Привет, Хабр! Меня зовут Аня Крюкова, я занимаюсь спецпроектами для молодежи и лидирую работу с вузами. В прошлый раз мы разбирали задачи алгоритмического трека на True Tech Champ 2024, а сегодня поговорим о еще одном крупном мероприятии от нашей компании — МТС True Tech Hack.

Расскажу, почему в этом году мы поменяли формат хакатона, сколько ребят в нем участвовало и какие были результаты. Отзывы участников тоже будут. Спойлер: некоторые получили оффер в МТС прямо в день финала. Устраивайтесь поудобнее, задавайте вопросы и присоединяйтесь к нашим следующим хакатонам!

Синергия экспертизы

Раньше на хакатоны от МТС могли зарегистрироваться только внешние специалисты, а кейсы основывались на B2C-продуктах. В этом году мы решили изменить True Tech Hack и организовали два хакатона в одном: отдельно для внешних ИТ-специалистов и для сотрудников МТС. При этом участники обоих направлений разрабатывали решения на базе The Platform для создания цифровых продуктов. Почему мы пришли именно к такому формату?

Задействовав внешних и внутренних ИТ-специалистов, с одной стороны, мы получили нестандартные идеи и свежий взгляд на продукты компании. А с другой — глубокую проработку внутренних сервисов от сотрудников МТС, которые могли использовать свою экспертизу.

В результате нового формата решения финалистов уже внедряются в существующие продукты компании. Бинго!

Гайд по внешнему треку

Участвовать во внешнем хакатоне могли ребята со всей России, которым уже исполнилось 18 лет: системные аналитики, Data Scientists, Data Engineers, frontend- и backend-разработчики, Android-разработчики, бизнес-аналитики, аналитики данных, MLOps- и DevOps-инженеры, ИТ-архитекторы, Product-менеджеры, UI/UX-дизайнеры. Для этого нужно было подать заявку на сайте, а потом объединиться в команду с другими участниками. Кто-то собирал команду сам, вместе со своими друзьями, другие знакомились и объединялись в команды на платформе True Tech Arena. В каждой должно было быть от 2 до 5 человек.

Этапы хакатона:

  • до 16 апреля — регистрация команд;

  • с 17 по 21 апреля — основной этап;

  • 22 апреля — публикация списка финалистов;

  • 25 апреля — финальный питчинг и награждение в офлайне в Москве.

Перед основным этапом мы провели митап для участников: эксперты знакомили их с возможностями ИТ-платформ, подробно рассказывали о задачах и давали рекомендации, как создать успешный проект. Вплоть до отправки финальных решений ребята могли задавать вопросы экспертам на Q&A-сессии и чекпоинтах и обращаться за помощью к кураторам, которые всегда были на связи.

На финальных питчингах участники смогли продемонстрировать свои проекты. Жюри не просто оценивало их, а старалось дать развернутую обратную связь: как и что именно улучшить, в каком направлении двигаться дальше.

Павел Бабин, CPO MWS GPT: «Выбрать победителя было непросто. У ребят были сильные решения, и они шли вровень. Хочу сказать всем участникам: если даже вы не выиграли сегодня, не забрасывайте свой проект — он может стать крутым стартапом!»

Павел Бабин в жюри хакатона, слева
Павел Бабин в жюри хакатона, слева
Фото с финальных питчингов в Москве 25 апреля
Фото с финальных питчингов в Москве 25 апреля

Из каких задач выбирали

Каждая команда могла выбрать один из пяти треков:

1. MWS Data — MWS Data Pipeline: оптимизация от сбора до отчета. Разработай решение для автоматизации процессов сбора данных из открытых источников, их обработки и создания аналитических отчетов на основе набора инструментов MWS Data.

Что требовалось от решений и как они оценивались:

Решение должно было:

  • полностью автоматизировать сбор и очистку данных;

  • обеспечивать обновление отчетов в реальном времени — не реже чем раз в 3 минуты;

  • использовать исключительно инструменты MWS Data.

Что оценивалось:

  • архитектура конвейера: почему выбраны конкретные инструменты и как они устраняют узкие места в обработке данных;

  • скорость обработки: система должна была справляться с потоком данных без ручного вмешательства;

  • наглядность отчетов: визуализация трендов по ESG-показателям для нетехнических специалистов.

2. MWS Octapi — AI Schema Builder: генерация схем. Разработай решение на базе ИИ, автоматизирующее процесс создания JSON-схем для описания бизнес-логики и интеграций.

Что требовалось от решений и как они оценивались:

Технические требования:

  • генерация валидных JSON-схем по описанию на естественном языке;

  • интерактивное редактирование через диалог с языковой моделью;

  • автоматическая проверка корректности интеграционных шагов;

  • время отклика системы не более 5 секунд;

  • поддержка всех основных браузеров.

Что оценивалось:

  • точность генерации схем: соответствие выходных JSON-схем тестовым примерам и их валидность;

  • запрос недостающей информации: способность системы выявлять и запрашивать у пользователя отсутствующие обязательные данные;

  • обнаружение нереализованных шагов: проверка корректности интеграционных шагов и уведомление о несуществующих;

  • скорость обработки изменений: время отклика системы при обновлении схемы не должно превышать 5 секунд.

3. MWS Tables — цифровизация через MWS Tables: интеграция данных и процессов в единую экосистему. Автоматизируй процессы работы с данными, создав единую экосистему на базе MWS Tables для минимизации дублирования задач и повышения прозрачности операций. 

Что требовалось от решений и как они оценивались:

Технические требования:

  • интеграция минимум 5 связанных таблиц;

  • реализация автоматизированных рабочих процессов;

  • создание интуитивного интерфейса для мониторинга;

  • поддержка ролевой модели доступа;

  • разработка аналитических дашбордов.

Что оценивалось:

  • глубина автоматизации: количество охваченных процессов и используемых инструментов;

  • использование возможностей платформы: сложность связей и интеграций;

  • релевантность бизнес-области: соответствие решения реальным проблемам;

  • пользовательский опыт: удобство навигации и скорость работы.

4. Product Factory — TouchVision: AI-ассистент для незрячих и слабовидящих пользователей. Разработай AI-ассистент, который будет анализировать интерфейсы мобильных приложений, реагировать на касания и жесты пользователя и преобразовывать визуальные элементы в голосовые подсказки.

Что требовалось от решений и как они оценивались:

Технические требования:

  • распознавание интерфейсов в реальном времени;

  • поддержка минимум 10 жестов для навигации;

  • локализация на три языка;

  • работа на устройствах бюджетного сегмента;

  • использование Sunkey Toolkit для сборки.

Что оценивалось:

  • интуитивность жестов: простота запоминания и естественность;

  • точность распознавания: успешность выполнения трех тестовых сценариев;

  • контекстная помощь: качество подсказок в нестандартных ситуациях;

  • локализация: корректность перевода интерфейса;

  • производительность: нагрузка на систему.

5. MWS GPT — умный напарник: мультиагентная LLM-система для поддержки операторов контакт-центра. Разработай мультиагентную систему на базе языковых моделей, которая помогает оператору контакт-центра в реальном времени.

Что требовалось от решений и как они оценивались:

Технические требования:

  • использование MWS GPT в качестве базовой модели;

  • поддержка русского языка;

  • интеграция с векторной базой данных (Qdrant/Weaviate/FAISS);

  • REST API для подключения к CRM-системам;

  • автоматическое заполнение карточки клиента по шаблону.

Что оценивалось:

  • функциональность агентов: точность распознавания намерений, анализ тональности, качество подсказок;

  • удобство интерфейса: интуитивность для оператора, скорость работы;

  • согласованность агентов: отсутствие конфликтов в работе модулей;

  • оригинальность: нестандартные подходы к архитектуре.

Всего на хакатон зарегистрировалось 2 035 участников, мы получили 111 решений и выбрали из них 15 сильнейших. Команды, которые прошли в финал, презентовали свои проекты очно в Москве в Московском Императорском яхт-клубе — из них жюри выбрало победителей.

Здесь проходили финальные презентации и награждение 25 апреля
Здесь проходили финальные презентации и награждение 25 апреля

Что там с призами

Призовой фонд внешнего трека составил 1 500 000 рублей. В общем зачете победили три команды:

1 место — команда Java Boys. Рустам Гулямов из Санкт-Петербурга, Рустам Курамшин из Ростова-на-Дону, Александр Янчий и Рустам Зулкарниев из Москвы. Приз — 500 000 рублей.

2 место — команда «‎Траллателло Тралала». Артем Сокерин и Дмитрий Горбунов из Москвы, Степан Бородин из Екатеринбурга. Приз — 300 000 рублей.

3 место — lab260_ifAPI. Елизавета Пузырева, Василий Кудрявцев, Владислав Агапов, Елизавета Кожемякина, Артем Костылев, все ребята из Москвы. Приз — 200 000 рублей.

Дополнительно жюри выбрало лучшее решение в каждом треке, то есть пять команд получили еще по 100 000 рублей. Важное условие: победители не повторялись. Если команда взяла место в общем зачете, в дополнительной номинации она не участвовала.

А вот и обладатели лучшего решения в каждом треке:

  • MWS GPT — «Люди Икс». Данил и Анастасия Черкашины из Москвы.

  • MWS Octapi — IT-AUL (MISISxKFUxCU). Ренат Губайдуллин, Ранэль Хаметшин, Максим Сотников из Москвы, Ибрагим Карамов и Данис Галеев из Казани.

  • Product Factory — Turtle Team. Алексей Шашкин и Дарья Архипова из Ростова-на-Дону, Евгений Полещук из Санкт-Петербурга.

  • MWS Tables — «Пик$ельные пуп$ики». Елизавета Крупина, Мария Шмыгина, Никита Глушков, Дарья Нефедова, Наталья Нестерова — все из Москвы.

  • MWS Data — Tidy Pandas. Надежда Вотинцева, Дарья Козеева, Татьяна Булатова из Перми.

«Мы — опытная команда, но хакатон помог подтянуть навыки». Отзыв участника

Впечатлениями о событии поделился Рустам Курамшин: его команда Java Boys заняла 1 место.

«True Tech Hack — довольно сложный формат хакатона: условие участия одно — тебе должно быть от 18 лет. То есть попасть сюда могут и студенты, и опытные ИТ-специалисты. Казалось бы, молодежи должно быть сложно конкурировать с опытными айтишниками, которые несколько лет пишут проекты в компаниях. Но на True Tech Hack ребята, которые еще вчера были студентами, показали высокий уровень. Когда мы смотрели финальные презентации, нас самих это очень удивило. У них были проекты такого же уровня, как если бы они несколько лет занимались энтерпрайз-разработкой. Для нас True Tech Hack подчеркнул, что сейчас в разработке можно написать что-то достойное, даже если ты школьник или студент.

Из пяти треков хакатона мы выбрали задачу с AI Schema Builder, где нужно сгенерировать большой JSON по спецификации для low-code-платформы МWS Octapi. Хорошо, что в java-стеке есть Spring Framework. Это основной фреймворк на Java, и в экосистеме Spring в прошлом году появилась библиотека Spring AI для работы с большими языковыми моделями. Она вдохновлена LangChain и другими подходами. Мы взяли ее, и она сильно бустанула разработку.

Наша команда работала сразу в четырех направлениях. Сначала написали базовую часть UI, а алгоритм формирования JSON разрабатывали в последний день. Четыре человека делали четыре разных реализации, чтобы к финалу мы могли выбрать лучшую. Взлетела комбинация Spring AI + OpenAI API + модель ChatGPT 4o. Спасибо экспертам — они оценили решение! Нам удалось занять 1 место. Но победа — это даже не самое приятное, что дал хакатон.

Пока мы работали над решением, буквально чувствовали, как прокачиваются наши навыки: ты узнаешь что-то новое, что-то придумываешь, и у тебя сразу появляются идеи, как сделать еще круче. Когда занимаешься разработкой в обычной жизни, идеи тоже появляются, но до инструментов и реализации доходишь не всегда, а тут — сроки, стимул. Лично меня хакатон от МТС подтолкнул использовать Spring AI и впервые написать проект, который на бэкенде взаимодействует с LLM. В этом оригинальность — раньше я такие проекты не писал. Теперь я изучаю LangChain, как делаются AI-агенты, и у меня много задумок».

Как был устроен внутренний трек

Хакатон для сотрудников МТС проходил в тот же период, что и для внешних участников. На этот раз задача была одна:

«The Platform Boost: MVP за 4 дня на платформах будущего». Участники должны были создать прототипы для корпоративных сервисов компании, которые можно представить и протестировать уже через четыре дня.

Команды могли выбрать один из подходов: улучшать существующие сервисы МТС или предложить собственный прототип, созданный с нуля. Они могли использовать AI/ML, нейросети, обработку изображений, Big Data, а развертывать решение нужно было в инфраструктуре МТС.

Каким требованиям должны были соответствовать решения:
  • технологическая новизна: применение современных подходов и интеграция с платформой;

  • коммерческий потенциал: решение должно быть востребованным и готовым к быстрому выходу на рынок;

  • масштабируемость: архитектура должна позволять легко дорабатывать и расширять функциональность.

В этом треке было 25 команд, а это 346 участников. В финале свои решения защищали 7 команд.

Кому досталась победа

Во внутреннем треке тоже было три победителя:

1 место — Technoplatform AI Agents. Марат Велиханов и Роман Нятин из Москвы. Приз — 500 000 рублей.

2 место — SAMWS. Дмитрий Заякин и Дмтрий Мыльников из Перми, Александр Калач из Санкт-Петербурга, Руслан Ильясов из Казани, Дмитрий Чехунов.

3 место — Platform AI Chemist. Айдар Шарафиев из Казани, Кирилл Елисеев из Калининграда, Анастасия Сергеева и Георгий Николаев из Москвы.

Все решения, которые предложили финалисты, уже внедряются в действующие продукты компании — ИТ-платформы DevX, Tables и OPS.

Приз за сильное решение внутреннего трека тоже взяли три команды. Каждая получила по 100 000 рублей:

  • True Hack LLM: Александр Костриков из Москвы и Глеб Когтев из Воронежа.

  • DOC-AI: Алексей Стрекаловский, Павел Никифоров, Евгений Соломин, Евгений Якупов, Алексей Быков — все из Москвы.

  • PRCB: Дарья Кузнецова из Барнаула, Вадим Максименко из Москвы, Илья Емельянов из Зеленограда, Игорь Ким и Иван Быков из Саратова.

Команда PRCB
Команда PRCB

«Наше решение уже в бэклоге». Опыт участника

Первое место во внутреннем треке заняли Марат Велиханов и Роман Нятин из команды Technoplatform AI Agent. Ребята придумали команду нейроагентов для демо наших продуктов по запросам клиентов.

А вот как прокомментировал участие в хакатоне Марат:

«В офисе я увидел листовку с приглашением на хакатон и подумал: почему бы и нет? Но сначала долго сомневался: я не разработчик, а лидер по стратегии. Но оказалось, участвовать может любой. Договорился с коллегой Романом Нятиным, зарегистрировались — и закрутилось.

Мы вдохновились темой AI-агентов. Хотели помочь сейлзам: они начинают продавать продукты, которые совсем недавно были доступны только для внутреннего пользования, и не могут показать их клиентам без разработчиков. Так и родилась идея — создать цепочку нейроагентов, которые сами генерируют решения на основе запроса клиента. Брали за пример МТС Tables и с помощью API автоматизировали процесс. Один агент — аналитик, второй — процессник, третий — ставит задачи, четвертый — выполняет. Все это работает автономно, и за 5–7 минут мы получали готовый продукт, который теперь можно продемонстрировать клиентам.

После победы идея вызвала живой интерес. Команда МТС Tables уже включила ее в бэклог, сейчас ребята обсуждают внедрение решения. Я думаю, что самое сложное — это не создать технологию, а понять, где ее реально применить. Нам это удалось».

Пришел на хакатон — получил оффер в МТС

Девять финалистов внешнего трека пригласили на работу в МТС прямо на фильных питчингах — в команды MWS Octapi, MWS Tables, Product Factory. В зависимости от уровня, их пригласили на оплачиваемую стажировку или в штат.

Комментарий Александра Бардаша, CTO MWS Octapi:

«В моем треке номинацию за лучшее решение взяла команда IT-AUL (MISISxKFUxCU), и я пригласил участников на стажировку в МТС.

Ребята создали действительно классное решение на основе LLM, которое решает проблемы построения сложных композитных сценариев интеграций. Суть в том, чтобы упростить создание low-code-сценария и поднять уровень абстракции, которую сможет реализовать аналитик любого уровня.

Решение еще нужно доработать, но главное — команда правильно поняла вектор развития. Если дать им больше времени, я уверен, получится классный сервис. Так почему бы не дать возможность ребятам проявить себя? Команда приняла предложение о стажировке, и сейчас мы уже работаем вместе с ребятами. Все классно!»

Александр Бардаш, CTO MWS Octapi
Александр Бардаш, CTO MWS Octapi

Пространство для обмена идеями, кросс-проектов и дружбы

Как я уже писала выше, для участия в хакатоне некоторые ребята собирали команды самостоятельно — из своих друзей. Другие знакомились прямо в чатах и объединялись с единомышленниками уже на платформе. Во время подготовки решений ребята постоянно общались в чате: узнавали, кто из какого города, задавали друг другу вопросы, обменивались экспертизой и идеями. Неудивительно, что финальный питчинг 25 апреля был похож на большую встречу старых друзей. Ребята подбадривали друг друга, участвовали в активностях, общались на кофе-брейках и обменивались контактами.

Игорь Густомясов, CTO ИТ-кластера «Технические платформы»: «Во время хакатона я видел, что многие команды общаются между собой, обмениваются идеями и решениями. И это здорово. Нетворкинг — одна из основных идей нашего хакатона. Нам было важно создать пространство для общения между всеми участниками, чтобы они могли не только придумывать новые идеи, но и реализовывать их в ближайшем будущем».

Слева — Игорь Густомясов, CTO ИТ-кластера «Технические платформы»
Слева — Игорь Густомясов, CTO ИТ-кластера «Технические платформы»

True Tech Hack собирает в одной точке участников со всей России с разным уровнем — от начинающих студентов до опытных профессионалов. Здорово, если совместная работа над задачами и презентациями вдохновит их на совместные проекты, поможет развить профессиональные навыки или перерастет в дружбу на всю жизнь. Тот случай, когда главное — это все-таки не победа.

На сегодня у меня все. Для тех, кто хочет погрузиться в тему еще глубже, мы выложили видео с финала МТС True Tech Hack. А если у вас есть вопросы по хакатону, задавайте их в комментариях — постараюсь на все ответить. До встречи на наших событиях!

Комментарии (0)