
Ты приходишь в новую компанию или проект и видишь большую команду — человек на 30–35 — и думаешь: «Сейчас поработаем, блээээт!» Такие большие, столько опыта и компетенций. Мы обязательно сделаем крутой продукт.
Проходит время, и ты понимаешь: что-то работает не так. Команда начинает расти ещё больше, а результата или положительной динамики как таковой нет. Ничего не оцифровано, только ФОТ — и он растёт (классика жанра).
И ты начинаешь это сравнивать с раковой опухолью: почему так получается и что с этим делать?
Личные наблюдения и немного историй из жизни — читай далее .
Вот новый этап жизни: ты попадаю в крупную компанию на новую для себя должность. Команда большая, руководитель интересный, специалисты — компетентные. И ты думаешь: как же классно, какой крутой продукт получится сделать с этими ребятами! Да мы горы свернём вместе. Проходит время — начинаешь подозревать, что что-то идёт не так. Горы почему-то всё так же стоят, и не свернуты. А команда растёт ещё больше. Ты останавливаешься, чтобы оглядеться, понаблюдать — и понимаешь: это похоже на раковую опухоль в организме. Творится какой-то хаос. Первоначальная система, которую ты видел, на деле оказалась мнимой. Ответственность размыта, функционал не определён чётко. А она растёт и растёт.
И ты как Маша из сказки: "Горшочек, не вари!" — бегаешь кругами и не понимаешь, что делать.
Знакомо, правда? Причём это встречается не только в продуктовых командах, но и в отделах продаж, на складах (кто бы мог подумать), в управлении и так далее.
У меня есть в жизни три примера: положительное "лечение", отсутствие лечения и текущая команда, которая идёт по пути болезни.
Давайте начнем с положительного "лечения":
Склад площадью около 6000 м². Нет чёткого распределения функций. Штат раздут до 30 человек. ФОТ не привязан ни к одному показателю. Для большего понимания: сотрудники на одинаковых должностях получали разные зарплаты — чисто субъективно, решалось руководителем и тем, кто на что "договорился". И здесь мне предстояло расти — от кладовщика до специалиста по складской логистике. Хотя, по факту, ты уже не специалист, а руководитель отдела товародвижения.
Смены не унифицированы, вообще нет понимания функции склада. Списания — «улетают в космос», резервные склады (брак, раскомплект и т. д.) вообще не контролируются. В общем — страшное дело.
Как лечили и с чего решили начать:
Лечение болезни начинается с осознания: что у тебя болит и где болит. Больше всего болело в одном месте — отсутствие ответственности . Все за всё, и никто ни за что. Решили расписать и обозначить, кто за что отвечает.
Были выделены ключевые функции склада:
Приемка
Хранение
Отгрузка
Контроль товародвижения
Решили пойти по пути простой цепочки: Продукт → Процесс → Ответственный.
Что мы выделили как "продукт" склада? В глобальном масштабе, конечно корректное товародвижение, а если по функциям, то:
Корректная приёмка - все принято согласно документа, или составлен корректный акт расхождений (форму придумывали тоже все вместе что бы всем было удобно);
Корректное хранение - все лежит на своих местах, никто не "таскает" никуда без отображения в системе;
Корректная отгрузка - Все что требовалось подготовлено к отгрузке, проверено по количеству и качеству (ты точно уверен что все сделал правильно, и пусть весь мир докажет тебе обратное);
Под каждую функцию описали процесс (как мы его видели и как это нужно бизнесу) и выделили ответственных.
Теперь настал самый сложный момент: нужно было договориться с коллегами из других отделов. Мы не прокажённые, нам тоже надо помочь ради общего блага. И долго же мы бились об это... Но в итоге у нас всё получилось.
Результаты лечения:
Сокращение ФОТа почти вдвое (лишние сотрудники просто не прижились в новой системе и ушли сами);
Руководитель логистики тоже ушёл, потому что коллектив сказал: «устал жить в состоянии войны»;
Остановили рост «опухоли» в виде неэффективных сотрудников;
Расписали функции для текущих сотрудников, систематизировали, ввели личную ответственность (и о коллективной не забыли для сплоченности);
Вывели всё в понятные метрики для бизнеса и сотрудников;
Каким стал склад (и сейчас продолжает быть): работает по чёткой структуре: старший смены контролирует экономику и отгрузку, кладовщик — операции в денежном выражении, товаровед — отклонения с учётом их стоимости в продукте.
Главное, что удалось сделать:
Выстроить управляемую систему, где ничего не растёт без роста товарооборота. Товарооборот через склад упал — ФОТ упал. Увеличился — склад обработал больше товаров и получил больше ресурсов. Всё понятно и прозрачно.
Также сыграла роль выстроенная культура. Мы просто сказали ребятам: „Склад — ваш второй дом. Вы же дома так не живёте? Нет? Тогда давайте сделаем тут как дома — аккуратно и по-честному“.
И как у любого пациента — постоянная диспансеризация: проверяются показатели, наблюдаются отклонения, с ними работает команда для стабилизации и улучшения. Из большого неуправляемого монстра, который рос сам по себе, мы получили маленькую аккуратную команду из 12 человек. Она справляется с увеличением товарооборота, решает задачи бизнеса и отвечает за один из главных активов компании.
Все рады — лечение прошло успешно, хоть и пришлось получить кучу сопротивления в процессе.
Теперь, наверное, стоит рассмотреть случай отсутствия лечения.
Когда ты приходишь и такой: «Пациент, вы умираете, вас бы подлатать немного».
А пациент: «Не-не-не, и так сойдёт. Я сильный и могучий!»
Я пришёл в компанию на должность: аналитик 1С / руководитель проектов / бизнес-консультант . Как меня только не называли — хоть «мастер на все руки», но суть была всегда одна: нужно было выстраивать процессы и создавать продукты для компании.
Почему-то к тому моменту для меня как специалиста стал важен ответ на вопрос: «В чём ценность моего отдела для компании?» Ой как я долго пытался получить ответ. Но в итоге получил. Довольно абстрактный, но всё же: "Мы помогаем компании выстраивать процессы и понимать, как делать всё правильно". Отличное утверждение. На что последовал второй вопрос: "А сами-то мы умеем считать и знаем, как правильно?" Тут уже начались жаркие дискуссии. Но итог один: "Хочешь кого-то научить — сначала сам будь примером". На этом и сошлись.
И начали строить этот пример. Всё мерить, считать, переводить в деньги. И вдруг оказалось: наш основной стек — это 1С , и вспомогательные системы, которые писали сами. А почему-то команда делится 1:2 — меньшая часть обслуживает 1С, большая — сторонний продукт. Команда по стороннему продукту растёт. При этом в нём постоянно появляются какие-то «фичи», что-то чинится, неясно что вообще происходит.
Техподдержка — отдельная история: как коллектив — ребята классные, много чего знают, но... «Блэээт! Почему вас так много?»
В итоге посчитали все проекты в деньгах и поняли:
Потребности отдела (что-то подлатать, что-то для себя сделать) вообще не оцениваются — просто делается. «Производственная необходимость», мол. А кто сказал, что это реально «необходимость»? Получилось, что основной ресурс решал внутренние проблемы отдела. При этом рос отдел, рос ФОТ, а бизнес стоял в сторонке и хотел продуктов, смотря как растёт «опухоль».
Техподдержка: много людей, постоянно на смене человек 5. Квалификация не плохая, но шаг вправо, шаг влево — «не могу, посмотри сам, тыж могешь».
Так и жили, пока руководитель компании не попросил объяснить: "Почему так много денег потратили? Объясните, уважаемые". Уважаемые и начали объяснять… и не смогли. Руководитель попросил посчитать целесообразность техподдержки: "Проведи анализ и дай данные как считаешь нужным". Сказано — сделано. Собрали всё, что можно: нагрузка на человека, скорость обработки обращений, графики нагрузки в разрезе дня/недели/часа, математическая модель и прочее. (Могу потом отдельно написать про это, если интересно.)
Итог: половину техподдержки можно убрать, грамотно распределив штат. Нагрузку можно увеличить в 1,5–2 раза без потери качества. На этом и сошлись.
В этот момент отдел вырос настолько, что пришлось снимать отдельное здание — уже не лезли. При этом руководителю отдела постоянно говорили: "Считайте, когда придут спрашивать будет не до этого".
Пришли. Спросили. И убрали всех, оставив пару человек для поддержки и разработки.
Сказать, что компания от этого потеряла? Мой ответ: НЕТ. Приобрела? Однозначно. Жаль, что так поздно — когда много ресурсов уже было съедено.
Итоги:
Потрачено много ресурсов, которые могли быть полезны в других частях компании;
Руководитель не слушал, когда ему прогнозировали: "Придут спрашивать, подготовься и посчитай, реально ли столько нужно". Попытка была, но поздно. Очень поздно;
Пациент сам отказался от лечения. Жаль, но это его выбор. "Распишитесь только в форме отказа, пожалуйста."
Ну и пример текущего пациента — команда продаж на фиолетовом маркетплейсе. В команде нет ни одного показателя — ну вот совсем. Все сидят на окладах, по системе «кто на что договорился». Ищем ещё людей в команду. Я тихо кричу: «Ребята, остановитесь! Это не контролируемо»."
Например: Мы с сотрудником делим 1,5 функции между двумя специалистами. Оба это понимают. Я предлагаю подумать в сторону уменьшения численности и перераспределения функций. Дизайнеров, маркетологов, менеджеров — столько, что можно маленькую страну идти захватывать голыми руками. Системности нет вообще. Даже новый сотрудник спрашивает с ходу: "А система адаптации есть? А какие показатели?"
Как в таком случае лечить, пока не знаю. Но знаю одно — надо точно спасать, а то помрёт. Начнём, наверное, с главного вопроса: В чем наша ценность" А дальше по накатанной: функциональная модель, показатели, день. Соберем заново отдел по модельке. И очень надеюсь, что всё получится.
Какие итоги я для себя сделал из всех ситуаций:
Всегда контролируйте размер команды и соотносите это с результатами;
Не верьте словам «Нам надо, мы растём». Только сухие цифры, динамики и всё — в денежном эквиваленте;
Маленькие команды эффективнее решают проблемы и быстрее закрывают задачи бизнеса;
Команды и сотрудники без чёткой функции — это просто кучка «приятных ребят», которые не способны решать бизнес-задачи. (Да, на первом этапе можно вывозить на мотивации и харизме — но ненадолго.);
Бизнес — это про деньги. Всё, что вы делаете, должно конвертироваться в деньги. («Мы делаем банановый смузи и используем story-поинты» — нет, вы делаете деньги.)
Если руководитель не может объяснить, зачем ему такой большой штат, и не понимает, какие функции выполняет команда, — скорее всего, это избыточный штат;
Стремитесь превратить команду в систему. («Я творец и не хочу быть системой» — в большинстве случаев не работает.);
-
Если нет системного подхода, сотрудники становятся неуправляемыми и «свободными», тем самым уничтожая саму систему;
Почему я выбираю маленькие команды и хочу строить такие:
Личная ответственность: В небольших группах проще распределить роли и контролировать вклад каждого;
Быстрая адаптация: Решения принимаются локально, без согласования на всех уровнях;
Инновации: Автономия стимулирует эксперименты и креативность в границах своей ответственности;
Простота личной коммуникации: Легче договариваться, когда вы хорошо знаете друг друга;
Комментарии, предложения и ваша конструктивная критика приветствуются.
P.S. ИИ выступил в роли редактора и художника картинки.
Комментарии (16)
Politura
01.07.2025 03:43Как мило, грузчикам на складе сказали "давайте сделаем как дома, все по честному" они хоба, и сделали, а лишние люди взяли и сами уволились. :)
Автор, ваш ИИ вообще не имеет никакого представления о том, что такое склад, поэтому наплел вам выдуманой пони-магии с три короба, а вы и поверили.
Pika_39 Автор
01.07.2025 03:43Добрый день. ИИ возможно не имеет представления, а человек который его использует и создавал эту статью с примерам - имеет.
Мне понятен Ваш скептицизм, но вы четко указываете "ГРУЗЧИКАМ на складе сказали". Давайте честно: грузчик / кладовщик / штабелерщик (любой сотрудник) - это специалист в своей сфере. Да, кто-то создает приложения и самолеты, а кто то корректно и правильно кантует грузы.
Мотивация для всех работает одинаково: почему айтишники или сотрудники офисов могут переделывать системы в которых работают и требовать себе условия, а СИНИЕ воротнички нет?.
Чем по вашему склад (как структура и организация) отличается от, например, отдела разработки или отдела закупа? Понимаю что ничем, если рассматривать системно.Politura
01.07.2025 03:43Потому-что видел как реально наводят порядок на складах. Сначала надо натыкать камеры на каждом углу, чтоб выявить паханов, которым работать по воровским законам западло и они устраиваются грузчиками, чтобы самим нихера не делать, а гонять других грузчиков. Затем, когда паханы выявлены - показательно выгнать их к чертям. И уж потом есть шанс, что с остальными можно будет разговаривать. И не пони-радугой "ой, а давайте как дома", а конкретикой, т.к. пить вы с ними не пили и какой срач у них дома понятия не имеете.
Если хоть один пахан остался - вас будут саботировать на всех этапах все работники склада.
Politura
01.07.2025 03:43Давайте честно: грузчик / кладовщик / штабелерщик (любой сотрудник) - это специалист в своей сфере
Я не знаком с АОЕ-шной тематикой, помимо того, что наблюдал на реальном складе участвуя в его автоматизации, поэтому у меня нет ответа на вопрос почему паханы, которым нельзя работать, но можно получать зарплату, лезут именно в грузчики, а не другие специальности, но почему-то они делают именно это. И сразу отвечая про грузчиков на этот вопрос:
Чем по вашему склад (как структура и организация) отличается от, например, отдела разработки или отдела закупа?
Среди грузчиков полно честных работяг, но тем не менее, профессия грузчика довольно близка к социальному дну, а люди на дне оказываются не просто так, у всех свои причины. У кого-то проблемы с психикой, у кого-то с алкоголем, у кого-то еще чтото. И методы работы со средним социальным слоем, плохо работают с нижним, как-раз потому-что эти люди не смогли нормально адаптироваться под эти методы и оказались внизу.
aborigen81
01.07.2025 03:43То редакция.
Добавьте в свои фильтры слово "допизделился", чтобы подобные статьи сразу заворачивать без учета насколько полезные мысли в этой самой статье есть.Pika_39 Автор
01.07.2025 03:43Спасибо за замечание. Поправил на более культурную и корректную историю.
MEGA_Nexus
01.07.2025 03:43Ты приходишь в новую компанию или проект и видишь большую команду — человек на 30–35. Проходит время, и ты понимаешь: что-то работает не так. Команда начинает расти ещё больше, а результата или положительной динамики как таковой нет.
Был эксперимент по поднятию и переносу тяжёлого груза. Если 1 человек поднимает 30 кг, то 10 человек должны поднять 300 кг. Но эксперимент показал, что тем больше людей, тем меньше каждый из них прикладывает усилий, так как каждый надеется, что этого никто не заметит и что его нагрузка распределится между всеми остальными. Уже по этой причине большие команды мало эффективны.
Второй момент. Чтобы большое количество людей могло работать максимально продуктивно, они должны быть синхронизированы между собой, т.е. нужен координатор, который будет задавать всем темп. В этом моменте появляется дополнительный человек - координатор, он же руководитель.
Третий момент. Чем больше людей, тем больше затраты на коммуникацию между ними, т.е. остаётся меньше времени на полезную работу.
Четвёртый момент. Чем больше людей, тем больше шанс, что один человек будет плохо совместим с другим, т.е. будут конфликты и споры. Это тоже снижает продуктивность, иногда у всей команды сразу, а не только у участников конфликта.
P.S. Картинки на preview и в статье просто огонь! Очень классные.
JohnSmith_007
01.07.2025 03:43Пришел эффектвный манагер и работу 30 рабочих скинул на 12 гастробайтеров. Профит !
Pika_39 Автор
01.07.2025 03:43Добрый день. Не согласен с Вами.
12 работников, которые обеспечивают товародвижение не "12 гастробайтеров".
Странное оценочное суждение, как по мне.
aged_cyborg
01.07.2025 03:43Эффективного менеджера чую, прискорбно это.
Годами почитывал хабр и не думал регистрироваться,
пока не наткнулся на данный опус.
Вот такая раковая двуногая опухоль и к нам пришла.
Бизнес, много филиалов, в каждом филиале несколько системных администраторов.
И хоть границы должностных обязанностей размыты, не сформулированы, на тебя пытаются повесить все,
все же зоны ответственности были понятны и просты- твои филиалы.
Да в некоторых филиалах не хватало сотрудников или их компетенций и требовалось нанимать новых.
Мотивация однако была четкой, понятной, делай хорошо, продуманно, надолго, у тебя же меньше проблем и заявок будет.
Её предупреждали, опухоль, не трогай то, что хорошо работает,
но она была заинтересована в достижении личных амбиций, должностей и премий,
и вероятно была, чьим то родственником.
По итогу- системных администраторов со всех филиалов согнали в одну группу.
Сделали из них поддержку первого уровня, поддержку второго уровня, курьеров с мышками, картриджами,
монтажников слаботочных систем, выездных настройщиков, телефонистов и бог знает кого еще.
Так как эту штуку вводили постепенно, многие увольнялись,
количество заявок выросло сначала раза в четыре, а затем и в шесть и в восемь.
А вот компенсация оплаты труда решила не вырастать вовсе.
Бизнесу, несомненно удобно.
Опухоль, безусловно получила премии, на которые можно было набрать сотрудников, отчиталась о успешном выполнении оптимизации.
Определенно такие же красивые статьи писала и рассказывала руководству, как будет хорошо и оптимизированно.
Такого рода статьи лживы.
Такие опухоли преследуют сугубо личный интерес.
Мотивация ушла, заявки летят нескончаемым потоком, каждый рабочий день проходит в режиме загнанной лошади,
зато подцепили красивые графики, запилили рейтинг эффективности сотрудников в зависимости от количества заявок,
с красивыми кривыми роста и разноцветными столбиками.
Вероятно, лелея мечты когда-нибудь перевести оплату труда сотрудникам с оклада на сделку.
Пытались нанять еще сотрудников, их хватает на три дня, затем увольнение под благовидным предлогом.
Ну и в этом году придется менять работу.
Хотя она раньше нравилась.
Так что дорогая опухоль,
душою надеюсь в аду для вас приготовлен отдельный котел,
где черти вас будут ежедневно оптимизировать.
Pika_39 Автор
01.07.2025 03:43вероятно была, чьим то родственником.
Не понимаю такого родства. Бизнес - это про деньги. Видел очень мало случаев, когда родственники реально выполняли нормально функцию во благо бизнеса, а не просто паразитировали. Печально это, конечно.
Такого рода статьи лживы.
Странное утверждение.....
Вероятно, лелея мечты когда-нибудь перевести оплату труда сотрудникам с оклада на сделку
Считаю что, система мотивации только оклад или только сделка - 2 стороны одной монеты. И монета не самая лучшая.
Я больше предпочитаю комбинированную: частично оклад, частично сделка (и для себя и для сотрудник, если такие есть).
Причем показатели которыми которыми можно управлять... Оклад обеспечивает историю которую невозможно оцифровать (например "просветительская деятельность", обучение и т.д), а сделка - уже по факту - сделал, получил монетку, не сделал - ну значит не получил.
Опять же, сугубо мое мнение.
DoctorKrolic
01.07.2025 03:43ввели личную ответственность (и о коллективной не забыли для сплоченности)
Коллективная ответственность выражается в чтении устава организации в строю по стойке "смирно" в обеденное время? Потому что ассоциации с "коллективной ответственностью для сплочёности коллектива" по крайней мере у меня чисто армейские, и означает это "командиры/начальники/руководители будут издеваться над всеми подчинёнными за проступок любого из них". Бросайте, это средневековье. Если условный Петя получает крендюлей за условного Ваню, то в какой-то момент Петя подумает: "А накой мне это терпеть?" и пойдёт искать новую работу. И в среднем момент этот настаёт тем быстрее, чем квалифицированней Петя.
Мы просто сказали ребятам: „Склад — ваш второй дом. ...
Оооо, первый признак секты. Ещё скажите, что рабочий коллектив - ваша семья, а руководитель - духовный лидер
Pika_39 Автор
01.07.2025 03:43Добрый день. Коллективная ответственность выражается вот в чем: Если не удалось точно обозначить виновное лицо (кто обращался к МХ, кто потерял, кто разбил и т.д.) по каким либо причинам, то ответственность в целом коллектива, которому доверили хранение.
Ещё скажите, что рабочий коллектив - ваша семья, а руководитель - духовный лидер
Нет, таких "глупостей" конечно говорить не будем. Отношения работника к работодателю/руководителю - это тоже рыночная история (бизнес). И это надо понимать.
Мы хотели немного на другое сделать акцент (например): "Вы же дома не мусорите на пол фантиками от конфет, бутылками от воды, пустыми коробочками от чего то, то почему вы здесь себе такое позволяете? Вы же не позволяете дома всем кто мимо проходит брать что угодно? Вы даже не пустите домой чужого, то почему вы здесь это позволяете"
Примеров могу много привести, но все сводится к одном: Мы на работе проводим от 1/3 времени. Так давайте создавать себе условия сами, никто не заинтересован в этом кроме вас самих.
SteveVess
А потом выясняется, что не такие уж и компетентные и горы сворачивать тебе в одного и еще за ними прибирать