
В начале 1980-х в Бразилии разразился жёсткий экономический кризис. После перехода от военной диктатуры к гражданскому правлению страна оказалась в трудном положении из-за огромного внешнего долга, который практически полностью поглощал торговый баланс. Дефицит некоторых товаров сочетался с высокой инфляцией и периодическими девальвациями национальной валюты. Тем не менее, на улицах Рио и Сан-Паулу гремели радиоприёмники с самбой и бразильским роком, в домах появлялись цветные телевизоры и кассетные магнитофоны. А вот компьютерную технику приходилось буквально изобретать заново: жёсткая государственная политика экономии иностранной валюты почти полностью закрыла рынок от западных машин: «настоящий» Commodore или ZX Spectrum достать было почти невозможно. Но наложенные правительством ограничения превратились в вызов для местных инженеров и предпринимателей — они сумели создать собственные персоналки, с местным бразильским колоритом.
Одним из наиболее популярных и массовых представителей бразильской компьютерной инженерной школы стал Prológica CP400 Color, клон Tandy Color Computer, с которого началась целая эра первых видеоигр и обучения программированию для тысяч бразильских школьников. Компания-разработчик этой персоналки, Prológica Indústria e Comércio de Microcomputadores, сокращенно Prológica, появилась на свет еще в 70-х как производитель калькуляторов и специализированных бухгалтерских счетных машин. На рубеже десятилетий Prológica даже наладила сотрудничество с итальянской Olivetti, но это партнерство по различным причинам продлилось меньше года. Тем не менее, фирма сумела закрепиться на внутреннем рынке, и когда в начале 80-х в Бразилии началась «эра клонов», вступила в нее во всеоружии.
В качестве источника для копирования технологий Prológica выбрала американскую компанию Tandy. Бразильцы заявили о себе с серией компьютеров CP300 и CP500 («CP» означало «Computador Pessoal», «персональный компьютер» по-португальски), которые представляли собой клоны TRS-80 Model I и Model III соответственно. Эти машины были ориентированы на бизнес-сегмент и образование, и именно они сформировали для Prológica репутацию ведущего поставщика персональных компьютеров в стране. Следующим шагом компании стало создание доступного «цветного» компьютера для массового рынка. Вдохновением послужил американский Tandy Color Computer (CoCo), построенный на базе процессора Motorola 6809 — одного из самых мощных 8-битных чипов своего времени. Спроектированный на базе этой машины клон под названием Prológica CP400 Color начали выпускать в 1984 году на заводе предприятия в районе Сокорро в Сан-Паулу, в этом же году компьютер поступил в продажу.

CP400 фактически стал первым бразильским домашним компьютером с цветной графикой, появившимся на полках розничных магазинов по доступной обычному покупателю цене. Конструктивно он был очень близок к своему американскому прародителю: в основе лежал процессор Motorola 68B09E с частотой 0.89 - 1.79 МГц, а вот объем оперативной памяти составлял от 16 до 64 Кбайт в зависимости от версии персоналки. При этом память не была полностью доступна пользователю: фактически, для версии с 16 КБайт общий объём доступной памяти составлял всего около 8 КБайт, а для версии с 64 КБайт — около 24 КБайт. Это связано с тем, что CP400 использовал 16 КБайт для адресации ПЗУ, еще 16 КБайт для использования картриджей, а дополнительные 8 КБайт были отведены для выделения видеопамяти при отображении графики высокого разрешения.

А вот видеоподсистема в исполнении Prológica немного отличалась. За графику отвечал чип Motorola МС6847 Video Display Generator (VDG), обеспечивавший вывод на телевизор картинки, но конвертер сигнала использовал распространенный в Бразилии телевизионный стандарт PAL-M. CP400 поддерживал несколько графических режимов: низкого разрешения — 128 x 96 пикселов, 2 или 4 цвета на пиксел, среднего разрешения — 128 x 192 пикселов, 2 или 4 цвета на пиксел, и высокого разрешения — 256 x 192 пикселов, 2 цвета на пиксел. На экране могло одновременно отображаться до 16 цветов из палитры в 64 цвета. Еще имелся текстовый режим с разрешением 80×28 символов.

Самой главной отличительной чертой CP400 от американского CoCo был оригинальный корпус с цветной 55-клавишной клавиатурой островного типа, разработанный итальянским дизайнером и архитектором-постмодернистом Лучано Девиа. По словам художника, небольшие цветные клавиши придавали компьютеру «игривый вид», поскольку он предназначался для домашнего использования и должен был «гармонировать даже с декоративными предметами». На задней части корпуса компьютера располагались ТВ- и RGB-выходы, порт для подключения кассетного магнитофона, блока питания, 2 аналоговых порта джойстиков, а также последовательный порт RS232C. Динамика в корпусе не имелось, звук выводился через телевизор и генерировался программно, что не лучшим образом сказывалось на производительности персоналки.

Базовый объем ПЗУ Prológica CP400 Color составлял 16 Кбайт, и в нем хранился интерпретатор Extended Color BASIC — версия Color BASIC для Tandy CoCo. В правой части корпуса персоналки располагался разъём с 40 контактами, расположенными в два ряда по 20 штук, предназначавшийся для подключения дисковода или ROM-картриджей. Компания Prológica выпускала для CP400 картриджи с играми — все они были изначально разработаны для Tandy, но переведены на португальский язык, а поддержка английского в них была удалена.

Однако гораздо большее количество программ оставалось доступно на магнитофонных кассетах, которые и стали основным носителем информации для CP400. Благодаря совместимости с Tandy пользователи бразильского компьютера могли запускать обширную библиотеку американских программ и игр, распространявшихся на местных радиорынках. Но в Бразилии постепенно сформировалась и собственная экосистема: локальные издательства выпускали кассеты с играми и обучающими программами, часто адаптируя западный софт под португальский язык.

Дисководы в Бразилии считались дорогой игрушкой. Компания Prológica настоятельно рекомендовала пользователям подключать к компьютеру магнитофон National RQ2222, который имел систему головок, подходящую для совместного использования с микрокомпьютерами, и счётчик ленты, облегчающий поиск записанных на кассете программ. Кроме того, управление этим магнитофоном можно было осуществлять прямо с компьютера — для этого на 5-контактном DIN-разъеме ПК был предусмотрен штырь номер 5 (REM), на который выводился сигнал дистанционного управления кассетником, а сам магнитофон имел для этого соответствующий интерфейс. Скорость чтения/записи составляла стандартные для того времени 1500 бод.
Поскольку корпус для CP400 разрабатывал не инженер, а дизайнер, этот самый корпус имел массу технических недостатков, самым серьезным из которых был сильный перегрев, из-за чего компьютер часто выходил из строя. Чтобы исправить ситуацию, в 1985 году Prológica выпустила модификацию персоналки под названием CP400 Color II — в обновленном корпусе с нормальной вентиляцией и с более традиционной пружинной клавиатурой, оснащённой 59 клавишами, которая внешне напоминала клавиатуру Apple IIc. Эта клавиатура имела четыре дополнительные клавиши: CTRL, PA1, PA2 и PA3, назначение которых пользователь мог менять программным способом. Несмотря на то, что с эргономической точки зрения новая клавиатура вроде бы выглядела удобнее первого варианта, механизм клавиш оказался непродуманным, из-за чего она грешила низкой точностью нажатий — кнопки зачастую не срабатывали, а через некоторое время попросту отлетали. Из-за такого самопроизвольного «выпрыгивания» клавиш пользователи прозвали эту клавиатуру «лягушкой». Кроме внешних изменений в CP400 Color II нарастили минимальный объем оперативной памяти до 64 Кбайт, а также в нем появилась возможность подключения до двух дисководов с односторонней записью-чтением максимальной ёмкостью по 180 Кбайт каждый.

На Prológica CP400 Color II, оснащенном дисководом, можно было запускать многозадачную и многопользовательскую операционную систему OS-9 Level 1 компании Microware или однозадачную Flex9 производства Technical Systems Consultants. В то время уже существовала более продвинутая с технической точки зрения OS-9 Level 2, работавшая на Tandy Color Computer 3, но на Prológica CP400 Color II эта система не запускалась в силу аппаратных отличий этих компьютеров. Кроме того, Prológica усиленно продвигала собственную операционную систему под названием DOS400, однако слово «собственная» здесь не совсем уместно: DOS400 представляла собой всего лишь переведенную на португальский язык нелицензионную версию RSDOS от Tandy Radio Shack (эта платформа также известна под наименованием DECB — Disk Extended Color BASIC). Кроме того, в 1985 году Prológica собиралась выпустить для CP400 Color II плату расширения, которая позволила бы запускать на этом компьютере CP/M, но эти планы так и не были реализованы.

Несмотря на то, что CP400 Color приносил компании Prológica значительную часть доходов, владельцы персоналки не могли рассчитывать на серьёзную техническую поддержку. Даже специализированное издательство Editele, входившее в группу Prológica и выпускавшее книги по вычислительной технике, ограничилось всего одним изданием — «Indo Além com o CP 400 Color» Паулу Аддайра, вышедшим в 1985 году. На этом литературная поддержка, по сути, закончилась — еще два посвященных CP400 Color мануала по техническим возможностям машины и синтаксису Color BASIC поставлялись вместе с самим компьютером.
Бразильский книжный рынок также не спешил радовать пользователей CP400. Появились лишь редкие издания, ориентированные на TRS-80 Color Computer, но это были переводы американских книг. Ситуацию усугубляло и отсутствие специализированной прессы. В США к этому времени выходило множество журналов, посвящённых домашним компьютерам как явлению, и CoCo — в частности, а в Бразилии статьи о CP400 можно было встретить лишь эпизодически: в журналах Micro Sistemas и Geração Prológica. Последнее издание, выпускавшееся всё той же Editele, просуществовало всего лишь чуть больше года.

На п��рвых порах у CP400 почти не было конкурентов. Его единственным соперником считалась продукция компании Microdigital, выпускавшей клоны ZX Spectrum, в частности, очень популярный в Бразилии TK-90X, аналог ZX48. Однако в 1985 году на бразильском рынке стали массово появляться персоналки стандарта MSX, производство которых наладили компании Gradiente и Epcom в сотрудничестве с Sharp. Графика и звук этих компьютеров значительно превосходили возможности CP400, и новая техника моментально захватила внимание пользователей.
В апреле 1986 года Prológica всё ещё рапортовала о продажах в среднем двух с половиной тысяч машин в месяц, но это был последний успешный год компании на рынке. Уже в начале 1987-го завод Prológica остановил выпуск CP400 и его оригинальных периферийных устройств из-за катастрофического падения спроса. Пользователи, оставшиеся без поддержки и свежего софта, быстро переключались на новые стандарты: одни уходили в сторону MSX, другие — предвидя перемены, отдавали предпочтение формирующемуся тогда рынку IBM PC.
Финал Prológica вышел печальным. Компания попыталась встроиться в новую реальность и наладила выпуск собственных версий IBM-совместимых компьютеров. Но в 1990 году разразился скандал: Microsoft подала на Prológica в суд, обвинив её в создании операционной системы SO16 (Sistema Operativo 16) — фактически пиратской копии MS-DOS, нарушавшей авторские права и лицензионные соглашения. Судебный процесс длился несколько лет, став первым громким делом, где международная корпорация отстаивала свои интересы на бразильской земле. Исход оказался катастрофическим: Microsoft выиграла, а компенсация, присуждённая Prológica, оказалась неподъёмной. Компания объявила о банкротстве.
Так завершилась история самого массового домашнего компьютера Бразилии и фирмы, которая на короткое время стала символом национальной цифровой индустрии. Тем не менее, Prológica CP400 Color закрепил за компанией статус крупнейшего локального производителя микрокомпьютеров, и на несколько лет определил направление развития бразильской вычислительной техники — до тех пор, пока архитектуру Tandy не сменила линия MSX, а за ней — стандарт IBM PC, остающийся самым распространённым в стране по сей день.
Статья поддерживается командой Serverspace.
Serverspace — провайдер облачных сервисов, предоставляющий в аренду виртуальные серверы с ОС Linux и Windows в 8 дата-центрах: Россия, Беларусь, Казахстан, Нидерланды, Турция, США, Канада и Бразилия. Для построения ИТ-инфраструктуры провайдер также предлагает: создание сетей, шлюзов, бэкапы, сервисы CDN, DNS, объектное хранилище S3.
IT-инфраструктура | Удвоение первого платежа по коду HABR
