Недавно я переехала из маленького городка в большой город. Раньше у меня был автомобиль, а сейчас он ушел к другому владельцу, и как будто бы надо купить новый, но я всё чаще задумываюсь, а нужен ли он мне вообще?!

Всем привет! Меня зовут Светлана Арсентиева, и я работаю аналитиком в Центре компетенции по проведению исследований ООО РТК ИТ.

Для многих автомобиль — это необходимость, особенно в местах с недостаточно развитой инфраструктурой общественного транспорта. В таких условиях машина становится инструментом для решения повседневных задач: добраться до работы, закупить продукты на неделю, отвезти ребенка на секцию и т. д. Это средство передвижения, которое экономит время и делает жизнь комфортнее.

Однако в крупных городах с хорошо развитой транспортной системой (метро, автобусы, такси) и услугами доставки, автомобиль становится скорее роскошью, чем средством передвижения. Бесконечные пробки, плотный трафик, проблема с парковкой – и наличие собственного автомобиля уже не выглядит столь привлекательной перспективой.

С другой стороны, автомобиль может быть статусным символом или элементом роскоши (особенно, при сегодняшних-то ценах). Для некоторых людей машина — это вообще способ выразить свою индивидуальность или подчеркнуть успешность. И тут автомобиль уже не просто средство передвижения, а часть образа жизни.

Наверное, особого внимания заслуживает стремление автопроизводителей сделать автомобиль максимально «умным». Теперь в них есть то, что отвечает за:

  • Безопасность: Системы помощи водителю (например, автоматическое торможение, камеры заднего вида, контроль слепых зон), направленные на повышение безопасности на дороге как в городе, так и на трассе.

  • Комфорт: Климат-контроль, мультимедийные системы, навигация и голосовые помощники

  • Автономность: Функции автоматического вождения и интеллектуальные системы управления

Недавно мы проводили одно исследование в области автопрома.

Для меня стало некоторым откровением – молодые люди до 30 лет не особо-то тянутся за «новыми технологиями».  Каждый второй участник исследования говорил, что машина просто должна быть быстрой, красивой и модной. И абсолютно не важно, есть у неё встроенный навигатор, и можно ли управлять ею голосом. А некоторые вообще считают «умные функции» излишними.

Любопытное наблюдение одного из респондентов, который провел полгода в Китае:

«Я был в Пекине, в столице. По большей части, у них электрические машины.  Вот прям подавляющее большинство, процентов 80, наверное… Автомобили, среднего и высокого класса. И в целом, там много различной электроники, голосовые помощники. Я думаю, круиз-контроль и камеры там 100% есть.  Они этим, конечно, пользуются, но по моим ощущениям, вождение всё равно у них не очень безопасное… Может, конечно, дело и в правилах дорожного движения – они у них отличаются…   Но я бы сказал, что облегчение жизни ведет к тому, что тебе нужно меньше думать.  А если тебе нужно меньше думать, ты перестаешь использовать свой ресурс мозга и тренировать его, и потихоньку тупеешь»

А вот водители старше 30 лет, опытные, готовы использовать современные системы, видя в них улучшение комфорта и безопасности.

Для части респондентов умные технологии в автомобилях стали важным фактором при покупке. Эти люди ценят такие функции, как автоматическое торможение, помощь при парковке, голосовое управление и т.д. Однако и среди этой возрастной категории были и те, кто считает, что эти технологии представляют собой ненужные траты и не добавляют реальной ценности.

Результаты опроса
Результаты опроса

Сразу отвечаю на возможный вопрос: можно ли ознакомиться со всеми результатами этого исследования? – нет, с заказчиком подписывался NDA. Да и, собственно, мои размышления немного о другом.


Что лично до меня — я пользуюсь умными технологиями.  Мне нравится комфорт, безопасное вождение, и я с удовольствием поговорила бы с автомобилем о погоде, последних новостях и дураках на дорогах. Но, пожалуй, я не готова довериться технике в части автономного вождения.

В заключении хочу рассказать одну притчу:

Стояли две деревни, которые разделялись одним огромным обрывом. Чтобы из одной деревни перейти в другую, нужно было идти сначала по скользкой дорожке, а потом по очень узкому мосту.

Каждый год там падали и умирали люди. Сначала погибших увозили на ослике, потом на карете с лошадьми, потом на велосипеде с тележкой. Но шли годы, и вот уже разбившихся людей из обрыва стали увозить на машине.

Ритуальный транспорт совершенствовался, но люди как погибали, так и продолжали погибать. И никто не додумался поставить забор у пропасти и построить хороший мост.

И возвращаясь к теме автопрома, интересно понять, до какой степени стоит начинять современные автомобили «умными» устройствами, чтобы в какой-то момент они не стали просто игрушкой или роскошью, вместо средства передвижения?  И действительно, не отупеем ли мы однажды от того, что за нас всё будут делать «умные» машины?!

С удовольствием, обсужу эти вопросы с вами в комментариях.

И да, стоит ли мне всё‑таки приобретать собственный автомобиль для перемещения по большому городу?

Комментарии (38)


  1. Alex-ZiX
    13.11.2025 14:37

    Автомобиль превратится в безопасный транспорт только тогда, когда у него вообще не будет реля и педалей.

    Да и вообще, я склонен полагать, что люди в будущем не будут держать автомобиль в собственности. Проще будет нажать кнопку в приложении - за то ой приехал автономный транспорт, довёз куда надо и уехал - никаких забот с парковкой, заправкой, ремонтом, страховкой и т.д.


    1. Svetla79 Автор
      13.11.2025 14:37

      Есть ещё история с каршерингом, но пока для меня это тоже непонятная история


      1. kenomimi
        13.11.2025 14:37

        Цена на который чуть дешевле такси, но рисков столько, что оно даром не сдалось.


    1. K0tm4n
      13.11.2025 14:37

      Такая машина, лишённая органов управления, очень похожа на падающий лифт - в критической ситуации ничем себе помочь не можешь, не за что дергать или чем-то влиять на процесс.

      И вот ещё вопрос. Когда автономная машина приедет чумазая или в снегу, а потом вежливо попросит протереть лидар, камеры, парктроник, потому как ещё два поворота назад была чистая (разработчиком клянусь), а потом снег со столба, дерева, вьюга, гад какой-то со встречки окатил, снегоуборщик заляпал. Станете вытирать, потому как Ваша безопасность нежданчиком от Вас же стала зависеть или не будете, потому как машина-то какого-то ООО, ИП, да и просто тряпки с собой нет?

      Понятно, что вопрос не лично к Вам, просто к человеку, желающему автономных автомобилей.


      1. Alex-ZiX
        13.11.2025 14:37

        Ну так ездите на лифте, летаете на самолёте, используете электричество от атомной станции - и во всех этих случаях от вас ничего не зависит и вы доверяетесь автоматике, не знаю куда нажать и за что дёрнуть. Полагаю, в полностью беспилотном авто без органов управления проблему грязног лидера уж как-нибудь решат. Вы же не останавливаетесь в дождь, чтобы протереть лобовое стекло, а пользуетесь дворниками.

        Я исхожу э, в первую очередь из того, что когда весь транспорт станет автономным, у него будет возможность общаться друг с другом в потоке и видеть картину движения в-целом, а не только те 50 градусов, что видит человек перед собой. И объём событий, передаваемый в такой сети, человек просто не сможет понять и обработать.


        1. K0tm4n
          13.11.2025 14:37

          На АЭС есть оператор, дежурная бригада, есть лифтёр и ремонтная служба, в самолёте есть два пилота и инструкции, что делать в экстренной ситуации. И у всех этих людей есть образование, квалификация и отработанные навыки как и что делать при ЧП, помимо возможности управления и не довести ситуацию до ЧП. Даже у лифтера.

          Вот до дворников парктроника ещё не додумались, хотя из используют давно.

          Ту недавно смотрел прекрасный фильм "F1" и в нём есть замечательная фраза: "У тебя в машине 10 тысяч датчиков, а ты не можешь понять, что с ней происходит." Прям слово в слово не ручаюсь, но смысл на 101% передал верно. "Чуйку" человека заменить тяжело, если не невозможно. Даже к Салют-7 человек ручками стыковался, хотя автоматике вроде было бы проще.


        1. RTFM13
          13.11.2025 14:37

          А куда в вашем мире делись животные (разной степени дикости), пешеходы, самокатчики, велосипедисты (тоже разной степени дикости) и т.п.

          А например ваш чудо-интеллект отличит падающее на дорогу дерево (камень размером с машину) от куска упаковочной плёнки или картона вынесенный на дорогу ветром? Когда камень надо объезжать любой ценой и вон тот столб лучше камня потому что он на 10 метров дальше и удар будет хотябы не смертельным, а плёнку можно либо проигнорить или плавно остановиться.


    1. SdrRos
      13.11.2025 14:37

      Это до какого-нибудь ЧП, даже низкие температуры и праздники приводят к тому что на такси взвинчиваются цены. Не забывайте что в стоимость нажатой кнопки будет входить всё перечисленное + прибыль собственника.


  1. AlenaStavrova
    13.11.2025 14:37

    Есть еще одна причина иметь автомобиль - удовольствие от вождения. И вкусы тут разные: это может быть навороченный спортивный автомобиль, может быть принципиально механическая коробка передач, а может быть какой-то скромный автомат (мой случай). Возможность поехать в автопутешествие. Для меня долгая дорога - способ не только посмотреть красивые пейзажи за окном и достопримечательности других городов, но и немного перезагрузить свои мысли.

    Если читаете по-английски, рекомендую на эту тему книгу Why We Drive. On Freedom, Risk and Taking Back Control, автор Matthew Crawford. Читается нелегко, но мысли очень любопытные.


    1. Svetla79 Автор
      13.11.2025 14:37

      Алена, кстати, да. Про это я не подумала, но водить мне тоже нравится. Не в пробках, конечно, но и не автомагистраль. Что-то среднее, где можно ехать, но и не вздрагивать от проезжавших мимо фур


    1. K0tm4n
      13.11.2025 14:37

      Добавлю, что личный автомобиль - это его доступность в любой момент, если, конечно, не сломан. Такси надо ждать, каршеринг надо искать. В каком состоянии и то, и другое непредсказуемо.

      Как-то брал ФВ Поло под новый год в каршеринге лет так 10 назад. Сделал фото дефектов снаружи, выбрал лимит фотографий, а внутри кто-то спер крутилку магнитолы. А сессия уже началась и фото не добавить. Видимо давно украли и я не стал крайним.


      1. Svetla79 Автор
        13.11.2025 14:37

        да, пожалуй, соглашусь.


    1. Alex-ZiX
      13.11.2025 14:37

      Кто мешает взять беспилотный автомобиль и сказать ему - а поехали-ка на берег озера? Потом пожарить там шашлык, повысить содержание промиллей в крови и сказать - а теперь домой? И уйдёт это неравноправие наконец, когда все гуляют, а ты - водитель.


      1. K0tm4n
        13.11.2025 14:37

        Доедет она до парковки перед шлагбаумом, далее на руках тащим все к месту шашлыков (это и километр может быть), счётчик стоянки выкатит еще на порцию шашлыков и больше не захочется. Написано по реалиям Москвы, но без автопилота в машине. Серебряный бор.


      1. kenomimi
        13.11.2025 14:37

        Туда-то отвезет. А обратно - "нет машин", и всё, пешком беги до ближайшего города. В Питере на фортах ловил несколько раз подряд - туда едешь на такси, а обратно его вызвать невозможно, "нет машин". Хорошо, там автобус неподалеку останавливается...


  1. whoisking
    13.11.2025 14:37

    С другой стороны, автомобиль может быть статусным символом или элементом роскоши (особенно, при сегодняшних-то ценах).

    И это в блоге ростелекома...


    1. Svetla79 Автор
      13.11.2025 14:37

      а что не так? Поясните


      1. uuger
        13.11.2025 14:37

        похоже, что это намёк на то, что ростелеком является неотъемлемой частью той организации, которая привела к стремительному взлёту цен на авто в РФ


        1. Svetla79 Автор
          13.11.2025 14:37

          интересное умозаключение


  1. Ilya_JOATMON
    13.11.2025 14:37

    Для некоторых - автомобиль, это способ показать окружающим свою нетрадиционную ориентацию. Хотят этого окружающие или нет.


    1. Svetla79 Автор
      13.11.2025 14:37

      ну, видимо, там какие-то свои символы. Не знаю о таком


      1. Ilya_JOATMON
        13.11.2025 14:37

        Что значит какие-то? Например - прямоток.


        1. Svetla79 Автор
          13.11.2025 14:37

          первый раз слышу. Но я, правда, и не вникала. Ради интереса, погуглила, что есть по этому поводу в интернете: некоторые утверждают, что и затемненное лобовое стекло показатель того же самого...


        1. kenomimi
          13.11.2025 14:37

          За это вообще пора вводить конфискацию автомобиля и отъем прав навсегда. Ибо прямотоки и стрельба - однозначно хулиганское поведение на дороге и истязание всех, кто вынужден слушать этот рев и стрельбу круглосуточно. Тоже самое про унц-унц, хотя вроде уже мода прошла на помойки с киловаттами дешевого музла...


  1. safari2012
    13.11.2025 14:37

    молодые люди "не испорченные" опытом старого автолюбителя не понимают, зачем нужен привод сиденья, регулируемый в 6 степенях свободы, включая поясничный отдел. Им это не нужно..... пока :)


    1. Svetla79 Автор
      13.11.2025 14:37

      очевидно, так


  1. DmitryO
    13.11.2025 14:37

    Это только мне кажется, или данная статья соответствует оценке "низкий технический уровень материала"?


    1. Calculater
      13.11.2025 14:37

      Материал выстроен на материалах опроса, так что да, не хватает разбора "умных устройств и систем" (дисплей управления. круиз-контроль, голосовое управление, ассистент парковки и т.п.) и как они влияют на формирование стоимости автомобиля, коли уж вопрос в заголовок вынесли. Получили маленькое эссе "на троечку" – заключение увело куда-то в сторону. С другой стороны, нынче уже и из пары абзацев статьи-пустышки проходят.


      1. DmitryO
        13.11.2025 14:37

        А если вспомнить о таких "роскошных" вещах как система предотвращения столкновений, оповещение о помехе в "мертвой зоне", адаптивный круиз-контроль, автоматическое ограничение скорости, контроль полос, 360 камеры, и так далее... Это я, кстати, перечислил далеко не все, что входит в стандартную комплектацию компактных машин вроде VW Polo, который, просто к сведению автора, стоит в Европе порядка 18 тысяч евро. Это все "роскошь", конечно.


        1. K0tm4n
          13.11.2025 14:37

          Самая бестолковая система "контроль в мертвой зоне". Чтоб увидеть оповещение надо в зеркало посмотреть, а в него не смотрят многие и перестраиваются как им вздумается. Сколько раз наблюдал горящий в зеркале значок на соседней машине, что внезапно лезет под колеса. Приходится тормозить - я же вижу опасную ситуацию, а сосед нет.


          1. DmitryO
            13.11.2025 14:37

            По мне так для трассы очень удобная штука, - когда все пилят на круизе, опережаешь "соседа", пока сигнал слепой зоны не погас, и потом спокойно возвращаешься в свою полосу. По крайней мере в тех странах, где смотрят в зеркала.


  1. uuger
    13.11.2025 14:37

    А вот водители старше 30 лет, опытные, готовы использовать современные системы, видя в них улучшение комфорта и безопасности.

    я вот попадаю в эту категорию, но не хочу видеть в своём авто ничего "умнее" ESP+ABS. "Глупые" раздатка, блокировки дифференциалов и турбодизель родом из 1980х мне нравятся больше. Правда, я и по городу-то стараюсь не ездить


  1. anoldman25
    13.11.2025 14:37

    Для меня автомобиль, это свобода. Если я захочу выехать на природу в 5 часов утра - нет проблем. Или жена попросит заехать по пути куда нибудь, хорошо. А с работы и на работу в Москве нет ничего лучше общественного транспорта. Сел в МЦД, достал книжку и все.


    1. K0tm4n
      13.11.2025 14:37

      Это хорошо, если Ваш график отличается от графика работы большинства. Мой знакомый ездит из Одинцово на работу в Москву. Утром убрали 2 электрички, а людей осталось столько же. Бедная электричка втискивает в себя больше, чем может. В итоге знакомый не может выйти на нужной остановке Рабочий поселок и вынужден ехать ещё две до Славянского бульвара где выходит основная масса, а затем возвращается на метро две остановки назад. Удобно? Бесспорно! За пересадку же теперь платить не надо, покатался на халяву две остановки вперёд и назад. (Простите мой сарказм) А время... Да кто его сейчас считает?


      1. Svetla79 Автор
        13.11.2025 14:37

        Думаете, в данном случае, на автомобиле будет быстрее? Правда, толкаться придется не в вагоне метро, а в потоке машин.


        1. SdrRos
          13.11.2025 14:37

          В вагоне метро стоя, а в авто сидя... По молодости конечно разница может не чувствоваться но уже после 30 это повод приобрести авто.


        1. K0tm4n
          13.11.2025 14:37

          Тут речь не о машине, а об уязвимости системы ОТ. Все же хоть и в пробке, но в своей машине по своему графику. И в своей машине микроклимат, отсутствие больных и прочих неприятностей. Ну и как вариант можно выехать из пробки, бросить машину на парковке (хрен бы с ним, пусть платной) и доехать на ОТ. А вот вылазить из толчеи одной ветки ОТ в другую такую же мало кто решится - предпочтут домучаться до конца маршрута.

          Было дело надо улетать из Шереметьево. Красота - Аэроэкспресс останавливается под домом, 1ч 20 мин и я на месте. Доехал до Белорусского вокзала, а дальше поезд не идёт. Будьте добры на север и оттуда автобусом. Успел, но адреналина хапнул.


      1. anoldman25
        13.11.2025 14:37

        Ну я помню как электричка битком - все едут на дачу. Мой приятель шутил: слабо с рюкзаком и лыжами в электричку, которая битком!

        Сейчас вроде попроще