Запуск нового магазина — это бизнес-процесс, включающий в себя пару десятков этапов. Если контролировать всё вручную или работать «костыльно», вряд ли торговая точка откроется в планируемые сроки, а компанию ждут финансовые потери. Расскажу, как автоматизировать этот этот процесс на базе BPM-платформы. Это решение подойдёт розничных и оптовых торговых сетей, супермаркетов и дарксторов.  

Проблема: все делали и контролировали вручную

Крупный ритейлер продолжает расширять свою сеть, открывая новые магазины.

Выполнение рутинных трудоемких операций своими силами. Сотрудники оценивали потенциальные локации на геосервисах, переносили информацию в Excel, а фото с мест загружали на внешний диск.

Затянутое согласование и разрозненные коммуникации. Согласование смет происходило по email. Напоминания приходилось делать в мессенджерах, тут же пересылали друг другу таблички с исправлениями и фото с объектов. Потом найти информацию по конкретной точке было сложно из-за большого количества файлов.

Необходимость ручного контроля на всех этапах. Координаторы уточняли статусы по любому этапу работ через звонки и сообщения конкретному сотруднику (и это ещё надо помнить кто за что отвечает!). Это приводило к размыванию ответственности.

Техническая реализация

Требовалось единое решение, включающее в себя проектное управление, корпоративные коммуникации, полнофункциональное мобильное приложение. Выбор остановили на BPM-системе «Первая Форма» как основе для построения комплексного решения.

Встроенная интерактивная карта с аналитическими данными. В BPM-систему встроили интерактивную карту API Яндекс Карт и перенесли туда все текущие магазины. А для получения аналитических данных система обращается к API Geointellect через lua-скрипты. Полученные геоданные вносятся в дополнительные параметры (ДП).

Как построена работа: в системе менеджер оценивает зоны пешей и транспортной доступности вокруг точки, среднее количество домохозяйств, доходы населения и его численность. Если по итогу он посчитал локацию перспективной, то ставит на карте специальную отметку. В системе появляется задача на поиск помещения, а исполнителем назначается специалист, ответственный за данную территорию.

На небольшом масштабе карта показывает общее число магазинов на выбранной территории. Если масштаб увеличить, отобразит статус магазина — работает, готовится к открытию или на ремонте, а также его экономические показатели

Мобильное приложение. Сотрудник приезжает на потенциальную локацию для нового магазина и сразу заполняет чек-лист в приложении. Вся информация сразу же доступна для остальных коллег.

Здесь же контролируется и полнота информации. Если пропустить какой-то пункт или не приложить фото, завершить задачу не получится.

В системе уже есть несколько чек-листов: как для выбора помещения, так и для оценки работ или для проверки готовности к открытию. Любой шаблон чек-листа можно доработать по своему усмотрению, убрать или добавить недостающие пункты
В системе уже есть несколько чек-листов: как для выбора помещения, так и для оценки работ или для проверки готовности к открытию. Любой шаблон чек-листа можно доработать по своему усмотрению, убрать или добавить недостающие пункты

Приёмка объекта тоже проходит по чек-листу. Представитель компании приезжает на объект и отмечает в смартфоне, все ли готово.

Если по какому-то из пунктов выявилось несоответствие, проверяющий сразу ставит задачу с конкретными сроками на устранение. Исполнитель устанавливается автоматически, в соответствии с ролью. Но проверяющий также может проставить его вручную.

Вот что увидят коллеги
Вот что увидят коллеги

Оцифровали проектное управление и настроили обратное планирование.

Подготовка магазина к открытию состоит из множества этапов, связанных друг с другом по срокам. Как правило, одно открытие состоит из 10−20 подзадач.

Логику выстроили по следующему принципу: дата открытия является точкой отсчёта для формирования всего графика работ. То есть дедлайны для всех промежуточных этапов рассчитываются автоматически.

Если торговая точка должна открыться 1 мая, тогда монтаж оборудования нужно начать не позднее 10 апреля, ремонт помещения — до 10 марта, заключить договор аренды — до 1 марта. Так проще отслеживать соблюдение сроков и избежать потенциальных проблем.

В головной задаче можно следить, как идёт подготовка к открытию по статусам отдельных подзадач или по диаграмме Ганта. В конце процесса в основной задаче собирается вся ключевая информация — договоры, проекты, сметы, планы и фотографии помещений, прогнозы по показателям оборота и так далее.

Здесь можно создавать и связывать проектные задачи, формировать базовые планы, ставить вехи и пр.
Здесь можно создавать и связывать проектные задачи, формировать базовые планы, ставить вехи и пр.

Данные о помещениях, которые не подошли, тоже остаются в системе вместе с причиной отклонения.

Итоги автоматизации открытия новых торговых точек на базе BPMS

  • Создание единого цифрового пространства для всех процессов, связанных с открытием новых магазинов.

  • Исключены ситуации, когда вопрос решается устно или в стороннем мессенджере. Коммуникации сотрудников из разных подразделений и других участников процесса ведутся в одной системе.

  • Прозрачность статусов работ по каждому этапу и проекту в целом.

  • Стандартизирована работа всех сотрудников, задействованных в открытии.

Комментарии (0)