Вы когда-нибудь задумывались о том, почему логотип VAIO так выглядит? И вообще VAIO — что это значит? Уверен, те, кто знают, сейчас слегка ухмыльнулись. Бренд возник в то время, когда шел активный переход от аналоговых сигналов к цифровым. Это казалось огромным прорывом и неизбежной эволюцией. Так что первые две буквы VA стилизованы под волну, то есть аналоговый сигнал. Ну а IO — это ни что иное, как 1 и 0.
VAIO — акроним Video Audio Integrated Operation, правда, с 2008 компания изменила его на Visual Audio Intelligence Organizer. Причины были исключительно маркетинговые — менеджменту хотелось подчеркнуть возможность тесной интеграции с «умными» функциями и связностью. В этой статье мы расскажем про модель, которая была спроектирована еще до этих изменений, делала упор на продвинутую мультимедийную составляющую и позиционировалась как полноценная замена обычному ПК.

Мой воскресный поход на местную барахолку закончился весьма любопытной покупкой. Буквально за 20 евро я взял лэптоп Sony Vaio VGN-A117S, однако продавец честно предупредил, что клавиатура не работает от слова совсем. Но, дескать, при подключении внешней все ок. Я даже проверять не стал, просто забрал это чудо компьютерной техники и уже дома сел разбираться.
Первое, что чувствуешь, — увесистую тяжесть. Мы привыкли, что ноутбук — это нечто легкое и портативное, но только не в случае этой серии. Мой экземпляр с экраном 17” весит чуть менее 4 кг. Толщина (4,5 см) тоже впечатляет — это вам не MacBook Air:

Графическая часть
Главная фишка этого ноутбука — огромный глянцевый WUXGA (Widescreen Ultra Extended Graphics Array) дисплей с разрешением 1920×1200 точек (соотношение сторон 16:10). Да-да, %USERNAME%, это больше, чем Full HD. Лично для меня в 2004 году привычным было разрешение 1024×768 или 1280×800. Удивительно, но даже сейчас такой экран выглядит отлично, хотя при работе на улице ему явно не хватает яркости:

Под микроскопом хорошо видно структуру пикселей. При 17-дюймовом экране это давало около 133 ppi — эдакий Retina своего времени:

Но вот LED-подсветки в те годы еще не было, так что довольствовались лампами с холодным катодом CCFL (Cold Cathode Fluorescent Lamp). Правда, не стоит воспринимать название буквально. Это лишь означает определенный тип запуска газового разряда, без предварительного подогрева катода. При этом они все равно выделяют достаточное количество тепла, так что крышка ноутбука заметно нагревается.
Что касается самой матрицы, то тут нет нареканий. Обычно в такие аппараты ставили качественные панели с широкими углами обзора и высокой контрастностью, что приближало их к вполне профессиональным графическим ноутбукам. За формирование изображения отвечала видеокарта ATI MOBILITY RADEON 9700 с 64 Мб VRAM на борту. Она вполне справлялась с ускорением двухмерной графики для работы с высоким разрешением экрана, однако для 3D приходилось идти на компромиссы.
Но главной задачей, которую решал этот прекрасный дисплей, был просмотр фильмов. Вместе с довольно качественными и громкими динамиками ноутбук действительно подходил на роль домашнего кинотеатра, который можно было без проблем переносить из комнаты в комнату. При этом фильмы в DVD-разрешении не растягивались, а отображались «с полями».
Процессор и память
Сердцем ноутбука служит 32-битный CPU Intel Pentium M c частотой 1,7 ГГц и 2 Мб кэша L2. Может показаться, что это маловато, ведь уже в то время в настольных компьютерах процессоры функционировали на значительно больших частотах (например, 2,8 ГГц). Правда, энергопотребление и тепловыделение у них были соответствующие.
Pentium M был существенно доработанным Pentium 3 с коротким конвейером и высокой эффективностью на такт. В некоторых задачах он не просто не уступал, но и даже иногда превосходил своих более горячих и скоростных десктопных собратьев. Неудивительно, что инженеры Sony выбрали именно его для этой модели:

Максимальное тепловыделение не превышает 21 Вт, что достаточно для эффективного охлаждения с помощью простой системы на основе пары тепловых трубок, компактного радиатора и одного вентилятора. Замена термоинтерфейса фактически стала главной причиной, по которой я решил сразу разобрать этот ноутбук, попутно заглянув, что сделать с нерабочей клавиатурой.
Немного внутренностей
Начать стоит с отключения батареи. Тут она имеет любопытную особенность. В отличие от многих старых модулей аккумуляторов, где крышка является частью ноутбука, тут это две самостоятельные детали:

В идеальном мире, наверное, стоило бы вообще сделать ее с заменяемыми ячейками 18650, но увы. Но даже такое инженерное решение кажется мне полезным. Автономность у ноутбука составляла лишь пару часов, так что иметь с собой один-два сменных модуля было разумным выходом.
Дальнейшая разборка не представляет сложности. Откручиваем пару десятков винтов со стороны днища, пластиковым медиатором поддеваем клавиатуру. В этот момент мне стало окончательно ясно, почему последняя не подавала признаков жизни. Она была отключена от материнской платы, а причина проста — одна из выломанных клавиш залипла и мешала нормальной работе.
Несколько довольно тугих защелок — и верхняя крышка легко снимается. Главное, не тянуть и отключить два шлейфа — один отвечает за динамики и подсветку клавиш управления мультимедиа, а второй за тачпад. В итоге получаем доступ практически ко всему:

Сверху расположен модуль охлаждения с теплотрубками до процессора. В правой части от вентилятора также есть скрытые теплотрубки, которые идут до GPU. Стоит помнить, что разбирать надо, начиная с винтов охлаждения процессора (подписаны цифрами 1, 2, 3) в обратном порядке, т. е. 3, 2, 1. Только убрав радиатор, можно получить доступ к болту, который мешает снять весь вентиляторный модуль целиком.
Мое внимание привлек блок из 8 DIP-переключателей:

Если честно, то я впервые вижу подобный элемент внутри ноутбука и могу лишь догадываться о его предназначении. Скорее всего, этот блок переключателей отвечает за конфигурирование либо дисплея, либо ревизии платы. В современном мире такую роль играют обычные резисторы, распаянные в определенных местах. Ну а раньше места внутри корпуса было много, и это позволяло разместить там такие свитчи. Впрочем, если кто-то знает точно, то напишите в комментариях, буду признателен.
Что до остальных характеристик материнской платы, то тут была классическая платформа Centrino, состоящая из чипсета Intel i855PM и южного моста Intel 82801DB (ICH4-M). Системная шина имела частоту всего 100 МГц, однако при помощи технологии QDR (Quad Data Rate) эффективная частота была в 4 раза выше.
В ноутбук можно установить два модуля оперативной памяти суммарным объемом не более 2 Гб. По тем временам это было очень даже неплохо. Поддерживались DDR266 (PC2100) и DDR333 (PC2700). Увы, но даже несмотря на наличие двух слотов, память работала исключительно в одноканальном режиме.
Интегрированной графики там не было, а дискретная карта подключалась к AGP 4x (версии 2.0). Тут как раз играет роль позиционирование этой модели VAIO в качестве замены десктопного компьютера. Кстати, тут уже присутствовал стандарт AC’97, который унифицировал встроенный звук в материнских платах.
Порты и разъемы
Теперь пару слов о том, какие возможности давал VGN-A117S в плане соединения с другими устройствами. Начнем с портов на левой грани:

Тут все обычно: вход для микрофона (по совместительству Line-In), выход для наушников, USB 2.0 и порт, обозначенный как i S400. Речь, разумеется, о разъеме IEEE 1394a. Каждая компания называла его по-разному. Apple, к примеру, дала ему название FireWire, Texas Instruments (один из главных разработчиков контроллеров для IEEE1394a) использовал торговое имя Lynx, а маркетологи Sony обозначили его как i.LINK.
Забавно, но Sony впервые зарегистрировала торговую марку с i задолго до того, как Apple выпустил свой iMac. Собственно, этой буквой в Sony обозначали интерактивность, а у Apple это было сокращением от internet. Маркировка i S400 означает, что это разъем IEEE 1394a, работающий на скорости 400 Мбит/c. Существовало три базовых сценария его использования:
захват видео с цифровых видеокамер (DV/miniDV/D8);
подключение внешнего жесткого диска;
соединение точка-точка для двух ПК напрямую.
Последнее особенно интересно, ведь кроме обычного кабеля FireWire ничего не требовалось. Если подключить два компьютера (например, PowerMac и VAIO) друг к другу, то для операционной системы каждого из них это будет не только шина для мультимедиа и дисковых накопителей, но и сетевой интерфейс. Поверх FireWire работал самый настоящий IP-стек с теоретической скоростью до 400 Мбит/c без роутеров. На практике, разумеется, меньше, но все равно быстрее, чем традиционные Ethernet-адаптеры 100 Мбит/c.
Раз уж речь зашла о сетевом соединении, то тут VGN-A117S есть чем похвастаться. Для начала там установлен сетевой адаптер Intel PRO/1000MT, обеспечивающий подключение к проводной сети на скорости 1 Гбит/с. Также там есть беспроводной сетевой адаптер, характерный для платформы Centrino, Intel PRO/Wireless 2200BG. Для современных сетей этого, конечно, мало, но на тот момент это был самый продвинутый из доступных вариантов.
Более того, девайс оснащался Bluetooth 1.2 со скоростью до 721 Кбит/с, а для полного комплекта еще и обычным аналоговым софт-модемом, завязанным на аудиокарту Conexant ICH AC’97 Modem. Где бы ни оказался владелец такого ноутбука, он всегда бы получил возможность выйти в сеть. Позаботились в SONY и о подключении модулей расширения через шину PCMCIA. Правда, есть одна особенность, о которой мало кто знает.

Вот такой оптический привод мне достался вместе со сломанным VAIO Picturebook C1 (грустная история, восстановить так и не вышло). Я несколько лет пробовал его подключать к разным ноутбукам с PCMCIA. Нигде он так и не заработал. Я, разумеется, грешил на то, что нет подходящего правильного драйвера, но загадка разрешилась, как только я подключил привод к герою моего сегодняшнего рассказа — он просто взял и заработал.
Дело в том, что PCMCIA у Sony — это не совсем PCMCIA. Инженеры добавили к стандартному разъему и контроллеру CardBus расширенное питание. Не секрет, что часть пинов в обычном PCMCIA не используется, и именно их Sony задействовала для линий питания. Таким образом, в любых «чужих» ноутбуках этот привод определяется как CardBus-устройство, но не стартует, просто потому что не хватает электроэнергии. С одной стороны, удобно, что приводу не нужен внешний блок питания, но с другой — четкий vendor lock-in.
Еще одна проприетарная технология — карты памяти Sony Memory Stick. Поскольку у компании было обширное портфолио устройств, рассчитанных на сменные носители, инженеры создали собственный закрытый формат, который подходил лишь к девайсам Sony. Это были цифровые фотоаппараты Cyber-shot, видеокамеры Handycam, консоли PSP и телефоны Sony Ericsson серий Walkman и K-series. Ожидаемо у VAIO встроен картридер только для этого формата, без поддержки SD:

Фактически это было почти то же самое, что в свое время Sony проделала с MiniDisc, UMD и Betamax. Это все были попытки сделать закрытую экосистему, но в итоге не привело ни к чему хорошему. К 2010 году карты SD и MicroSD вытеснили Memory Stick, и сейчас этот формат можно считать полностью мертвым.
Теперь давайте посмотрим на заднюю панель ноутбука:

Помимо привычных USB, RJ-45 и VGA, тут есть композитный видеовыход. Экономии ради здесь нет «тюльпанов», а выведен простой TRRS-разъем 3.5”. С помощью переходника, шедшего в комплекте с ноутбуком, он превращался в традиционный композитник, который можно было легко подключить к телевизору, мультимедийному проектору или даже видеомагнитофону.
На правой же грани ноутбука показывать особо нечего — пишущий DVD-привод, кнопка Eject и разъем RJ-11 для подключения телефонной линии:

На самом деле еще один разъем скрывается на днище ноутбука — он служит для подключения док-станции Sony VAIO Port Replicator VGP-PRB1. Это устройство добавляло 3 USB, последовательный и параллельный порты (LPT, COM), DVI и дублирующий Ethernet. Зарядное устройство также можно было подключать непосредственно к док-станции, а не к самому ноутбуку.
Вместо итога
Sony VAIO VGN-A117S был уникальной машиной для своего времени. Отличный экран с высоким разрешением, довольно мощный процессор и полный комплект мультимедийных возможностей. Разве что ИК-порта у него нет. Базово он должен был работать под управлением MS Windows XP, однако без особых проблем потянул Windows Vista и Windows 7.
Разумеется, я также попробовал запустить на нем Debian 12, но стало ясно, что комфортной работы не получится — процессор слабоват, и оперативной памяти явно недостаточно. Так что придется вернуться на Windows 7. В целом, «железка» оставляет очень хорошее впечатление — даже сейчас, в 2025 году, ей приятно пользоваться, ну а испорченную клавиатуру я вскоре заменю на новую.
Как вам такая замена настольному компьютеру тех лет? Купили бы себе такой?