В банковском секторе (и не только) эффективность — понятие относительное.
Зачастую корпоративные университеты представляют результаты обучения в виде сухого показателя обученности или, в лучшем случае, оптимистичного NPS. Сами по себе эти показатели ни плохи, ни хороши, но при их выбор бизнес-заказчик, как правило, выражает скепсис, и тогда в переговорной нависает вопрос: «А действительно ли обучение что‑то решает?»
В данной статье я покажу на примере, как можно измерять эффективность обучения, какие метрики выбрать и на что ориентироваться.
Метрики эффективности обучения зависят от целей компании
Закона Гудхарта гласит:
«Если мера становится целью, она перестаёт быть хорошей мерой»
Если у вас есть сложности с оценкой эффективности, первое, что вам необходимо принять — это то, что вам скорее всего не хватает не математического выражения формулы, а концепции и понимания того, что эта формула должна выражать.
Постарайтесь посмотреть на проблему чуть шире и задайтесь вопросом «Зачем?»
Зачем мы проводим обучение в компании?
Какую проблему оно решает?
Действительно ли оно её решает?
Как мы понимаем, что оно её решает?
Действительно ли это решение эргономично?
Эффективность — это не одна метрика, а целое множество метрик.
Чтобы понять насколько обучение эффективно, нужно понять, как оно встраивается в общую бизнес-стратегию организации. Поэтому на эффективность необходимо смотреть комплексно, вылавливая баланс между показателями «скорости», «цены» и «качества».
Только вместе они формируют полную картину, по отдельности же — не говорят ни о чём.
Анекдот:
Рекламный баннер строительной фирмы
«Работу выполняем быстро, качественно, недорого»*
*При заказе выберите 2 условия
Основные метрики оценки корпоративного обучения

На разных этапах развития компании на первый план могут выходить сначала одни метрики, затем — другие, и наконец — третьи. Поэтому иногда при принятии решений достаточно ограничиться одной из групп. Однако, чем больше метрик попадают в ваше поле зрения, чем больше из них отражают ваши идеи, тем ближе заветная цель: комплексная оценка эффективности обучения.
Вот примеры задач, которые могут решаться без композитной формулы:
Если вам нужно выполнить задачу по подготовке большого объёма кандидатов — ориентируйтесь на метрики производительности (Сколько обучение может пропустить через себя? Каков охват? Каков отток?) — используйте метрики вроде конверсии в завершённый план обучения, среднее время прохождения плана или успеваемости обучающихся.
Если вы хотите выйти, например, на внешний рынок и воспринимаете обучение как на продукт — применяйте продуктовые метрики, вроде вовлечённости, лояльности или NPS. Если вам важна не только «обёртка», но и «начинка» — посмотрите на качество разработки и поведенческие индикаторы, о которых писали Б.Блум и Д.Киркпатрик. (Насколько ваше обучение практикоориентированно? Действительно ли оно направлено на формирование целевого поведения у сотрудников?)
-
Только после этого получится перейти к финансовой стороне вопроса и проверить насколько конечные изменения в поведении оправдывают затраты на разработку и обучение. Каков его вклад в бизнес-результат? Сколько это стоило? Возвратны ли инвестиции в развитие сотрудников?
! Если на поведенческом уровне сотрудники не применяют на практике то, чему они обучились, имеет смысл поработать с метриками качества обучения и изменить подход к разработке. Говорить о рентабельности не имеет смысла.
Основные тезисы:
Первое. Эффективность относительна, поэтому она располагается на стыке «Производительности», «Качества» и «Стоимости обучения» и выражается копмозитной метрикой.
Второе. Чтобы посчитать эффективность, необходимо прежде определить, что для вашей компании концептуально значит эффективность обучения и как его результаты встраивается в единую бизнес-стратегию.
Как посчитать эффективность обучения?
Ответ напрашивается сам собой. Для начала необходимо научиться рассчитывать индекс по каждой группе метрик отдельно и только потом объединять эти показатели в одну формулу. Этот способ сейчас и разберём.
Пойдём от самого простого. На примере метрики производительности рассчитаем
Индекс производительности обучения или LPI (Learning Performance Index).
Какие показатели в конечном счёте войдут в него и будут учитываться, на самом деле решать вам, мы же разберём сам принцип и для примера допустим, что в вашей организации актуальны следующие:
Обученность (Completion Rate) — доля сотрудников, завершивших обучение
CR = (Количество завершивших обучение) / (Общее количество начавших обучение) × 100%
Прохождение плана в срок (On-Time Completion Rate) — доля сотрудников, завершивших обучение в установленный срокOTCR = (Количество завершивших обучение в срок) / (Общее количество завершивших обучение) × 100%
Завершение на максимальный балл (Perfect Completion Rate) — доля сотрудников, завершивших обучение на максимальный баллPCR = (Количество завершивших с максимальным баллом) / (Общее количество завершивших обучение в срок) × 100%
И вот перед вами встала задача: рассчитать производительность учебного трека, в который зашли 100 человек, 70 из которых завершили обучение в срок, а максимальный балл набрали 50 из последних.
Формула индекса производительности данного трека будет выглядеть так:
Она объединяет и учитывает ранее заявленные метрики в некоторой пропорции (веса):
Название метрики |
Начали (чел) |
Завершили (чел) |
Показатель (%) |
Вес показателя* |
Вклад в LPI (%) |
---|---|---|---|---|---|
Завершённость (CR) |
100 |
80 |
80% |
0,7 |
56% |
Прохождение в срок (OTCR) |
80 |
70 |
88% |
0,2 |
18% |
Макс. балл (PCR) |
70 |
50 |
71% |
0,1 |
7% |
*Сумма весов всегда должна ровняться 1. Вес каждого показателя определяется отдельно исходя из фокусов внимания компании: что для неё важнее в конкретный момент: завершённость, сроки обучения или максимальный балл.
Значения весов в таблице носят иллюстративный характер.
Подставим значения в формулу
Ответ: индекс производительности равен 80,6%
Аналогичный подсчёт можно произвести и по другим группам метрик («Качество» и «Стоимость») и тогда останется лишь объединить показатели единой формуле эффективности, указывая веса уже и для других групп.
Итоговая формула оценки эффективности:
Эффективность обучения = (% Производ x вес Производа) + (% Качество x вес Качества) + (% Стоимость x вес Стоимости) x 100
Как видите, формула эффективности очень проста, но её наполнение зависит от задач, которые компания ставит перед обучением:
Обучать массово?
Обучать качественно?
Обучать дёшево?
Можете не выбирать 2 условия, а всего лишь подобрать веса таким образом, чтобы баланс между группами метрик устраивал и вас, и других стейкхолдеров.
Вот ещё примеры метрик, которые можно использовать для подсчёта индексов групп «Производительности», «Качества» и «Стоимости обучения»
Производительность |
Качество |
Стоимость |
---|---|---|
Посещаемость |
Вовлечённость |
Стоимость обучения на 1 чел |
Доля завершивших обучение |
Усвояемость (знаний) |
Стоимость разработки |
Доля прошедших в срок |
Применимость навыков (изменения в поведении) |
Стоимость сохранения кадров |
Среднее время прохождения |
% ошибок и самостоятельной работы |
Доля досрочного завершения обучения |
Успешность |
Охват компетенций обучением |
Окупаемость обучения |
Доля завершивших с первой попытки |
Удовлетворённость обучением NPS |
Доля повторного прохождения обучения |
Главное:
Выбор метрик и их весов — это не техническая, а стратегическая задача, которую нужно обсуждать с бизнесом и HR. Только так индекс эффективности обучения может стать инструментом принятия решений и управления бизнес-результатом.
И напоследок...
Практические шаги для подсчёта эффективности обучения:
Определите цели обучения ( трека или отдельной программы);
Подберите под эти цели метрики внутри каждой из групп, произведите подсчёт;
Присвойте веса каждому показателю, подсчитайте взвешенный индекс по каждой группе: «Производительность», «Качество», «Стоимость»;
Присвойте веса каждой группе индексов и поставьте их в формулу;
Определите период замера эффективности (неделя/месяц/квартал/год) и отслеживайте динамику;
Пересматривайте веса и метрики по мере смены фокусов компании.