На Хабре, как и во всей ИТ-сфере, есть некоторый скепсис по поводу высшего образования: периодически вспыхивают дискуссии о том, нужно ли оно и стоит ли тратить на него 4 — 6 лет жизни, если за это время можно начать свою карьеру. Да, почти все мы вышли из вузов и сохранили разные воспоминания: от благодарности профессиональным и грамотным преподавателям до содрогания от мысли о культурологии или философии, которые лектор возводил в ранг главных предметов второго курса. В моём первом вузе были чудесные философы, нормальные математики и неплохая для экономистов информатика — возможно, отчасти именно поэтому я выступаю за необходимость высшего образования, да и сама не против учиться дальше и преподавать. Тем не менее, за годы вне вузовских стен айтишники почти смогли меня убедить, что в вузовской среде всё устарело и рассчитывать на что-то большее, чем банальные «пять коридоров» не стоит.

Мне удалось поговорить о математике, искусственном интеллекте, подготовке айтишников, актуальных стеках технологий и высшем образовании с настоящими профессионалами в ННГУ им. Н. И. Лобачевского, одном из топовых вузов страны, который готовит кадры для всех отраслей экономики и в том числе для технологий. Получился удивительно тёплый, актуальный и отчасти философский разговор.

Так получилось, что с ННГУ я постоянно чем-то связана: совсем ещё школьницей я ходила туда на подготовительные курсы, потом играла там за команду своего вуза в «Что? Где? Когда», три года изучала английский, слушала конференции и вот теперь вновь вошла туда как преподаватель и как обозреватель Хабра. Идея интервью была спонтанной: мы просто решили встретиться и поговорить о важных темах, а там как пойдёт.

Мне захотелось понять, что происходит в вузовской среде и как туда вписывается «родная айтишечка». Спойлер: ещё как вписывается, но обо всём по порядку.

Приоритет умным

ННГУ участвует в федеральной Программе стратегического академического лидерства «Приоритет 2030». Кажется, что звучит сложно и скучно, но за длинным названием скрывается мир возможностей для вузов, преподавателей, аспирантов, магистрантов, студентов. Это программа поддержки вузов, нацеленная на то, чтобы к 2030 году сформировать в России более 100 прогрессивных современных университетов – центров научно-технологического и социально-экономического развития страны. ННГУ участвует в этом проекте (а это могут далеко не все вузы!) — причём среди сильных вузов Нижегородской области ННГУ единственный попал в число участников второго уровня (два других вуза попали лишь на третий уровень). Среди трех треков программы в ННГУ есть трек информационных технологий — обширный, мультидисциплинарный, практико-ориентированный. О нём мы начали разговор с д.ф-м.н., директором Института информационных технологий, математики и механики Николаем Юрьевичем Золотых.

Даю справку

Всего в рамках реализации программы «Приоритет 2030» ННГУ реализует три стратегических направления:

  1. «Программное обеспечение для критической инфраструктуры»

  2. «Новые материалы для высокотехнологичных производств»

  3. «Нейроморфные и квантовые технологии, нейро‑ и микроэлектроника»

Н.Ю. Золотых отмечает, что эти треки не существуют сами по себе, а тесно связаны, поскольку обеспечивают развитие ряда перспективных технологий, например, микроэлектроники.

ННГУ не первый год участвует в программе «Приоритет 2030» и всегда входит в пул университетов, которым дают средства на проекты и развитие. «На самом деле — даже на трансформацию вуза», — рассказывает Николай Юрьевич. Он вообще очень погружён в своё дело. Работая в «чистом ИТ», я немного отвыкла от академической среды и было приятно наблюдать огромный, вдохновляющий интерес, который сочетается с профессионализмом и тонким юмором. Николай Юрьевич курирует стратегическое направление «Программное обеспечение для критической инфраструктуры». Флагманский проект в рамках этого направления — разработка программ распределения ресурсов, сложной, серьёзной системы, которая встраивается в АСУ промышленных предприятий. «Мы обязаны не просто разработать само программное обеспечение, но и обязательно показать внедрение. Если раньше учёные отчитывались статьями в престижнейших журналах, то сейчас этого мало: сегодня нужно доводить проект до УГТ-9 (промышленное внедрение). Внедряем в компании. В первую очередь, это компании машиностроительного дивизиона Росатома (речь идёт о ПО «СМАРТ-ресурс» — прим. авт.). Продукт включен в Реестр отечественного программного обеспечения. Среди университетов Нижегородской области ННГУ единственный имеет ПО в этом реестре. Кроме этого, ведётся разработка программ для проектирования изделий микроэлектроники. Есть проект по разработке цифрового двойника экономики региона. В разработках принимают участие преподаватели-учёные, аспиранты и, конечно, студенты старших курсов. Для них это возможность войти в серьёзный, нагруженный проект, вырасти внутри него, внедрять ПО и фактически сразу получить работу — причём, разработчиков, занятых в подобных проектах, ИИ вряд ли сможет заменить в ближайшее время. Мы развиваем и растим коллектив, привлекаем молодые кадры», — отмечает Н.Ю. Золотых, — «Кроме этого, стоит отметить, что у нас есть хорошая экспертиза по инфобезопасности. Уже сейчас по этому направлению ведётся подготовка специалистов по двум программам и планируется третья, на стыке безопасности и использования искусственного интеллекта. Вообще, сегодня на переднем крае вопросы доверенного ИИ, безопасного ИИ, исправления ошибок и предотвращения кибератак».

Квантовые технологии, ИИ, микроэлектроника… А главный инструмент айтишника, между тем, висит на стене в абсолютно рабочем состоянии :-)
Квантовые технологии, ИИ, микроэлектроника… А главный инструмент айтишника, между тем, висит на стене в абсолютно рабочем состоянии :-)

Вырос из фактчека: проект, который сложно представить

Ну, или было сложно представить 2-3 года назад… Ещё один важный и неожиданный (для внешнего читателя и наблюдателя) проект, старт которого поддержали и ректор ННГУ Олег Владимирович Трофимов, и Николай Юрьевич Золотых, это Центр применения ИИ в журналистике и массовой коммуникации. В 2025 году коллектив Центра реализует научный проект «Разработка системы проверки информации в СМИ и социальных медиа на основе методологии ИИ» на базе дообученной нейросети в рамках Программы «Приоритет 2030». Планируется, что технология будет доступна широкому кругу журналистов и СМИ, чтобы они могли проводить качественный и оперативный фактчекинг материалов, которые публикуются в социальных сетях и на площадках изданий. При этом важно, что руководство вуза видит перспективы, видит ценность проекта, поэтому поддерживает его.

Руководит Центром к.ф.н. Людмила Сергеевна Макарова — человек невероятного кругозора, энергии и умения работать с командой. Рискнуть запустить сложный технический проект на «филфаке», да ещё и открыть магистерскую программу «Искусственный интеллект и журналистика данных» — это не просто инновация, а в каком-то смысле подвиг. Магистерская программа является совместным проектом ИФИЖ (Института филологии и журналистики) и Института информационных технологий, математики и механики (ИИТММ) ННГУ. Директор ИИТММ Николай Юрьевич Золотых как раз непосредственно участвовал в разработке учебного плана программы, а преподаватели-технари активно участвуют в процессе обучения. Да, например, магистрантам-второкурсникам непросто учиться, это первая небольшая группа, но у ребят огромная мотивация, они чувствуют текст, разбираются как в журналистике, так и в технической части программы. Это те люди, которые не пишут промптами, а пытаются использовать ИИ как рабочий инструмент, но не как заменитель собственного мышления.

«Выпускники магистерской программы будут теми журналистами, которые работают со средствами ИИ как с инструментом, способны обрабатывать и анализировать большие данные, заниматься журналистикой данных. Они будут востребованы и СМИ, и научными организациями, и коммерческими компаниями, будут привлекаться как data-журналисты. Однозначно они интересны и креативной индустрии. Это те люди, которые знают, где найти качественную информацию и знают, как и где её применять. Тот случай, когда человек получает уникальную базу.

Вообще, искусственный интеллект может быть помощником автора в некоторых случаях — например, он рядом, когда нужно преодолеть страх чистого листа. Однако писать тексты только средствами ИИ — это прежде всего обман читателя, своей аудитории. Человек не должен пренебрегать искрой, которая есть в каждом из нас.

Вообще, сейчас ожидания от возможностей, которые нам могут дать технологии искусственного интеллекта, сродни тому энтузиазму, какой испытывали люди, когда в середине прошлого века овладели энергией атомного ядра, причём именно мирного атома.

Мы тоже должны овладеть этой энергией ИИ», — рассуждает Л. С. Макарова.

Николай Юрьевич Золотых и Людмила Сергеевна Макарова. Если бы меня попросили сказать о том, чем занимаются эти сотрудники ННГУ, я бы сказала: «Хорошие люди делают хорошие дела».
Николай Юрьевич Золотых и Людмила Сергеевна Макарова. Если бы меня попросили сказать о том, чем занимаются эти сотрудники ННГУ, я бы сказала: «Хорошие люди делают хорошие дела».

О высшем образовании в ИТ, первокурсниках и С++, который выжил

Невозможно говорить в вузе про ИТ и не задать вопросы про высшее образование. Что делать первокурснику, чтобы попасть в такие проекты? Нужно ли высшее образование айтишнику? А зачем учиться, если ИИ вот-вот заменит разработчиков?

«Что делать первокурснику? В первую очередь, очень важно получать фундаментальную базу. Прежде всего, это математика, все разделы: матанализ, линейная алгебра, теория вероятностей, дифференциальные уравнения. Многое зависит от направления: в физике, в программной инженерии — везде нужна математика. А вот учиться одному только конкретному стеку не стоит, если, вы, конечно, собираетесь по-настоящему расти в профессии. Технологии для разработки очень быстро меняются, если сегодняшний первокурсник будет нацелен исключительно на определённый стек, он так и останется специалистом в этой узкой области. А хорошая база позволяет быстро во всём ориентироваться и осваивать абсолютно любой стек, нужный для работы.

Специалист по использованию технологий не научится создавать новые технологии.

Сильные ребята хотят заниматься, и они востребованы, востребованы и в университетских проектах, и работодателями. Более того, если у проекта есть результат, труд молодых учёных оплачивается конкурентно.

А вот разница в поколениях всё-таки не миф, она действительно существует. Так, зумеры требуют больше мотивации, они не всегда готовы ждать результата, в то время как ребята 10 лет назад буквально горели интересом, сидели без отпуска и были готовы спать в лабораториях. Люди 25 и 35 лет находят общий язык, шутят, но разница очень заметна. И, наверное, им в плане личного счастья лучше ?», — делится наблюдениями за молодыми учёными и студентами Н. Ю. Золотых.

Команда Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского выиграла чемпионат мира по программированию среди университетских команд ICPC (International Collegiate Programming Contest), став абсолютным чемпионом в 2021 году.
Команда Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского выиграла чемпионат мира по программированию среди университетских команд ICPC (International Collegiate Programming Contest), став абсолютным чемпионом в 2021 году.

Тот самый кубок:

? Топ ИТ

Это обсуждение неслучайно: в 2025 году в ИТММ открылись новые образовательные программы для топ-специалистов в сфере ИТ. Программа, запущенная по инициативе Минцифры РФ, нацелена на подготовку студентов к работе инженером-программистом. По ощущениям, это то, чего вся отрасль так давно ждала: образование, которое позволит выйти из вуза с опытом на уровне мидла (если говорить грубо). На самом деле, это направление с учебной программой, в разработке и реализации которой принимают участие непосредственные работодатели, которые и предъявляют требования к специалистам. Более 30% всех аудиторных занятий со студентами проведут приглашенные эксперты из индустрии, ведущие разработчики, инженеры и исследователи (среди компаний — ООО «1С», ООО «Яндекс», ООО «КНС-Групп», ООО «ГК «Иннотех»). ННГУ — не единственный вуз в России, где реализуется эта программа, но ведущий в Нижегородской области.

«Программисты ведь разные, и навыки им нужны разные. Наши студенты практикуются в реальных условиях, в крупных компаниях — так, например, это проекты Росатома (РФЯЦ-ВНИИЭФ), такие как инженерное ПО «Логос». Студенты практикуются и нацелены на то, чтобы остаться работать в компании. И вот там без математики никуда, просто не получится включиться в разработку. Вот таких разработчиков, инженеров ИИ не заменит, в ближайшие 20-30 лет — точно. Даже если мы предположим, что технологии искусственного интеллекта смогут достичь уровня человека, понадобятся инженеры, которые будут в них разбираться и смогут ими управлять. Вряд ли человечество согласится стать домашними питомцами какого-то глобального, превзошедшего всех искусственного интеллекта :-) Но это, конечно, гипотетическое рассуждение», — улыбается Н. Ю. Золотых.

«Высшее образование, конечно, нужно. Это же не какой-то набор знаний, это прежде всего способность к адаптации, понимание общественных законов, встраивание в человеческую жизнь.

Программы у вуза тоже современные. Умные люди сейчас проявляют интерес к фундаментальным наукам и уже дальше — рассматривают практические курсы, конкретный стек.  Сейчас компании — заказчики высшего образования, готовые сами быть экспертами в учебных программах. Если раньше это делалось больше формально, то сейчас это реальная заинтересованность.

Очень важно сохранить коллектив, способный дать фундаментальную базу. Вот вам пример: 15 лет назад нас спрашивали, зачем мы мучаем студентов С++, он никому не нужен. А сейчас говорят, что мы молодцы и мы - один из немногих вузов, который не разучился это делать. Между тем С++ — это такая же фундаментальная вещь, как математика. Даже если ты не будешь на нем писать программы на работе, изучение его тебе позволит лучше разбираться, как твои программы ложатся на «железо»», — подытоживает Н. Ю. Золотых.

Его слова со своей стороны подтверждает и Л. С.Макарова: «Такие же дискуссии были и про журналистов: есть же камера и диктофон, зачем нужно высшее образование журналисту? Сейчас запрос на грамотных, образованных людей, которые способны видеть закономерности окружающей действительности, говорить о ней, не залезая в Гугл за каждым словом. Сегодня работодатель, наоборот, говорит: дайте нам человека с образованием, а диктофон мы сами купим, чтобы он его использовал».

От автора

Возвращаясь в сферу высшего образования спустя 17 лет после того, как я её покинула, я вижу невероятную разницу между «было» и «стало» — и это не тот случай, когда сделали ремонт и стало уютнее (хотя и это — да). Дух стал другим: в нём есть немного волшебства и энтузиазма из НИИЧАВО Стругацких, много технологий и инноваций, немало людей, готовых всё это двигать, действовать, развивать. Это атмосфера университета, каким он должен быть. И да, это ощущается практически во всех вузах, но в ННГУ в силу масштаба и значимости — больше. Подводя итог, хочется вопреки научному знанию постучать по дереву, чтобы ничего не закончилось и скрестить пальцы, чтобы всё получилось. А айтишники пусть растут — они по-прежнему очень нужны.

Комментарии (0)


  1. maliutka
    23.09.2025 12:12

    А какая у Вас специальность, если не секрет, просто наличие "культурологии" меня настораживает.


    1. Verovir Автор
      23.09.2025 12:12

      Первая — «Финансы и Кредит», в 2002 это входило во ФГОС, сейчас не знаю. У нас даже Прикладная информатика под это попала. Ну, к слову, на лекциях по культурологии у нас была чуть ли не самая высокая явка — преподаватель, хоть и не профессор, но такой классический советский интеллигент, приятнейший — читал просто потрясающе, с юмором, с интерактивом, давал много нового и вне тематического плана.


    1. Lyinx
      23.09.2025 12:12

      Культурологию добавляют на первый семестр даже к "сурьозным" техническим специальностям, вроде маркшейдеров или горных технологов. Задача таких дополнительных дисциплин не сколько действительно дать знания по своей области, а отсеять "пассажиров" и приучить первокурсников к работе с конспектами и источниками. У нас, например, нужно было принести тетрадочку, где ты выписал все основные этапы развития чего-нибудь, тезисно и так чтоб сам перед преподом мог ответить что написано и о чём это. Прошёл проверку, получил зачёт и в последующих семестрах уже такой побочной нагрузки минимум, только плюс-минус профильные предметы.


  1. AndrewT2
    23.09.2025 12:12

    Но почему ВМК 60? Емнип, 55, ведь открылся в 1970. Когда я поступил, нам выдали значки в виде 20 копеечкой монеты в честь 20-ти летия.


    1. Verovir Автор
      23.09.2025 12:12

      Отсчёт идёт с 1963, вот здесь была целая статья и там есть про открытие ВМК.


  1. Motanto
    23.09.2025 12:12

    Я заканчивал другой ГУ и, видимо, примерно в те же времена, что и автор. Было очень печально. И отрадно сейчас читать о том, что и научная работа оживает, и проектная, и базы практики есть... Мы могли мечтать только о "свободной кассе" на третьем курсе. Но есть такое сомнение - а смогут ли современные дети (то бишь студенты) понять и оценить то, что у них есть и воспользоваться этим по-людски?