Всем привет! Меня зовут Данила Лопатин, я системный инженер в К2 Кибербезопасность.

В этой статье мой коллега Алексей Ломакин, инженер сетевой безопасности, опишет свой опыт командировок по России — от Таганрога до Хабаровска. Он расскажет, что необходимо инженеру помимо технических знаний и оборудования и поделится советами для успешных командировок.

Я Алексей Ломакин, инженер сетевой безопасности в К2 Кибербезопасность. Примерно половина моей работы — это выезды и командировки.

За эти поездки я понял, что инженер должен не только разбираться в технических вопросах, но и уметь выстраивать контакт с людьми. Часто приходится не просто настраивать оборудование, а договариваться, разруливать организационные моменты и терпеливо объяснять заказчику нюансы подключения. Все это оказалось сложнее, но и в разы интереснее, чем я думал в начале карьеры. Теперь точно знаю, что коммуникация порой важнее, чем отвертка или ноутбук (хотя без них тоже никуда).

За прошлый год я прокатился через всю Россию — от Таганрога до Хабаровска. Побывал в Перми, Казани, Твери и Питере. Делюсь впечатлениями от поездок и работы в разных городах на самых разнообразных объектах.

Моя основная задача — это монтаж и настройка средств сетевой безопасности: межсетевых экранов (NGFW) и криптошлюзов. В командировки я обычно езжу, когда надо поработать руками: смонтировать оборудование, провести инициализацию, организовать безболезненную миграцию с иностранного решения на отечественное.

Есть заказчики, которые не могут предоставить защищенный удаленный доступ. Тогда нужно все настраивать на площадке — это вопрос безопасности.

Иногда задача решается за полдня — все настроено, проверено, работает. А иногда застреваешь на объекте на две-три недели, особенно если предстоит не просто наладка, а еще и монтаж с нуля. В одной командировке я буквально жил в ЦОДе: уходил в гостиницу только чтобы немного поспать. Гул серверов там не стихал ни на минуту, а ровный, не меняющийся свет создавал ощущение, будто время застыло. Но об этом еще расскажу.

Тяжело? Бывает. Зато это живой опыт, который не получишь, работая из офиса, возможность заглянуть за кулисы крупных проектов, а еще — побывать в новых местах, куда вряд ли бы отправился сам.

Быстрый старт

Я пришел в компанию стажером и приятно удивился, когда в период обучения и адаптации меня отправили «в поля». С первых дней ездил по всей Москве, а потом начались командировки.

Первый выезд — Тверь. Пилотный проект, где необходимо было продемонстрировать работу СКЗИ, смонтировать, настроить порядка пятнадцати железок и связать все это с Москвой. Теоретически пилот можно было провести и в столице, но заказчик настаивал на том, чтобы все происходило на их площадке. Пришлось включиться по полной, ведь даже доступы согласовывали для каждого сотрудника отдельно.

По пути на вокзал я мысленно прокручивал, в какой последовательности лучше организовать работы. Рюкзак был набит под завязку, в руках — пакеты с патч-кордами и другим оборудованием. Все это надо было довезти аккуратно, ничего не потерять и не уронить. Оборудование довез без проблем, зато... потерял единственные наушники.

Это оказалось огромной ошибкой. Помещение было шумным — вентиляторы, серверы, гул инженерных систем. Без гарнитуры слышимость во время ПМИ была почти нулевая. Сам ЦОД напоминал казино: равномерный искусственный свет, ни окон, ни ощущения времени. День, ночь — все сливалось. Казалось, будто находишься в капсуле вне пространства и времени.

Важная заметка на будущее: НИКОГДА не забывать и не терять наушники. Работать в шумном ЦОДе и там же проводить созвоны без них — настоящее испытание.

Тот выезд запомнился еще и финалом. Казалось бы, все уже позади, но Тверь, похоже, не хотела меня отпускать. Обратно ехал на «Сапсане», а у него — остановка ровно минуту. Платформы на вокзале были пронумерованы как-то загадочно. За пару минут до прибытия поезда выяснилось, что он прибывает не просто на другой путь, а на тот же путь, но с другой стороны. Пришлось буквально мчаться со всеми вещами через весь перрон. В итоге я успел, теперь стараюсь приезжать сильно заранее, как раз на случай таких сюрпризов.

Один проект — четыре города

Чаще всего командировка — это точечный выезд на объект и решение одной конкретной задачи. Но в том году мне удалось поучаствовать в большом и по-настоящему интересном проекте. Маршрут получился почти через всю страну: Таганрог — Пермь — Казань — Хабаровск. Мы проводили миграцию на UserGate с других решений, и все у одного очень крупного заказчика.

Задача стояла непростая: нужно было перенести правила с разных межсетевых экранов, причем в каждом городе — своя специфика. Доступ — только локальный, никакой удаленной работы. Даже документацию заказчик предоставлял исключительно очно — политика безопасности. Поэтому приходилось разбираться на месте, быстро вникать, задавать правильные вопросы и действовать без запаса времени.

В Таганроге, где я провел всего день, работа оказалась несложной, поэтому было достаточно времени пообщаться с местными инженерами. Отличные ребята — показали мне хороший ресторан, посидели вместе, поболтали про жизнь и работу. Было интересно послушать истории коллег про студенческие годы в техническом вузе во времена, когда я только научился ходить.

В остальных городах график был плотнее, но я все же успел прогуляться. У меня есть традиция: везде, где есть большие реки, иду на набережные. Есть в этом что-то медитативное: смотришь на медленное движение воды, расслабляешься. Очень здорово переключает голову. В Перми набережная особенно запомнилась — очень красивая, а главное, длинная. Можно брести куда глаза глядят. Правда, до известного арт-объекта «Счастье не за горами» я не дошел, только после поездки вспомнил, что он находится как раз на этой набережной. Есть еще повод вернуться. Даже два — снова отведать местной кухни. Здесь я впервые попробовал бобрятину. Рекомендую.

В Казани после всех работ отправился осмотреть Кремль, но погода решила испытать меня на прочность. Гулял по городу под ледяным дождем и ветром, но не сдался, даже закупился сувенирами и перекусил эчпочмаком. Понял, что это еще один город, который хочу изучить получше. Может, тоже в командировку поеду, а может, выберусь в отпуск.

Ну, а Хабаровск — это вообще другой мир. Первое, что встречает тебя на Дальнем Востоке, это праворульные машины. Начинаешь даже ради интереса считать леворульные, их слишком мало. Контраст с другими городами страны ощущается буквально с первых минут.

Если в Перми еще чувствовалась осень, а погода была достаточно теплой, чтобы гулять налегке, то Хабаровск встретил снегом и температурой –17 днем.

Вообще, как следует исследовать город удается не всегда. Кто-то из коллег умудряется закрывать задачи и заодно осматривать достопримечательности, но у меня чаще все иначе: погружаюсь в проект, в работу, в логику конфигурации — и выныриваю только к вечеру, чтобы поспать перед новым днем. Но даже отдельные фрагменты, случайные прогулки или разговоры по дороге оставляют сильные впечатления.

На удивление, эта поездка с обширной географией, четырьмя городами за полторы недели и постоянной сменой часовых поясов меня не утомила. Наоборот — зарядила. С удовольствием повторил бы еще раз. Движение, каждый раз новые задачи, люди и опыт, которым они делятся.

К примеру, узнав, куда я собираюсь поехать в отпуск, заказчик посоветовал несколько неожиданных достопримечательностей не из путеводителя. А из другой командировки я привез истории о студенческой жизни радиотехнического университета 30 лет назад. Тогда только начиналось внедрение телекоммуникационного оборудования, и их общежитие попало в пилотный проект — как сказали бы сейчас. В результате у студентов появилось кабельное телевидение, что по тем временам казалось почти фантастикой.

Благовещенск: неожиданная задача

Внедряли защиту на… тут, как в крутом триллере, должна появиться плашка [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ].

Объект серьезный, проект — непростой, и под него собрали целую команду: выезжали вместе с коллегами, чтобы все настроить быстро, слаженно и без сбоев.

Вот только жизнь внесла свои коррективы. Приехали — и оказалось, что на площадке физически отсутствует часть оборудования, которое нам как раз требовалось настраивать. Более того, даже некоторых помещений не хватало. Как нам объяснили, их еще не построили.

Сильно удивились, но решили делать то, что можем. Я закончил свою часть работ, куда меньшую, чем предполагалось изначально и понял, что больше делать мне нечего.

Улетать тоже было нельзя, потому что некоторое оборудование коллег зависело от моего, и в случае каких-то проблем нужно было им помочь. Поэтому на оставшуюся часть командировки я стал «мастером на все руки». Если кому-то из коллег требовалась помощь, незамедлительно подключался: прокладывал провода, помогал с монтажом оборудования и организацией сетевой связанности. Монтаж одного оборудования, а особенно салазок для него, мы с коллегами запомнили надолго, регулярно вспоминаем. Тогда казалось — кошмар! А теперь — просто классная командировочная история.

Тут надо добавить, что работали мы не в самом Благовещенске, а в одном из городов под ним. Население там меньше, чем в любом из городов, где я бывал раньше. Собственно, как несколько кварталов в Москве...

Почти никаких достопримечательностей, которые можно посетить после работы. Зато, по ощущениям, другой мир. Небо над головой почти все время ясное, по ночам видны потрясающе красивые яркие звезды. В Москве таких не увидишь! Но зима суровая и непривычная: очень высокая влажность, ветер ощущается сильнее, поэтому надеваешь всю одежду на себя и плотно застегиваешься, чтобы не выпустить тепло и не простыть, все обледеневает (и мы с коллегами тоже!).

По утрам главная задача — завести машину. Как-то раз под утро термометр опустился до –32 градусов, и этот процесс растянулся у нас с коллегами часа на два. Так что на площадке у нас было на два часа меньше времени на работу. С тех пор ставили машину в гараж и просыпались еще раньше.

Амурская область — место обитания тигров. И интернет всегда готов порадовать историями о том, как хищники заходят в села. Мы постоянно приглядывались: не мелькнет ли полосатая шкура. Но тигра так и не встретили. Пока не решил, жалею об этом или нет.

Частые перелеты вызывают, конечно, проблемы с переключением часовых поясов. За несколько поездок у меня выработались свои приемы — не универсальные, но мне помогают.

  • Во-первых, начинаю сдвигать режим сна за пару дней до вылета. Ложусь раньше или позже, в зависимости от направления. Даже один-два часа влияют на ситуацию.

  • Во-вторых, если прилетаю утром, не сплю в самолете. По моему опыту, будет хуже. Лучше потерпеть и потом лечь по местному времени. Еще помогает мелатонин, который тоже есть в джентельменском наборе.

  • В-третьих, стоит двигаться. Кровать манит, но это искушение надо преодолеть. Прогуляться, размяться — очень помогает. Под Благовещенском, правда, вместо разминки у нас были пробежки от машины до объекта, но тоже очень бодрило.

  • И последнее: сразу переключаюсь на жизнь по местному времени. Еда, сон — по реальным часам, а не по внутренним. Организм постепенно перестраивается.

Далеко не всегда получается все выполнить идеально, особенно когда работа по двум проектам идет одновременно, но даже частичное соблюдение этих правил заметно облегчает адаптацию.

В итоге, несмотря на трудности, командировка в Амурскую область запомнилась как увлекательная и даже теплая, несмотря на морозы. Атмосфера незабываемая, а вместе с командой было еще и весело. Мы с коллегами жили в одном доме и по вечерам нередко устраивали совместные кинопросмотры за ужином — это помогало расслабиться после рабочего дня.

Столько было придумано шуток! В какой-то момент мы начали обсуждать, что в этом доме живет призрак маленькой девочки. С каждым днем мы все больше убеждались в своей правоте — у коллеги как-то поздно вечером просто сломалась дверная ручка в комнате, и нам пришлось его вызволять (очень пригодились инструменты). Мы уверены, машина не завелась тоже из-за нее.

Инженер моральной поддержки

Каждая командировка — это новый опыт. Иногда за одну поездку «прокачиваешься» как за два-три месяца спокойной работы. Причем речь идет не только о технических знаниях — появляется понимание людей, становится легче общаться с заказчиками, подбираются свои подходы и лайфхаки.

Например, пока не начал ездить по разным объектам, и не подозревал, что инженеру требуется дополнительный скилл — навыки психологической помощи. Дело в том, что мы работаем с очень чувствительной частью инфраструктуры. Казалось бы: все согласовано, все утверждено. Но приезжаешь — и технические специалисты со стороны заказчика начинают взволнованно уточнять:

— А точно нужно?

— А что если все упадет?

— А вдруг что-то не заработает?»

Эти страхи понятны и объяснимы, но на продуктивность влияют плохо. Иногда присоединяются их руководители и с еще более серьезными лицами задают те же вопросы.

В этот момент главное — не поддаваться общей панике. Я стараюсь успокоить и объяснить: «Все будет хорошо, мы на площадке, если что — все быстро поправим, за плечами не один десяток успешных проектов».

Чаще всего уговоры срабатывают, люди успокаиваются, но бывает, что приходится подключать проджект-менеджеров и вместе еще раз разбирать все дальнейшие работы шаг за шагом.

Бывает и так, что волнения после установки не заканчиваются. Однажды после успешного внедрения межсетевого экрана и полной его настройки заказчик подошел и сказал: «Один сотрудник жалуется, что не может подключиться к нужному ресурсу. Все сломалось?»

Начал разбираться, смотрю логи — все работает штатно. И тут вижу, что пользователь с корпоративной учетной записи пытается зайти на сайт, отмеченный как мошеннический. Раньше, при старом межсетевом экране, это проходило без предупреждений. А ведь это потенциально риски слива данных, финансовые и репутационные потери. Но теперь фильтры настроены строго — и система просто не пускает.

Кинулись разбираться, оказалось, что сотрудник регулярно заходил с рабочего компьютера на криптобиржу. Больше не сможет — из соображений безопасности делать исключения в правилах мы не стали.

Главное правило успешной командировки: готовься заранее!

Чем больше деталей узнаешь заранее, тем меньше проблем возникнет на месте. А вот недосказанность, допущения и «да вроде все понятно» — это почти гарантия сюрпризов. Неприятных.

Всегда заранее составляю максимально подробный список вопросов к заказчику: даже излишне подробный, на грани с занудством.

Практика показывает: лучше переборщить с вопросами, чем в последний выяснить о чем-то критически важном, о чем «забыли упомянуть». Особенно это касается тех случаев, когда до командировки информацию со стороны заказчика получить проблематично.

Обязательный список вопросов:

  • какая именно у заказчика сеть, архитектура и схема взаимодействия сегментов;

  • в какой последовательности будем проводить миграцию на новое решение (чтобы можно было составить план работ);

  • смогут ли на объекте организовать защищенный удаленный доступ, или все нужно будет настраивать на месте.

Если работаю с продуктом, который недавно обновился, или у заказчика есть требование к определенной версии, заранее разворачиваю стенд, настраиваю и составляю себе инструкцию. Это своего рода личный чек-лист, чтобы потом ничего не упустить. Если бы не такая подготовка, со своими длинными гастролями от Перми до Хабаровска, я бы точно не справился.

«Джентльменский набор» сетевого инженера

Далеко не всегда на подготовку отводится много времени. Обычно я узнаю о командировке за неделю-две. Какие-то планируются заранее, но все может сильно поменяться. Январская поездка сдвинется на февраль, а мартовская — внезапно на самое начало года. А еще бывают форс-мажоры, и выезжать надо буквально через неделю.

Чтобы не собираться в спешке (и, как перед Тверью, не терять наушники), я составил список вещей, которые всегда должны быть при мне в поездке. Некоторые из них вообще не вынимаю из рюкзака — они просто живут там.

Итак, мой чек-лист:

  • зарядные устройства, чтобы ничего не разрядилось, особенно в пути;

  • переходник с C13 на евророзетку, чтобы можно было подключить ноутбук и запитаться от стойки;

  • набор инструментов (отвертки, набор для обжимки) — потому что всегда нужно что-то прикрутить или обжать кабели;

  • паспорт, конечно, и прочие документы;

  • консольные кабели и патч-корды, чтобы можно было подключиться к оборудованию для настройки;

  • флешки с необходимым ПО и пустые (просто на всякий случай);

  • мелатонин — помогает со сном при резкой смене часового пояса.

Главное, как я уже понял, это не рассчитывать, что все пройдет гладко и на площадке будет [вставить самую очевидную и необходимую в жизни вещь]. Может случится так, что неожиданно планы поменяются и необходимо будет использовать шкафы с другим питанием. Например, приезжаешь, а вместо питания под евровилки обнаруживаешь питание под C14.

Такие моменты стараюсь предотвратить заранее. Иногда даже с избытком, потому что в небольшом городе может просто не оказаться магазина электроники. Лучше взять с собой чуть больше, чем потом планировать отдельную поездку из-за одного недостающего элемента. Особенно когда речь идет о дальних регионах — там цена ошибки в подготовке к командировке действительно высока.

А что дальше?

Я люблю командировки. Это новая атмосфера, новые города, новые задачи. На месте заказчики часто ведут себя спокойнее и лояльнее, чем в переписке. Даже если раньше они были закрыты, на очной встрече охотно помогают по проекту.

Например, были ситуации, когда до выезда получить информацию об архитектуре от заказчика было затруднительно. Зато на месте, после монтажа и первоначальной настройки, просто сели и прошлись по моей подготовленной схеме. В онлайне заказчик почти ничего не рассказывал, а очно объяснил все в деталях: как устроены системы, какие есть подводные камни, охотно ответил на мои вопросы, задал свои. «Есть контакт!»

Мне пока не удалось полетать на вертолете или посмотреть на северное сияние, но все наверняка впереди — у нас очень много проектов с объектами по всей стране, в частности, за полярным кругом. Этот год, судя по планам, тоже будет богат на поездки, так что чемодан в режиме готовности, а я на низком старте. Коллеги рассказывают про белых медведей и полярную ночь, так что я намерен увидеть это все своими глазами. Но медведя лучше бы на большом расстоянии.


О дальнейших командировочных приключениях обязательно расскажу в своем ТГ-канале. А еще я публикую там истории из рабочей практики, полезные ссылки по сетевой безопасности и мемы.

Комментарии (3)


  1. Tyjn
    01.07.2025 14:09

    "Здравствуйте! Я - Марфа Петровна, уборщица на заводе "Метизы". С недавних пор я взяла подработку и после основной смены еду в Урюпинск на фабрику "Карнизы" драить там санузлы. В этом посте я расскажу вам, почему уборщице так важно не только иметь "Пемоксоль" и хлорку, но и иметь навыки убедительного общения на языке пролетариев".


    1. Kahelman
      01.07.2025 14:09

      Поддерживаю. Ожидал большего. Вся статья реклама мелотонина и телеграм канала автора


      1. monyae
        01.07.2025 14:09

        может это стёб других статей