Признаюсь, до недавнего времени я скептически относился к пикопроекторам как к классу устройств. Виной этому было то, что я какое-то время владел самым обычным DLP-проектором с галогеновой лампой. С одной стороны, он давал весьма приличный световой поток и позволял с комфортом смотреть фильмы и играть в игры. Но с другой — срок службы всего в 2 000 часов и высокая стоимость оригинальных ламп (модулей) привели к тому, что проектор использовался пару раз в месяц, а остальное время простаивал.
Покупать же пикопроектор с LED я не хотел по двум причинам: низкое разрешение и посредственная яркость. Плюс большинство из качественных пикопроекторов стоили весьма приличных денег. Но совсем недавно на барахолке я увидел Nebula Capsule о котором много слышал. Купив в 10 раз дешевле, чем тот стоил на старте, я принес его домой и стал тестировать. После этого мое мнение о пикопроекторах поменялось. Как именно — и расскажу дальше.

2008 год значительно изменил подход стартапов к поиску финансирования. До этого момента им приходилось искать венчурных инвесторов, обращаться в банки или занимать у знакомых. Теперь же появился Indiegogo, а спустя год — Kickstarter. Причем речь изначально шла не только о гаджетах — так можно было собрать средства на выпуск музыкального альбома или съемку фильма. Множество команд без венчурной поддержки получили возможность выйти на рынок со своими идеями и разработками.
Но не все было так радужно. На десятки успешных примеров вроде часов Pebble, карточной игры Exploding Kittens или станка для лазерной резки Glowforge приходятся сотни хайповых, но провальных проектов. Многие из них набирали сотни тысяч долларов, но так никогда и не были реализованы. Скандалы стали неизменными спутниками краудфандинговых платформ, принося последним не только проблемы, но и популярность.
Но одно дело, когда приходит стартап, и совсем другое — проверенный производитель, который решил таким образом сэкономить. Тут уже риски становятся ниже, а внимания проекты привлекают значительно больше. Так получилось и в случае с Nebula.
Как появилась Nebula
Китайская компания Anker Innovations Co., Ltd (или просто Anker) была основана в 2011 году выходцем из Google Стивеном Янгом. Его судьба очень интересна, ведь он родился и вырос в Китае, закончил Пекинский университет, а затем продолжил обучение в США. Правда, грызть гранит науки ему стало скучно, и вместо этого он занялся предпринимательской деятельностью. В 2006 году устроился в Google инженером поисковых систем и за следующие 5 лет приобрел множество знаний, которые позволили ему иначе взглянуть на технологии и извлечение из них коммерческой ценности.
Однажды у него сломался аккумулятор ноутбука. Замену он быстро нашел на американском маркетплейсе Amazon, но вот ценник вместе с доставкой выходил более 100 $. Причем себестоимость на TaoBao была вдвое ниже. Проблема лишь в том, что для пользователей из США название китайского бренда — абсолютный no name. Но вот потребительские свойства приятно удивили.
Стивен быстро смекнул, что если соединить высококачественную китайскую продукцию с раскрученным брендом, понятным западной аудитории, то на этом можно прилично заработать. Для эксперимента он закупил партию аккумуляторов для ноутбуков из Шэньчжэня и успешно всю реализовал под специально зарегистрированным брендом Anker (с немецкого «якорь», синоним надежности и стабильности).
В 2011 году он вернулся из Штатов в родной Китай и создал компанию Hunan Haiyi E-commerce (будущую Anker Innovations Co., Ltd). И первым же серьезным успехом стала разработка портативного аккумулятора, который можно было бы заряжать от USB, то есть пауэрбанка. И нет, они вовсе не первопроходцы — такие устройства уже присутствовали на рынке, но исполнение часто оставляло желать лучшего.
Anker сделали ставку на высокое качество батарей и удобство использования. В отличие от многих китайских производителей, они не пытались достичь максимального удешевления стоимости продукции. У компании было четкое видение, заключавшееся в том, что нужно сравняться по качеству с международными брендами, и это позволит в будущем стать мировым лидером в производстве потребительской электроники. Забегая вперед, им это действительно удалось.
К 2017 году Anker уже несколько лет активно искал новые ниши, расширяя каталоги своей продукции и создавая дочерние бренды. Одним из таких стал Nebula, который должен был специализироваться на проекционном оборудовании. На тот момент у инженеров родилась идея — создать ультрапортативный проектор o размером с банку газировки. Несмотря на ее перспективность, руководство не спешило выделять финансирование. Причин тому несколько.
Во-первых, тест нового сегмента — всегда риск и не факт, что предлагаемый продукт был бы интересен рынку. Во-вторых, раскрутка могла стоить значительно больше, чем потенциальная прибыль. Ну и в-третьих, такой гаджет требовал выстраивания цепочек производства компонентов, на которых Anker пока не специализировался.
Так что краудфандинг стал идеальным решением. Это было одновременно маркетинговое исследование рынка и подтверждение готовности клиентов платить за новинку. Опять же, побочный эффект краудфандинга — старт компании автоматически привлек множество YouTube-каналов и профильных СМИ. Для нового бренда Nebula о котором, в отличие от Anker, никто ничего не знал — внимание сообщества становилось настоящей «путевкой в жизнь».
Опять же, прямая связь между Anker и Nebula очевидна, а это подразумевало наличие емкого и качественного аккумулятора у будущего устройства. После запуска краудфандинговой компании вместо ожидаемой цели в 50 000 $ девайс набрал 1 256 577 $. Покупатели фактически сами профинансировали производство, и Nebula лишь оставалось превратить концепт в готовый продукт, что у них получилось без особых проблем.
Nebula Capsule

Вот мы и добрались до технических деталей. Capsule — портативный мультимедийный проектор размером с банку газировки. Помимо него, внутри расположена аудиосистема с всенаправленным звуком. Для этого в корпусе проделано аж 9 000 отверстий по кругу:

Изображение формируется с помощью RGB-LED светодиодов и DMD (Digital Micromirror Device) чипа с массивом крошечных микрозеркал, каждое из которых соответствует одному пикселю изображения. Они могут наклоняться на 10–12 градусов, отражая свет либо в объектив (пиксель светлый), либо мимо него (пиксель темный).
Световой поток очень скромный — всего 100 люмен, так что днем использовать этот пикопроектор бесполезно. Но вот ночью этого вполне хватает, особенно если размер проецируемого изображения не превышает 80 дюймов по диагонали. Зато LED не требует замены — срок службы заявлен 30 000 часов, иными словами — более 20 лет при работе по 4 часа в день. Даже если реальный срок вдвое меньше, то все равно это не идет ни в какое сравнение с галогеновыми лампами. Оптическая система однолинзовая, поэтому подстраивать фокус приходится вручную с помощью небольшой крутилки на боку.

Тут стоит также сказать об охлаждении. Реализовано оно при помощи одного вентилятора, который забирает воздух из верхней части устройства и выбрасывает его сзади. В документации сказано, что создаваемый им шум не превышает 30 дБ, но на практике этот вентилятор слышно всегда. Работает он постоянно на одних и тех же оборотах, поэтому выводы делайте сами. Доступа к нему фактически нет, так что легко почистить его от пыли или заменить не получится. Разборка устройства сложна и требует наличия прокачанных скилов в ремонте микроэлектроники.
Светодиоды каждого из трех базовых цветов включаются поочередно и синхронизированы с DMD чипом. Это позволяет создавать изображение при помощи быстрой смены последовательности кадров: красный — зеленый — синий. Человеческий глаз воспринимает это как полноцветную картинку за счет инерции зрения и интеграции сигналов сетчаткой. DMD, несмотря на наличие в нем механических частей, практически не подвержен износу и редко выходит из строя в процессе эксплуатации.
Если в традиционных DLP-проекторах часто применялся тот же набор микросхем, что и у обычного телевизора, разработчики Nebula Capsule пошли иным путем. Они решили, что идеальным вариантом будет внедрить в проект железо бюджетного смартфона того времени. Сердцем пикопроектора стал 4-ядерный ARM-процессор, соответствующий Cortex-A7 в паре с 1Гб оперативной памяти DDR3. Весьма слабо для 2017 года, но проектору хватало.
Разрешение экрана тут, как у кота Шредингера. Девайс без проблем получает по HDMI 1.4 картинку в формате Full HD (1920×1080). Но реально DMD-матрица внутри него гораздо скромнее, отобразить она может лишь 854×480 точек. Если вы думаете, что на таком проекторе комфортно работать с текстом, то вы сильно заблуждаетесь. Но вот кино посмотреть в походных условиях — самое то.

Работает «капсула» под управлением Android 7.1 Nougat, но встроенной памяти опять же катастрофически мало — 8 Гб eMMC. Пару-тройку фильмов в 720p запихать туда можно, но особого смысла нет — система рассчитана на то, что к ней вы подключите внешний накопитель, например, флешку. Последнее, кстати, реализовано очень странно — отдельного полноразмерного USB-порта нет, вместо него предполагается использовать OTG-кабель.
И вот тут возникает ситуация, когда и хочется и колется. Все дело в том, что micro USB вход только один. Он используется и для зарядки, и в качестве OTG. А это значит, что если вы подключили свою флешку, то работать девайс будет только от встроенной батареи. Она, конечно, емкая (5 200 mAh / 3.85V), но не настолько, чтобы спокойно забыть о розетке на три часа, пока смотришь «Властелин Колец» или «Титаник». А значит, содержимое флешки придется скопировать во внутреннюю память.
Но вот если забить на слабую начинку и подключить к «капсуле» любой приличный одноплатник или мини-ПК вроде Intel NUС, то все эти проблемы мгновенно снимаются. Если честно, я так поступил не только с проектором, но и со своим домашним телевизором на базе TitanOS, подключив последний к Mac Mini M2. Единственное, о чем я позаботился, так это о локальном просмотре YouTube. Благо соответствующее приложение легко скачивается и без проблем работает даже на столь старой версии Android.

Помимо обычного ИК-пульта, «капсулой» можно управлять при помощи мобильного приложения, которое доступно для iOS и Android. Это значительно удобнее, особенно когда нужно что-то ввести с клавиатуры. Пультом, разумеется, тоже можно выбирать буквы по одной, но со смартфона получается раза в 4 быстрее. Плюс там есть режим имитации тачпада, что позволяет удобнее перемещаться по интерфейсу.
Nebula Capsule умеет прикидываться Bluetooth-колонкой. Время автономной работы при этом вырастает аж до 30 часов на среднем уровне громкости, а звук вполне достойный, несмотря на малый размер.
Применение в радиолюбительской практике
Посмотреть кино или послушать музыку — это вовсе не все, что может предложить этот небольшой гаджет. Как выяснилось, он отлично подходит для радиолюбительских задач, и сейчас я это покажу.

Большинство трансиверов на базе SDR имеют встроенные дисплеи для отображения состояния спектра в полосе частот. Несмотря на это, есть возможность вывести картинку на внешний монитор с высоким разрешением экрана и делает это каждый первый. Теперь вместо установки отдельного монитора можно использовать пикопроектор и отображать спектр на любой белой поверхности.

Настольными часами радиолюбителя является приложение HamClock, чаще всего запускаемое на отдельном одноплатнике. Ему обычно также выделяется внешний дисплей или монитор. Но если вывести его на проектор, то выглядит это просто замечательно. Особенно это будет полезно при работе из полевых условий или в DX-педициях, когда каждый лишний килограмм веса оборудования становится проблемой. Портативный проектор в этом плане невероятно удобен.

Еще одним полезным применением будет вывод данных из DX-кластера о появляющихся в эфире редких радиостанциях.

Если вы увлекаетесь любительской спутниковой радиосвязью, то пикопроектор способен превратить вашу комнату в некое подобие ЦУП. Туда можно выводить положение спутников в реальном времени и отслеживать их траекторию. Если же планируется декодирование сигналов, то на проекторе легко разместить получаемые данные или изображения. Единственное, что стоит особо подчеркнуть, — днем он может работать лишь в условиях значительного затенения помещения, а на ярком солнце становится бесполезен.
Подводим итоги
Как бы скептично я ни относился к пикопроекторам, стоит признать: они — технологическое чудо. Пускай и с низким разрешением, эти устройства позволяют взять с собой достаточно большой экран, заняв в рюкзаке место в слоте для напитков. Вне зависимости от того, едете ли на отдаленный необитаемый остров или просто выбрались в национальный парк с палаткой и трансивером, вы всегда сможете приспособить пикопроектор под вывод нужной вам информации. Достаточно найти любую относительно плоскую светлую поверхность, как то стена, потолок, подвешенная простыня или бок белого фургона — все это может послужить отличным экраном.
Я забыл также упомянуть о том, что Nebula Capsule автоматически определяет угол наклона (до ±40%) и корректирует изображение по вертикали так, чтобы оно было ровным. Для этого девайс оснащен акселерометром и гироскопом. Данные с этих датчиков помогают понять положение в пространстве и применить цифровую коррекцию Keystone для получения правильной картинки.
По горизонтали приходится настраивать вручную. Следующие модели стали удобнее в этом плане. Так, Capsule 3 способна полностью автоматически отрегулировать изображение по горизонтали и вертикали, а также настроить фокус.
Коротковолновая радиосвязь сильно зависит от времени суток. К примеру, низкочастотные диапазоны «открываются» ночью и слабого светового потока пикопроектора вполне хватает для комфортной работы. Более современные альтернативы, такие как портативные лазерные проекторы, имеют в несколько раз большую яркость и высокое разрешение выводимого изображения, однако там есть свои нюансы, достойные отдельной статьи. Лично я пока продолжаю использовать Nebula Capsule, и меня он пока полностью устраивает.
Комментарии (2)
Moog_Prodigy
12.08.2025 14:05Посмотрел я цены на этот проектор. Грустно все там. За такие шиши можно купить уже вполне себе нормальный проектор, с хорошей яркостью и разрешением. Разве что только миниатюрность.
А идея использовать автомобильные галогенки в проекторах не нова. Нужно лишь изготовить свой вариант картриджа под них с нужным разьемом. При желании вытачивается напильником из подножного хлама за неделю. У меня был когда-то похожий случай, когда пришлось искать замену "оригинальным" советским лампам для подсветки микроскопов расточно-координатных станков. Те лампы давно не выпускали, и фирмы, продающие остатки, ломили за них просто конские деньги (понимая разумеется, куда такие лампы применяются). Начальник попросил что-то с этим сделать. Через месяц был готов переходник для обычных H4. Стало понятно, что эти лампы вполне можно использовать, и купить можно в любом магазине хоть ящик. Позже все станки перевели на них. Эти лампы перегорали с завидной периодичностью, ибо они не рассчитаны трудиться круглосуточно, но с их ценой и доступностью это перестало парить всех. А потом мой друг, сисадмин за рюмкой пива поделился грустной историей, как его фирма страдает из за этих проекторов - они должны показывать рекламные материалы в магазине (франшиза, такие условия) ,а картриджи эти дорогие и едут неделя-месяц. Он мне дал старый картридж и я за неделю переделал его на галогенку. Пришлось делать доп. охлаждение к штатному, но в целом заработало - и потом пришлось ему еще пять таких девайсов изготовить. Хорошо, когда есть доступ к производству.
zatim
По правде, никогда не встречал проекторы с галогеновыми лампами. Может, они были давным давно, на заре проекторостроения. В основном, используются ксеноновые лампы, аналогичные тем, что ставят в автомобильные фары. Их можно опознать без разборки устройства по плавному розжигу и изменяющемуся оттенку свечения в процессе этого. Да, DLP и DMD - это одно и то же. По сути, проекторы различаются только источником света - лампа и светодиод.