Когда-то у нас на Хабре получались довольно интересные и точные прогнозы, которые сбывались. С 2020 года точность прогнозов снизилась, от года к году неопределённость вносит лютую искорку азарта, но рамочно мы по-прежнему угадываем тренды. Почему? Наверное, потому что разработчик ПО для бизнеса работает с разными сферами, видит, что там происходит и может как-то это проанализировать. Но, конечно, основная причина прогноза в декабре — это желание почувствовать устойчивость, стабильность, осознать, что ты ещё хоть что-то понимаешь и контролируешь.
Предлагаю вам посмотреть в ближайший год, попробовать продолжить основные тренды и поспорить о взглядах на 2026 год. И пусть несмотря ни на что у всех нас он будет неплохим.

Люди
Тенденции в подборе сотрудников (как-то не нравится слово «персонал») уже который год довольно противоречивые. Одни кричат, что рынок работодателя, другие — что рынок соискателя, мне кажется, что сейчас рынок ситуаций, когда обе стороны найма мечутся, молниеносно реагируя на изменяющиеся требования. И в этом нет ничего хорошего.
Вот что особенно печально и обязательно продолжится в 2026 году.
Стажёры и джуны никому не нужны. На рынке немало специалистов в ИТ и компаниям есть из кого выбирать людей на младшие позиции — особенно тех, кто по какой-то причине выпал из обоймы и возвращается в мир технологий. Как бы цинично это ни звучало, но взять растерянного мидла на должность чуть выше джуна выгоднее во всех смыслах, чем взять новичка без опыта с горящими глазами. Джунам стоит присмотреться к крупным компаниям с программами стажировки, где они смогут себя показать и закрепиться в штате. А вот миддлам, у которых что-то не заладилось в карьере, можно посоветовать не побояться сделать шаг назад, начать с чуть более низкой должности и быстро вырасти — сейчас это одна из безопасных стратегий.
Найти опытного адекватного сотрудника сложно в любой сфере. Шутки про поколения совсем не шутки: сложившиеся профессионалы миллениалы обросли семьями-ипотеками-кредитами и ради безопасности всей этой своей инфраструктуры прочно сидят на рабочих местах (даже если они их в чём-то не устраивают), а альфы и зумеры резко уверовали в то, что они вертят эту землю на оси и могут просить «ну сотки полторы для начала» без единого дня опыта или с опытом работы в поддержке банка 3 месяца. Человек, который адекватно оценивает свои навыки и просит соответствующие им деньги — редкий экземпляр. А становиться нянькой взрослым детям и платить им стипендию за нахождение в офисе бизнесу очень сильно неприятно, потому что сотрудник всё же должен взамен на зарплату приносить реальный эффект, быть продуктивным. Никто не просит перевернуть мир в первый день, но начать шевелиться на испытательном сроке — это нормальное поведение разумного взрослого сотрудника, а не прогиб под правила.
Руководители и менеджеры думают, что ИИ реально способен кого-то заменить. Сначала такие истории казались байками и слухами, но сейчас реально есть компании, которые пытаются за счёт ИИ сократить фронт-офис, сервис, поддержку. В итоге происходит расчеловечивание отношений с клиентом и меняется лояльность (чаще всего падает). И да, маркетологов, рекламщиков и копирайтеров ИИ пока тоже не может заменить, потому что он делает в моменте и по шаблону, не учитывая стратегию и нюансы работы компании. 2026 год скорее всего станет годом перераспределения рутины и стратегических задач между человеком и ИИ, но пока это будут не драматические, а точечные изменения.

Что хорошего?
Стабильные профессионалы прорвутся. Как бы ни кричали о конце ИТ, никакого конца нет — запрос на ИТ-услуги, сервисы и софт хоть и меняется вместе с флуктуациями рынка, но остаётся стабильным. Компании ещё в ковид оценили, как круто иметь автоматизацию и гибко менять команду и процессы, поэтому отношение к внедрениям изменилось. Соответственно, хорошие сотрудники, уверенные профессионалы без дела не останутся — даже если придётся сменить работу, их быстро заберут другие команды. Поскольку в 2026 экономика обещает нам немного экстрима, компании будут стараться держаться за профессионалов и выбирать их в команду (противоположная ситуация от описанной с джунами и стажёрами).
Вкатуны — всё. Вкатиться в ИТ после курсов не получится — это не только никакая квалификация, но ещё и полностью отсутствующая база. Всем, кто хочет войти в ИТ, могу посоветовать поискать рост и профессионализм в своей сфере: весьма вероятно, вы или выгорели, или упускаете какие-то важные возможности. Джунскую и даже мидловскую зарплату из ИТ можно получить и в промышленности, и в строительстве, и в юриспруденции, и даже в преподавании (но вот тут придётся сильно постараться).
Работа будет. Из плохого — работать нужно много. Если раньше даже в компаниях малого и среднего бизнеса можно было пофилонить и поимитировать, то сейчас придётся работать. Всё та же адреналиновая экономика заставит руководителей присмотреться к сотрудникам, разобраться в задачах, может быть даже заняться микроменеджментом, но с одной целью — оптимизировать затраты и выжить с новыми правилами игры. Так что работать придётся — честно, системно и с результатом. К слову о гибридном формате — это по-прежнему не предполагает 8 часов прикованного сидения, скорее это намекает на эффективную работу головой, а 3 часа или 8 — дело биологии каждого.
Рынок очищается от пены (но это не точно). ИТ-сфера собрала вокруг себя несколько кругов
управленческого адааутсорсеров всего что можно, коучей, фасилитаторов, тренеров, стратегов, тактиков, агентств и прочих. Каждый из них зачастую не столько приносил пользу, сколько показывал себя, брал деньги, играл в очень нужного компании человека, доказывал, что без него рухнет всё до основания. В 2026 компании по большей части осознают, что на отказе от этого хвоста можно сэкономить и инвестировать сэкономленное в своих же сотрудников, соответственно, есть вероятность того, что ИТ станет чище, но появится отрасль, куда эта братия схлынет — об этой миграции мы, скорее, услышим ближе к 2028 году.
Технологии
2026 год будет пиком интереса к ИИ (обратите внимание, не развития, а именно интереса). Он станет живее и интереснее (AGI ли — вопрос, но всё же), будет активно использоваться как ассистент, собеседник, помощник в бытовых и личных вопросах. Интерес бизнеса к ИИ снизится и будет снижаться до тех пор, пока не появится что-то кастомизируемое, безопасное и обученное на качественных данных.
ИИ продолжит вторгаться в частную жизнь — увы, искусственный интеллект останется советчиком и другом для сотен тысяч (если не миллионов) людей по всему миру. Разобщённость, социальная депривация, одиночество, страх общения сделают своё дело: популярность ИИ у простых людей продолжит расти. К сожалению, думаю, что на фоне роста количества кейсов использования, вырастет количество кейсов проблем, отклонений, факапов и личных катастроф. Хоть я и далёк от этой сферы, но психологам и психиатрам стоит приготовиться — даже обывательские рассуждения и минимальное знание физиологии и биологии позволяют сложить два плюс два и понять, что в системе «человек — машина», где машина выступает партнёром, человеческая психика может оказаться слабым звеном (ожидаются массовые отлёты кукух).

ИИ увеличит количество проблем и ошибок в компаниях. Компании стали резко доверять искусственному интеллекту, использовать его в рекламе, маркетинге, аналитике, управлении персоналом. Это увеличивает вероятность ошибки, поскольку ИИ смотрит на данные отстранённо — максимум как на набор цифр. Если поэкспериментировать с разными моделями, можно обнаружить, что они не справляются с единицами измерения, путают шкалы, числа и проценты. Даже предобученные модели дают осечку. Принимать решения на таких данных чревато проблемами, особенно если решение уходит за пределы компании (публичные презентации, отчёты, рекламные кампании и т. д.).
Безопасность станет более хрупкой. То что злоумышленники идут на полкорпуса впереди безопасников, давно известный факт. Хуже, что люди всё больше доверяют информационным системам (что в современных условиях особенно страшно) и готовы делиться информацией самостоятельно, без социальной инженерии и взлома. Если компании не занимаются обучением сотрудников и тренировкой навыков информационной безопасности, рано или поздно придётся решать гораздо более серьёзные проблемы. О безопасности частных лиц даже говорить не стоит: методы настолько простые и одновременно продуманные, что попадаются даже айтишники :-)
Компании оглянутся на IT-инфраструктуру. Пересмотр ИТ-инфраструктуры — вызов 2026 года. Сейчас важно автоматизировать всё, что не автоматизировано — процессы, оперативную работу, рутину; пересмотреть всё, что автоматизировано и понять, как каждый элемент работает с другими и работает на общую продуктивность. Простаивающий софт перезапустить или отключить, используемый частично запустить в более глубокие процессы, активно работающий и позволяющий работать эффективно — расширить. Кстати, уже наметился тренд отказа от дорогих решений в пользу доступных: на конференциях всё меньше пафоса, всё больше вопросов о том, как оптимизировать затраты и купить CRM не за 40 миллионов, а за 2 или 4 млн. Крупному бизнесу это тоже интересно.
Софт для бизнеса окончательно перестанет быть роскошью. С одной стороны, сыграло роль импортозамещение и рынок узнал о множестве российских решений, которые были и раньше, но, например, проигрывали Microsoft и Atlassian. С другой стороны, российские разработчики перешли на интересные системы оплаты (аренду, рассрочку и т. д.), стали договариваться с хостингами об удобных и недорогих предложениях, при этом они не прекращают разработку и учитывают требования рынка. Например, мы, разрабатывая и развивая RegionSoft CRM, разработали исходя из запросов клиентов сервис для мониторинга мобильных сотрудников на карте GeoMonitor. И рынок отвечает спросом — просто потому что компаниям нужно работать с конкретными задачами. Это происходит практически для всех типов бизнес-приложений.
Что плохого?
ИИ меняет мышление и восприятие, причём пугающе быстро. Человечество на протяжении всей своей эволюции ищет какое-то макросредство от всего: волшебную палочку, философский камень, кремлёвскую таблетку. Все прототипы имели отдельные недостатки — в основном, не существовали или не работали :-) Искусственный интеллект подошёл как ничто другое: существует, имеет физическую основу, легко тиражируется, работает. И всё: люди доверились ему так, как будто не было ни взломов, ни утечек, ни сожжённых вышек 5G. Получил анализы или результаты обследования — сливаем нейронке, нужно решить задачу — идём туда же, совет по воспитанию ребёнка — пожалуйста, всё — там. А с другой стороны — подозрение, что всё создано нейросетью, даже этот текст, ведь он грамотно написан, содержит списки и длинные тире, положенные тексту по правилам русской орфографии.

По сути, человек резко и одномоментно начал терять свою идентичность, отдавая на откуп алгоритмам секреты, проблемы, переживания, частную жизнь. 2026 год продолжит этот тренд. Трудно сказать, сможем ли мы откатиться обратно или хотя бы сохранить рациональность и научиться защищать частную жизнь хотя бы от технологий. Особенно от технологий.

И вообще, может, у нейронки тоже экзистенциальный кризис
Что хорошего?
Точнее, отчасти хорошего. Люди сближаются с технологиями. Не без странностей и перекосов, но сближаются — как минимум, им интересно на говорящую собачку посмотреть увидеть, что же такое ИИ и задать ему заветный вопрос о рецепте медовика, похудении, лечении ОРВИ, признаках шизофрении (и сразу обнаружить их в себе)… Сближаясь с технологиями, они учатся ими пользоваться.
При этом в случае опасности или необходимости экстренных действий люди не доверяют роботам: вряд ли кто-то бы хотел робота на том конце вызова спецслужб или в регистратуре больницы. И проблема не в точности работы — роботы бы тут уже вряд ли подвели — проблема именно в том, что в сложные или напряжённые моменты человеку нужен человек, с эмпатией и навыками гибкого ситуативного реагирования. 2026 год, скорее всего, будет связан с переводом нейросетей на физические интерфейсы. У разработчиков будет немало интересных задач, связанных с эмпатией и привлекательностью железяк. Вряд ли мы увидим что-то интересное на проде, но почитывать новости в ожидании прорывных штук стоит.
Пока писал прогноз, вот о чём подумал. Мы стали мыслить и рассуждать слоями. Есть слой общественной и экономической жизни, в котором мы вынуждены жить. Есть слой человека и технологий, в котором многим из нас комфортнее жить. Есть слой внутренних тревог и ощущений, которые есть и с ними приходится жить. И один из вопросов 2026, 2027,.., 2030 года — как сшить эти слои, чтобы остаться человеком, прошедшим через 2.8 млн лет эволюции, и не уступить место алгоритмическому сопляку :-). Впрочем, это уже вопрос из разряда поиска философского камня.

not-allowed-here
как помне ИИ никакой вундервафлей не будет но н сильно сокрактит разрыв в поисковых навыках - раньше я продавал услугу по поиску агрегации и анализу информации по заданным темам, сейчас ИИ делает это дешевле и быстрее - качество пока что хромает, но уже сейчас правильно настроенный комплекс делает это кратно дешевле чем ручками..... так что ИИ сократил время которое раньше тратилось на поиск информации, но никак не заменил собой мозги - ибо у большниства к сожалениею всеравно не было желания ими пользоваться....
а то что теряется некий навык - тут просто надо учится Жить с этим и думать и понимать что Этого Джина в Бутылку уже не загнать....