам алгоритм после её выпуска дополнялся, в ней есть все плюсы академических статей, например, сравнение с предыдущими работами и красивые числа.

  • В open-spaced-repetition/awesome-fsrs есть список реализаций FSRS на множестве языков программирования, а также список использующего FSRS ПО для работы с флеш-карточками и ведения заметок.

  • В open-spaced-repetition/srs-benchmark приведены бенчмарки FSRS в сравнении со множеством систем, в том числе и SuperMemo-2, предыдущими версиями FSRS, алгоритмом Duolingo и другими. (Любопытно, что стабильно выигрывает у FSRS только нейросеть LSTM, созданная на основе алгоритма Reptile OpenAI. Интересно было бы узнать о нём побольше.)

Комментарии (31)


  1. PicaPica
    12.06.2025 06:23

    он может симулировать нагрузку >>> он может рассчитать (или оценить) нагрузку
    ниже показаны две симуляции >>> ниже показаны два расчёта
    Симуляция выполнялась в течение 365 дней >>> расчёт по модели выполнялся для 365 дней

    В русском языке симуляция -- это создание ложного впечатления, представления о чём-либо; притворство, а речь идёт о моделировании и расчёте с использованием математической модели

    На место "мейнтейнеров" хорошо ложится слово "разработчики" (ну или "специалисты, поддерживающие программный продукт").


    1. BadNickname
      12.06.2025 06:23

      Я не знаю что хуже - наличие на Хабре оголтелых поборников за чистоту русского языка - единственного из славянских языков, наверное, который от массовых заимствований добился того что родные способы словообразования в нём не звучат, то, что комментарии этих поборников тут заплюсованы, или то, что эти поборники предлагают заменить заимствованое слово "симуляция" на словосочетание с не менее заимствованым словом "модель".


      1. octoMax
        12.06.2025 06:23

         все зависит от того, какая оценка по русскому языку у того, кто не доволен такими комментариями и на сколько он или она может отличать "одевать" и "надевать" или "ложить" от "класть". Что касается предложенных правок, то они направленны на уточнение терминологии, неверное использование которой может ввести читателя в заблуждение. Нагрузка действительно "моделируется", а не "симулируется" (что сильно меняет смысл фразы). А "мейнтейнеров" - ну так такого слова нет в русском языке. Я не филолог и не знаю, где ставить ударение в слове "творог", но согласен, что более внимательное отношение к тексту на хабре не помешало бы 99% пишущих.


        1. BadNickname
          12.06.2025 06:23

          ну так такого слова нет в русском языке.

          Жопа есть, а слова нет? Мистика.

          Или у вас есть какое-то другое слово, кроме "мейнтейнеров" которое бы обозначало разработчика open-source продукта, выполняющего работу по поддержке основного репозитория, принятия политических решений и ревью и приёма пул-реквестов?

          Нагрузка действительно "моделируется", а не "симулируется" (что сильно меняет смысл фразы).

          Это вам в словаре Даля так написали? Потому что я в довольно большом объёме текстов видел именно симуляцию, например, распределения напряжений...


          1. Matshishkapeu
            12.06.2025 06:23

            Или у вас есть какое-то другое слово

            У Александра Сергеевича Пушкина была повесть - "Станционный мейнтейнер смотритель". Вот это самое слово мне вполне попадалось и как модератор форумного раздела, и как поддерживающий порядок в любом другом деле хоть за маяком следящий, хоть за репой.


        1. Andy_U
          12.06.2025 06:23

          Нагрузка действительно "моделируется", а не "симулируется"

          Если в поиске Google набрать первым словом "modeling", то первой подсказкой будет "modeling and simulation". Хотя, это, может быть, конкретно мне предлагают, но сочетание очень часто употребимое. Всякие department/division так любят называют. Сам в таком работаю.


      1. ogukuu
        12.06.2025 06:23

        Это обычная школота)

        школьные знания (неполные, а других в школе и нет) + "Эффект Даннинга — Крюгера" = поборник чистоты русского языка


  1. anonymous
    12.06.2025 06:23


    1. fwiffo
      12.06.2025 06:23

      То, что Вы описываете под симуляцией - обиходное значение. В научном контексте она используется именно для обозначения моделирования.

      Мейнтейнер - на данный момент всем понятный термин, имеющий конкретное значение. Предлагаемые же Вами варианты более размыты. "Разработчик" - наверное, самое широкое понятие в разработке софта, не дающий вообще никаких деталей. "Специалист, поддерживающий программный продукт" может обозначать что угодно от мейнтейнера до сотрудника первой линии колл-центра поддержки.

      Любое предложение замены в угоду пуризму должно сохранять изначальный смысл. Почему такое предложение заплюсовано, несмотря на вред в отношении понятности текста - загадка.


      1. muhachev
        12.06.2025 06:23

        Симулятор и симулянт - две большие семантические разницы.

        Однако и в том, и в другом случае - обычный поведенческий изоморфизм. Различие только в целях.

        Мы всегда играем те или иные социальные роли в разных обстоятельствах, так что все мы, по сути, либо, в своих глазах, симуляторы, - если играем для театра по выданному нам сценарию, либо, в глазах продюссера, - симулянты, - если креативим для себя и по своему собственному скрипту. Всё это абсолютно относительно!

        А вообще, беспристрастному читателю более важен смысл текста, а не его строгое соответствие традиционным и нетрадиционным ценностям.

        В любой профессиональной сфере есть свой специфический язык.

        Врачи вон всё еще на мертвой латыни свои каракули выводят. Хотя, наверное каракули, чтобы ошибки сразу в глаза не бросались.

        А может быть... Огого! Как я раньше-то этого не понял?

        Они же этими каракулями пытаются замаскировать своё тайное иноагентство!

        Вообще странно, почему до сих пор на них никто не пожаловался куда следует, и никто их не наказал строго за чрезмерное публичное использование латинизмов - прародителя всех этих аглицизмов, да и вообще всех этих романских языков наших проклятых недружественных русофобов.


  1. DmitriiMikhailov
    12.06.2025 06:23

    После переезда в США я учил английский по самой нелогичной методике - нашел словарь A1-C2, читал по 500 слов за раз, а потом пытался их вспомнить при чтении и аудировании. В принципе это сработало, сейчас словарный запас у меня около 6000. Теперь практикую через самописное приложение. Без разницы как вы учите слова, главное долго и терпеливо долбить.


  1. anonymous
    12.06.2025 06:23


    1. fwiffo
      12.06.2025 06:23

      Безусловно, можно выучить язык по множеству методик. SRS просто является одной из самых эффективных на сегодняшний день, т.к. позволяет запомнить наибольший объём за наименьшие усилия.


  1. radioxoma
    12.06.2025 06:23

    разработка Anki поддерживается людьми

    Мне казалось там один яблочник со всеми вытекающими.


    1. clackx
      12.06.2025 06:23

      Это во-первых коммент 14го года, а во-вторых про линукс-версию. Ну и к тому же на лоре, где комментаторы, скажем так, бывают довольно злы. А теперь давайте посмотрим количество контрибьюторов Анки на гитхабе https://github.com/ankitects/anki/graphs/contributors


      1. radioxoma
        12.06.2025 06:23

        Насколько я помню, dae единолично разрабатывает платную версию для iOS, тем и живёт. Версия для дексктопа opensource. Версию для Android делали другие люди.

        Коммент 14 года храню в памяти до сих пор. Появилась папка ~/Documents/Anki (ага, в русской локали), но аффтар решил, что пользователи линупса неопытные, не знают про dot files, а значит не смогут делать бекапы (серьёзно, так и написал в ответ на issue). И стандарт XDG нужно игнорировать. Какая забота, на фоне периодических удалений неактивных аккаунтов.


  1. Swillwo
    12.06.2025 06:23

    У меня никогда ничего, с помощью интервального повторения, не получалось запомнить - информация просто не откладывается в долгосрочную память, точнее откладывается, но словно как "для экзамена", т.е когда я использую приложение то все легко запоминается и вспоминается, но вне приложения все вылетает из головы, 90% информации не вспоминается.


    1. akod67
      12.06.2025 06:23

      Год мучал сына Анькой с карточками английского, пока не пришёл к тем же выводам. Просто голые слова без контекста - это ни о чём. Что-то он запомнил конечно, особенно если в игрушках мелькает, а вот редкие слова - забываются быстро. Возможно надо не слова, а фразы или предложения учить, но я пока перегорел.


      1. Swillwo
        12.06.2025 06:23

        Я пытался учить и голые слова, и в контексте, брал готовые колоды, и составлял их сам по книге которую читал, также пробовал добавлять аудио - ничего не помогает. Причем это касается не только языка, пробовал учить флаги и ещё какую-то подобную информацию - итог такой же как с языком. В общем интервальное повторение - способ, видимо, очень эффективный, но не для меня :D


        1. K_P_A_H
          12.06.2025 06:23

          У меня тоже сомнения о применимости и области применения этого метода. В том смысле что ЭТО все преподносится как чуть ли не : " прочитал поэму "Евгений Онегин" один раз, через 1 час почитал ещё, потом через сутки, ... и т.д. по схеме,, так и ВЫУЧИЛ НАИЗУСТЬ" . Ясно, что этого не происходит! (А иностранные слова то надо учить наизусть!) Но вот стихи, которые учил совсем по другой схеме (зубрежка?) за пару-тройку дней - помню до сих пор. И это работает до сих пор. В то время как именно этот метод "всеми кому не лень" критикуется как крайне неэффективный. Какой-то "маразм" и "дешёвый хайп" присутствует однозначно.


          1. avost
            12.06.2025 06:23

            Но вот стихи, которые учил совсем по другой схеме (зубрежка?) за пару-тройку дней - помню до сих пор.

            Это экстенсивный вариант при неограниченном времени. Конечно, он тоже работает, если есть ресурс повторить стихотворение 300 раз. Интервалка предлагает то же качество за существенно меньшее количество повторений. Не за три. Но и не за 300.


      1. Stroy71
        12.06.2025 06:23

        Я пришёл к выводу что надо учить слово и тут же применить его в контексте. Например , funken. Die Sterne funken am Himmel.
        Запоминается гораздо быстрее.
        При этом грамматика изучается отдельно.


      1. K_P_A_H
        12.06.2025 06:23

        Анки совсем не детская программа. Пустой безликий интерфейс. У меня сын занимается по другой "революции изучения слов" - MOMO English. Вполне успешно. Повторы организуем сбросом программы, клонами и несколькими экземплярами на разный девайсах.


        1. akod67
          12.06.2025 06:23

          После доработки темплейтов (вставил картинку, кнопки для TTS) - проблем никаких для восьмилетнего ребёнка не было. Custom study вот запускать только неудобно было, но запомнил быстро.


      1. avost
        12.06.2025 06:23

        Год мучал сына Анькой с карточками английского, пока не пришёл к тем же выводам

        Неправильно использовать можно любой инструмент. И даже дольше, чем год. :)

        Просто голые слова без контекста - это ни о чём.

        Всё верно. Именно поэтому в анки есть развиты́е средства создания карточек с контекстом.

        Возможно надо не слова, а фразы или предложения учить, но я пока перегорел.

        Что значит "возможно"? Об этом прямым текстом говорится (почти) во всех руководствах по использованию анки (кроме тех, которые нагенерировали "профессиональные" блогеры/инфоцыгане). Как и том, что карточки следует готовить самостоятельно. И именно с теми словами, выражениями, контекстами, которые вам встретились и с которыми вы хотите разобраться и запомнить. И все руководства предостерегают от использования чужих наборов карточек. Использовать их, конечно, не запрещено, но, как правило, менее/не эффективно.


        1. akod67
          12.06.2025 06:23

          Инструкции читают только трусы =)

          Я к этой теме с другой стороны пришёл совсем. Банально хотел прокачать словарный запас сына, что бы он те же интерфесы игрушкек на английском читал. Мы с ним условились, что я ему даю экранное время в обмен на использование только английского языка в играх. Это на базе своего опыта, когда я очень сильно прокачал свой словарный запас именно благодаря играм своего времени. Ну и соответственно, колоды по 10-15 слов в неделю ему оформлял именно из тех слов, которые мы вместе находили на экранах. Это очень даже хорошо работало, пока общеупотребительные в играх слова не закончились (те, что мелькают постоянно перед глазами) и я начал искать слова из сторонних источников (вне контекста). И вот это работало уже заметно хуже.


    1. radioxoma
      12.06.2025 06:23

      А интервал для показа карточки "1.5 года" в приложении - не долгосрочная память? В настройках есть коэффициенты, позволяющие не так быстро растить интервал повторения. Мне пришлось делать несколько групп исходя из исходной сложности карточек (бессмысленности и новизны информации в них).


    1. fwiffo
      12.06.2025 06:23

      Использование слова в контексте, естественно, улучшает запоминаемость. Поэтому обычно анки рекомендуют использовать для повторения слов, встреченных в книге/фильме/игре ранее, и сохранять вместе с контекстом, например, брать целое предложение, в котором было слово, и показывать в ответе. Это особенно актуально для японского, где очень много похожих слов, использующихся в немного разном контексте.

      90% кажется очень грубым преувеличением - в тексте Вы видите слова, как в Анки, плюс контекст, который в подавляющем большинстве случаев помогает, а не мешает. Очень сомнительно, что в такой ситуации вспоминаемость слова хуже, чем в SRS программе.


      1. WebPeople
        12.06.2025 06:23

        В общем, если подытожить, любым инструментом надо уметь пользоваться. И просто потому что используется интервальное обучение - это работать не будет, если карточки сделаны без души.

        Это как писать шпаргалки - пока пишешь, уже запоминаешь часть материала, а потом используешь, если вдруг забыл.

        Получается, что процесс обучения с помощью Anki состоит из 2-х основных этапов: создание карточек и повторение. И к созданию карточек надо подходить максимально тщательно и творчески. Не просто слово и перевод. А так, чтобы приходилось подбирать нужное слово под карточку, прям вспоминать, заставляя мозг работать.


    1. muhachev
      12.06.2025 06:23

      Все люди разные. И различных относительно противоречивых вариантов восприятия действительности существует много. А инструменты делают тоже люди, исходя из своих собственных субъективных предположений и убеждений о том, что хорошо, а что ещё лучше. И до такой степени верят в свою относительную правоту, что возводят её в ранг абсолюта. И готовы холиварить с такими же, но имеющими противоположную точку зрения. И наверное это хорошо, ибо даёт уверенность в своих действиях, избавляя от аналитического паралича. Так что, как говорится, каждому своё. Найдёте и вы для себя более подходящие способы запоминания, если есть достаточная мотивация. А эти односторонние алгоритмы нуждаются в доработке, чтобы они могли эффективно адаптироваться под индивидуальные типы восприятия и способы запоминания информации.