Доброго времени суток, «Хабр»!

А на дворе сейчас 2025 год, когда часто слышны новости о появления какой‑нибудь новой модели или обновления старой. Нейросети сегодня проникли во многие сферы (точнее пытаются это сделать): от бизнеса до медицины, от развлечений до повседневных бытовых устройств. Не всегда удачно, но какие‑то плюсы от этого все же есть.

Однако давайте сосредоточим внимание именно на образовательных учреждениях: школах, колледжах и вузах. Разберемся, какие перемены происходят там благодаря искусственному интеллекту, какие возможности открываются перед учениками, студентами и даже преподавателями, а также постараемся оценить, насколько эти изменения полезны или, напротив, несут потенциальные риски.

Я, конечно, тоже выскажусь по этому поводу, поделившись своими мыслями относительно плюсов и минусов происходящего процесса.

Принимайте устойчивое сидячее или лежачее положение — как вам удобнее, а я приступаю к своему рассказу.


Небольшое отступление

Модели, использованные в статье, взяты либо с официального сайта, либо у агрегатора нейросетей BotHub. Там при регистрации по специальной ссылке можно получить 100 000 капсов для личных нужд.


Главная проблема в учебе при использовании нейросети

Прилично времени ушло на то, чтобы понять, куда вставить данный фрагмент относительно статьи. Все же тема, которую я сейчас затрону, вызывает немало споров, да даже под некоторыми моими статьями развернулись настоящие баталии в комментариях.

Собственно, первое, к чему привело использование нейросетей школьниками и студентами, — потеря знаний. Думаю, ни для кого не станет открытием тот факт, что сейчас существует огромное количество нейросетей практически на любой вкус и цвет, способных покрыть большинство потребностей студентов вузов, колледжей и школьников.

Буквально из собственных наблюдений вижу, как по многим дисциплинам достаточно просто загрузить фото билета в ИИ и получить развернутый ответ практически на все задания — ну или за редкими исключениями, чтобы получить хотя бы тройку, а то и выше.

Какой итог таких действий? Падение уровня знаний среди учащихся, на выходе получаются специалисты, которые и в базовых вещах своей профессии особо не разбираются.

С другой стороны, подобное вызвало целый ряд мер по борьбе с таким ярким проявлением лени:

  • Преподаватели постепенно научились отличать работу ученика от работы нейросети, плюс не будем забывать о проверке на следы искусственного интеллекта.

  • Во время контрольных работ стали собирать гаджеты, хотя назвать это исключительно борьбой с нейросетью сложно — мера направлена против любых форм списывания.

  • Условия некоторых заданий усложняют специально, делая их доступными лишь студентам, находящимся непосредственно в аудитории, например лабораторные стенды и подобные ситуации. Правда, даже здесь порой помогает нейросеть. 

  • Ввели стандарты оформления решений, затрудняющие простое копирование. Например, преподаватель показывает образец решения, и ответ ученика должен выглядеть точно так же. Иначе отправляют на пересдачу. 

Честно говоря, лично я не считаю в полной мере, что подобное можно назвать хорошим решением. Последний аргумент ясно демонстрирует, насколько неприятной ситуация становится даже для добросовестных студентов. Ведь бывает, что человек самостоятельно осваивает предмет через онлайн‑курсы, решает верно, но задание все равно не принимают.

Здесь мы завершим основную проблему и попытаемся теперь выделить положительные изменения, вызванные внедрением нейросетей в учебные заведения.


Составление расписания

Начну с достаточно банальной вещи, которая все равно могла создать много проблем для администрации школы, Колледжа и университета.

Представим ситуацию: вам нужно составить расписание для десяти тысяч поступивших студентов. Подумайте, насколько быстро захочется оставить свое рабочее место после получения подобной задачи? Пример из личного опыта в моем учебном заведении, где составление расписания поручено нейросети.

С одной стороны, это существенно облегчает жизнь учебному отделу — создать график занятий сразу для десяти тысяч человек крайне трудоемко и утомительно. Но, с другой стороны, как всегда бывает при взаимодействии с нейросетью, доверяться ей целиком почти невозможно. Например, когда студент видит шесть пар подряд ежедневно, окно длиной в две пары или занятия в конце дня... Вот стандартный список неудобств начала учебного года в моем университете. Однако спустя одну‑две недели учебный отдел вносит коррективы вручную.

Хорошо ли использовать нейросеть для составления расписания или плохо? Решать вам. Мне кажется, что как инструмент повышения эффективности и ускоряющий рабочий процесс — это вполне удачный вариант.


Создание заданий и их проверка

Еще один аспект образования, который худо‑бедно можно поручить нейросетям — создание тестов разной сложности и их проверка.

Некоторые идут дальше и создают полноценные задания, методички и подобные вещи. Однако лично я остановился бы на тестах: нейросети иногда дают сбои, а выискивать среди множества заданий неверные, будет не слишком приятным занятием.

Еще одно преимущество, которое дает нейросеть в данном аспекте, — возможность поддерживать обратную связь с учениками. Обучение становится чуть более гибким. Нейросеть может давать рекомендации исходя из правильности ответов, пояснять ошибки, помогая учащимся быстрее исправлять их и продвигаться вперед.


Анализ траектории обучения

В некоторых случаях нейросети применяют для аналитики, выявления эффективных методик преподавания, отслеживания динамики учеников, определения слабых сторон и заблаговременной разработки индивидуальных образовательных траекторий для поддержки каждого учащегося.


Нейросети для студентов и школьников

Думаю, основные изменения со стороны преподавательского состава и выше завершены. Теперь плавно вернусь к главной проблеме, которую упоминал ранее, попробую рассмотреть своего рода антипод. Проще говоря, нейросети для учеников в положительном ключе, если ими не злоупотреблять, а использовать как помощь в обучении.

Перевод аудио и видеозаписи в текст

Не нужно объяснять, насколько полезным может быть такое применение нейросети. Загрузить аудиозапись лекции и получить ее в письменном виде — согласитесь, удобная штука для студентов и школьников вообще, ведь таким образом можно обрабатывать не только лекции, но и другие учебные материалы.

GigaСhat
GigaСhat

Простенький пример, который реализован с помощью GigaChat. Загрузил видео — получил его содержание. И учтем, что для демонстрации я использовал короткое видео о трех законах Ньютона, хотя сам по себе сервис поддерживает записи длительностью до четырех часов.

На самом деле все равно остается риск потери информации или появления неточностей. Но возможные перспективы подобного использования нейросетей радуют. Например, представьте ситуацию: глухой человек не слышит, но хочет изучить учебный материал. Загружаем видео или аудиозапись и получаем на выходе текст, понятный пользователю.

Помощь в обучении

Моментами спорный пункт, потому что помощь в обучении бывает разной. Приведу простой пример, который лично мне помог изучить язык Си. Когда преподавали этот предмет, методички по нему были весьма посредственными, да и преподаватель относился прохладно, а практику надо было сдавать, да и про экзамен помнить. В моем конкретном случае решение практических задач через нейросеть и последующее изучение полученного кода помогли поднять уровень владения этим языком. Экзамен закрыл вполне спокойно, без всяких попыток списать.

Мой пример, пожалуй, сложно назвать идеально подходящим для иллюстрации пользы такой помощи: многие в аналогичной ситуации просто копировали решения нейросети, даже не пытаясь разобраться. Поэтому приведу еще один, более простой пример. Предположим, вы столкнулись в программировании с непонятной конструкцией. Почему бы не узнать, что она означает и как применяется?

GPT-5
GPT-5

Простенький вопрос по Java получил достаточно развернутый ответ. Все остальное — дело личной практики.

Нейросети полезны студентам и ученикам не только в этом. Суммировать статьи, выделить из них главную мысль тоже несложно для современных моделей.


Итог

Думаю, на этом подведу итог. Признаюсь честно, статья получилась несколько короче ожидаемой, но добавлять сюда что‑либо из задуманного материала по нейросетям я не стал. Планы часто меняются, поэтому упомяну о новых изменениях позже, когда они станут привычными.

Итак, какой вывод после моего текстового монолога? Как я уже говорил ранее, нейросети — всего лишь инструменты, способные облегчить обучение, но способные и взять всё на себя, что становится неким искушением для многих. Если грамотно пользоваться искусственным интеллектом в университетах, колледжах и школах, особых недостатков я здесь не вижу, хотя многое зависит от конкретных пользователей и методов применения.

Спасибо за внимание!

Комментарии (0)


  1. EvilTeacher
    26.09.2025 04:52

    Автору респект. Нечастый сейчас голос разума и здравого смысла в общем дурдоме "Даешь всей толпой в нейросети!!!!".


  1. bulavin
    26.09.2025 04:52

    У меня не получилось с помощью нейросетей составить расписание. Они не могу составить так, чтобы уроки у одних и тех же учителей не пересекались в один день. Они ставят одного учителя в один день у разных классов и хоть разбейся, не могут это исправить.