Автономный транспорт давно вышел за пределы закрытых полигонов и футуристичных историй. Он уже работает и приносит пользу бизнесу и людям. В России тягачи Navio два года возят реальные грузы коммерческих клиентов по трассе М-11 «Нева». А в США, Китае или Европе можно совершить поездку на роботакси. Тем не менее, восприятие технологии остается противоречивым. Видео, где автомобиль без водителя в салоне не может выехать с кольцевого перекрестка или воспринимает человека в майке с надписью STOP как команду к действию, усиливают скепсис и снижают доверие к результатам разработчиков. Почему компании, которые работают над технологией с 2009 года [больше 15 лет], не смогли добиться ее стабильной работы.

Классический подход в разработке автономного транспорта

Алгоритмический подход признан классическим в разработке автономного транспорта. Логическая архитектура построена на основе последовательности действий водителя за рулем:

  • восприятие окружающего мира — набор сенсоров (радары, лидары, камеры);

  • определение местоположения — карты, модуль позиционирования, сенсоры;

  • предсказывание действий других объектов вокруг — алгоритмы на базе кинематической составляющей и модели динамики объектов;

  • планирования пути — руководство к действию или свод правил, основанный на правилах дорожного движения (ПДД);

  • управление — модуль внутри автомобиля приводит его в движение. 

Этот код пишется 15 лет и никогда не будет завершен 

Несовершенность классического подхода обнаружилась на этапе планирования пути. При алгоритмическом подходе условия прописываются вручную (what-if сценарии). Автономное транспортное средство принимает решение на основе типа объекта (автомобиль, пешеход, др.), дальше добавляются такие условия, как состояние дорожного покрытия, погода, светофоры, другие объекты. Все это ведет к экспоненциальному росту проверок вложенных условий. Обладая достаточным парком автомобилей, за несколько лет разработчик может закрыть самые часто встречающиеся сценарии на дороге. Следующие несколько лет проездов выловят более редкие случаи и укрепят базу. Но остается открытым вопрос, что делать с уникальными ситуациями, как человек в футболке с надписью STOP или объездом препятствия в месте, где обгон запрещен разметкой. Невозможно вручную прописать все условия заранее, мир сегодня слишком непредсказуем. Такой подход не позволит масштабировать технологию и обеспечить ее стабильность на 100%, особенно в условиях города. Такая бесконечность сценариев называется Long Tail.

График частоты сценарией в рамках процесса обучения автономного транспорта
График частоты сценарией в рамках процесса обучения автономного транспорта

Но за ней стоит более глобальная задача — в алгоритмическом подходе в момент принятия решения внутри вычислителя происходит поиск «шаблона» по совпадению условий. Для того, чтобы перестать «догонять» сценарии, нужна принципиально другая технология. 

NavioSim догонит ускользающий хвост сценариев

В Navio мы создаем Physical AI. 2025-й стал для нас годом технологической трансформации. Мы перешли к принципиально новому подходу — внедрили генеративный искусственный интеллект (GenAI) и разработали фотореалистичный симулятор. Один из ключевых инструментов, который поможет нам двигаться дальше — быстро и безопасно. 

График распределения сценариев для тестирования автономного транспорта
График распределения сценариев для тестирования автономного транспорта

В NavioSim можно воспроизводить сложные, опасные или редкие сценарии в безопасной виртуальной среде. Технология основана на синтезе генеративных моделей и движка фотореалистичного рендера Navio. Симулятор умеет моделировать улицы разных городов, агентов движения и их траекторию, погоду, время дня и человека в футболке с надписью STOP.

NavioSim способен создавать сцены с высокой степенью детализации, идентичные действительности. Таким образом, мы можем проактивно обучать модель на сценариях, встреча с которыми в реальной жизни близка к нулю, но все же не исключена (например, лобовое столкновение). Благодаря технологии фотореалистичного симулятора мы в разы ускорим сбор датасета и заполним все необходимые сегменты навыков вождения нашего AI-водителя. В будущем он также позволит быстро масштабировать технологию и запускаться в любой новой локации. 

VLA станет новым стандартом индустрии

Мы приближаемся к этапу, когда автономный транспорт сможет не просто следовать по маршруту, а понимать окружающий мир. Ключевую роль здесь играют VLA-модели (Vision-Language-Action). В отличие от классических алгоритмов, которые решают отдельные задачи, модель позволяет объединять восприятие, прогноз и принятие решений в единую систему. VLA переводит сложный поток данных с камер, радаров и лидаров в понятное описание ситуации: что происходит на дороге, какие объекты рядом и как они могут себя вести. То есть модель видит картину целиком, связывает ее с контекстом и способна интерпретировать их смысл, как человек. 

Представьте, что впереди автомобиля дорожно-ремонтные работы: вместо привычных разметки и знаков появляются временные ограждения и жесты рабочего, указывающего путь. VLA распознает эти объекты, анализирует их поведение в контексте движения и выбирает корректную траекторию. Такой подход позволяет адаптироваться к новым сценариям в моменте и применять накопленный опыт в нестандартных ситуациях. 

Таким образом, интеграция VLA позволит автономному транспорту уверенно действовать в любых условиях и быстро масштабироваться. Это новый тренд в отрасли и следующий переломный момент эволюции Physical AI компании Navio.

Комментарии (2)


  1. Zara6502
    30.10.2025 09:23

    я вожу машину 20 лет и часто впереди вообще непонятно куда ехать, потому что временную разметку делают люди с тремя классами образования, а чтобы сломать ИИ достаточно на знаке написать слово из трёх букв и это уже не знак вовсе.

    так что все ИИ которые можно было бы сосредоточить на транспорте - это междугородние перевозки на выделенных трассах. Но перевозка грузов автомашинами это бред из 1950-х и "особенность" США, в любой нормальной стране стремятся грузы перевозить на жд транспорте, вот его и можно ставить на "рельсы" ИИ, но у японцев (да и китайцев думаю), с этим уже давно всё хорошо.

    Вообще автомобильный транспорт в мегаполисах нужно убирать совсем, делать монорельс с индивидуальными вагонетками, а дорожную инфраструктуру оставлять для самокатов и автономных такси/автобусов и беспилотного транспорта с доставкой грузов.


    1. SergeyProkhorenko
      30.10.2025 09:23

      Да, всё верно. Но идее монорельса с индивидуальными вагонетками уже много десятилетий, а есть всего три робких коммерческих реализации - в лондонском аэропорту Хитроу, в ОАЭ и в Южной Корее. И это не сетевой транспорт, а просто замена маршрутки. Дорого, громоздко, медленно, с низкой провозной способностью, на старых технологиях. В техническом плане проекты были довольно скучные, чтобы с меньшими трудностями получить государственные субсидии. Хорошая идея не выстрелила. Причины провала социальные. Идея слишком глобальна и ресурсоемка, чтобы кто-то рискнул вложить достаточно капиталов в ее масштабную реализацию. А MVP монорельса, транспортного средства и многоуровневой системы управления в гараже не создашь. Обычно в начале развития какой-то технологии возникает много конкурирующих проектов, и происходит отсев нежизнеспособных реализаций. Но монорельс легко не поменяешь на другой.

      Придется признать, что к полномасштабной реализации этой идеи придется двигаться через эволюцию автомобильного транспорта: электрические роботакси, изолированные выделенные полосы (и эстакады) для роботакси без пересечений в одном уровне, где роботакси не будут скованы ПДД и действиями водителей и пешеходов, координация движения на выделенных полосах (подключенный транспорт). При этом проблема преодоления "последней мили" до дома по дорогам общего пользования тихой скоростью уже в основном решена - не придется топать пешком от станции монорельса. Более подробно можно прочитать здесь: https://habr.com/en/articles/871324/

      Выделение полос для роботакси - не быстрый и проблемный процесс. Пока об этом вообще мало кто задумывается, а кто-то и возражает: выделенные полосы отнимут у автомобилистов, мы будем стоять в пробке, а роботакси будут проноситься мимо за ограждением со скоростью больше 200 км/ч сплошным потоком. Обидно же.