Декоративно-прикладное искусство (ДПИ) с применением цветного стекла, это в первую очередь — витражи. В исходном виде поселить их в своём жилище в окна-двери-потолки не так просто, художественное же стекло, восхитительно выглядит на просвет, демонстрируя своё главное качество — прозрачность. Простые плоские светильники — этакие витрины с подсветкой, позволяют витражам не хлопотно подружиться с обстановкой, такой их вариант легко установить, заменить, подарить или продать. Плоский витраж с подсветкой ненамного отличим от витражного окна, и работает в любое время суток. Технология изготовления витража — плафона для такого светильника, не отличается от обычной, всё остальное тоже несложно, хотя повозиться придётся.
1. Несколько общих слов
Касательно цветного художественного стекла — широко применяются несколько техник работы с ним, сравнительно легко реализуемых в любительской мастерской. Витраж Тиффани (оклеивание краёв подогнанных стеклянных деталей медной фольгой, составление их в рисунок, наплавление соединительного свинцово-оловянного профиля электрическим паяльником) [1], стеклянная мозаика (наклеивание деталей на лист стекла-основы, заполнение швов непрозрачным цементом), фьюзинг (fusing) витражи — сплавление цветного стекла плоскими слоями в специальной печи. Не все эти техники одинаково хорошо выглядят на просвет — фьюзинг-работы лучше рассматривать в свете отражённом — из-за смешения цветов и увеличенной толщины.

Стеклянная мозаика из витражного стекла и работы в технике Тиффани, с цветами, подобранными по художественным канонам, на просвет очень хороши по очевидным причинам. Детали Тиффани крупноваты, витражи в этой технике стоит делать более или менее заметной площади, мозаика же очень хороша своим античным стилем, высокой детализацией и сравнительной простотой — из специнструмента нужны одни только кусачки, техника в принципе менее кропотливая.

В любых витражах для светильников выгоднее смотрится стекло глухое (матовое) или с густым рисунком-перьями — через них незаметны технические внутренности светильника, матовые стёкла лучше рассеивают свет.
2. Конструкция коробки с подсветкой



3. Столярно-заготовительные работы
Наш светильник, в сущности — невысокая деревянная коробка с витражом вместо верхней крышки. Собрать деревянную часть лучше из древесины ценных пород, или по крайней мере, из более или менее плотных её сортов, с отделкой лакокрасочными материалами (ЛКМ). Заготовки для стенок можно подобрать в магазине, но в общем случае процесс выглядит так:




4. Сборка ящика-рамы
В руках у нас заготовки деталей ящика, с припуском в длину — вдумчиво размечаем их, обрезаем лишнее. Лучше всего на электрической торцевой (маятниковой) пиле, но годится и стусло.




5. Прозрачная отделка ЛКМ
Нетрудно покрасить дерево ПФ-115, чтобы скрыть мелкие огрехи. Более или менее тщательно проделав всю подготовительную работу: подобрав заготовки без заметных изъянов, хорошо их обработав и точно подогнав, прятать природный рисунок дерева — грешно. Теперешняя бытовая и строительная химия шагнула далеко — вариантов лаков и красок множество, однако, традиционный пахучий масляный лак, как правило, куда как более стоек и выглядит лучше быстрых покрытий на водной основе. Окрашенная же (водными или спиртовыми) морилками светлая древесина под прозрачным лаком, выглядит лучше готовых цветных составов.
Отделке древесины посвящены множество книг по столярному делу, вдаваться в детали не будем, но несколько слов сказать всё-таки стоит.
Очевидный момент №1 — нельзя использовать морилки неразбавленные, они дают неестественные цвета и пятна. Разбавлять следует сильно, обычно — раза в два по объёму. Воду для водных морилок лучше использовать кипячённую, цвета нужной густоты добиваемся количеством слоёв, хорошо просушивая каждый предыдущий. При окраске, лучше впитывающих, поперечных спилов, морилку лучше разбавлять дополнительно.
Очевидный момент №2 — цвета (однотипных) морилок можно и нужно смешивать. Смешивание даже из невеликого ассортимента позволяет тонко подобрать нужный колор. В своём арсенале удобно иметь чёрный цвет, цвет, близкий к красному, жёлтому и коричневому — они дают возможность составить нужный рецепт краски в тёплой или холодной гамме.
Очевидный момент №3 — известно, что при намокании-высыхании даже шлифованной поверхности дерева, оно непременно становится шероховатым — топорщатся мелкие волокна. Их рекомендуется удалять лёгкой шлифовкой. Шлифовать окрашенную поверхность нельзя — будут залысины и потёртости, поэтому перед окрашиванием деревянную раму полезно загрунтовать сильно разбавленным (~1 чайная ложка клея на ½ стакана воды) ПВА, а после высыхания, слегка отшлифовать мелкой наждачкой.
Очевидный момент №4 — лучше выглядит лак матовый или хотя бы полуматовый. Эта его матовость — светорассеивающая добавка — перед применением лак тщательно перемешать палочкой, чтобы на дне не было осадка. Как и морилки, лак тоже нельзя применять в исходной консистенции, его следует разбавлять до жидкого состояния и наносить много слоёв с хорошей промежуточной сушкой. Обычно хватает 5…8 слоёв. Хорошо работают «Яхтные» лаки, любимый — Tikkurila Jalo, дающий приятную поверхность вроде вощения.
6. Лампа подсветки
Удобная лампа получается на основе маломощной белой светодиодной ленты, стоит только её наклеить на металлическую заднюю стенку рамы светильника. Лента нужна с нейтральным белым светом, невлагостойкая.



7. Сборка светильника


8. Дополнительные возможности
9. Несколько слов на сладкое
Не удаётся спрятать — подчеркни! В общем случае мы исходим из предпосылки: главный — витраж, выполняя деревянный ящик максимально утилитарным и простым, не выделяющимся, что вовсе не обязательно. Имея время, терпение и некоторые столярные навыки, деревянную часть можно изрядно оформить — от декоративного крепежа и характерных фрезерованных элементов до резьбы или инкрустации, хотя всё это придётся (визуально) подружить со стеклянной частью. Сюда же — старинные варианты очаровательной, но трудоёмкой отделки — спиртовые лаки, шеллак и т. п.
Дерево — традиционный материал для подобных ДПИ применений, однако, весьма капризно и хлопотно в работе. Вероятно, радикально более технологичным будет применение алюминиевого проката. Он лёгок, не требует сушки, режется, фрезеруется деревообрабатывающим инструментом, легко окрашивается, травится (декоративное травление). Сборка — пайкой оловянно-цинковыми припоями или аргоно-дуговой сваркой.
Как правило, говоря «витраж», мы имеем в виду его полноценный стеклянный вариант, безоговорочно признавая эталоном. Изготовление его, однако, дело кропотливое, трудоёмкое и дорогое, отчего малодушным легко впасть в искушение эрзацев — вариантов на стекле наклеенных или нарисованных. Существует и такая область ДПИ, как роспись по стеклу специальными красками. Такие работы тоже могут недурно выглядеть на просвет и являться элементами нашего светильника.
Кроме непосредственно интерьерного светильника, по описанной конструкции и технологии могут быть изготовлены и другие световые приборы, например, световой стол для копирования, для рисования песком, полярископ и т. п.

10. Дополнительные материалы
На благо всех разумных существ, Babay Mazay, август, 2025 г.
© 2025 ООО «МТ ФИНАНС»
Комментарии (17)

randomsimplenumber
12.09.2025 14:46гвозди для забивания в тонкие детали лучше притупить — такие их концы будут сминать волокна древесины, острия же их раздвигают, что способствует расколам
этому лайфхаку лет 1000 наверное;) меня так учил мой дед, а его - его дед (ц). А куда девается древесина, которая сминается ? Тупой гвоздь ее точно так же раздвигает как и острый.

BabayMazay Автор
12.09.2025 14:46Может быть просто получается местное уплотнение? Не знаю, я этот финт тоже услышал от отца-столяра, вполне может быть и некий освящённый временем бесполезный ритуал, но вроде работает. В приколачиваемых тонких берёзовых реечках, однако, под гвозди не ленюсь сверлить отверстия.

vesowoma
12.09.2025 14:46Тупой гвоздь действительно сминает, а острый колет и разрез по волокнам идет дальше. Когда в детстве мастерил из тарных дощечек, убедился на собственном опыте. А вообще в таких работах гвоздь не лучшее решение, клей рулит, или хотя бы шурупы. Кстати, если под отверстие для шурупа сделать дрелью диаметром чуть меньше необходимого, и капнуть туда спиртовой канифоли, крепеж будет практически вечным.

BabayMazay Автор
12.09.2025 14:46Клей с гвоздиками или саморезами -- это конечно. Спиртоканифоль на саморез -- это вероятно из слесарно дела, помните наверное -- "Винты стопорить эмалью в резьбу". Для мелкого крепежа очень хороший способ. Шурупы не всегда лучше гвоздей. Правильнее применять их там, где они будут работать на отрыв. Гвозди же лучше себе показывают на сдвиг. Кроме того, их шляпки меньше, незаметнее, они дешевле и быстрее в работе. Как-то давно, ещё в городской жизни, даже забивать их толком не умел и везде пользовался саморезами, а вот в деревне, "в одну каску" возведя бревенчатый дом, мастерскую, баню и несколько пристроек, оценил в полной мере. Причём гвозди используются не обязательно только в столярном и плотницком деле -- шкатулки, декоративные вещицы из дерева -- мелкие гвоздики сплошь и рядом!

SaX_KT
12.09.2025 14:46Клей и шканты - это же база столярки. Зачем вообще металлический крепёж?

BabayMazay Автор
12.09.2025 14:46Проще! Но если навык и инструмент/оснастка позволяют, конечно следует предпочесть обычные столярные способы соединения -- шканты, шпонки, шипы.

Nikita_64
12.09.2025 14:46В поверхностном слое древесина срезается, а глубже, действительно, начинает сминаться и раздвигаться встороны, но там уже сложнее трещине начаться. Или ее не видно.

JBFW
12.09.2025 14:46Если кто-то играл в игры типа Hexen, Heretic, Blood - там полно атмосферных интерьеров с витражами.
Всегда хотелось сделать подобное, одна проблема - помещение должно быть просторным, чтобы это смотрелось...

BabayMazay Автор
12.09.2025 14:46Не играл, но интерьеры с витражами видел : ) Конечно, во многих смыслах, лучше жить не в крохотной однушке-студии, но если и не витражные окна-потолки (световые), то уж какие-то вещицы из художественного стекла можно вписать и в такую площадь.

JBFW
12.09.2025 14:46На самом деле да. К тому же окно не обязано быть настоящим, все равно непрозрачное - но свет давать может. И при желании - в соответствии с временем суток...

BabayMazay Автор
12.09.2025 14:46Так и есть! И потом -- плохо, если свет в жилом помещении цветной, практика показывает, что жить при нём тяжело. Либо разбавлять, либо вот так -- включать ненадолго, по желанию.

JBFW
12.09.2025 14:46Если это рабочий кабинет с компьютером или скажем всякими осциллографами - вполне.
У некоторых в качестве красивого света аквариум с подсветкой, чем витраж хуже?

BabayMazay Автор
12.09.2025 14:46Нисколько не хуже в принципе, хотя конечно витражи бывают всякие, да и некоторые аквариумисты делают неестественную подсветку. Красную например -- жуть!

HardWrMan
12.09.2025 14:46Тем временем, мои "
Самодельныесветильники из цветного стекла. Светильник-ящик"...

BabayMazay Автор
12.09.2025 14:46О! Как знакомо : ) В 90-х, в студенчестве у меня была светомузыка из радио конструктора, а у папиных знакомых в этом же доме, самодельная, вот почти такая же -- на шкафу и с круглыми фонарями, с рассеивателями стыренными на ЖД...
vesowoma
Температуру в корпусе после продолжительной работы не измеряли? Не происходит перегрев светодиодов и БП?
Подключать светодиодные линейки лучше всего с обоих концов (закольцовано), так будет равномернее напряжение на светодиодах (из-за падения напряжения на проводниках ленты).
BabayMazay Автор
Пожалуй. С другой стороны, кусочки ленты тут невеликие, размеры работ всё-таки не как у "Запорожцев пишущих письмо турецкому султану" : ) А что до температуры, то внутри не измеряли -- вполне показателен нагрев задней металлической стенки, а он невелик. Ленты конечно бывают разные и тут стоит не переусердствовать с их мощностью. Кроме прочего, слишком яркая подсветка и пересвечивает стеклянную работу, она при этом выглядит хуже. Если такое случилось, можно запитать светильник от БП с пониженным напряжением или добавить ДУ.