Где в мире можно увидеть старые компьютеры, калькуляторы и пишущие машинки? В музеях и частных коллекциях. Но есть одно исключение: в Венеции, в самом центре города располагается музей, где ничего не менялось с 1958 года. Изначально это был шоу‑рум — передовая по тем временам технологическая компания Olivetti показывала там свои лучшие устройства: пишущие машинки и калькуляторы. И как только я узнал, что есть возможность вживую посмотреть шоу‑рум «европейской» IBM, то помчался в Венецию. А по дороге начал изучать историю итальянских инженеров. Думаю, вы поймете мой энтузиазм, ведь большинство хабровчан любят технологии и истории про них (так мне кажется :))

Я разделил этот очерк на 4 части. Сначала углубимся в детали работы калькулятора Olivetti Summa 15, который представлен в музее и выпущен в1949 году. Потом немного расскажу про пишущие машинки, представленные там (вы на самом деле их видели в кино!). Отдельно — краткий рассказ о шоу-руме и архитекторе, который построил этот потрясающий проект. Видели фильм «Дюна»? Интерьеры пары сцен от того же архитектора! И в конце кратчайшая история Olivetti.
Главное что надо помнить про компанию Olivetti: технологии, математика и механика, промышленный дизайн и социальная ответственность.

❯ Калькулятор Olivetti Summa 15
История Olivetti началась в 1908 году с простой пишущей машинки. В 20-30-е годы они стали лидером европейского рынка и одной из лучших компаний в мире по этому сектору. Заодно активно осваивали всё, что связано с конторскими (офисными) делами: мебель, системы хранения документов, архивов и т. д. В конце 1930-х они вышли на рынок механических, а позднее и электромеханических калькуляторов.

Начнем с главного — это калькулятор с джойстиком, что, кажется, было очень прогрессивно для той эпохи. Данная модель умеет только складывать и вычитать, деление будет освоено чуть позже. Основное предназначение — помогать считать, прежде всего деньги. Причем исключительно в десятичной системе (но в версии для Великобритании выпускались немного другие — это еще до денежной реформы 1971 года). Прочие характеристики: выпускалась с 1949 по 1959 год, корпус — металл (потом пластик), тип механизма реечный и шестеренный. Вывод данных: принтер на бумагу в рулоне (черные и красные чернила), клавиатура цифровая, а всего можно ввести 10*11 цифр. Вес 7-8 кг. Размер: 26 x 35 x 16 см.
Это было устройство начального уровня, но для 1950 года, вероятно, оно и выглядело и работало как сверхсовременная машина. Буквально через 10 лет калькуляторы научатся делать куда больше операций, а еще позже обзаведутся табло вместо принтера. Стоимость такого калькулятора около 600 дойчмарок (если сделать поправку на инфляцию — около 4 000 евро сегодня).

❯ Как пользоваться калькулятором Olivetti Summa 15
Джойстик машины позволял выбрать режим: общая сумма, промежуточная сумма, вычитание и отсутствие вычислений. Умеет работать с отрицательными числами. Можно имитировать умножение — просто повторяете сложение по последней операции. Вот видео использования данной модели.

Схема калькулятора (нумерация оригинальная, перевод вольный):
Сброс рулона бумаги.
Прокрутка рулона.
Рычаг (Enter) действия.
Джойстик с 5 положениями.
Сброс джойстика в нейтраль.
Режим повтора (имитация умножения).
Счетчик цифр (не более 10 цифр и не более 11 строк).
Цифровая клавиатура, крупная клавиша внизу — 0.
Счетчик повторов (для режима повтора).
Открыв бумаги (чека).
Положения джойстика: центр — нейтральное, слева — также нейтральное (для внесения цифры на чек, но без арифметических действий, символ треугольник), вверх — сумма (символ — *), вправо — вычитание, вниз — сумма подытог (знак — ромб). Красный цвет при печати — итог илиподытог. Кстати, джойстик удобно расположен, если вы правша: набрали цифры, готовы сделать действие (например, сумма) — тяните руку к главному рычагу и удобно большим пальцем попадаете на джойстик. И выбираете операцию «Сумма».
Если я хочу пробить чек или подсчитать сумму в реальной жизни:
Цифры 1 0 0
Рычаг
(печатает на бумаге 100)
Цифры 2 0
Рычаг
(печатает на бумаге 20)
Джойстик наверх (сумма)
Рычаг
Печатает красным — 120 *
Подробное видео эксплуатации тут.

В шоу-руме Negozio можно увидеть еще несколько моделей калькуляторов эпохи. Самое крупное и сложное — это Olivetti Audit 513 (подробные характеристики тут). Да, выглядит как странная пишущая машинка. Но стоит в 10 раз дороже. Более того — это устройство иного уровня, способное как делать арифметические действия, так и работать пишущей машинкой и даже вести бухгалтерский учет. Собственно, для того оно и создавалось. С поправкой на инфляцию стоимость составляет почти 70 000 евро.

В моем исследовании всей истории Olivetti я выделяю 5 периодов развития компании. А если разделить по продуктам, то вот самые главные в хронологической и приоритетной последовательности:
Пишущие машинки;
Механические калькуляторы;
Мейнфреймы;
Микрокомпьютеры;
Персональные компьютеры;
Мебель и прочие товары.
Такие аппараты как Summa 15 стояли в офисе у каждого бухгалтера и инженера. Что умели другие калькуляторы Olivetti? Складывать и вычитать, умножать и делить. Продвинутые модели работали с логическими операциями, группами цифр. А в начале 1960-х в такие устройства внедрялись блоки памяти, так как дискет еще не было, а потребность переносить данные с одной машины на другую была. В компании после 1963 года стали активно внедрять картонные листы с магнитной лентой — там помещалось несколько десятков байт данных. Достоинство такой системы — дешевизна.
Важно: экраны или дисплеи любого типа в начале 1950-х еще не доступны, поэтому почти всегда интерфейс взаимодействия тут — лента кассового чека. Экраны не ставили, так как они только-только появляются, а главное дисплеи той эпохи слишком крупные, потребляют много электричества и очень дорогие. Уточню, что большинство калькуляторов начала 1950-х не подключаются к электричеству, это механические устройства, как приведенный тут Summa 15.
Если посмотреть на финансовые результаты золотой эпохи Olivetti, а это с 1920 по 1961 год — именно механические калькуляторы были второй важнейшей статьей доходов компании после пишущих машинок.
Ниже видео из самого музея, я там рассказываю несколько интересных фактов и трагическая история смерти и теории заговора про Olivetti. Кстати, подписывайтесь на мой телеграмм-канал, я там рассказываю про историю компаний, технологий и экономики (и немного личного).
❯ Творчество архитектора Карло Скарпа и фильм «Дюна»
В середине XX века к управлению в Olivetti пришел сын основателя — Адриано Оливетти. Он показал себя сильным руководителем и визионером. Тут уместны аналогии со Стивом Джобсом, и вот почему: Адриано разумно предположил, что компании Olivetti мало создавать классные устройства, они должны быть изящными и отражать дух своего времени. Он не только поддерживал идею рынка — концепцию создавать продукт под нужды потребителя, но и превратил промышленный дизайн в важнейший элемент корпоративной стратегии и часть успеха. Не забывал Адриано и о своих сотрудниках, обеспечивая им достойные условия труда, жильё и детские сады.

С этого момента начинается важный сдвиг во всей индустрии: дизайн перестал быть второстепенным. Теперь устройства должны сочетать в себе привлекательность и удобство использования (UX). Тренд, который успешно подхватила компания Apple. Фактически весь развитый мир принял эту идею для промышленного дизайна. В продукции Olivetti и в целом в итальянском дизайне начинается огромный подъем. К концу XX века казалось, что итальянцы — лучшие, самые главные, самые интересные, самые утонченные и самые успешные промышленные дизайнеры. Мотоциклы и автомобили, мебель, украшения и электроника — всё по лекалам итальянцев. Откройте любой учебник или книгу про дизайн и вы увидите, что влияние Италии на дизайн во второй половине XX века колоссально. Отчасти, это случилось из-за Адриано Оливетти. Помимо привлечения промышленных дизайнеров, конечно, он приглашал архитекторов (фактически очень многие компьютеры, калькуляторы и пишущие машинки Olivetti проектировали архитекторы).
Здесь требуется доказательство. Почему я так уверенно утверждаю, что итальянская школа промышленного дизайна самая влиятельная во второй половине XX века и влияние ее все еще очень велико. Дело в том, что в середине XX века Италия, запустив восстановление после войны, сделала ставку на креативность и дизайн как на ключевой элемент своей экономики. Это привело к появлению уникальной философии, где красота (bellezza) и функциональность (funzionalità) неразрывно связаны. Olivetti под руководством Адриано Оливетти стали эталоном, демонстрируя, как дизайн может пронизывать всю корпоративную культуру и создавать иконические продукты, такие как пишущая машинка Lettera 22, которая сегодня является частью постоянной коллекции MoMA. Итальянские дизайнеры, такие как Марчелло Ниццоли (много фотографий его работ тут) , Джо Понти (фото) и Акилле Кастильони (фото), не только создавали функциональные предметы, но и придавали им несравненную элегантность и эмоциональную глубину, что сделало итальянский промышленный дизайн мировым лидером и источником вдохновения.
Также важно помнить, что именно итальянские компании показали всему миру, что такая философия и такой дизайн привлекательнее, а значит продаются лучше, приносят больше удовольствия при эксплуатации. Просто напомню — итальянские автомобильные ателье (Pininfarina, Bertone, Giugiaro, Zagato) создавали самые культовые и красивые автомобили мира, которые не только ехали, но и выглядели как произведения искусства (например, Ferrari 250 GTO, Alfa Romeo Giulietta Sprint). Итальянские мебельные компании (Cassina, Kartell, Artemide) и дизайнеры создавали инновационную, часто экспериментальную, но всегда стильную мебель, которая определяла тренды.

Карло Скарпа — выдающийся итальянский архитектор середины XX века, чей стиль сложно описать привычными терминами. Лучший способ понять его – вспомнить интерьеры и оформление фильма «Дюна» Вильнёва. Так уж вышло, что создатели фильма вдохновлялись идеями Скарпа, развивая их в своем визуальном мире. В конце этого эссе я приведу пару примеров сцен из фильма, которые снимали в интерьерах Скарпа. Главной особенностью архитектора было его увлечение японским минимализмом: многослойные простые формы, чистые линии и приоритет функциональности. Вместо потолка с лепниной или барельефом он использовал ритмичные бетонные панели, где четко угадывается простой куб как главная рифма. Его ворота архитектурного университета Венеции — это полное переосмысление формы и визуального эффекта, при этом сами ворота кажется монументально прочными и простыми. И вы нигде такие не встретите, разве что в фильмах Ридли Скотта. В Венеции и в целом на Севере Италии множество объектов с необычной судьбой: красивый фасад, утраченные интерьеры, требующие сохранения внешнего вида и создания нового внутреннего пространства.
Компания Olivetti заказала Карлу Скарпа создать шоу-рум в центре Венеции (на пл. Сан Марко). Главная идея этого уникального помещения — поражать посетителей изысканным дизайном и представить самые современные устройства под маркой Olivetti. На микро-стендах и парящих столиках с приятным освещением рядами стоят лучшие пишущие машинки компании. Рядом также в ряд расположены калькуляторы. На нижнем этаже у огромных витрин самые разные предметы. Но в целом упор был только на калькуляторы и машинки. А так как это капсула времени, то в нынешнем виде этот музей намеренно не ставит в экспозицию ничего, что было создано в Olivetti после 1958 года. Всего таких шоу-румов было несколько штук — к примеру в Нью-Йорке и Париже. Дожил только этот.

❯ Пишущая машинка Olivetti Lettera 22
В шоу-руме — десятки машинок разных эпох. Но сегодня поговорим об одной, особенной. Это не просто пишущая машинка — это настоящая икона дизайна. Середина XX века подарила миру множество передовых итальянских разработок, отличавшихся невероятным стилем. И очень часто именно итальянские решения становились по-настоящему революционными.
Lettera 22, или Lettera Venti Due, была отмечена наградами за дизайн, включая престижную премию Compasso d’Oro. Примечательно, что эта ведущая европейская премия в области дизайна была основана в том же 1954 году, что и сама пишущая машинка. Сами создали, сами вручили. Тем не менее, если изучить список лауреатов Compasso d’Oro за 70 лет, станет очевидно, что в нем представлены исключительно иконы дизайна.

Именно эту печатную машину вы встречаете в сюжете романа и фильма про Томаса Рипли — «Талантливый мистер Рипли» 1999 года. Именно эту печатную машинку держат на рабочем столе Том Хэнкс и Леонард Коэн, известного не только как певца, но и как успешного писателя. Ну и само собой, у многих писателей.

Самая знаменитая Lettera 22 ярко зеленого цвета принадлежала нобелевскому лауреату Гюнтеру Грассу. Именно на ней он создавал свои великие романы, начав с 1953 года, когда машинка стала свадебным подарком. Но что делать, когда верный друг начал сдавать? Когда спустя 40 лет машина начала испытывать проблемы, требуя ремонта. Грасс обратился в компанию Olivetti, чтобы те помогли, а они ему предложили современную электронную модель. Но автор не мог с этим смириться. Он скучал по знакомому «ламповому» грохоту, греющему сердечко. Поэтому он позвонил проверенному эксперту Olivetti в Рурской области, который прислал ему рабочую копию. До смерти Гюнтера Грасса в 2015 году Бергманн снабжал его лентами и пишущими машинками из своей обширной коллекции, поскольку производство Lettera 22 было прекращено в 1960-х годах.
❯ Кратчайшая история компании Olivetti
Открыта в 1908 году Камилло Оливетти. Уже в 1930-х годах она стала одним из мировых лидеров в производстве пишущих машинок, регистрируя множество патентов и поставляя свою продукцию по всему миру. В 1940-х компания успешно вышла на рынок калькуляторов, сначала механических, а затем электромеханических (в 50-х) и электронных (в 70-х). Olivetti была одной из первых в мире, открывших завод по производству полупроводников в 1940-х (завод после множества поглощений работает и сейчас). Они создали серию мейнфреймов, что объясняет, почему компанию называли «европейской IBM». В 1960-х они создали Programma 101 — компьютер, которые иногда называют самым первым ПК. Эта модель использовалась при расчете полета на Луну, сочетая простоту, доступность и возможности программирования для индивидуального использования.

После неожиданной смерти генерального директора и через год главного (про заговор я расскажу в полной истории Olivetti), компания попала в тяжелый кризис. Пришлось продать все подразделения компьютеров и мейнфреймов американцам.
К сожалению, в 1970-х годах Olivetti начала сдавать свои позиции. Компания уже не была тем лидером индустрии, каким была раньше, и все чаще просто копировала чужие решения. Однако, несмотря на это, Olivetti продолжала оставаться законодателем моды в дизайне, сохраняя свой стиль более 25 лет.
Также Olivetti опередили мир в плане социальных проектов. Они строили заводы и жилье для сотрудников, детские сады и научные центры.
В 1980-х Olivetti были один из лидеров на рынке IBM PC-совместимых компьютеров. Лидер в Европе и заметный игрок по всем регионам, включая США. Но к концу XX века компания утратила абсолютно все позиции по всем секторам. Сегодня после банкротства бренд Olivetti принадлежит Telecom Italia и ставится он на простые устройства типа кассовых терминалов и калькуляторов.
❯ ФОТО галерея из фильма «Дюна»
Я был бы рад не тратить время и поставить тут чужие фотографии и скрины. Но так вышло, что по запросу Dune Carlo Scarpa, я нашел только ужасные по качеству коллажи (url). Поэтому мне пришлось провести фактчек и сделать скрины. С уверенностью утверждаю, что слухи про использование интерьеров Карло Скарпа в «Дюне» — это правда. В фильме есть как его оригинальные, так и заимствованные интерьеры, которые созданы по образу и подобию мастера. Ниже доказательства.
Кадры из фильма «Дюна» слева и реальный интерьер архитектора К. Скарпа.




Новости, обзоры продуктов и конкурсы от команды Timeweb.Cloud — в нашем Telegram-канале ↩

Перед оплатой в разделе «Бонусы и промокоды» в панели управления активируйте промокод и получите кэшбэк на баланс.
Borislav24
Определенно у товарища был вкус , да и обычному бухгалтеру или креветке будет удобно и приятно пользоваться. Это Ламборджини среди пишущих машинок)
ThePolymer Автор
Именно!!! Уточню только, что все предметы тут из разных периодов, то есть это была установка внутри компании: делать качественные устройства с крутым дизайном и удобные для людей.