Посвятив свой досуг электровакуумным экспериментам, здесь, как и в любом деле, кроме изучения спецлитературы, полезно и оглядываться по сторонам — «изучение аналогов», да. Особенно работ выдающихся коллег-любителей. Примечательных мастерством и любовью к своему делу, или даже использованием минималистического оснащения, как, например, г-н Минье в 1920-х годах [1]. Нынешний наш герой — Клод Пайяр (Claude Paillard). Радиолюбитель (F2FO) с середины прошлого столетия, энтузиаст и реконструктор старого радио, долгое время работавший редактором в радиолюбительском журнале Radio-REF. Вершиной его работ явилось воссоздание кустарного варианта производства раннего французского вакуумного триода ТМ [2], которое он осуществил в 2006 году к столетию начала серийного выпуска этой лампы. Посмотрим же, как в этом смысле вооружён, что делает и каков результат у Клода — Самодельщика Божьей Милостью.

Фото 0.2. Старина Клод Пайяр с ручной горелкой наперевес. Как и положено человеку очень увлечённому — взъерошен и с нездешним взглядом
Фото 0.2. Старина Клод Пайяр с ручной горелкой наперевес. Как и положено человеку очень увлечённому — взъерошен и с нездешним взглядом

1. Несколько общих слов

Зачем? В обществе потребления, это обычный вопрос к разного рода чудакам, в том числе и подвизающимся в областях технических. Обычный набор хороших ответов — этакий протест и желание вырваться из навязанной системы неестественных ценностей, ощущение радости созидания, ностальгия. Сам Клод признаётся  главным его побудителем оказалась ностальгия и эстетика радиоламп, интерес к которым всё ещё существует, вопреки всякой логике.

Электровакуумное производство — довольно сложное и многостороннее дело, будь это заводская полуавтоматическая линия или даже лабораторное изготовление единичных образцов. Здесь это подбор и тщательная подготовка специальных материалов, работа со стеклом, специальные печи и пламенный нагрев, химия и вакуумное оборудование. Не имея готового рецепта и не являясь сугубым производственником, но пытливым и настойчивым любителем, некоторым из этих областей Клод посвятил немало времени просто из любопытства и для наработки навыков. Тем не менее главной своей целью он имел получение практического простого триода для применения в своих любительских радиоустановках.

2. Прототип — что же такое этот ваш (наш) ТМ?

Фото 2.1. Исторический французский прямонакальный, с вольфрамовой нитью, триод ТМ 1920-х годов, выпускающийся на разных фабриках [2] под торговыми марками Fotos и Metal. В исполнениях есть мелкие отличия. Шарообразная или грушевидная колба не техническая необходимость, но наследство от производства осветительных ламп, на базе которых и было развёрнуто изготовление триодов в военные (Первая мировая война) годы. Горизонтальное положение электродной системы — изюминка лампы. Благодаря лаконичной конструкции и коротким выводам достигалась хорошая, так нужная военным, вибростойкость и дешевизна прибора
Фото 2.1. Исторический французский прямонакальный, с вольфрамовой нитью, триод ТМ 1920-х годов, выпускающийся на разных фабриках [2] под торговыми марками Fotos и Metal. В исполнениях есть мелкие отличия. Шарообразная или грушевидная колба не техническая необходимость, но наследство от производства осветительных ламп, на базе которых и было развёрнуто изготовление триодов в военные (Первая мировая война) годы. Горизонтальное положение электродной системы — изюминка лампы. Благодаря лаконичной конструкции и коротким выводам достигалась хорошая, так нужная военным, вибростойкость и дешевизна прибора

Триод ТМ был первой массовой «жёсткой» (высоковакуумной) лампой — до него в радиосвязи использовали приёмно-усилительные лампы газонаполненные — дорогие, ненадёжные и капризные, хотя и обладающие бо́льшим усилением. Конструкция ТМ оказалась весьма удачной для своего времени и дала начало целым семействам разнообразных ламп во Франции и других странах.

2.1. Технические характеристики [2]:

Анод — цилиндр Ø 10 мм, длиной 15 мм, из листового никеля 0,15 мм.

Накал — вольфрам 0,051…0,059 мм, длиной 21…23 мм, для тока 0,7 А при напряжении 4 В.

Предельно допустимые электрические характеристики: при напряжении анода 160 В и -2 В на сетке, ток анода составляет 3…6 мА, ток сетки не более 1 мкА.

Обычные рабочие характеристики в приёмно-усилительном применении: напряжение анода 40 В, напряжение сетки 0 В, ток анода 2 мА, крутизна характеристики 0,4 мА/В, внутреннее сопротивление 25 кОм, коэффициент усиления 10.

Диаметр колбы Fotos ТМ — 55 мм, высота без штырьков цоколя — 88 мм. Стекло — платиновой группы [3]. Срок службы ламп — не дольше 100 часов.

2.2. Вариант ТМ от Клода Пайяра

Фото 2.2. Современный ТМ в исполнении Колода Паяйра. Как видим, манкируя вибростойкостью, он предпочёл вертикальное положение электродной системы, чтобы использовать стандартные стеклодувные заготовки-трубки (а шарообразные колбы оригинальных ТМ выдувались автоматами из крупной капли горячего стекла, набранного из стекловаренной печи тут же). Для удобства работы с готовыми лампами Клод позаботился и о цоколях, освоив их самостоятельное изготовление
Фото 2.2. Современный ТМ в исполнении Колода Паяйра. Как видим, манкируя вибростойкостью, он предпочёл вертикальное положение электродной системы, чтобы использовать стандартные стеклодувные заготовки-трубки (а шарообразные колбы оригинальных ТМ выдувались автоматами из крупной капли горячего стекла, набранного из стекловаренной печи тут же). Для удобства работы с готовыми лампами Клод позаботился и о цоколях, освоив их самостоятельное изготовление

3. Основное оборудование и процессы мастерской Клода

Наши изыскания здесь — анализ и трактовка некоторых доступных текстовых материалов, а более всего — хорошо известного видео [4,5]. 

Не считая многочисленных мелочей, в мелкосерийном или лабораторном изготовлении электровакуумных приборов есть ряд типичного, более или менее крупного (сложного/дорогого) оборудования, могущего тем не менее радикально, отличаться вариантами и реализацией.

3.1. Резка стекла [6]

Первичный навык в стеклодувном деле. Для применяемого Клодом стекла платинового, с его высоким температурным коэффициентом расширения (ТКР), резка (раскалывание) термоударом отлично работает и здорово облегчает дело. 

Фото 3.1. Тонкие длинные заготовки для штенгелей легко разламываются руками, стоит только в нужном месте предварительно чиркнуть поперёк трубки риску алмазным надфилем
Фото 3.1. Тонкие длинные заготовки для штенгелей легко разламываются руками, стоит только в нужном месте предварительно чиркнуть поперёк трубки риску алмазным надфилем
Фото 3.2. Стеклотрубки покрупнее, хорошо разломить руками сложней, здесь Клод применяет термоудар. Шаг №1 — надрез. Он его наносит кольцом, но годится и та же риска в несколько миллиметров
Фото 3.2. Стеклотрубки покрупнее, хорошо разломить руками сложней, здесь Клод применяет термоудар. Шаг №1 — надрез. Он его наносит кольцом, но годится и та же риска в несколько миллиметров
Фото 3.3. Нихромовая петля с накальным трансформатором. Очень удобное приспособление, дающее и хорошее качество реза, увы — только для одного диаметра трубки
Фото 3.3. Нихромовая петля с накальным трансформатором. Очень удобное приспособление, дающее и хорошее качество реза, увы — только для одного диаметра трубки
Фото 3.4. Шаг №2. Захлёстываем стеклянную трубку нихромовой петлёй в месте надреза, даём ток, локально нагревая кольцо стекла — и высокий КТР делает своё, в данном редком случае, полезное, дело — дзинь, хрусть и в несколько секунд имеем сравнительно ровный и чистый рез
Фото 3.4. Шаг №2. Захлёстываем стеклянную трубку нихромовой петлёй в месте надреза, даём ток, локально нагревая кольцо стекла — и высокий КТР делает своё, в данном редком случае, полезное, дело — дзинь, хрусть и в несколько секунд имеем сравнительно ровный и чистый рез
Фото 3.5. Разделение куска крупной, около 30 мм диаметром, трубки для колб ламп — горячим способом — перетяжкой. Середину вращаемой заготовки нагреваем в сильном горячем пламени, а размягчённое стекло растягиваем с сужением, переплавляя середину. Клод делает это на специальном приспособлении — самодельном упрощённом подобии вертикально-заварочного станка — два соосных раздвигающихся зажима, с синхронизированным вращением
Фото 3.5. Разделение куска крупной, около 30 мм диаметром, трубки для колб ламп — горячим способом — перетяжкой. Середину вращаемой заготовки нагреваем в сильном горячем пламени, а размягчённое стекло растягиваем с сужением, переплавляя середину. Клод делает это на специальном приспособлении — самодельном упрощённом подобии вертикально-заварочного станка — два соосных раздвигающихся зажима, с синхронизированным вращением
Фото 3.6. Отверстие в образовавшемся сужении заготовки Клод выполняет небольшим абразивным колёсиком — вставив стеклянное остриё в его отверстие и несколько раз провернув — тонкостенная вершина разрушается с зазубринами, но безопасно для рук
Фото 3.6. Отверстие в образовавшемся сужении заготовки Клод выполняет небольшим абразивным колёсиком — вставив стеклянное остриё в его отверстие и несколько раз провернув — тонкостенная вершина разрушается с зазубринами, но безопасно для рук
Фото 3.7. Оставшиеся тонкие неровности сглаживает напильником с мелкой насечкой
Фото 3.7. Оставшиеся тонкие неровности сглаживает напильником с мелкой насечкой

3.2. Огневое оснащение

Также сильно зависит от применяемого стекла и стиля работы. Клод сосредоточился на единственной модели приёмно-усилительной радиолампы, посвятив ей целый ряд самодельных приспособлений и оснастки. Такая работа отличается от обычных манипуляций «настольного» стеклодува и ближе к работе на горизонтально (вертикально) — заварочном станке. Огневое оснащение здесь — несколько ручных горелок. Применяемое стекло — как и в историческом оригинале — всё тоже дешёвое, платиновой группы, имеющее ровно четыре достоинства: невысокую стоимость, легкоплавкость, из-за высокого ТКР его легко резать термоударом, очень просто делать в это стекло и хорошие впаи из специального биметалла — платинита (или платины). Однако, однако — тот же высокий КТР заставляет работать с таким стеклом очень медленно и вдумчиво, иметь несколько длительных промежуточных отжигов и в принципе высокий риск растрескиваний.

Фото 3.8. Основная ручная горелка Клода. Мощная, пропан — воздушная, с принудительной подачей воздуха. Похоже — переделанная сварочная пропан (ацетилен?) — кислородная. Ей он разогревает более или менее крупные стеклянные детали для формовки
Фото 3.8. Основная ручная горелка Клода. Мощная, пропан — воздушная, с принудительной подачей воздуха. Похоже — переделанная сварочная пропан (ацетилен?) — кислородная. Ей он разогревает более или менее крупные стеклянные детали для формовки
Фото 3.9. Из-за риска растрескивания дешёвого капризного стекла, каждую горячую операцию приходится начинать и заканчивать плавно, не допуская термоудара. Например, при огневом нагреве заготовки её некоторое время порциями прогревают в мягком и негорячем «светящем» («коптящем») пламени — горит только газ, воздушное дутьё перекрыто. На фото — разогрев стеклотрубки для развёртки её края в юбочку гребешковой ножки
Фото 3.9. Из-за риска растрескивания дешёвого капризного стекла, каждую горячую операцию приходится начинать и заканчивать плавно, не допуская термоудара. Например, при огневом нагреве заготовки её некоторое время порциями прогревают в мягком и негорячем «светящем» («коптящем») пламени — горит только газ, воздушное дутьё перекрыто. На фото — разогрев стеклотрубки для развёртки её края в юбочку гребешковой ножки
Фото 3.10. После разогрева и формовки размягчённого стекла, деталь также охлаждают в светящем пламени — стекло тщательно покрывают копотью, которая легко стирается после охлаждения или выгорает при промежуточном отжиге в печи
Фото 3.10. После разогрева и формовки размягчённого стекла, деталь также охлаждают в светящем пламени — стекло тщательно покрывают копотью, которая легко стирается после охлаждения или выгорает при промежуточном отжиге в печи
Фото 3.11. Предварительный разогрев стеклянной (отожжённой) детали гребешковой ножки лампы. На фото отмечена та же ручная горелка
Фото 3.11. Предварительный разогрев стеклянной (отожжённой) детали гребешковой ножки лампы. На фото отмечена та же ручная горелка
Фото 3.12. Ещё одна «станочная» горелка со встречным пламенем заведует у Клода отпайкой ламп на откачном посту — технологическую трубочку-штенгель обработанной лампы нагревают до размягчения стекла, и атмосферное давление сплющивает его стенки, запечатывая колбу. Горелки, судя по характерной форме факела (с «дежурным» поджигающим пламенем) — газовоздушные. Чтобы обеспечить более или менее плавный разогрев платинового стекла, в конструкцию введён съёмный экран (отмечено)
Фото 3.12. Ещё одна «станочная» горелка со встречным пламенем заведует у Клода отпайкой ламп на откачном посту — технологическую трубочку-штенгель обработанной лампы нагревают до размягчения стекла, и атмосферное давление сплющивает его стенки, запечатывая колбу. Горелки, судя по характерной форме факела (с «дежурным» поджигающим пламенем) — газовоздушные. Чтобы обеспечить более или менее плавный разогрев платинового стекла, в конструкцию введён съёмный экран (отмечено)
Фото 3.13. Отпаивание лампы, вид без защитного теплового экрана
Фото 3.13. Отпаивание лампы, вид без защитного теплового экрана
Фото 3.14. Между кадров замечена ещё одна важная горелка — с миниатюрным и горячим факелом (газокислородная). Ей Клод впаивает в колбу штенгель, на специальном приспособлении
Фото 3.14. Между кадров замечена ещё одна важная горелка — с миниатюрным и горячим факелом (газокислородная). Ей Клод впаивает в колбу штенгель, на специальном приспособлении

4. Промежуточные выводы

Уже сейчас можно сделать кое-какие выводы: весь процесс Клода изобилует выполненной с любовью и тщанием специфической самодельной оснасткой и оборудованием, почти для каждой операции, что упрощает работу, снижает требования к стеклодувной квалификации мастера, улучшает повторяемость и важное для платинового стекла — снижает вероятность брака. Тем не менее — наличие некоторых приспособлений выглядит избыточным, работа с ними предполагает стандартность заготовок (размеры и сорт стекла) и изготовляемых деталей, в результате работы получаем только лишь единственный вариант электровакуумного прибора, ещё и (вопреки заявленной цели) не вполне аутентичного, с несколько ухудшенными (относительно исторического прототипа) характеристиками. Некоторые важные рассмотренные операции выполняются не по канонам и упрощённо, например, припаивание штенгеля, с разогревом только отверстия на колбе и без проплавления шва.

Продолжение следует.

5. Дополнительные материалы

  1. Самодельные любительские радиолампы. Франция, 1920 г. Конспект автора.

  2. Легендарный вакуумный триод 1920-х — ТМ. История, конструкция, характеристики. Конспект автора.

  3. Электровакуумные стёкла. Классификация, опознание, подготовка. Конспект автора.

  4. Видео You Tube.

  5. Видео RUTUBE.

  6. Ручная работа со стеклом. Резка трубчатых заготовок, бутылок. Конспект автора.

 На благо всех разумных существ, Babay Mazay, сентябрь, 2025 г.

© 2025 ООО «МТ ФИНАНС»

Комментарии (0)


  1. MAXH0
    26.09.2025 09:13

    "Живу в лесу." "Делаю лампы" - к апокалипсису ни как готовитесь?


    1. BabayMazay Автор
      26.09.2025 09:13

      Ни в коем случае. Лампами, как и коллега Клод, тоже восхищаюсь, и использую довольно давно, а тут ещё и появилась возможность приобщаться к стеклодувному делу -- по локоть в пламени, м-м-м, красота! Живём несколько удалённо, просто из-за любви к тишине и покою, а к гражданам, с нетерпением ждущим некого апокалипсиса, испытываем сожаление. Ум -- мощный инструмент для изменения реальности, не стоит им материализовать вот это вот всё. Оно будет совсем не так весело как видится.