Примерно 20 лет профессиональный (то есть, «за зарплату, да так, что подолгу не увольняют») разработчик C/C++/python/go/typescript/php. Не суперзвезда в карьере, но дело своё люблю. Надо поделиться мыслями об этой сфере, простыми, но ценными по причине частого и удивительного их упускания из виду.

  1. На дворе капитализм, помни это под гнётом корпоративной или государственной пропаганды. Из этого пункта следует, что бабло — основное. Не позорно оперировать им в целях, в речи, в мыслях так же, как чем угодно другим. Капитализм — просто формат отношений, формат договорённостей. Раз уж официально установлен, то используйте. Вопросы о зарплате, деньгах, премиях, переработках — не «стыдные», а базово‑примитивные, как спать.

  2. Работодатель обычно вас не «любит» или «уважает», а нужны вы ему, чтобы деньги зарабатывать. Спортзалы, красивый офис, печеньки — чтобы платить поменьше, а ты реже смотрел на сторону. Не верьте в рассказы про профессиональный рост, коллектив‑семья, поддержку и развитие, а верьте только в 2 вещи: (А) — насколько вам интересна сфера, (Б) — зарплата (без премий). Ну и, ясное дело, бывают неприятные люди, с которыми можно не сработаться — заранее не узнаешь, просто уйдёшь к тем, с кем сработаешься.

  3. Пересмотры зарплат, перфоманс‑ревью, помощь в профессиональном росте, индексации зарплат — к этому не надо относиться серьёзно, этого обычно не будет, даже если сказали словами через рот, что будет. Говорить ртом — это бесплатно. Цель — чтобы вы пришли, а потом печеньки в офисе остановят его от ухода. Научно не доказано, чтобы в большинстве случаев доходность росла быстрее, чем от смены работы. Не стоит думать, что работодатель — обманщик, если не индексирует зарплату, не повышает до босса и не даёт 700к/сек премий. Этого никогда не предполагается, даже если сказали ртом, что предполагается. Рот не работает, работает только трудовой договор — читайте его, там буквы на бумаге и подписи.

  4. Все вышесказанное не означает, что корпорации — плохие. Что плохого в следовании своей основной цели — зарабатывания денег? От увеличения оплаты программисту, он ещё ни разу в истории не становился умнее, дисциплинированнее, производительнее. Платить деньги — не выгодно, от этого их становится только меньше, что прямо противоречит целям коммерческого предприятия. Работодатели и корпорации — хорошие, потому что это машинка по зарабатыванию денег и вас в неё взяли, что уже круто. А если вы поймёте как эта машина деньги зарабатывает и поможете ей делать это лучше, то и с вами даже поделятся, но здесь вам для себя нужно определиться, что вы хотите в манагемент, окончить MBA, заниматься финансами и гонять на бентли, но придётся забыть C++, потому что для зарабатывания денег иногда надо уволить 500 человек, а не код написать.

  5. Профессионализм в работе — доставка продукта в срок. Самое ценное — время. Вас наняли не для исследований, а для подвоза результата к сроку, на который босс забился с заказчиком. Иногда для исследований, но об этом три раза скажут отдельно. Заказчику результат не нужен позже, потому что позже заказчик проигрывает тому, против кого он хотел ваш результат использовать. Профессионал умеет давать рабочий результат в срок, остальные качества профессионала — ВТОРИЧНЫ. Да, вторично даже то, что результат кривой. Если работник делает результат не в срок, но с отличным качеством — это уже «искуссный мастер», художник и творец и место ему с бутылкой водки под забором, где богема обычно и валяется. Профессионал «умеет в версии» — умеет собрать все мысли об улучшениях в кучку на следующий виток работы, а не кидаться делать эти улучшения прямо сейчас, сбиваясь с курса выкатки результата в срок. Умение делать то, о чём договорились, осознавая всю ущербность договоренного в сравнении с тем, что «можно было бы, если бы», — это главное.

  6. Программирование психологически хорошо малым расстоянием между замыслом и результатом. Не успеешь заскучать, пока шло время то проекта железобетонного здания и отделки готового фасада через 3 года. Даже радиотехническим чувакам скучнее — плату быстро не переделаешь. А здесь хоба и перекомпилировал. Вопрос во владении 10-пальцевой слепой печатью только, а учитывая что часто она у всех давно есть, потому что годами срались в комментах, то в скорости мышления и в том, выспался ли ты. Так что, надо ценить эту скорость, не только лишь где‑либо ещё есть подобные возможности!

  7. Ошибочно думать, что карьера программиста — рост в манагемент. Тимлидство — сплошные созвоны и деградация, парады да попойки. Чаще всего повышение до тимлида в вашей корпорации будет по зарплате менее выгодным, чем тупо уйти в другую корпорацию на ту же роль, где вы сейчас. Мир не помнит имён великих тимлидов, но мир помнит имена великих разрабов — Торвальдса, который до старости в коде копается, создателя ffmpeg Фабриса Белларда, который наворотил кроме ffmpeg ещё горову тучу классных поделий или недавно упомянутого на хабре Георгия Герганова. Да, мир помнит Стива Джобса и Билла Гейтса, но это не темлиды, это малость помощнее и пожощще.

  8. Если вы не захотели в манагемент, не пошли в высшую школу экономики учиться зарабатывать баблище, значит вам интересно программирование. Но тогда раскройте весь потенциал такого интереса. Делайте что‑то, что интересно, а не просто просиживайте штаны в офисе на роли сеньёра/мидла, чтобы полатить ипотеку. Делайте пет‑проджекты, не обращая внимания на то, что там в тренде. Проекты должны помогать вам что‑то лучше понять. Важно — доводите их до рабочего проекта (с закрытым кодом) — например какой‑то рабочий сайт с игрушкой, или до рабочей репы на гитхабе (с открытым кодом). Пет‑проджект должен так же заканчиваться работающим результатом (любого качества), как и работа, иначе вы не профессионал и не уважаете проект и свой труд. Используйте семантику слова «проект» как «проецирование на временную ось», у проекта должна быть цель в виде «оно работает». Ну и если ваш пет‑проджект начинался как попытка разобраться в том, как что‑то работает, а в итоге оно никак не работает, то вы промахнулись мимо своей же цели, что стрёмно.

  9. Не бывает быстрых результатов типа «хоба», выпил много кофе и закодил за ночь гениальное поделие. Уметь разбить задачу на огромное число этапов и планомерно их сделать — это супер.

  10. Нельзя всерьёз воспринимать нытиков «ты делаешь велосипед, это ненужно». Во‑первых вы им его и не предлагали, во‑вторых они и такого‑то не осилили. Нужно обязательно уметь кидаться вонючим калом, грубо насмехаясь, в человека, который пытается это делать с вами — баланс тупой критики важен. Нужно активно закидывать грязью авторов плохой критики, которой большинство. Нужно ценить авторов хорошей критики, которых мало. Различать хорошую критику от плохой — надо. Хорошая — не которая вам нравится, а исходящая от автора нескольких работающих пет‑проджектов. «Сперва добейся» — это был не троллинг, эту фразу ненавидят диванные борцы с велосипедами и мамкины инноваторы. Делавший своё, что работает, — никогда не вылезет на броневичок с такой тупой критикой. Страшная тайна: большинство успешных бизнесов‑проектов‑стартапов — велосипед. Но сделаный лучше конкурента, тем и ценится. Любой новый успешный бизнес — это какой‑то старый, но где клиенту сэкономили ресурсы. Более того, делать не‑велосипед — очень тупо! Ибо, если в какой‑то сфере нет конкурентов (после стольких лет проб и ошибок разных бизнесов), значит эта сфера точно никому не упёрлась, там нет спроса. Велосипеды рулят! Делайте свои языки программирования, свои алгоритмы шифрования, свои мессенджеры, свои соцсети, свои игры, свои 3D‑движки и держите лопату в бочке кала наготове, чтобы ловким движением раскидать субстанцию по мамкиным критикунам. Если вы изобрели свой алгоритм шифрования и от него кто‑то пострадал — не ваша проблема, не надо пытаться спасать мир. Вы не первый, от кого кто‑то пострадает, жизнь жестока, пусть поплачут. Не стесняйтесь в выражениях, травите и унижайте глупых критиков, доводите до психоза и депрессии, ибо они приносят очень много вреда в мотивации пытливых умов и людей, которые пытаются с грехом пополам делать хоть что‑то. Разговаривать — желающих много, пытаться делать — очень мало, делать так, чтобы хоть как‑то завелось — единицы. Что там реально нужно и что не нужно — покажет рыночек, а не вопли с диванов от тех, кто до рыночка со своим продуктом даже и не дошёл.

  11. Даже если вы пошли в манагемент и закончили высшую школу экономики и уже гоняете в офис на бентли в костюме, всё равно нужно делать пет‑проджекты) Просто это уже будут бизнес‑пет‑проджекты, где целью будет доход. Нельзя жить и ничего не предпринимать. Предпринимать жизненно необходимо, потому что ваш работодатель скорее всего не успеет с тем, чтобы инициативно подсуетиться и подать вам на блюдечке что‑то, что будет вас развивать, вам придётся отнестись к себе с уважением и найти это самостоятельно.

Комментарии (15)


  1. saipr
    16.07.2025 07:33

    Вы не первый, от кого кто‑то пострадает, жизнь жестока, пусть поплачут. Не стесняйтесь в выражениях, травите и унижайте глупых критиков, доводите до психоза и депрессии, ибо они приносят очень много вреда в мотивации пытливых умов и людей, которые пытаются с грехом пополам делать хоть что‑то. Разговаривать — желающих много, пытаться делать — очень мало, делать так, чтобы хоть как‑то завелось — единицы. Что там реально нужно и что не нужно — покажет рыночек, а не вопли с диванов от тех, кто до рыночка со своим продуктом даже и не дошёл.

    Жестко, но верно! За почти 60 лет в программировании не раз убеждался в верности сказанного!


  1. lazy_val
    16.07.2025 07:33

    Умение делать то, о чём договорились, осознавая всю ущербность договоренного в сравнении с тем, что «можно было бы, если бы», — это главное

    Все подобного рода советы сводятся к тому что можно сделать ИЛИ в срок, ИЛИ хорошо. Возможность сделать И в срок И хорошо даже не рассматривается. Хотя она по смыслу является (должна являться) вариантом по умолчанию.


    1. ForestDront
      16.07.2025 07:33

      Чтобы хорошо и в срок должно совпасть много маловероятных событий навроде тщательного ТЗ, архитектура чтоб была проработанная и не пересматривалась кардинально за месяц до окончания проекта, да и вообще, чтоб были компетенции разрабов, компетенции руководства, компетенции заказчика. Совпадение всего этого настолько сферический конь в вакууме, что в природе не встречается.


      1. lazy_val
        16.07.2025 07:33

        Чтобы хорошо и в срок должно совпасть много маловероятных событий

        Совпадение всего этого настолько сферический конь в вакууме, что в природе не встречается

        У каждого свой опыт


      1. panzerfaust
        16.07.2025 07:33

        Без тщательного ТЗ невозможно сделать идеально. А вот хорошо или по крайней мере не плохо сделать - вполне. Вопрос скилла.


    1. shlmzl
      16.07.2025 07:33

      Все подобного рода советы сводятся к тому что можно сделать ИЛИ в срок, ИЛИ хорошо. 

      Подобного рода советы может и сводятся к этому, но конкретно в этой статье я не нашел никаких или. Нашел - просто сделать в срок настолько хорошо чтобы заказчик принял работу, не стремиться делать лучше рискуя сроками. Мысль как бы банальная, но без наличия мозгов, умения ими пользоваться и опыта в текущих реалиях - нереализуемая, мне так кажется.


  1. ForestDront
    16.07.2025 07:33

    Ещё добавил бы, что полно фанатиков различного толка: фанатики Александреску, фанатики "чистого" кода, функционального или объектного программирования, фанатики питона, раста, плюсов. Не надо вступать в эти секты. Нет серебряной пули, нет универсального решения на все случаи жизни. Надо подбирать инструмент под задачу


    1. pnmv
      16.07.2025 07:33

      сейчас вам расскажут, что многостаночник - это тот, который плох сразу во всём, а не условно хорош, по трём-пяти направлениям.


      1. ForestDront
        16.07.2025 07:33

        Да, корпорации стремятся всех поставить за конвеер, но этому надо сопротивляться


    1. Yuriy_75
      16.07.2025 07:33

      А автор поста, похоже, фанатик пет-проектов. А дальше у программиста небогатый выбор, чем пожертвовать ради этих петов. Можно семьей. Можно физической активностью.


  1. nikolandr
    16.07.2025 07:33

    Не стоит думать, что работодатель — обманщик, если не индексирует зарплату

    Индексация заработной платы - обязанность работодателя по ТК РФ. При наличии в компании премиальной системы есть возможность юридически это обойти, ну так и разработчик может тогда не впахивать 8 часов, а работать в режиме итальянской забастовки + например тот же удалёнщик может 4 часа не выходить на связь вообще без последствий


    1. Zel08
      16.07.2025 07:33

      Яркий пример МВД им не составили индексацию в 2012 году, потом еще несколько лет, в 2024 году тоже не индексировали, очень громкая новость была, в 2025 году индексация даже не покрывает инфляцию... Кроме этого если смотреть сферу других людей, к примеру на заводах то ее опять нету либо ниже инфляции, в торговле на частника тоже индексация может быть или не может, там зп от продаж может зависеть. Самозанятые вообще сами за себя, ИП тоже и так далее...


  1. shlmzl
    16.07.2025 07:33

    Нельзя всерьёз воспринимать нытиков «ты делаешь велосипед, это ненужно». Во‑первых вы им его и не предлагали, во‑вторых они и такого‑то не осилили. Нужно обязательно уметь кидаться вонючим калом, грубо насмехаясь, в человека, который пытается это делать с вами — баланс тупой критики важен. Нужно активно закидывать грязью авторов плохой критики, которой большинство. 

    Наказуемо вообще-то, вплоть до уголовной.


  1. dersoverflow
    16.07.2025 07:33

    Нужно обязательно уметь кидаться вонючим калом, грубо насмехаясь, в человека

    Мне моя брезгливость дорога,
    мной руководящая давно:
    даже чтобы плюнуть во врага,
    я не набираю в рот говно.


  1. apevzner
    16.07.2025 07:33

    Мир не помнит имён великих тимлидов, но мир помнит имена великих разрабов — Торвальдса, который до старости в коде копается

    Великие разрабы, как правило, не только сами код пишут, но и лидируют в большой команде/сообществе, которые вокруг них и собрались.

    Все помнят Джобса, но мало кто помнит Возняка, хотя он был великим инженером - электронщиком. Да и имя Видлара широко известно в довольно лишь узких кругах, хотя он, фактически, в одни руки создал всю современную аналоговую микроэлектронику.