Появление на дорогах автономных грузовиков — новый тренд в области логистики. Компания Navio является одним из передовых игроков отрасли. Наша команда принимает активное участие в грузоперевозках и ежедневно совершает коммерческие рейсы. Мы следим за трендами рынка и предлагаем решения, которые обеспечат все логистические процессы и откроют новые возможности для развития бизнеса. Это стало одним из факторов разработки собственного автономного тягача, который станет основой для будущего облика индустрии автомобильных грузоперевозок и решит возникающие вопросы: рост издержек и дефицит кадров, особенно — водителей.

В этой статье мы расскажем о том, как разрабатывался дизайн автономного тягача L5, а также о том, какие принципы были заложены в его концепцию. 

Проектирование автономного тягача L5: баланс технологий, функционала и стиля в промышленном дизайне

При создании дизайна необходимо учитывать множество факторов — от компоновки шасси, до сертификационных требований и необходимости корректно расположить компоненты сенсорсета для обеспечения надежной работы всей системы автономного вождения. Команда промышленного дизайна Navio смогла реализовать эту сложную задачу и спроектировать автономный тягач L5 в балансе между технологичностью, функциональностью и визуальным стилем. 

С самого начала разработки мы решили придерживаться традиционного способа сцепки тягача с полуприцепом и взяли за основу двухосный седельный тягач. Важно отметить, что объем и расположение кабины обусловлено принципами аэродинамики, расположением сенсорсета и интерактивных панелей. Однако отсутствие рабочего места водителя позволило пересмотреть форму кабины, ее функционал и исключить множество привычных водительских атрибутов.

Кабина визуально делится на 3 модуля, каждый из которых имеет конкретное функциональное назначение: интерактивные панели для общения тягача с другими участниками дорожного движения и с людьми, участвующими в логистических операциях; вычислитель AI водителя и аэродинамический обтекатель.

Интерактивные панели: дизайн и функциональность цифровых интерфейсов

В передней части расположены интерактивные панели, блок светотехники, а также комплекс сенсорсета. Основной фокус внимания сконцентрирован на интерактивных панелях, с помощью которых L5 взаимодействует с окружающим миром. Они выполнены в черном глянце, что символизирует цифровую сущность тягача и ассоциируется с экраном смартфона. Верхняя панель органично интегрирована в общий объем облицовки, а нижняя — в блок светотехники. Информационные сообщения в виде текста и графики транслируются на LED-экраны интерактивных панелей, которые хорошо видны с разных ракурсов и имеют большую диагональ.

Светотехника и конструкция передней части тягача: эстетика и безопасность

Светотехника выполнена в виде замкнутого светодиодного контура передних габаритных огней и символизирует непрерывность движения автономного грузовика. Горизонтальная ориентация распределения элементов в основании кабины визуально опускает центр тяжести кабины и придает всему объему тягача ощущение устойчивости. Модули головного света расположены по краям блока. Во время движения сценарий работы переднего габаритного огня меняется — замкнутый контур распадается на две отдельные вертикальные квадратные скобки. Единый блок светотехники и нижней коммуникационной панели обрамляют горизонтальные воздухозаборники для поступления достаточного объема воздуха в радиатор.

Компановка сенсорсета и центрального модуля AI-водителя: надежность и функциональность

В передней части кабины тягача находятся компоненты сенсорсета — лидары, радары, камеры, антенны и комплекс очистки оптических систем. Центральные элементы сенсорсета полностью скрыты в корпусе верхней части переднего модуля кабины и за панелью бампера, а боковые — спрятаны в так называемых «ушах», которые немного выступают за габаритную ширину тягача и заменяют зеркала заднего вида.

Компоненты расположены так, чтобы гарантировать точность и эффективность работы всей системы автономного управления. Определены наиболее подходящие углы и точки размещения, а также оптимальная высота — все для обеспечения кругового обзора сенсорсета, без слепых зон.

Концептуальной основой служит главный компонент — центральный модуль с вычислителем AI-водителя. Вычислитель — это аппаратный комплекс и центральный компонент автономного транспортного средства, который отвечает за обработку данных с сенсорсета и принятие решений. Центральный модуль представляет из себя формообразующую П-образную арку, которая плавно перетекает в горизонтальные формы панелей шасси. Цветовое решение модуля выбрано неслучайно — он выполнен в цвете Ice Flow. Это нейтрально-серый оттенок, который не будет спорить с коммерческими полуприцепами.

Аэродинамика и минимизация сопротивления воздуха в конструкции тягача L5: влияние на энергоэффективность

Геометрию силуэта и композицию кабины завершает аэродинамический обтекатель, который предназначен для управления потоком воздуха. Благодаря отсутствию места для водителя, команде промышленного дизайна удалось сделать переход от лобовой части кабины к крыше и обтекателю более низким. Это крайне сильно сказалось на аэродинамических характеристиках тягача. В целом L5 спроектирован с минимумом выпирающих деталей, лишних зазоров и других элементов, увеличивающих сопротивление воздуха. В нашем случае вся кабина целиком выступает в роли единого аэродинамического объема, который бесшовно стыкуется с полуприцепом, встречает воздушный поток мягкими формами и обеспечивает низкий коэффициент Сх для всего автопоезда.

Дизайн внешних элементов шасси тягача также спроектирован с целью снижения воздушного сопротивления. Обтекатели, пороги, юбка, колесные арки и бампер сделаны из практичных и надежных материалов, устойчивых к жестким условиям эксплуатации. Аэродинамические кожухи задних колес — съемные, что упрощает эксплуатацию, особенно в зимний период. Снижению воздушного сопротивления также способствует отсутствие широкого зазора между кабиной и шасси. Реализация такой конструкции стала возможной благодаря тому, что ось опрокидывания была перенесена вниз. При этом доступ к моторному отсеку происходит классическим способом — наклоном кабины вперед. Более глубокое опрокидывание кабины вперед также позволило объединить доступ к моторному отсеку и подкапотному пространству, что упростит процесс обслуживания.

Габаритные огни и поворотники, расположенные рядом с передними колесами, формируют симметричный рисунок освещения, повышающий внимание окружающих участников движения. Задние фонари выполнены в виде горизонтальных скобок, что рифмуется с передним блоком светотехники. Дизайн задних фонарей символизирует проходящие воздушные потоки и повторяет волнообразный силуэт кожуха задних колес. В работу передней и задней светотехники заложены различные динамические сценарии.

Экономия и перспективы бизнеса с автономным тягачом L5: снижение затрат и оптимизация процессов в логистике

При разработке тягача L5 мы уделяли особое внимание интересам бизнеса, поэтому вопрос выгоды и совокупной стоимости владения стал для нас ключевым. Компания Navio с 2023 года занимается автономными магистральными грузоперевозками. Мы знаем, как правильно организовать автономные грузоперевозки и как оптимизировать все сопутствующие процессы. Наша команда видит перспективу и делает ставку на автономные технологии, которые изменят транспортную индустрию.

У нас также есть понимание, каким критериям должен отвечать автономный тягач, чтобы решать поставленные задачи. Эти критерии, в том числе, отражены в дизайне L5. Один из способов оптимизировать операционные расходы бизнеса — снизить потребление топлива. Эту задачу мы решили через повышение аэродинамических свойств как тягача, так и всего автопоезда в целом. В нашей модели аэродинамика — важный фактор снижения расхода топлива, а не эфемерные обещания. Значительный рост влияния аэродинамических сил на расход топлива происходит на скорости от 80 км/ч. Наши грузовики передвигаются по магистралям и, согласно статистике, 90% времени рейса они едут со скоростью более 80 км/ч. Поэтому фактор аэродинамики L5 будет позитивно влиять на снижение общего расхода топлива. В разрезе одного рейса и деятельности бизнеса в целом экономия на топливе станет заметной.

Кроме того, отсутствие водителя также снижает расходы бизнеса. К примеру, автономный тягач может двигаться без длительных остановок на отдых, что значительно сокращает время доставки груза.

Тягач L5 — это наша концепция и видение того, как в перспективе должна выглядеть индустрия автономных грузоперевозок. В него заложены все решения и идеи, которые приближают нас к главной цели — переходу в новую технологическую эпоху. Но это только начальный этап и та форма, на основе которых будут строится будущие разработки.

Комментарии (0)


  1. Wolframium13
    25.09.2025 13:44

    Зачем такая большая кабина?


    1. Navio Автор
      25.09.2025 13:44

      Объем и расположение кабины обусловлено принципами аэродинамики, расположением сенсорсета и интерактивных панелей. Кабина L5 не отличается по размерам от стандартной кабины с водителем для того, чтобы не противоречить аэродинамике прицепа.


  1. Martin_Shtern
    25.09.2025 13:44

    Самый крутой стартап России!