Привет, Хабр! Меня зовут Аня Крюкова, я занимаюсь спецпроектами для молодежи и лидирую работу с вузами. В прошлый раз мы разбирали задачи алгоритмического трека на True Tech Champ 2024, а сегодня поговорим о еще одном крупном мероприятии от нашей компании — МТС True Tech Hack.
Расскажу, почему в этом году мы поменяли формат хакатона, сколько ребят в нем участвовало и какие были результаты. Отзывы участников тоже будут. Спойлер: некоторые получили оффер в МТС прямо в день финала. Устраивайтесь поудобнее, задавайте вопросы и присоединяйтесь к нашим следующим хакатонам!

Синергия экспертизы
Раньше на хакатоны от МТС могли зарегистрироваться только внешние специалисты, а кейсы основывались на B2C-продуктах. В этом году мы решили изменить True Tech Hack и организовали два хакатона в одном: отдельно для внешних ИТ-специалистов и для сотрудников МТС. При этом участники обоих направлений разрабатывали решения на базе The Platform для создания цифровых продуктов. Почему мы пришли именно к такому формату?
Задействовав внешних и внутренних ИТ-специалистов, с одной стороны, мы получили нестандартные идеи и свежий взгляд на продукты компании. А с другой — глубокую проработку внутренних сервисов от сотрудников МТС, которые могли использовать свою экспертизу.

В результате нового формата решения финалистов уже внедряются в существующие продукты компании. Бинго!

Гайд по внешнему треку
Участвовать во внешнем хакатоне могли ребята со всей России, которым уже исполнилось 18 лет: системные аналитики, Data Scientists, Data Engineers, frontend- и backend-разработчики, Android-разработчики, бизнес-аналитики, аналитики данных, MLOps- и DevOps-инженеры, ИТ-архитекторы, Product-менеджеры, UI/UX-дизайнеры. Для этого нужно было подать заявку на сайте, а потом объединиться в команду с другими участниками. Кто-то собирал команду сам, вместе со своими друзьями, другие знакомились и объединялись в команды на платформе True Tech Arena. В каждой должно было быть от 2 до 5 человек.
Этапы хакатона:
до 16 апреля — регистрация команд;
с 17 по 21 апреля — основной этап;
22 апреля — публикация списка финалистов;
25 апреля — финальный питчинг и награждение в офлайне в Москве.
Перед основным этапом мы провели митап для участников: эксперты знакомили их с возможностями ИТ-платформ, подробно рассказывали о задачах и давали рекомендации, как создать успешный проект. Вплоть до отправки финальных решений ребята могли задавать вопросы экспертам на Q&A-сессии и чекпоинтах и обращаться за помощью к кураторам, которые всегда были на связи.
На финальных питчингах участники смогли продемонстрировать свои проекты. Жюри не просто оценивало их, а старалось дать развернутую обратную связь: как и что именно улучшить, в каком направлении двигаться дальше.
Павел Бабин, CPO MWS GPT: «Выбрать победителя было непросто. У ребят были сильные решения, и они шли вровень. Хочу сказать всем участникам: если даже вы не выиграли сегодня, не забрасывайте свой проект — он может стать крутым стартапом!»


Из каких задач выбирали
Каждая команда могла выбрать один из пяти треков:
1. MWS Data — MWS Data Pipeline: оптимизация от сбора до отчета. Разработай решение для автоматизации процессов сбора данных из открытых источников, их обработки и создания аналитических отчетов на основе набора инструментов MWS Data.
Что требовалось от решений и как они оценивались:
Решение должно было:
полностью автоматизировать сбор и очистку данных;
обеспечивать обновление отчетов в реальном времени — не реже чем раз в 3 минуты;
использовать исключительно инструменты MWS Data.
Что оценивалось:
архитектура конвейера: почему выбраны конкретные инструменты и как они устраняют узкие места в обработке данных;
скорость обработки: система должна была справляться с потоком данных без ручного вмешательства;
наглядность отчетов: визуализация трендов по ESG-показателям для нетехнических специалистов.
2. MWS Octapi — AI Schema Builder: генерация схем. Разработай решение на базе ИИ, автоматизирующее процесс создания JSON-схем для описания бизнес-логики и интеграций.
Что требовалось от решений и как они оценивались:
Технические требования:
генерация валидных JSON-схем по описанию на естественном языке;
интерактивное редактирование через диалог с языковой моделью;
автоматическая проверка корректности интеграционных шагов;
время отклика системы не более 5 секунд;
поддержка всех основных браузеров.
Что оценивалось:
точность генерации схем: соответствие выходных JSON-схем тестовым примерам и их валидность;
запрос недостающей информации: способность системы выявлять и запрашивать у пользователя отсутствующие обязательные данные;
обнаружение нереализованных шагов: проверка корректности интеграционных шагов и уведомление о несуществующих;
скорость обработки изменений: время отклика системы при обновлении схемы не должно превышать 5 секунд.
3. MWS Tables — цифровизация через MWS Tables: интеграция данных и процессов в единую экосистему. Автоматизируй процессы работы с данными, создав единую экосистему на базе MWS Tables для минимизации дублирования задач и повышения прозрачности операций.
Что требовалось от решений и как они оценивались:
Технические требования:
интеграция минимум 5 связанных таблиц;
реализация автоматизированных рабочих процессов;
создание интуитивного интерфейса для мониторинга;
поддержка ролевой модели доступа;
разработка аналитических дашбордов.
Что оценивалось:
глубина автоматизации: количество охваченных процессов и используемых инструментов;
использование возможностей платформы: сложность связей и интеграций;
релевантность бизнес-области: соответствие решения реальным проблемам;
пользовательский опыт: удобство навигации и скорость работы.
4. Product Factory — TouchVision: AI-ассистент для незрячих и слабовидящих пользователей. Разработай AI-ассистент, который будет анализировать интерфейсы мобильных приложений, реагировать на касания и жесты пользователя и преобразовывать визуальные элементы в голосовые подсказки.
Что требовалось от решений и как они оценивались:
Технические требования:
распознавание интерфейсов в реальном времени;
поддержка минимум 10 жестов для навигации;
локализация на три языка;
работа на устройствах бюджетного сегмента;
использование Sunkey Toolkit для сборки.
Что оценивалось:
интуитивность жестов: простота запоминания и естественность;
точность распознавания: успешность выполнения трех тестовых сценариев;
контекстная помощь: качество подсказок в нестандартных ситуациях;
локализация: корректность перевода интерфейса;
производительность: нагрузка на систему.
5. MWS GPT — умный напарник: мультиагентная LLM-система для поддержки операторов контакт-центра. Разработай мультиагентную систему на базе языковых моделей, которая помогает оператору контакт-центра в реальном времени.
Что требовалось от решений и как они оценивались:
Технические требования:
использование MWS GPT в качестве базовой модели;
поддержка русского языка;
интеграция с векторной базой данных (Qdrant/Weaviate/FAISS);
REST API для подключения к CRM-системам;
автоматическое заполнение карточки клиента по шаблону.
Что оценивалось:
функциональность агентов: точность распознавания намерений, анализ тональности, качество подсказок;
удобство интерфейса: интуитивность для оператора, скорость работы;
согласованность агентов: отсутствие конфликтов в работе модулей;
оригинальность: нестандартные подходы к архитектуре.
Всего на хакатон зарегистрировалось 2 035 участников, мы получили 111 решений и выбрали из них 15 сильнейших. Команды, которые прошли в финал, презентовали свои проекты очно в Москве в Московском Императорском яхт-клубе — из них жюри выбрало победителей.

Что там с призами
Призовой фонд внешнего трека составил 1 500 000 рублей. В общем зачете победили три команды:
1 место — команда Java Boys. Рустам Гулямов из Санкт-Петербурга, Рустам Курамшин из Ростова-на-Дону, Александр Янчий и Рустам Зулкарниев из Москвы. Приз — 500 000 рублей.

2 место — команда «Траллателло Тралала». Артем Сокерин и Дмитрий Горбунов из Москвы, Степан Бородин из Екатеринбурга. Приз — 300 000 рублей.

3 место — lab260_ifAPI. Елизавета Пузырева, Василий Кудрявцев, Владислав Агапов, Елизавета Кожемякина, Артем Костылев, все ребята из Москвы. Приз — 200 000 рублей.

Дополнительно жюри выбрало лучшее решение в каждом треке, то есть пять команд получили еще по 100 000 рублей. Важное условие: победители не повторялись. Если команда взяла место в общем зачете, в дополнительной номинации она не участвовала.
А вот и обладатели лучшего решения в каждом треке:
MWS GPT — «Люди Икс». Данил и Анастасия Черкашины из Москвы.

MWS Octapi — IT-AUL (MISISxKFUxCU). Ренат Губайдуллин, Ранэль Хаметшин, Максим Сотников из Москвы, Ибрагим Карамов и Данис Галеев из Казани.

Product Factory — Turtle Team. Алексей Шашкин и Дарья Архипова из Ростова-на-Дону, Евгений Полещук из Санкт-Петербурга.

MWS Tables — «Пик$ельные пуп$ики». Елизавета Крупина, Мария Шмыгина, Никита Глушков, Дарья Нефедова, Наталья Нестерова — все из Москвы.

MWS Data — Tidy Pandas. Надежда Вотинцева, Дарья Козеева, Татьяна Булатова из Перми.

«Мы — опытная команда, но хакатон помог подтянуть навыки». Отзыв участника
Впечатлениями о событии поделился Рустам Курамшин: его команда Java Boys заняла 1 место.
«True Tech Hack — довольно сложный формат хакатона: условие участия одно — тебе должно быть от 18 лет. То есть попасть сюда могут и студенты, и опытные ИТ-специалисты. Казалось бы, молодежи должно быть сложно конкурировать с опытными айтишниками, которые несколько лет пишут проекты в компаниях. Но на True Tech Hack ребята, которые еще вчера были студентами, показали высокий уровень. Когда мы смотрели финальные презентации, нас самих это очень удивило. У них были проекты такого же уровня, как если бы они несколько лет занимались энтерпрайз-разработкой. Для нас True Tech Hack подчеркнул, что сейчас в разработке можно написать что-то достойное, даже если ты школьник или студент.
Из пяти треков хакатона мы выбрали задачу с AI Schema Builder, где нужно сгенерировать большой JSON по спецификации для low-code-платформы МWS Octapi. Хорошо, что в java-стеке есть Spring Framework. Это основной фреймворк на Java, и в экосистеме Spring в прошлом году появилась библиотека Spring AI для работы с большими языковыми моделями. Она вдохновлена LangChain и другими подходами. Мы взяли ее, и она сильно бустанула разработку.
Наша команда работала сразу в четырех направлениях. Сначала написали базовую часть UI, а алгоритм формирования JSON разрабатывали в последний день. Четыре человека делали четыре разных реализации, чтобы к финалу мы могли выбрать лучшую. Взлетела комбинация Spring AI + OpenAI API + модель ChatGPT 4o. Спасибо экспертам — они оценили решение! Нам удалось занять 1 место. Но победа — это даже не самое приятное, что дал хакатон.
Пока мы работали над решением, буквально чувствовали, как прокачиваются наши навыки: ты узнаешь что-то новое, что-то придумываешь, и у тебя сразу появляются идеи, как сделать еще круче. Когда занимаешься разработкой в обычной жизни, идеи тоже появляются, но до инструментов и реализации доходишь не всегда, а тут — сроки, стимул. Лично меня хакатон от МТС подтолкнул использовать Spring AI и впервые написать проект, который на бэкенде взаимодействует с LLM. В этом оригинальность — раньше я такие проекты не писал. Теперь я изучаю LangChain, как делаются AI-агенты, и у меня много задумок».

Как был устроен внутренний трек
Хакатон для сотрудников МТС проходил в тот же период, что и для внешних участников. На этот раз задача была одна:
«The Platform Boost: MVP за 4 дня на платформах будущего». Участники должны были создать прототипы для корпоративных сервисов компании, которые можно представить и протестировать уже через четыре дня.
Команды могли выбрать один из подходов: улучшать существующие сервисы МТС или предложить собственный прототип, созданный с нуля. Они могли использовать AI/ML, нейросети, обработку изображений, Big Data, а развертывать решение нужно было в инфраструктуре МТС.

Каким требованиям должны были соответствовать решения:
технологическая новизна: применение современных подходов и интеграция с платформой;
коммерческий потенциал: решение должно быть востребованным и готовым к быстрому выходу на рынок;
масштабируемость: архитектура должна позволять легко дорабатывать и расширять функциональность.
В этом треке было 25 команд, а это 346 участников. В финале свои решения защищали 7 команд.

Кому досталась победа
Во внутреннем треке тоже было три победителя:
1 место — Technoplatform AI Agents. Марат Велиханов и Роман Нятин из Москвы. Приз — 500 000 рублей.

2 место — SAMWS. Дмитрий Заякин и Дмтрий Мыльников из Перми, Александр Калач из Санкт-Петербурга, Руслан Ильясов из Казани, Дмитрий Чехунов.

3 место — Platform AI Chemist. Айдар Шарафиев из Казани, Кирилл Елисеев из Калининграда, Анастасия Сергеева и Георгий Николаев из Москвы.

Все решения, которые предложили финалисты, уже внедряются в действующие продукты компании — ИТ-платформы DevX, Tables и OPS.
Приз за сильное решение внутреннего трека тоже взяли три команды. Каждая получила по 100 000 рублей:
True Hack LLM: Александр Костриков из Москвы и Глеб Когтев из Воронежа.
DOC-AI: Алексей Стрекаловский, Павел Никифоров, Евгений Соломин, Евгений Якупов, Алексей Быков — все из Москвы.
PRCB: Дарья Кузнецова из Барнаула, Вадим Максименко из Москвы, Илья Емельянов из Зеленограда, Игорь Ким и Иван Быков из Саратова.

«Наше решение уже в бэклоге». Опыт участника
Первое место во внутреннем треке заняли Марат Велиханов и Роман Нятин из команды Technoplatform AI Agent. Ребята придумали команду нейроагентов для демо наших продуктов по запросам клиентов.
А вот как прокомментировал участие в хакатоне Марат:
«В офисе я увидел листовку с приглашением на хакатон и подумал: почему бы и нет? Но сначала долго сомневался: я не разработчик, а лидер по стратегии. Но оказалось, участвовать может любой. Договорился с коллегой Романом Нятиным, зарегистрировались — и закрутилось.
Мы вдохновились темой AI-агентов. Хотели помочь сейлзам: они начинают продавать продукты, которые совсем недавно были доступны только для внутреннего пользования, и не могут показать их клиентам без разработчиков. Так и родилась идея — создать цепочку нейроагентов, которые сами генерируют решения на основе запроса клиента. Брали за пример МТС Tables и с помощью API автоматизировали процесс. Один агент — аналитик, второй — процессник, третий — ставит задачи, четвертый — выполняет. Все это работает автономно, и за 5–7 минут мы получали готовый продукт, который теперь можно продемонстрировать клиентам.
После победы идея вызвала живой интерес. Команда МТС Tables уже включила ее в бэклог, сейчас ребята обсуждают внедрение решения. Я думаю, что самое сложное — это не создать технологию, а понять, где ее реально применить. Нам это удалось».

Пришел на хакатон — получил оффер в МТС
Девять финалистов внешнего трека пригласили на работу в МТС прямо на фильных питчингах — в команды MWS Octapi, MWS Tables, Product Factory. В зависимости от уровня, их пригласили на оплачиваемую стажировку или в штат.
Комментарий Александра Бардаша, CTO MWS Octapi:
«В моем треке номинацию за лучшее решение взяла команда IT-AUL (MISISxKFUxCU), и я пригласил участников на стажировку в МТС.
Ребята создали действительно классное решение на основе LLM, которое решает проблемы построения сложных композитных сценариев интеграций. Суть в том, чтобы упростить создание low-code-сценария и поднять уровень абстракции, которую сможет реализовать аналитик любого уровня.
Решение еще нужно доработать, но главное — команда правильно поняла вектор развития. Если дать им больше времени, я уверен, получится классный сервис. Так почему бы не дать возможность ребятам проявить себя? Команда приняла предложение о стажировке, и сейчас мы уже работаем вместе с ребятами. Все классно!»

Пространство для обмена идеями, кросс-проектов и дружбы
Как я уже писала выше, для участия в хакатоне некоторые ребята собирали команды самостоятельно — из своих друзей. Другие знакомились прямо в чатах и объединялись с единомышленниками уже на платформе. Во время подготовки решений ребята постоянно общались в чате: узнавали, кто из какого города, задавали друг другу вопросы, обменивались экспертизой и идеями. Неудивительно, что финальный питчинг 25 апреля был похож на большую встречу старых друзей. Ребята подбадривали друг друга, участвовали в активностях, общались на кофе-брейках и обменивались контактами.
Игорь Густомясов, CTO ИТ-кластера «Технические платформы»: «Во время хакатона я видел, что многие команды общаются между собой, обмениваются идеями и решениями. И это здорово. Нетворкинг — одна из основных идей нашего хакатона. Нам было важно создать пространство для общения между всеми участниками, чтобы они могли не только придумывать новые идеи, но и реализовывать их в ближайшем будущем».

True Tech Hack собирает в одной точке участников со всей России с разным уровнем — от начинающих студентов до опытных профессионалов. Здорово, если совместная работа над задачами и презентациями вдохновит их на совместные проекты, поможет развить профессиональные навыки или перерастет в дружбу на всю жизнь. Тот случай, когда главное — это все-таки не победа.





На сегодня у меня все. Для тех, кто хочет погрузиться в тему еще глубже, мы выложили видео с финала МТС True Tech Hack. А если у вас есть вопросы по хакатону, задавайте их в комментариях — постараюсь на все ответить. До встречи на наших событиях!